Возникновение и развитие первого поколения прав человека




Развитие знания и юридической мысли в отношении зарождения и становления прав человека, их постепенное международно-правовое закрепление, привели к выводу о существовании исторически последовательных больших групп прав, которые называют поколениями прав. Ближе к концу 20 века, утвердилось современное разделение данных поколений на три большие группы, в зависимости от спектра охватываемых ими прав[5].

Говоря о первом поколении прав человека, важно понимать, что их главной составляющей являются права гражданские и политические. Существует множество точек зрения по поводу того, когда и где возникли первые зачатки данных прав. Единогласного мнения на данный счёт нет.

Как было отмечено ранее, уже в Древнем мире появились первые предпосылки к развитию идей о правах и свободах человека. Общества того времени обладали довольно широко развитой концепцией справедливости, осознания человеческого достоинства, легитимности многих политических институтов. Нужно упомянуть, что в свою очередь, данные представления, зачастую, шли в разрез с современным пониманием прав человека, но так или иначе, заложили основу для развития мысли в этом направлении. Более того, добавляет сложности и тот факт, что сам термин «права человека» практически не встречается в каких-либо документах, до его закрепления в 18 веке, в результате великих потрясений и кардинальной смене представления о концепции прав человека в целом. Поэтому, проследить развитие концепции прав человека того периода возможно, беря во внимание, целостное представление о праве, а также юридической мысли того времени. Исходя из этого, необходимо иметь в виду, что «Права человека есть необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права вообще, субъективно-исторический аспект выражения сущности права как особого типа и специфической формы социальной регуляции. Право без прав человека так же невозможно, как и права человека без и вне его»[6]. Безусловно, это говорит о важности представления о самих причинах возникновения и развития права, различных исторических событиях, процессах и явлениях, оказывающих прямое или косвенное действие на него. Вышеизложенные факты, без сомнения позволяют сделать вывод, что зарождение идей о правах и свободах человека, развитие права в целом, находится в прямой причинно-следственной связи с возникновением современных гражданских и политических правах.

Тем не менее, понимание прав человека, ближе схожее с современным, восходит только к позднему Средневековью. На это повлияли многие политические, а также культурные процессы, происходившие в Европе в данное время. Особенно, стоит отметить Эпоху Возрождения, со своими более светскими чертами, позволившую уделить большее внимание человеку и его деятельности непосредственно. Ведь, «когда мы говорим человек цель, а не средство, то имеем в виду заботу общества и государства об охране прав и свобод каждого человека»[7]. В это время снова вставал актуальный вопрос о том, какими правами человек должен обладать, что большая часть из них присуща ему от рождения и неотъемлема. Подъем таких мыслей, во многом, был не в пользу укоренившейся системе феодализма, процветавшей в Европе, так как все большее количество крестьян требовало расширении своих прав, всевозможных смягчений и преференций. Результатами таких идей, часто становились различные недовольства, бунты и открытые выступления против феодалов и властей, послужившие отправной точкой для принятия первых правовых документов в сфере прав человека в Европе. Примером одного из таких документов, не всяких сомнений, можно назвать «Двенадцать статей», принятых в 1525 г. в Германии, являющихся компиляцией ряда прав, закрепленных в классических священных христианских писаниях, а также требований крестьянства об уменьшении различных налоговых ставок и штрафов[8].

Кроме вышеупомянутого документа, также можно привести в пример Билль о правах 1689 г., который является одной из основополагающих частей современной неписанной Конституции Великобритании и одним из первых нормативно-правовых актов закрепивших в себе ряд неотъемлемых современных прав человека: неприкосновенность имущества, свобода слова, запрет применения жестоких видов наказания. Более того, были упомянуты некоторые и политические права, свойственные большинству современных государств демократической формы правления, а именно свобода выборов в парламент, прямое обращение народа к власти и подача петиций[9].

Однако, несмотря на культурно-политические процессы, происходившие в позднем Средневековье и начале Нового времени, более исчерпывающее понимание прав человека, и сам данный термин как таковой, стали неотъемлемой частью правосознания людей только в конце 18 века, на рубеже великих революций и потрясений. Особенно ярко эти мысли были распространены в предреволюционном французском обществе, а также в британских колониях Северной Америки. Так, уже во второй половине 18 века, население британских американских колоний, стремилось уменьшить влияние метрополии, зачастую вводившей, абсолютно дискриминационные акты в их отношении, препятствовавшей осуществлению населением своих прав и свобод. Во многом, это обусловлено тем, что большинство мигрантов, переселявшихся из Британии в Северную Америку, ехали с целью получения большей свободы, «независимости» от Короны, возможности свободнее распоряжаться своим имуществом и иметь большую свободу слова. Эти народные стремления, становились неотъемлемой частью самосознания и правосознания народа, населяющего британские колонии Северной Америки, поэтому сам процесс возникновения США, можно, в большей мере, назвать эволюционным, а не революцией в прямом смысле слова[10]. Подтверждением тому, является принятие во второй половине 18 века легислатурами некоторых североамериканских британских колоний биллей о правах, способствование установлению свободы религиозных взглядов, в попытках уравнять в правах католиков и протестантов. Данные идеи непосредственно закрепились в Декларации Независимости США 1776 г. и следующей ей Конституции США 1787г. Отражением широко распространенного правосознания населения Северной Америки и стремления бороться за свои права и свободы является следующий отрывок из Декларации независимости США: «Когда ход событий принуждает какой-нибудь народ порвать политическую связь, соединяющую его с другим народом, и занять наравне с остальными державами независимое положение, на которое ему дают право естественные и божеские законы, — то должное уважение к мнению человечества обязывает его изложить причины, побуждающие его к отделению. Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей, правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью»[11].

К слову, говоря о борьбе за независимость в испанских колониях Латинской Америки, стоит особо отметить, что декларации о независимости, также повсеместно принимавшиеся в государствах данного региона в первой четверти 19 века, закрепляли схожие естественные права и свободы человека.

С принятием Конституции США в 1787 г. и Билля о Правах 1791 г., многие идеи о правах человека, носившие лишь декларативный характер, были законодательно закреплены. Конституция США, являясь одной из первых писаных конституций, вобрала в себя мысли, изложенные в Декларации Независимости, а также требования народа, в ходе многолетней борьбы с английской метрополией, главная составляющая которых являлась расширении их личных и политических прав. Конституцией также были приняты во внимание и те права и свободы, которые являлись составной частью права бывшей метрополии – Великобритании в целом. Так, раздел 9 Конституции подтверждал, что «действие привилегий приказа habeas corpus не должны приостанавливаться, если только того не потребует общественная безопасность, в случаях восстания или вторжения, не должны приниматься билли об опале, или законы ex post facto»[12]. На государственном уровне было подчеркнуто, что жители каждого штата пользуются равным набором прав и свобод во все других штатах.

Важно в данном контексте, выделить особую роль, которую сыграл Билль О Правах, представляющий собой первые десять поправок к Конституции США, сделанные в 1791 г.. Данный документ, на конституционном уровне, закрепил фундаментальные права человека, которые, и в настоящее время являются неотъемлемой частью современных демократических конституций. Среди вышеупомянутых прав были такие, как: свобода религиозных взглядов, свобода слова и печати, свобода мирно собираться, подавать петиции с жалобами к власти, право народа на охрану личности, жилища, бумаг, от необоснованных обысков и арестов, право на скорый публичный и беспристрастный суд, запрет принуждения на свидетельство, право на суд присяжных[13]. Вышеизложенное иллюстрирует качественный скачок в развитии идей о правах человека, который произошел в умах людей, после длительного периода борьбы за свои свободы и ценности. Можно с уверенностью сказать, что за долгое время впервые был довольно чётко определен статус человека и гражданина, проведены пределы государственного контроля за исполнением и соблюдением данных гражданских прав.

Стоит также отметить, что уже в конце 18 века, многие североамериканские штаты, преимущественно северные отменяли и запрещали на уровне легислатур штата рабство, выступали за уравнивание всех лиц, независимо от цвета кожи, и отмену рабства повсеместно, но сталкивались с мощным сопротивлением рабовладельческого юга. Тем не менее, это заложило основы будущего запрета дискриминации и падению рабовладельческого строя не только США, но и далеко за её пределами.

Эффект от Американской войны за независимость и законодательное закрепление прав человек, практически незамедлительно повлияли на предреволюционное французское общество. Опыт таких дипломатов и стратегов, как Адамс, Вашингтон и Франклин, был воспринят многими философами и лидерами французской революции. Это была наглядная демонстрация того, как народ избавляется от власти деспотичного монарха, и с оружием в руках отстаивает свои свободы и интересы[14]. Более того, в данный промежуток времени Францию захлестнули волны голода, жестокое подавление со стороны властей любого, агрессивно настроенного по отношению к ней выступления и, в большей мере, все это было лишь катализатором, на фоне угнетения феодально-абсолютистским строем большей части французского общества. В свою очередь, это не могло не вызывать еще большее недовольство народа, подъема народной борьбы против монархического абсолютизма.

Говоря, о Великой Французской Революции, её результате для народа Франции и течения мысли о правах человека, праве в целом, можно без преувеличения сказать, что она окончательно закрепила концепцию прав человека, как составляющую часть личности в правовом понимании. Именно в результате французской революции, был введён термин «права человека» как таковой. В купе с достижениями Американской войны за независимость, она дала мощнейший толчок к развитию концепции прав человека на протяжении всего последующего века, а её достижения рассматриваются как один из главнейших этапов в формировании мировых демократических ценностей и свобод. По оценке большинства ученых правоведов, в Декларации прав человека и гражданина «ярче и сильнее, чем в каком-либо другом документе той поры, отразилось влияние многомиллионных народных масс, поднявшихся на борьбу против феодализма»[15]. Знаменитая триединая фраза «свобода, равенство, братство», извлеченная из декларации 1789г., громовым эхом прокатилась по всей Европе. «В период, когда на европейском континенте еще господствовал феодально-абсолютистский порядок, этот смелый манифест революционной буржуазии, провозглашающий юридическое равенство людей, свободу личности, и право на сопротивление угнетению, сыграл прогрессивную роль»[16].

Важно подчеркнуть особый акцент Декларации в провозглашении прав человека, как наивысшей ценности и главного ориентира в дальнейшем развитии государства. Это подтверждается, непосредственно текстом документа, провозглашающем о правах человека как «о естественных, неотчуждаемых и священных» и делающем акцент на том, «чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу»[17]. Именно во французской Декларации 1789г. было провозглашено, что всем гражданам, беспрекословно должны были быть гарантированы такие права как: свобода и неприкосновенность, собственность, безопасность и возможность сопротивления любой форме угнетения прав и достоинства людей. В вышеупомянутом документе закреплялось, что нужда в разработке и принятии закона является закономерной последовательностью того факта, что осуществление естественных прав каждого человека и гражданина находится в тех рамках, которые гарантируют и предусматривают остальным членам социума возможность пользование тем же набором прав, привилегий и свобод. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что эта Декларация смотрит на законы через призму, так называемого выражения общей воли народа, главной целью которой, является непосредственное укрепление равенства прав всех членов общества и всяческий запрет любых действий, которые несут вред последним.

Важность Декларации прав человека и гражданина 1789г. подчеркивается и тем, что данный документ стал неотъемлемой, составной частью французской Конституции 1791г., а также фундаментальным правовым ориентиром, при разработке и принятии дальнейших документов в сфере прав человека. Французская декларация прав человека и гражданина 1789г. утверждала, что, главным образом, все беды и несчастья страны проистекали из пренебрежения неотъемлемыми правами естественными правами граждан[18]. Исходя из этого, очевидно, что новая французская конституция не может не принимать во внимание и не учитывать всех данных прав. "Перечень прав служил фундаментом позитивных, исходящих от государства законов, и именно поэтому Декларация провозглашала права не только человека, но и гражданина»[19].

Заявленные в ходе Французской революции идеи о первом поколении прав человека и гражданина, вызвали рост правосознания населения многих европейских государств, в особенности имеющих общую границу с Францией. Они пробудили мощное антифеодальное движение в Бельгии, а также во многих западных и центральных землях Германии, оказали немаловажное влияние на идейную жизнь данных государств[20].

Результаты мощного толчка в развитии гражданских и политических прав человека как итог потрясений конца 18 века, оказали мощное влияние и на умы наиболее прогрессивных мыслителей и философов того времени, а именно: Фридриха Шиллера, Иммануила Канта, Шлецера, Стюрта Милля и других. Важно заметить, что это являлось сильным импульсом для развития и становления либерализма и демократических идей устройства государства и общества как таковых.

Подводя некий итог, результату развития и крепкому становлению концепции прав человека, а именно гражданским и политическим правам, составляющим первое поколение прав человека на рубеже 18-19 вв., нужно отметить, что в декларациях независимости того времени, а также конституциях, являющихся производными от них, естественные права и естественный закон служили аксиомами действия, закрепляли и подтверждали содержащийся в данных документах вывод. А главная суть этого вывода – действие, являющееся результатом восприятия законов природы и естественных прав человека как самоочевидных и не требующих каких либо доказательств кому-либо[21]. И в американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека, естественный закон и естественные права служили универсальными политическими принципами, предполагающими, если предпринятые на их основе действия согласуются с этими принципами, то и все дальнейшие действия не должны им противоречить[22].

Смотря через призму развития первого поколения прав человека, можно проследить, что первая половина 19 века, практически повсеместно характеризуется формированием первоначального либерального набора различных гражданских и политических прав и свобод. В то же время, несмотря за достижения в развитии прав человека в результате принятия деклараций, сложно было говорить о полном становлении всех политических и гражданских прав человека, как мы их представляем в настоящее время. Оставалось множество преград и трудностей на пути развития данной концепции, политических и культурных преград, которые необходимо было преодолеть. Одной из таковых являлось, довольно широко распространенное рабство и другие формы насильственного труда. В большинстве своем, эта система была построена на услужении низших классов высшим, а такое деление основывалось на разделении людей по признаку: цвета кожи, религии, материальной независимости и состоятельности и т.д. Это побуждало все большее количество государств бороться и привносить новые идеалистические представления о правах человеком и либеральном построении общества. Так, Великобритании под влиянием идей французской революции и на основе выводов, сделанных по итогам Войны за независимость США, уже в начале 19 в., разрабатывает и принимает акт, запрещающий любое форму торговли или обмена рабами, а через пару десятилетий и вовсе упраздняет институт рабства. Отчасти, именно этот шаг английской Короны принимают во внимания, говоря о долговечности существования одной из самых больших империй. Принятие такого закона, безусловно, снижало градус напряженности среди населения, особенно в различных заморских колониях Англии, поощряло дальнейшие развитие основополагающих прав человека, а также оказывало влияния на государства-противников отмены институтов умаляющих права и свободы людей.

Примером такого отсрочивания отмены рабства и попыток жить старым мировоззрением, являются революции во многих испанских и французских колониях, Гражданская Война в США 1861-1865, явившаяся результатом коллизии взглядов либерального севера и реакционного юга.

Важно отметить, что вопросам запрета дискриминации и отмене рабства уделялись вопросы и в Европе, освобожденной от армий Наполеона Бонапарта. Так, «в 1815 г. вопрос о торговле рабами был впервые поставлен на рассмотрение Венского конгресса, который принял Декларацию о запрещении торговли рабами и их перевозки»[23], решительно осуждавшей любые попытки принуждения к подневольному труду и организации рабства как одной из самых радикальных форм унижения и умаления прав и свобод человека. В ходе Ахенского прогресса, задачей которого было разрешение и обсуждение многих важных политических проблем, с которыми столкнулись лидирующие государства Европы в первой четверти. Так в ходе встречи на высшем уровне между императорами и министрами, было озвучено и выражено согласие с идеей о запрете любого вида торговли рабами, а также оговорены права еврейского народа, зачастую подвергавшегося дискриминации и различного рода гонениям в разных уголках Европы. Поднимались данные вопросы и в последующие годы. Уже «в 1841 году, Англия, Россия, Франция, Австрия и Пруссия заключили договор, согласно которому запрещалась перевозка в Америку рабов-негров, а в 1885 г. Берлинская конференция приняла генеральный акт, подписанный 16 государствами-участниками, в котором констатировалось, что работорговля запрещается международным правом»[24].

Данные процессы свидетельствовали о росте различного рода либеральных, гуманистических идей в странах Европы, являлись предпосылками для формирования полномасштабной картины прав человека, возникшей в последующем веке.

Как известно, 20 век стал веком серьезных изменений. Первая его четверть ознаменовалась крушением великих империй и появлением на их месте новых самостоятельных, независимых государств. В сою очередь, логично предположить, что это не могло не коснуться процесса развития личных и политических прав и свобод человека, затронуть весь процесс развития права. Первая Мировая война, голод, политическая нестабильность и размытость будущего вызывали недовольства народа, вело к росту революционной настроенности. Во многих государствах это также осложнялось бедственным положением крестьянства, лишь декларативным исполнением многих личных и политических прав людей. Именно поэтому политические процессы начала 20 века, привели к рождению социалистических движений, ратовавших не только за соблюдением своих личных и политических прав, но и за различные социально-экономические права. Многие начинали осознавать всю системность действия прав человека, тесную связь между ними и неразрывность.

Как итог, с одной стороны это привело к победе социалистических революций и закреплению прав угнетенных классов. Это наглядно можно проиллюстрировать на примере принятия Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа Всероссийском съездом Советов в 1918г., провозглашающей «своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах»[25].

С другой стороны, как итог Первой Мировой войны и большего количества народных выступлений этого времени, мировое сообщество начинало осознавать необходимость наличия специализированных национальных и международных органов, с чёткой и строгой компетенцией в сфере надзора за соблюдением прав человека и гражданина. В сторону этой точки зрения также свидетельствовал факт того, что зачастую, между закреплением разнообразных прав человека и гражданина в нормативных актах и их реальным исполнением, гарантией реализации последних, было мало общего. Исходя из этого некоторые государства создавали национальные контрольные органы за соблюдением прав человека и гражданина, а также важно выделить созданную, на основе консенсуса большинства государств-участников Первой Мировой войны, Лигу Наций, в стенах которой уделялось много вопросов о развитии прав человека в тех или иных частях света и проблемах на их пути.

Более того, важно отметить, что в 1922г., исходя из инициативы многих национальных организаций по защите прав человека, особенно немецких и французских, была создана первая международная неправительственная организация по защите прав человека – Международная федерация за права человека. Данная неправительственная организация, сыграла немаловажную роль в лоббировании принятия основополагающих документов, закрепляющих ныне фундаментальные права человека, обсуждении и акцентировании внимания на наиболее слабо защищенных группах населения, способах борьбы за права человека в разных частях света.

Вторая мировая война, начавшаяся в 1939 году и продолжавшаяся до сентября 1945, заставила мир содрогнуться и полностью пересмотреть всю систему построения международных отношений между государствами. Тысячи городов, лежавшие в руинах, десятки миллионов жизней людей, зверские чистки гражданского населения и преступления геноцида, подчеркнули необходимость пересмотра и переосмысления концепции прав человека, важность в скорейшем принятии фундаментальных международно-правовых документов, закрепляющих права и свободы людей, а также учреждение строгой системы специализированных органов, следящих за соблюдения государствами всех данных прав и свобод. В этой идее сходились все государства мира, особенно те, кто наиболее сильно пострадал в результате этой кровавой и разрушительной войны. Как нам известно, уже в апреле 1945 года, делегаты из 50 государств, прибыли на конференцию в Сан-Франциско, решительно настроенные на принятие главного международного документа, утверждающего новый послевоенный миропорядок и обозначающий учреждение новой международной организации-форума, которая сменит Лигу Наций и будет площадкой для дискуссий между всеми существующими государствами. Вскоре после этого, новая международная организация была учреждена и её документ, который мы сейчас знаем как Устав ООН был принят, вступив немногим позже, 24 октября 1945 в силу. Идеалы нового миропорядка, подчеркивающие и новое глобальное понимание прав человека, были закреплены в преамбуле Устава, провозглашающего: «Мы, народы Объединённых Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принёсшей человечеству невыразимое горе и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций»[26].

Также ст. 1 Устава говорила, что все государства имеют обязательство "осуществлять международное сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии"[27]. Несмотря на это, как уже было упомянуто, на тот момент не существовало какого-либо универсального, а в большей части и регионального нормативно-правового документа, закрепляющего основные фундаментальные права и свободы человека на межгосударственном уровне.

В свою очередь, начало деятельности ООН и функционировании Комиссии ООН по правам человека, ознаменовало начало практической реализации идей и мыслей о создании данного универсального документа, закрепляющего основополагающие права человека, прежде всего гражданские и политические. Ведь безусловно, «еще в ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружилась неразрывная связь между поддержанием и сохранением мира и международной безопасностью и соблюдением основных прав и свобод человека»[28]. Работа над будущей Декларацией прав человека, была довольно трудной, поскольку вызывала некоторые разногласия, какие права должны быть закреплены в первую очередь и будет ли данный документ ратифицирован необходимым количеством государств. Стоит упомянуть, что состав Комиссии ООН по правам, принимавший участие в разработке вышеупомянутого документа, состоял из очень выдающихся юристов и борцов за права человека того времени. Председательствовала в Комиссии супруга известного американского президента Элеонора Рузвельт. В ходе выработки основных положений Декларации, было довольно сложно провести грань между правами, действительно гарантирующими нормальную жизнедеятельность человека, его потребности в пище, сне, отдыхе и с другой стороны правами, составляющими неотъемлемую часть социальной, политической и культурной жизни любого человека. Исходя из этого и основываясь на опыте принятия Устава ООН, который из-за разногласий государств, в ходе его принятия, не содержал перечня всех основополагающих прав и свобод, даже относящихся к первому поколению прав, в 1946 году Организация Объединенных Наций приняла решение разработать Всеобщую декларацию прав человека, которая должна была быть впоследствии принятой в виде резолюции Генеральной Ассамблеи, а не обязательного международного договора[29]. Тем самым члены ООН справедливо исходили из того, что такой документ будет легче согласовать, а затем и одобрить.

Важно отметить, что в ходе разработки, создатели Декларации, сильно ориентировались на уже существующие национальные документы в сфере прав человека, а именно: Французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию США 1787 г. и Билль о правах 1791г., дополняющий ее, декларации независимости и ряд других документов закрепляющих в себе права человека. Принимались во внимание и многие национальные конституции разных стран.

Первоначальный проект документа, представленный опытным канадским юристом Джоном Хамфри был слишком обширным, учитывающим многие рекомендации со стороны национальных групп и предложения других членов Комиссии ООН по правам человека. Кроме основополагающих личных и политических прав, Хамфри постарался учесть многие права социальные и культурные, которые в свою очередь, могли стать очередным предметом долгих дискуссий. В 1947г., редактирование будущей Декларации было доверено опытному французскому юристу и писателю, очень хорошо знакомому с юридической техникой многих стран – Рене Кассену. Именно Кассеном и его подгруппой текст документа был редактирован, ему была придана чёткая юридическая структура и логика.

Итогом долгих обсуждений, подготовки трёх чёрновых проектов будущего документа, разногласий государств по многим вопросам, в особенности государств социалистического лагеря и многих развивающихся стран, 10 декабря 1948 года резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН была принята и провозглашена «Всеобщая декларация прав человека»: «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией»[30].

Более того, преамбула и первая статья Декларации в целом закрепляли новое модернизированное представление о концепции прав человека, провозглашая, что "признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства"[31].

В тоже время, несмотря на «появление» прав человека на международном уровне нельзя не упомянуть что «при разработке и принятии Всеобщей декларации, как и многих других документов в области прав человека, государства с различными общественными системами сознательно не уточняли содержания многих обсуждаемых понятий и не давали им классовых определений»[32].

Во многом данные понятия детерминировались с разных точек зрения и позиций, однако в их определение вкладывался и общедемократический и общечеловеческий смысл, являющийся приемлемым для всех государств.

С другой стороны, невозможно преуменьшать значимость принятия такого многогранного и фундаментального документа как Декларация прав человека. Без всяких сомнений, это первый универсальный документ, закрепивший в себе все гражданские и политические права, заявленные еще о времена Французской революции, а также большой спектр других важных социальных, экономических, культурных и экологических прав. Именно Декларация прав человека стала отправной точкой для разработки и принятия всех последующих документов в сфере прав человека, которые позволили создать обширный правовой массив документов и специализированных органов ООН, следящих за исполнением прав человека во всех уголках мира. Большая часть критики, в свете резолютивного характера Декларации стала не актуальной с принятием на его основе Международных Пактов 1966г., имеющих императивный характер исполнения, а также за время многолетней практики применения государствами большинство положений Декларации приобрели статус норм обычного права.

Так, к примеру, «в Бельгии, Нидерландах, Индии, Италии, США, Шри-Ланке положения Декларации широко используются для толкования внутригосударственных законов, относящихся к правам человека»[33]. Более того, на них постоянно ссылаются различные суды названных стран. «В ряде постановлений Конституционного Суда России также содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека в обоснование вынесенных им решений»[34].

Так, Международные Пакты 1966г., подготовленные Комиссией ООН по правам человека, на основе Декларации прав и её применении государствами, вместе с ней составили, так называемый «Международный билль о правах». Именно данный билль стал благоприятной почвой для дальнейшего развития прав человека и принятие новых документов, дополняющих пакты и конкретизирующие многие аспекты в сфере прав человека. Приобретали и свои современные очертания контрольные органы по соблюдение прав человека. К примеру, в соответствии с Международным Пактом о гражданских и политических правах 1966г. был создан Комитет ООН по правам человека, отвечающий за контроль над выполнением государствами-участниками положений данного пакта, а позже в комитете появилась и процедура жалоб для частных лиц, чьи гражданские или политические права были нарушены.

В дополнение к вышеупомянутым пактам ООН и её специализированные органы выработали и приняли еще более 20 основополагающих документов, заполняющих бреши, которые остались после утверждения «международного билля». Среди них ряд важных конвенций, задачей которых является запрет определенных нарушений прав человека и гражданина, как геноцид, преступления военного времени, защита наиболее уязвимых слоёв населения как беженцы, переселенцы (Конвенция о вынужденных беженцах 1951г.), защита и уравнивание прав женщин (Конвенция ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1979 г.), прав и свобод детей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г.) и ряд других ныне фундаментальных документов. Более того, с принятием данных документов, учреждались и соответствующие контрольные органы, вместе которые составляют современную систему договоров по правам человека и договорных органов, со специальной компетенцией.

Некоторые ученые и юристы также отмечают, «что не следует забывать тот факт, что основополагающие международные документы по правам человека были выработаны в условиях идеологического противостояния, а в условиях политического расхождения разработчикам не удалось уточнить содержание многих понятий на которых базируются права и свободы человека и гражданина»[35]. Это привело к тому, что в законодательствах многих стран, а также в практике, такие базовые понятия как «равноправие», «справедливость», «социальный прогресс» и др. продолжают продолжают трактоваться по-разному[36].

Более того, невозможно не отметить, что Всеобщая декларация прав человека 1948г. и составляющие вместе с ней «международный билль прав человека» Международные Пакты 1966г. способствовали появлению региональных документов в сфере прав человека и региональных механизмов защиты прав человека в целом. «Более того, во многих решениях, принятых ООН, Всеобщая декларация рассматривается как международный документ, содержащий обязательные для всех государств принципы и нормы, соблюдение которых является неотъемлемой частью деятельности создаваемых правозащитных органов»[37].

Так были разработаны и приняты Европейская конвенция о правах человека 1953– одного из самых важных договоров Европейского союза и Совета Европы. Также был создан сглаженный механизм контроля за соблюдением данного документа и принятия жалоб со стороны жителей государств-участников конвенции в лице Европейского Суда по правам человек.

Основываясь на опыте принятия «международного билля по правам человека», а также становлении правозащитного механизма на европейском континенте, чередой принимаются во многом отзеркаливающие их: Американская конвенция о правах человека 1978г., Хартия прав человека и <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: