Основные педагогические условия, необходимые для развития у детей раннего возраста конструктивных способностей




ОПЫТ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ: «ОТ ИГРЫВ КУБИКИ И КИРПИЧИКИ К КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(Текст к презентации)

 

Автор:

Соколова Надежда Витальевна,

воспитатель

 

Галич

Слайд №1 ОПЫТ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ: «ОТ ИГРЫВ КУБИКИ И КИРПИЧИКИ К КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Воспитателя Соколовой Надежды Витальевны

Слайд№2 СОДЕРЖАНИЕ


I. ВВЕДЕНИЕ

Теоретическое обоснование

Цель

Задачи

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Условия

Принципы

Средства

Методы и приёмы

Формы

Диагностика

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат работы


Слайд №3 Введение

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает: - создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Слайд №4 Значение игр со строительными материалами

в формировании личности ребенка

1. Формируется познавательный интерес

2. Активизирует физическое развитие

3. Активное сенсорное развитие ( целенаправленным становится зрительное восприятие)

4. Развивается практическое экспериментирование

5. Формируется потребность в общении

6. Развитие активной речи

7. Расширение словарного запаса

8. Развиваются внимание, память

9. Развивается обобщение

10. Появляется самостоятельность, инициативность

11. Аккуратность

12. Бережливость

Таким образом, конструктивная деятельность играет важную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста, что позволяет считать выбор темы опыта работы актуальным.

Слайд №5

Цель опыта работы: Развитие конструктивных способностей у детей раннего возраста.

Задачи по деятельности с воспитанниками:

1. Развивать познавательную деятельность, обогащать словарный запас, развивать внимание, память.

2. Различать и называть основные формы деталей строительного материала в процессе создания простейших построек, знакомить с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

3. С помощью взрослого сооружать элементарные постройки по образцу, используя детали строительного материала, поддерживать желание что-то строить самостоятельно.

4. Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.).

5. Обыгрывать постройку, развивать конструкторские навыки и умения. (Формирование сюжетно – ролевой игры).

6. Приобщать к порядку (аккуратно разбирать постройки, складывать, убирать игрушки).

7. Знакомить со строительными играми с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.п.).

Задачи педагогической деятельности:

1. Изучить и проанализировать научно – педагогическую литературу по теме опыта работы.

2. Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми.

3. Положительная динамика развития ребенка.

4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.

5. Создать в группе условия для ежедневного свободного, конструирования с использованием конструктивных материалов.

Предполагаемый результат:

1. Усовершенствована предметно – развивающая среда;

2. Положительная динамика развития у детей собственно конструктивных способностей, умений и навыков работы с конструктивным материалом.

3. Возросла компетентность родителей по вопросу воспитания у детей раннего возраста интереса к конструктивной деятельности.

Слайд №6 Условия

Основные педагогические условия, необходимые для развития у детей раннего возраста конструктивных способностей

1. Наличие предметно – развивающей среды Предоставление детям разнообразных конструктивных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.

2. Совместная конструктивная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом. Организация деятельности.

3. Обеспечение взаимосвязи непосредственно - организованной конструктивной деятельности с самостоятельной деятельностью детей.

4. Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни. Интеграция с другими образовательными областями.

5. Сотрудничество и партнёрские отношения с детьми и родителями.

6. Выбор тематики игр с учетом возрастных особенностей детей.

Слайд №7 Предметно – развивающая среда

Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Слайд №8 С целью воспитания у детей раннего возраста интереса к конструктивной деятельности предметно – развивающая среда периодически обновляется.

Приобретено:

1. Строительный набор «Томик» (деревянный).

2. Строительный набор (пластмассовый).

3. Игрушки для сюжетных игр сомасштабные строительному набору.

4. Дидактические игры (кубик геометрический, геометрическая мазайка, геометрические вкладыши).

5. Контейнеры, пластмассовые ящики для хранения строительного материала.

Сделала:

1. Подборка стихотворений для детей раннего возраста по теме: «От кубика и кирпичика к конструктивной деятельности»

2. Книга - самоделка: «Мы - строительный набор».

3. Книга – самоделка: «Детские стишки про машины» и схемы для плоскостного конструирования к ней.

4. Книга – самоделка «Кубик на кубик» и схемы для плоскостного конструирования к ней.

5. Схемы для плоскостного конструирования счетными палочками.

6. Кубик и кирпичик - мягкие игрушки.

7. Геометрические фигуры на магнитах для магнитной доски.

8. Стихи в картинках (Интеграция образовательных областей).

Слайд №9 Принципы

1. Принцип доступности и индивидуальности.

2. Принцип последовательности и систематичности.

3. Принцип связи с жизненным опытом.

4. Принцип наглядности

Слайд №10 Средства

1. Компетентность.

2. Опыт работы.

3. Игровой и строительно-конструктивный материал предметно – развивающей среды группы и методического кабинета.

4. ИКТ.

5. Педагогическая литература.

Слайд №11 Методы и приёмы

1. Наглядные: показ, пример, наблюдение, рассматривание.

2. Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого.

3. Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.

4. Словесные: убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово.

Слайд №12 Формы организации образовательного процесса

«Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме в процессах различных видов детской деятельности - игры, труда, учения и т.д.». А.В. Запорожец

Слайд №13 Диагностика

За основу диагностики использую методику определения нервно-психического развития детей раннего возраста разработанную Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной.

В дополнение к ней использую комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е.Б. Волосовой: «Развитие ребенка раннего возраста (Основные показатели)».

Слайд №14 Результат работы.

Проделанная мною работа на конец года дала положительные результаты:

1. У детей развилась познавательная деятельность, обогатился словарный запас.

2. Дети различают и называют основные формы деталей строительного материала в процессе создания простейших построек. Проявляют интерес к плоскостному конструированию (накладывают вырезанные геометрические фигуры на изображения; выкладывают изображения по образцу, по словесной инструкции).

3. С помощью взрослого сооружают элементарные постройки по образцу, используют детали строительного материала, могут строить самостоятельно.

4. Дети в игре используют дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.).

5. Дети обыгрывают постройку, у них развились конструкторские навыки и умения. (Начало сюжетно – ролевой игры).

6. Приобщились к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки).

7. Познакомились со строительными играми с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.п.).

8. Сформированы навыки общения со сверстниками и взрослыми.

9. Положительная динамика развития ребенка в конструктивной деятельности.

10. Возросла компетентность родителей по вопросу воспитания у детей раннего возраста интереса к конструктивной деятельности.

11. Созданы в группе условия для ежедневного свободного, конструирования с использованием конструктивных материалов.

Перспектива:

1. Продолжить работу по развитию конструктивной деятельности детей группы и разработать проект: «Мой дом»

2. Разработать систему мероприятий по работе с родителями используя нетрадиционные формы работы.

3. Дальнейшая работа по усовершенствованию предметно – развивающей среды в группе.

Слайд №15 Список литературы

1. Программа воспитания и обучения в детском саду». / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2008

2. «Развернутое тематическое планирование в ДОУ. Первая младшая группа» По программе М.А.Васильевой, под редакцией В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой; – издательство «Учитель» 2010 г

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Утвержден приказом Министерства образования науки РФ от 13 октября 2013 г № 1155)

4. Белошистая, А.В. «Играем и конструируем». Книга для родителей и детей 3-4 лет / А.В Белошистая. - М.: Дрофа, 2008.

5. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.

6. Григорьева Г.Г, Кочетова Т. Н, Сергеева Т. Н. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет // - М.: Просвещение, 2004. - 200с.

7. Давидчук А.Н.Конструктивное творчество дошкольника / А.Н. Давидчук. – М.: Просвещение, 1975

8. Косминская В. Б. и др. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду" М., «Просвещение», 1977 г

9. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008

10. Казакова, Т.Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников» / - М.: Просвещение, 1980.

11. Колдина, Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» / Д.Н. Колдина. - М.: Сфера, 2008.

12. Лыкова, И.А. Летняя мастерская / И.А. Лыкова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - С.

13. Лиштван З. В. «Конструирование» Пособие для воспитателей детского сада. - М. Просвящение 1981 г

14. Маханёва, М.Д., Рещикова, С.В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» / М.Д. Маханёва, С.В. Рещикова. - М.: Сфера, 2010.

15. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду»: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

16. Система формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет Диссертация д-ра пед. наук: 13.00.01: Москва, 2001 248 c. РГБ ОД, 71:01-13/213-X

17. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2002.

18. Поддьяков, Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий / Н.Н. Поддъяков. - М: ТЦ Сфера, 2009.

19. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

20. Разенкова, Ю.А. От игры в кубики к конструированию / Ю.А. Разенкова //

21. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет». М., 2003.

22. Шайдурова, Н.В. «Развитие ребенка в конструктивной деятельности» / Н.В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с.

Слайд №16 Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: