Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха или говорит: «Мне




 

ГЛАВА 2. АГОНИЯ 27

       
 
 
   


дано Откровение», хотя никакого Откровения ему не дано, или говорит: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах»? Если бы ты видел несправедливых в их предсмертный миг, когда ангелы протягивают к ним свои руки:«Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями!»

Сура 6 «Скот», аят 93

 

Описанное в этих аятах, как говорит Ибн Касир, происходит, когда ангелы мук сообщают неверующему о том, что его ожидает примерное наказание, страдания, оковы и цепи, огненное пекло, кипяток игнев Милосердного. Тогда душа его начинает метаться в теле, отказываясь выходить, и ангелы бьют его, выгоняя душу из его тела, со словами: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду!» (сура 6 «Скот», аят 93). Ибн Касир говорит, что «протягивают руки» в словах «и ангелы протягивают к ним свои руки» означает, что они бьют его, и значение аята такое же, как и слов Всевышнего: «Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня...» (сура 5 Трапеза», аят 28), а также Его слов: «...будут вредить вам своими руками и языками» (сура 60 «Испытуемая», аят 2).

Человек, разум которого не затмился в эти тяжёлые минуты, может рассказать другим о том, какие страдания и муки испытывает он, находясь в агонии. Среди тех, кто смог рассказать об этом, 'Амр ибн аль-'Ас. Когда пришла к нему смерть, его сын сказал ему: «О отец! Поистине, ты говорил: "Если бы встретился мне человек, который не потерял разума, находясь при смерти, чтобы он описал мне то, что он испытывает!" Ты — такой человек. Опиши же мне, что ты чувствуешь!» Он ответил: «Сынок, клянусь Аллахом, как будто бок мой покоится на шершавой доске, и как будто дышу я через игольное ушко, и как будто колючую ветку протаскивают через всё моё тело от ступней
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 28


до макушки». После этого он проговорил:

 

О, если бы я до того, что постигло меня,

Бродил по склонам холмов и пас козлов!4

 

Кому облегчаются предсмертные муки?

Посланник сообщил нам о том, что мученику, павшему в бою, облегчаются предсмертные муки. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Мученик, погибая, почувствует боль не сильнее, чем боль, которую ощущает любой из вас, когда его ущипнут» [Тирмизи; Насаи; Дареми; Мишкат аль-масабих, № 3836].

 

 

Желание человека при наступлении смерти

Вернуться в этот мир

Когда к человеку приходит смерть, он желает вернуться в этот мир. Неверующий мечтает вернуться, чтобы стать мусульманином, грешник — чтобы раскаяться в своих грехах:

 
 


Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно,

чтобы мне совершать праведные поступки, которые я отказывался совершать». Но нет! Это —всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены.

Сура 23 «Верующие», аяты 99-100

 
 


4 Он произнёс эти слова потому, что некоторое время был наместником и предводителем для людей, то есть занимал очень ответственную должность и, умирая, очень боялся той ответственности, которую ему, возможно, придётся понести в мире вечном. И боясь, что с него строго спросится в мире вечном, учитывая серьёзность его должности, он пожелал быть обыкновенным пастухом, пасущим к тому же не коз, а козлов, потому что у пасущего козлов не возникает искушения воровать молоко животных, пасти которых ему доверили, и, соответственно, ему не за что будет отвечать перед Всевышним.

ГЛАВА 2. АГОНИЯ 29


Если человек уверует, когда смерть уже пришла к нему, вера его уже не будет принята, а раскаяние не принесёт рабу Аллаха пользы, если он уже начал издавать предсмертный хрип:

 
 


Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяние Аллах принимает, ведь Аллах — Знающий, Мудрый.

Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, он говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь», — и для тех, кто умирает неверующим. Для нихМы приготовили мучительные страдания.

Сура 4 «Женщины», аяты 17-18

 

Ибн Касир приводит множество хадисов, указывающих на то, что Аллах принимает покаяние раба, к которому пришла смерть, до тех пор, пока он не начнёт издавать предсмертный хрип, например: «Поистине, Аллах принимает покаяние раба, пока тот не начнёт издавать предсмертный хрип» [Тирмизи; Ибн Маджа; Ибн Касир. Тафсир].

Покаяние каждого, кто покаялся до смерти, засчитывается, однако при этом необходимым условием является искренность. Вполне возможно, что человек уже не сможет покаяться в эти ужасные мгновения, поэтому все мы должны спешить с покаянием, пока не наступил наш предел:

 

Подари душе своей желанное покаяние,

Пока не пришла к тебе смерть и не сковала язык твой.

Поспеши с ним, пока не оборвалось дыхание...

Оно — прекрасный запас для кающихся, творящих благое.

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 30


Радость верующего при вести о предстоящей встрече

с его Господом

Когда ангелы Милосердного приходят к верующему рабу с благой вестью от Аллаха, на лице его отражается радость и ликование. А на лицах неверующих и грешников появляются следы смятения, утомления и печали. Поэтому верующий, находящийся на смертном одре, желает встречи с Аллахом и стремится поскорее возвратиться к Нему, тогда как грешник или неверующий не желает этой встречи. Анас передаёт от 'Убады ибн ас-Самита, что Пророк сказал: «Аллах желает встречи с тем, кто желает встречи с Ним. Что же касается того, кто не желает встречи с Аллахом, то и Аллах не желает встречи с ним». 'Аиша (или: одна из жён Пророка ) возразила: «Но мы ведь не желаем смерти!» Тогда он сказал: «Речь не об этом, а о том, что, когда к верующему приходит смерть, ему сообщают радостную весть о благоволении Аллаха к нему и о том, что Он почтил его. В этот миг нет для него ничего дороже того, что его ожидает, и он желает встречи с Аллахом, а Аллах желает встречи с ним. Что же касается неверующего, то, поистине, когда смерть приходит к нему, ему сообщают, что Аллах подвергнет его мукам и наказанию. В этот момент нет для него ничего ненавистнее того, что его ожидает, и он не желает встречи с Аллахом, а Аллах не желает встречи с ним» [Бухари].

Поэтому благочестивый и праведный человек просит тех, кто несёт его к могиле, идти быстрее, желая поскорее испытать ожидающее его блаженство. А скверный человек терзается, испытывая панический ужас от того, что ждёт его впереди. Абу Са'ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Когда мужчины несут на своих плечах погребальные носилки, то если покойный был праведным, он говорит: "Несите меня вперёд быстрее!" Если же покойный не был праведным, он говорит: "О горе мне! Куда вы несёте меня?!" И его голос слышен всем, кроме человека, а если бы услышал его человек, он лишился бы чувств» [Бухари; Насаи].

 

 

Приход шайтана в последние минуты жизни человека

Когда к человеку приходит смерть, шайтан делает всё, чтобы не упустить свою добычу. Джабир ибн 'Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, шайтан находится рядом с каждым из вас, что бы
ГЛАВА 2. АГОНИЯ 31


он ни делал, не покидая человека даже во время еды, и если кто-нибудь из вас уронит кусок пищи, пусть возьмёт его и уберёт то, что прилипнет к нему, а потом съест, не оставляя его шайтану. А по окончании трапезы пусть оближет свои пальцы, ибо, поистине, он не знает, в каком куске его пищи скрыта благодать» [Муслим].

Мусульманские учёные упоминают о том, что в эту трудную минуту шайтан приходит к человеку в образе его отца или матери или кого-то, кто был добр к нему, заботился о нём и давал ему искренние советы, и начинает убеждать его принять христианство, иудаизм или любое другое вероучение, противоречащее исламу. И здесь отклоняется от прямого пути тот, о ком записано в Предопределении, что конец его не будет благим [Куртуби. Тазкира].

Как раз это значение и заключают в себе слова Всевышнего:

 
 


Господь наш! Не уклоняй сердца наши в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Тебя, ведь Ты — Дарующий!

Сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 8

 

'Абдаллах, сын имама Ахмада ибн Ханбаля, рассказывает: «К моему отцу Ахмаду пришла смерть, и я стоял, держа кусок ткани, чтобы подвязать ему челюсть. Он терял сознание, потом снова приходил в себя и делал жест рукой, словно хотел сказать: "Нет ещё, нет ещё". Так он сделал несколько раз, и я спросил его: "О отец... Что ты делаешь?" Он ответил: "Шайтан стоит напротив меня, кусая себе пальцы от злости, и говорит: <О Ахмад! Ты ускользнул от меня>. А я говорю: <Нет ещё. Нет ещё — пока я не умер>"» [Куртуби. Тазкира].

Аль-Куртуби говорит: «Я слышал, как наш шейх, имам Ахмад ибн 'Умар аль-Куртуби говорил: "Я пришёл к брату нашего шейха, Абу Джа'фара Ахмада ибн Мухаммеда аль-Куртуби, когда тот лежал при смерти в Кордове. Ему сказали: «Скажи: 'Нет божества, кроме Аллаха'>, но он всё повторял: <Нет, Нет!> Потом он пришёл в себя, и мы рассказали ему об этом. Он сказал: <Ко мне пришли два шайтана, один справа, другой слева, и первый из них говорил: 'Умри иудеем, поистине, это лучшая из религий'. А второй говорил: 'Умри христианином, ибо это лучшая из религий'. А я говорил им: 'Нет, нет!'...>"» [Куртуби. Тазкира].

 

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 32


Однако это не обязательно случится с каждым, как говорит Ибн Таймийя. Некоторым людям станут предлагать разные религии перед смертью, но другие через это не пройдут.

Такое уже случалось со многими. Всё это относится кискушениям жизни и смерти, защиты от которых мы должны просить у Аллаха в наших молитвах [Маджму' аль-фатава]. Шейх Ибн Таймийя говорит, что шайтан больше всего старается сбить человека с правильного пути, когда тот находится при смерти, потому что для шайтана это последняя возможность. В качестве подтверждения своим словам он приводит достоверный хадис: «Дела оцениваются по их завершению».

К тому же Пророк сказал: «Поистине, бывает так, что раб Аллаха вершит дела обитателей Рая до тех пор, пока не будет отделять его от Рая расстояние в локоть. И в этот миг свершается то, о чём записано в Предопределении, и он начинает вершить дела обитателей Огня и попадает в Огонь. И бывает так, что раб Аллаха вершит дела обитателей Огня до тех пор, пока не будет отделять его от Огня расстояние в локоть. И в этот миг свершается то, о чём записано в Предопределении, и он начинает вершить дела обитателей Рая и попадает в Рай».

Поэтому передаётся также, что самые большие усилия для того, чтобы сбить человека с прямого пути, шайтан прилагает, когда тот умирает. При этом он говорит своим помощникам: «Берегитесь упустить его, ибо, если он ускользнёт от вас сейчас, вам уже никогда не заполучить его» [Маджму' аль-фатава].

Причины дурного конца

Многих из тех, кто демонстрирует, что он — мусульманин, и внешне исполняет предписания ислама, ожидает — да убережёт нас Аллах от этого — дурной конец.И это заметно по ним, когда они умирают. Вот что сказал Садик Хасан Хан о дурном конце: «Существуют причины, к нему приводящие, от которых верующему следует отдаляться» [Йакзат ули-ль-и'тибар]. Затем он упоминает эти причины.

1. Неправильные убеждения ('акида) даже если им сопутствует благочестие, праведность и воздержанность. Если, имея подобные убеждения, человек ни на секунду не сомневается в их правильности, то, когда он будет находиться при смерти, ему может показаться, что некоторые его правильные убеждения так же неверны и безосновательны, как и эти. Это потому, что он не чувствует разницы между одним убеждением и другим. Таким образом, если
ГЛАВА 2. АГОНИЯ 33


он обнаружит, что какие-то из его убеждений неправильны, это может стать причиной для изменения остальных его убеждений. И если душа его покинет тело до того, как он успеет распознать истину и вернуться к основам веры, его ожидает дурной конец. Он покинет это мир без веры и станет одним из тех, о ком Всевышний сказал: «И увидят они от Аллаха то, что не предполагали увидеть [наказание и мучения в Огне]» (сура 39 «Толпы», аят 47).

 

А в другом аяте Всевышний Аллах сказал:

 
 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: