Назовите и коротко опишите исторические памятники, свидетельствующие о пребывании в нашем крае половцев.




Билет 17

 

1) Охарактеризуйте достижение культуры Руси в 11-12 вв. письменность, литература, устное творчество.

 

Ответ

 

О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки.Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

 

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.

 

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде, Твери, Смоленске, Торжке, Старой Руссе, Пскове, Старой Рязани и др. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Самой древней на Руси книгой, из сохранившихся, является т.н. «Новгородская псалтырь» первой четверти XI в.: деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов.

 

 

Назовите и коротко опишите исторические памятники, свидетельствующие о пребывании в нашем крае половцев.

 

В XI веке пришли в наш край новые завоеватели – торки. Основные кочевья торков располагались в бассейне реки Казенный Торец. Господство торков в Восточной Европе было недолгим. Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги, оставшиеся торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо откочевали к Византии. До разгрома основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая серия гидронимов (названия рек) и топонимов (названия местности): Сухой, Кривой, Казенный Торец, Большой Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Славянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на Казенном Торце. Именно в этом степном микрорайоне обнаружены немногочисленные погребения торков: у села Торское в Краснолиманском районе и города Ясиноватая. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны (тризна — поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в «рай» на коне. Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии. В середине XI в. место печенегов и торков в степи заняли половцы. Однако небольшие их группы по-прежнему кочевали между Днепром и Доном. В начале XII в. Владимир Мономах во время одного из походов на половцев встретил в низовьях Днепра орду печенегов и торков и увел их с собой.

Чёрные клобуки́ — общее название тюркских вассалов киевских князей, расселённых в Поросье, начиная с конца XI века. Впервые название «чёрные клобуки» было упомянуто в Ипатьевской летописи в 1146 году. По сообщению летописи, в состав чёрных клобуков входили торки, печенеги. Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей и участвовали практически во всех их вооружённых конфликтах. О важной роли чёрных клобуков в политической жизни Киевского княжества свидетельствует неоднократно повторяющееся в летописи устойчивое выражение «вся земля Руськая и чорные клобуки». Чёрные клобуки получили у русов наименование по внешнему виду — чёрным войлочным шапкам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: