Центральные новообразования возраста.




Как указывал Л. С. Выготский, на каждой данной возрастной ступе­ни имеется центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее пере­стройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные ча­стные новообразования, относящиеся к отдельным сторо­нам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Те про­цессы развития, которые более или менее непосредствен­но связаны с основным новообразованием, Л. С. Выгот­ский назвал центральными линиями развития в данном воз­расте, все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, — побочными линия­ми развития.

При переходе от одной ступени развития к другой пере­страивается, по мнению Л. С. Выготского, вся структура возраста, а следовательно, перестраиваются центральные линии развития: меняется значение и удельный вес отдель­ных линий развития в общей структуре развития, меняется их отношение к центральному новообразованию. Л. С. Выготский привел пример смены центральных и по­бочных линий развития на примере развития речи. Так, развитие речи в раннем детстве, в период ее возникнове­ния, настолько тесно и непосредственно связано с централь­ными новообразованиями возраста, когда только возникает в самых первоначальных очертаниях социальное и пред­метное сознание ребенка, что речевое развитие невозмож­но не отнести к центральным линиям развития рассматри­ваемого периода. Но в школьном возрасте, продолжающееся речевое развитие ребенка состоит уже в совершенно другом отношении к центральному новообразованию дан­ного возраста и, следовательно, должно рассматриваться в качестве одной из побочных линий развития.

В трудах Л. С. Выготского убедительно показано, как из жизни в социальной ситуации, характерной для каждого данного возраста, необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь пе­рестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастно­го развития. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту формы его социального бытия. Вот почему созревание но­вообразований относится не к началу, но к концу данного возраста.

Раз возникшие новообразования в сознательной лич­ности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных по­следствий для дальнейшего развития. Эти последствия на­столько разносторонни и велики, что охватывают всю жизнь ребенка. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни са­мого ребенка и внутренней активности его психических функций. Л. С. Выготский показал, как новые достижения в развитии, накапливаясь к концу возраста, перерастают социальную ситуацию и ведут к ее взрыву- кризису.

Проблема формирования основных новообразований возраста является одной из центральных для психологии развития на сегодняшний день. В многочисленных иссле­дованиях современных отечественных психологов показа­но, что в результате развития определенной стороны дея­тельности, ее насыщения, увеличения объема и формиро­вания соответствующей системы отношений внутри ее формируются компоненты, которые все больше и больше с ней не согласуются, порождая новую ситуацию, новую позицию ребенка, объективно создавая условия для появ­ления в итоге другой стороны деятельности. Д. И. Фельштейном показано, как характер ведущей деятельности определяет содержание основных новообразований воз­раста. Так, в предметно-практической деятельности развивается преимущественно интеллектуальная сфера, но насыщение ее, усвоение накопленного опыта обуслов­ливают динамику мотивационно-потребностной, аффек­тивной сферы личности, что приводит к возникновению новообразований, которые находятся в противоречии с по­родившей их стороной деятельности. В игровой деятель­ности дошкольника, представляющей одну из форм дея­тельности по усвоению норм взаимоотношений, возникают такие новообразования, как воображение и символиче­ская функция, относящиеся к другой стороне деятельно­сти — познавательной.

У младшего школьника актуализируется предметно-практическая, познавательная деятельность, выражающая­ся в конкретной форме ведущей в этом возрастном периоде учебной деятельности. На ее основе формируется позна­вательная активность ребенка, а возникающие в результа­те ее развития новообразования — произвольность психи­ческих процессов, рефлексия на собственные действия, собственное поведение — лежат в другой плоскости, в дея­тельности по усвоению норм взаимоотношений, т. к. реф­лексия, «поворот» учебной деятельности на себя вызывает потребность в развертывании отношений. В подрост­ковом возрасте центральным новообразованием является развитие самосознания, поскольку ведущей в этом возрасте становится социально-признаваемая и социально-одоб­ряемая деятельность.

Возрастные кризисы.

Это переломные точки на кри­вой развития, отделяющие один возраст от другого. В ис­тории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, нали­чие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как и болезни развития, и негативный результат столкновения развива­ющейся личности с социальной действительностью, а так­же как результат нарушения детско-родительских отноше­ний. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть. Л. С. Выготский разработал концепцию, в которой рас­сматривал возрастное развитие как диалектический про­цесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного разви­тия - возрастными кризисами. Психическое развитие осу­ществляется посредством смены стабильных и критиче­ских периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Л. С. Выготский описал следую­щие возрастные кризисы:

- кризис новорожденности -отделяет эмбриональ­ный период развития от младенческого возраста;

- кризис одного года - отделяет младенчество от ран­него детства;

- кризис трех лет - переход к дошкольному возрасту;

- кризис семи лет - соединительное звено между до­школьным и школьным возрастом;

-кризис тринадцати лет - совпадает с переходом к по­дростковому возрасту.

На этих этапах развития происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка (возникно­вение нового типа отношений со взрослым), смена одного вида деятельности другим. Л. С. Выготский показал, что в период кризиса развитие ребенка принимает бур­ный, стремительный, иногда катастрофический характер, но негативное содержание развития не должно заслонять тех позитивных изменений личности, которые являются главными и составляют основной смысл всякого кризиса. Так, позитивное значение кризиса одного года связано с теми положительными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью. Важное до­стижение кризиса трех лет проявляется в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубо­кой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте.

В отношении семилетнего кризиса всеми исследовате­лями отмечалось, что, наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрас­тает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям. При кризисе в 13 лет снижение про­дуктивности умственной способности учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от нагляд­ности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается времен­ным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержа­ние, состоящее обычно в переходе к новой и высшей фор­ме.

Хронологические границы возрастных кризисов доста­точно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных и других параметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов мо­жет заметно различаться в зависимости от индивидуаль­но-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Л. С. Выготский особо подчеркивал, что возрастные кризисы — нормативные, закономерные явления, необходимые для поступательного развития личности. Заслугой Л. С. Выготского является характеристика возрастного кризиса как центрального механизма дина­мики возрастов. Он вывел закон динамики возрастов, со­гласно которому силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрица­нию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей возрастной ступени.

Л. С. Выготский подчеркивал, что в результате возраст­ного развития возникающие к концу данного возраста но­вообразования приводят к перестройке всей структуры со­знания ребенка и тем самым изменяют всю систему его от­ношений к внешней действительности и к самому себе. Ребенок к концу данного возраста становится совершенно иным существом, чем тот, которым он был в начале возра­ста. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и социальная ситуация развития, сло­жившаяся в основных чертах к началу какого-то возраста. Ибо социальная ситуация развития не является ничем дру­гим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребе­нок изменился коренным образом, неизбежно должны пе­рестроиться и эти отношения. Прежняя ситуация разви­тия распадается по мере развития ребенка, и столь же со­размерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Такая перестройка социальной ситуации развития и составляет, по мнению Л. С. Выготского, главное содержание возрастных кри­зисов.

Возрастные кризисы не ограничиваются периодами развития личности ребенка, однако кризисные периоды в зрелых возрастах и старости изучены сравнительно мало. Известные исследования зарубежных психологов (и преж­де всего Э. Эриксона) убедительно показывают, что про­исходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимо­отношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: