Список использованных источников




ВВЕДЕНИЕ

В рыночной экономике прибыль занимает центральное место, выражая разносторонние экономические связи в воспроизводственном процессе и выступая в качестве цели предпринимательской деятельности. Стремление к увеличению прибыли превращает ее в главную движущую силу и основной источник экономического и социального развития не только отдельных предприятий, но и страны в целом.

Прибыль - поистине уникальная экономическая категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, многих других экономических рычагов воздействия на производство, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества.

Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Прибыль также является источником формирования различных фондов предприятия, направленных на социальное стимулирование работников, расширение производства, осуществление различных инвестиционных проектов. Поэтому изучение источников формирования прибыли предприятия, факторов, влияющих на прибыль, необходимо для обоснования дальнейших планов развития предприятия, определения его возможностей, стратегии поведения на рынке.

Однако с помощью прибыли невозможно оценить все аспекты деятельности предприятия. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей рентабельности, которые выражают экономическую зависимость и взаимосвязь ряда показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Целью выполнения данной курсовой работы является изучение процесса формирования, распределения и планирования прибыли торгового предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы формирования, распределения и планирования прибыли торгового предприятия;

2. Дать краткую характеристику объекту исследования;

3. Произвести анализ получения валового дохода, прибыли торговым предприятием, определить факторы, влияющие на них;

4. Произвести планирование прибыли.

Объектом исследования в работе служит магазин «Землячка» ИП Пунтус Григорий Борисович.

Предмет исследования процесс получения, распределения и планирования прибыли торгового предприятия.

Курсовая работа написана на основе материалов и документов конкретного торгового предприятия, имеющего объект розничной торговли. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе работы рассматриваются теоретические основы формирования и использования прибыли торгового предприятия: понятие и сущность прибыли и рентабельности торгового предприятия; основные направления распределения прибыли; факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия.

Во второй главе анализируется экономическое состояние, рассчитывается динамика товарооборота, издержек обращения и сумма чистой прибыли за 2009–2012 гг. Выявляются основные факторы, оказывающие влияние на изменение суммы прибыли. Также представлены результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и определяющие ее эффективность значения рентабельности. Рассмотрены возможности и пути повышения прибыли и рентабельности торгового предприятия.

В заключении представлены выводы по результатам анализа прибыли и рентабельности и предложены меры по совершенствованию работы торгового предприятия, направленные на достижение более высоких показателей прибыли и рентабельности.

Данная работа написана с использованием следующего учебного материала: Бланк И.А. «Управление торговым предприятием», Иванов Г.Г. «Экономика торгового предприятия», Соломатин А.Н. «Экономика и организация деятельности торгового предприятия» и другие.

 

 

1. Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях

1.1. Экономическая сущность прибыли и источники ее формирования

Одной из основных задач комплексного экономического анализа является выявление эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Под экономической эффективностью понимается соизмерение полученных результатов с имеющимися ресурсами и произведенными затратами. Целью торгового предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуре обслуживания.

Одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия, является прибыль. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заемного капиталов. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса.

В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая (балансовая) прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятий.

Необходимо, однако, подчеркнуть противоречивость прибыли как обобщающего показателя деятельности. Как отечественная, так и зарубежная практика показывает, что рост прибыли может являться не только следствием эффективной экономической деятельности. Рост, может быть, достигнут, например, за счет монопольного положения производителя.

Эффективность хозяйственной деятельности выражается экономической категорией рентабельности. Рентабельность в общем виде выступает как доходность, прибыльность. То есть получение прибыли позволяет говорить об эффективности организации и осуществления хозяйственной деятельности. Однако масса прибыли еще не позволяет в достаточной мере оценить, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятия. Для такой оценки служат относительные показатели рентабельности как отношения полученной прибыли к авансированным и затраченным на производство продукции средствам. Заинтересованность в росте прибыли означает, следовательно, заинтересованность в комплексном использовании всех направлений и методов улучшения результатов хозяйственной деятельности, снижения издержек производства, экономии живого и овеществленного труда, в более полной мобилизации внутренних резервов. Кроме того, она заинтересовывает не просто в производстве продукции с возможно меньшими индивидуальными затратами, а той продукции, которая удовлетворяет потребности в ней общества, имеет спрос. То есть, чем более эффективна хозяйственная деятельность, тем большей является прибыль и, следовательно, тем больше средств можно использовать для финансирования расширенного воспроизводства, социального развития и материального поощрения участников хозяйственной деятельности.

Механизм формирования прибыли является одной из составляющих хозяйственного механизма, действующего в обществе на определенном историческом этапе его развития. Хозяйственный механизм определяет условия функционирования хозяйствующих субъектов в обществе и, таким образом, условия и общий порядок формирования финансовых результатов их деятельности.

Таким образом, понятие прибыли как финансового результата деятельности выражает определенную форму реализации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме части стоимости прибавочного продукта, сложившихся на определенном этапе развития общества, в определенной экономической системе, и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм.

Такой подход позволяет разграничивать понятия прибыли как экономической категории и как финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта.

С точки зрения управления и, в первую очередь, функции анализа финансово-хозяйственной деятельности такое разграничение понятий позволяет ясно представлять не только объективные основы протекания процессов формирования прибыли, но и конкретную форму их организации. Появляется возможность не только определить факторы, оказывающие влияние на процесс формирования финансовых результатов, но и границы их управляемости, позволяет выделить среди них зависящие и не зависящие от хозяйствующего субъекта, производственные и непроизводственные и т.п. Из понимания финансовых результатов, как динамичного явления, зависящего от хозяйственного механизма, следует, и практическая необходимость учитывать изменение способов определения прибыли, для обеспечения сопоставимости финансовых результатов в различные периоды времени.

Прибыль как финансовый результат выступает в следующих основных видах: валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли.

Под формированием финансовых результатов понимается определенная последовательность (алгоритм, методика), конечной целью которой является определение значения показателя балансовой (валовой) прибыли (убытка) и ее производных (налогооблагаемой, чистой и нераспределенной прибыли, непокрытого убытка).

«Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности». Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.

На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.

Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающие и банкротство.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Наиболее полно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через выполняемые функции. Она выступает как [3, c. 236]:

- главная цель предпринимательской деятельности и фактор повышения материальной заинтересованности работников;

- мера эффективности торгово-хозяйственной деятельности;

- источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости;

- источник формирования доходной части федеральных и местных бюджетов.

Первая функция прибыли связана с тем, что основным мотивом осуществления предпринимательской деятельности, ее конечной целью является повышение благосостояния собственника предприятия. Характеристикой этого роста выступает размер дохода на вложенный капитал, источником которого является получаемая прибыль. Для остальных работников предприятия прибыль так же служит побудительным мотивом деятельности, так как она обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение за труд, удовлетворяет ряд социальных потребностей.

Вторая функция прибыли связана с определением экономической эффективности, которая характеризует качество торгово-хозяйственной деятельности предприятия посредством соотношения конечных результатов работы с произведенными затратами.

В упрощенном виде прибыль — это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.

Часть затрат предприятие осуществляет за счет прибыли, и поэтому не включает их в издержки обращения. Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют экономические издержки, поскольку они характеризуют совокупность действительных расходов торгового предприятия.

Экономические издержки по количеству и объему больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль может быть экономической. Бухгалтерская (валовая) прибыль — это разность между валовым доходом и издержками обращения. Экономическая прибыль — это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения.

Цель любого торгового предприятия на рынке — получение максимальной экономической прибыли. Экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию) [3, c.210]. В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая (балансовая) прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятий.

 

 

1.2. Распределение прибыли торгового предприятия

 

Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются (см. рисунок 1).

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
Резервный фонд Фонд накопления Фонд социальной сферы Фонд потребления

Рисунок 1 – Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия [2, c.78]

Резервный фондпредназначается для покрытия непроизводительных потерь и убытков, покрытия балансового убытка предприятия за отчетный год, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности для этих целей прибыли отчетного года.

Фонд накопленияпредназначается для финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества. За счет данного фонда осуществляются финансирование строительства новых производственных объектов, расширение и реконструкция предприятия, приобретение и модернизация оборудования, погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним, финансирование прироста собственных оборотных средств и др.

Фонд социальной сферыпредназначен для финансирования капитальных вложений в развитие объектов социальной сферы: строительство жилья, культурно-просветительных учреждений, санаториев, домов отдыха, лагерей отдыха детей, школьных и дошкольных учреждений и т.д.

Фонд накопления и фонд социальной сферы могут выступать в виде единого фонда накопления.

Фонд потребления аккумулирует средства, направляемые на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.
Конкретные направления и суммы распределения прибыли определяются принятой на предприятии дивидендной политикой и политикой развития предприятия.

Налог на прибыль является одним из важнейших налогов, поэтому порядок налогообложения прибыли постоянно совершенствуется. Это касается как изменений налогооблагаемой базы, ставок налога на прибыль, так и порядка начисления и перечисления налога.

В настоящее время имеются существенные различия в порядке налогообложения малых предприятий и предприятий, которые к таковым не относятся.

Предприятиям предоставлено, право выбрать один из двух вариантов начисления налога на прибыль: путем произведения ежемесячных авансовых взносов налога на прибыль в бюджет; путем осуществления ежемесячных платежей от фактически полученной за месяц прибыли. Необходимо отметить особенности налогообложения малых предприятий.

Прежде всего, к малым относятся предприятия с численностью работников в розничной торговле до 30 человек, в общественном питании и оптовой торговле — до 50 человек.

В соответствии с Законом РФ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», принятым в июле 1998г., малые предприятия розничной торговли и общественного питания переводятся на уплату единого налога с вмененного дохода. Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход. Вмененный доходпредставляет собой потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат.

Сумма вмененного дохода определяется исходя из базовой доходности, установленной в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, и количества единиц этого показателя. В качестве таких физических показателей может применяться единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др. Поскольку предприятия работают в неодинаковых условиях, то сумма вмененного дохода должна быть скорректирована с использованием повышающих или понижающих коэффициентов. Таким образом, сумму вмененного дохода предприятия, подлежащего налогообложению, можно представить в виде формулы:

М=С×N×Д×Е×F×J, (1) где М - сумма вмененного дохода, руб.;

С - базовая доходность на единицу физического показателя, руб.,

N - количество единиц физического показателя (м2; чел., шт.);

Д - корректирующий коэффициент подвидов деятельности;

Е - региональный корректирующий коэффициент;

F - коэффициент, характеризующий тип населенного пункта;

J - коэффициент, характеризующий дислокацию предприятия внутри населенного пункта.

Сумма единого налога на вмененный доход рассчитывается:

V=M×0,2

где V - сумма единого налога на вмененный доход, руб.;

0,2 - ставка единого налога на вмененный доход (20%).

Основным источником получения торговым предприятием прибыли является валовой доход.

Валовой доход от реализации товаров представляет собой сумму от реализации товаров, работ, услуг, определяемую как разницу между продажной и покупной стоимостью товаров.

Валовой доход от реализации товаров отражает цену услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле:

РЦ=СС+Пп+ТНп+НДС+ТН+НП, (2) где РЦ - розничная цена товара, руб.;

СС - себестоимость производства товара, руб.;

Пп - прибыль производственного предприятия, руб.;

ТНп - торговая надбавка посреднического предприятия;

НДС - налог на добавленную стоимость, руб.;

ТН - торговая надбавка розничного торгового предприятия руб.;

НП - налог с продаж, руб.

Валовой доход торгового предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена промышленности) или у посредников (оптовая цена).

Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия.

В настоящее время предприятиям оптовой, розничной и общественного питания независимо от подчиненности собственности предоставлено, право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Таким образом, размеры максимальной и минимальной торговых надбавок (наценок) для предприятий торговли не регламентированы. Прибыль от реализации товаров определяется по формуле:

ПР=ВД-НДС-ИО, (3) где ПР - прибыль от реализации товаров, работ, услуг, руб.;

ВД - валовой доход от реализации товаров, работ, услуг, руб.;

НДС - налог на добавленную стоимость, руб.;

ИО - издержки обращения, руб.

Налог на добавленную стоимость, по своей сути, является налогом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель. Этот налог является федеральным, его ставка и порядок начисления определяются на федеральном уровне. В настоящее время ставка налога на добавленную стоимость в торговле установлена в размере 20% объема реализованных товаров. Исключение составляют хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты (за исключением мороженого), продукты детского и диабетического питания, промышленные товары для детей (по утвержденному перечню), по которым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 788 «О товарах для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов» (ред. от 31.10.99 п.1206) ставка налога на добавленную стоимость установлена в размере 10%.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все производители товаров (работ и услуг). Порядок налогообложения прибыли у предприятий розничной торговли имеет свои особенности. Так, если объектом налогообложения у производителей товаров и предприятий оптовой торговли является объем реализованной продукции (работ и услуг), то у предприятий розничной торговли — сумма валового дохода, полученная от реализации. В этой связи ставка налога на добавленную стоимость на предприятиях розничной торговли является расчетной и представляет собой долю налога на добавленную стоимость в валовом доходе. Так, если принять валовой доход розничного торгового предприятия без НДС за 100%, то валовой доход с НДС составит:

100%+20%=120%, а ставка НДС будет равна:

20/100+20 100=16,67%, по товарам со ставкой НДС, равной 10%:

10/100+10 100=9,09%.

Предприятия розничной торговли, которые осуществляют реализацию товаров с различными ставками налога на добавленную стоимость, обязаны организовать раздельный учет поступления реализации этих товаров. В противном случае при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, применяется высшая ставка налога — 16,67%.

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле:

ПФХД=ПР±СДР, (4) где ПФХД - прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, руб.;

ПР - прибыль от реализации, руб.;

СДР - сальдо внереализационных и прочих операционных доходов и расходов, руб.

В состав внереализационных и прочих операционных доходов включаются:

- доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

- дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

- доходы от сдачи имущества в аренду;

- присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг);

- положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.

В состав внереализационных и прочих операционных расходов включаются:

- затраты на содержание законсервированных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников);

- затраты по аннулированным торгово-хозяйственным сделкам;

- убытки по операциям с тарой;

- судебные издержки и арбитражные расходы;

- присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;

- убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания, и др.

Одним из самых значительных видов внереализационных расходов торговых предприятий являются расходы по оплате не налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов, а также по операциям, связанным с получением внереализационных доходов. К таким налогам и сборам относятся:

- целевой сбор на содержание правоохранительных органов (налогооблагаемая база — квартальный фонд оплаты труда, рассчитанный исходя из среднесписочной численности работников предприятия и установленного размера минимальной оплаты труда);

- сбор на нужды образовательных учреждений (налогооблагаемая база — фактически начисленная сумма фонда оплаты труда);

- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (налогооблагаемая база — валовой доход без налога на добавленную стоимость; подлежит уплате в бюджет сумма налога за минусом расходов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы);

- налог на имущество предприятий (налогооблагаемая база — среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества);

- налог на рекламу (налогооблагаемая база — стоимость рекламных мероприятий без налога на добавленную стоимость)

Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный показатель. Она определяется, путем корректировки валовой прибили предприятия, как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения в соответствии с положениями действующего законодательства.

Налоговым законодательством предусмотрены и некоторые льготы по налогу на прибыль, предусматривающие уменьшение суммы налогооблагаемой прибыли, которые имеют строго целевой характер.

В частности, согласно Закону РФ «О налоге на прибыль предприятий и торговых организаций» освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного характера и жилищного строительства при условии полного использования предприятием сумм начисленного за отчетный период износа (амортизации) основных фондов.

Предоставляется льгота по налогу на прибыль предприятиям, использующим труд инвалидов. В случае, если доля инвалидов в общей численности работников предприятия составляет не менее 50%, ставка налога на прибыль снижается на 50%.При этом в эту численность не входят инвалиды, работающие по совместительству, а также по договорам гражданско-правового характера. Кроме того, такие предприятия полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии, что не менее 50% ее суммы используется на социальные нужды инвалидов, работающих на данном предприятии.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:

ЧП=ВП–НП, (5) где ЧП - чистая прибыль предприятия, руб.;

ВП - валовая прибыль, руб.;

НП - налог на прибыль, руб.

 

1.3 Планирование прибыли торгового предприятия

 

Планирование прибыли представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

Для планирования прибыли торгового предприятия могут быть использованы следующие методы: методы прямого счета; нормативный метод; метод целевого планирования [3, c.235].

Метод прямого счетаявляется относительно простым и достаточно надежным методом планирования прибыли, согласно которому разработке плана по прибыли должны предшествовать расчеты плановых сумм валового дохода и издержек обращения, обоснования по получению доходов от прочей деятельности и внереализационных доходов и расходов.

Для обоснования суммы валового дохода торговое предприятие должно рассчитать план товарооборота по отдельным товарам и товарным группам, разработать для себя ценовую политику, в которой определить предполагаемую тенденцию движения цен и уровня торговых надбавок, устанавливаемых предприятием. Тогда плановая сумма валового дохода от реализации товаров составит:

ВДд.р=(Тni×Ci)/100, (6) где ВДд.р — плановая сумма валового дохода от реализации товаров, руб.;

Тni - планируемый объем товарооборота по 1-й товарной группе, руб.;

Сi - предполагаемый уровень торговой надбавки по 1-й группе, %к обороту.

В случае, если торговое предприятие не осуществляет планирование структуры товарооборота, плановая сумма валового дохода от реализации может быть определена следующим образом:

ВДр.т =(Тп×С)/100, (7) где ВДр.т - плановая сумма валового дохода от реализации товаров, руб.;

Тп - плановый объем товарооборота торгового предприятия, руб.;

С - средний уровень торговой надбавки по предприятиям, %к обороту.

Предполагаемая сумма доходов от неторговой деятельности и прочих доходов определяется исходя из достигнутых их размеров по каждому виду деятельности в отчетном периоде и намечаемых в планируемом году изменений, как по составу прочих доходов, так и по их объему. Аналогичным образом рассчитываются и возможные в планируемом году расходы и потери, которые находят отражение в составе внепроизводственных расходов.

С учетом возможных изменений в планируемом году рассчитывается плановая сумма налога на добавленную стоимость. При этом необходимо принимать во внимание предполагаемую структуру товарооборота, поскольку, как уже отмечалось, ставка налога на добавленную стоимость неодинакова для различных товаров.

Расчет плановой суммы валовой прибыли должен включать и расчеты по экономическому обоснованию плановой величины издержек обращения.

С учетом изложенного плановая сумма чистой прибыли торгового предприятия будет равна:

ЧПп=ВДр.т.п–НДСп–ИОпнтд.п + ВДРп–НПп, (8) где ЧПп - плановая сумма чистой прибыли, руб.;

ВДР.т.п - плановая сумма валового дохода от реализации товаров, руб.;

НДСп - плановая сумма налога на добавленную стоимость, руб.;

ИОп - плановая сумма издержек обращения, руб.;

Пнтд.п - плановая сумма прибыли от неторговой деятельности, руб.;

ВДРп - плановое сальдо внереализационных доходов и расходов, руб.;

НПп - плановая сумма налога на прибыль, руб.

Достаточно простым методом планирования прибыли предприятия является нормативный метод,но условием его применения является наличие на предприятии соответствующей нормативной базы. В качестве таких нормативов могут выступать прибыли на единицу товарооборота или норма прибыли на собственный капитал.

Согласно данному методу планируемая сумма чистой торгового предприятия будет исчисляться по формуле:

ЧПп=(Тп×Рн)/100, (9) где ЧПп - плановая сумма чистой прибыли, руб.;

Тп - планируемый объем товарооборота, руб.;

Рн - нормативный уровень рентабельности, % к обороту

или:

ЧПп=(СКп×Нчп)/100, (10) где ЧПп - плановая сумма чистой прибыли, руб.;

СКп - средняя сумма собственного капитала, задействованная в деятельности предприятия в плановом периоде, руб.;

Нчп - норма чистой прибыли на собственной капитал, %.

В качестве нормативного уровня рентабельности и нормы чистой прибыли на собственный капитал могут быть использованы их фактические значения, достигнутые в отчетном периоде, с учетом экспертной оценки достаточности для производственного и социального развития предприятия. В случае их недостаточности в качестве нормативов могут выступать: среднеотраслевой уровень рентабельности, достигнутый в отчетном периоде, либо средняя норма депозитного процента на денежном рынке, рассчитанная чистой прибыли на собственный капитал.

Нормативный метод планового расчета суммы чистой прибыли может быть использован в процессе ее определения для открываемых предприятий. Его недостатком является то, что он практически не увязан с другими показателями деятельности торгового предприятия, вследствие чего также не может быть использован для многовариантных расчетов.

Метод целевого планированияприбыли позволяет обеспечить увязку ее размеров с целями развития предприятия. Основой этого метода является предварительное определение минимально необходимой суммы прибыли, достаточной для уплаты налога на прибыль,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: