Конспект урока «Решение уравнений» (урок закрепления пройденного материала).
Автор: Терехова Любовь Петровна, учитель математики муниципального бюджетного образовательного учреждения Криволесская основная общеобразовательная школа, Смоленская область, Шумячский район, деревня Криволес.
Описание материала: В настоящее время время, в связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики, все чаще перед учителем встает вопрос: как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, как сохранить их активность на протяжении всего урока. В связи с этим необходимо искать новые эффективные методы обучения и такие приемы, которые стимулировали бы школьников к самостоятельному приобретению знаний.
Необходимо раскрывать притягательные стороны математики.
Немаловажная роль в этом отводится дидактическим играм на уроках.
Данная методическая разработка создана с использованием игровых приемов для закрепления пройденного материала по теме «Решение уравнений».
Представленный конспект урока может быть полезен учителям, преподающим математику в 6-ом классе.
Конспект урока.
Возраст учащихся: 6 класс.
Тема урока: «Решение уравнений».
Форма: игра. Учитель в игровой форме дает задания, осуществляет контроль и коррекцию освоения школьниками необходимых знаний и умений.
Методы: самостоятельная работа.
Цели:
Образовательные:
- повторить и обобщить знания учащихся по решению уравнений, содержащих переменную в обеих частях неравенства.
- продолжить работу по усвоению математических терминов, по развитию навыков устного счета.
Учащиеся должны знать:
а) алгоритм решения уравнений
б) правила, используемые для решения уравнений.
Учащиеся должны уметь:
а) применять правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых для упрощения левой и правой частей уравнения.
Воспитательная:
- формировать навыки самоконтроля, адекватной самооценки и саморегуляции деятельности.
Развивающая:
- формировать умение анализировать,
- обобщать, развивать математическое мышление.
Оборудование: карточки с заданиями.
План урока.
1. Организационный момент — 2 минуты.
2. Устный счет — 5 минут.
3. Актуализация опорных знаний — 8 минут.
4. Игра «Волшебное слово» - 25 минут.
5. Итоги урока. Домашнее задание — 5 минут.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка настроения: прием «Мордашки». (у каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению в данный момент)
Первая карточка — настроение равнодушное (фото рис 1.png)
Вторая карточка — настроение отличное (фото рис 2.png)
Третья карточка — настроение плохое (фото рис 3.png)
В течение всего урока можно несколько раз попросить детей поднять эти карточки.
Объяснение темы урока.
Устный счет.
1) Упростите:
а) 2х + 3х2
б) -2х + 3х
в) 2х — 3х г) -2х — 3х
2) Решите уравнение:
а) (х — 7) (х + 4)= 0
б) (х + 4) = 0
в) (х — 7) = 1
г) 7х = 1 д) 7х = 0.
3) Выразите неизвестные:
а) а + b = с
б) kn = m
в) у/х = z
г) d — f = с.
С одной яблони сорвали 12 кг яблок, с другой в 2 раза больше. Яблоки разложили поровну в 6 корзин. Сколько килограммов яблок в каждой корзине?
5) Какую часть часа составляет 20 минут?
Актуализация опорных знаний.
Учитель визуально проверяет наличие домашнего задания. Спрашивает, есть ли вопросы. Если есть, то совместными усилиями учителя и учеников находится ответ. Тетради с домашним заданием собираются, анализируется проверенный экземпляр и раздается детям.
Далее проводится блиц-опрос:
- уравнением называется...
- корнем уравнения называется...
- уравнение может иметь (?) корней.
Найдите и исправьте ошибки в решении уравнения:
5х — 8 = 4 — 8х,
5х — 8х = 4 + 8,
-3х = 12,
х = 12 (-3),
х = -36.
4. Игра «Волшебное слово».
Объявляется игра, объясняются ее правила.
В классе 3 ученика. Каждый ученик — это «команда». В процессе игры ученики решают уравнения, другие задания. Каждое решенное уравнение — 1 балл. Каждый должен решить 5 уравнений. Если верно выполнены все 5 уравнений, выставляется оценка «5», 4 уравнения - «4», 3 уравнения - «3», 1-2 уравнения - «2».
Уравнения разноуровневые.
Игра ведется на основе сказки об Иване-царевиче и Кощее Бессмертном.
Учитель начинает рассказ: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него 3 сестры: Мария, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестер своих замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестер и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную.
Иван-царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост.» На камне (доске) написаны 3 уравнения (с указанием имени ученика)
4 + 25у = 6 + 2у — С,
4,75 — 2,5 х = 2х + 2,92 — Н,
= 2у - - А
«Если их правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу». Решить уравнение должны воины.
Дети выходят к доске и решают уравнения. Преодоление первой преграды приносит баллы ученикам. Учитывается скорость и правильность решения.
Ученики садятся за парты.
Учитель продолжает:
«Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану Царевичу, но только в том случае, если его воины решат 6 уравнений, написанных на стенах избушки.»
Детям раздаются карточки с заданиями.
1) -2х + 4 = 3х — 21, 4х + 3 = -16,
2) -3 х + 2 = 5х — 15, 2х + 7 = -19,
3) -4х + 7 = 5х + 1, 3х — 6 = -20.
Учитель смотрит решения, подводит итоги.
Затем учитель продолжает: воины подустали решая уравнения, поэтому решили сделать разминку.
Физкультминутка:
Быстро встали, улыбнулись,
выше-выше потянулись!
Ну-ка, плечи распрямите,
поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
и на месте побежали!
Учитель: «прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала о силе корней уравнения. «Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Все мигом исполнится.» Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на 3 замка.»
Каждому ученику выдаются карточки с уравнением:
1) (3 — х)- 11 = - (2х — 5),
2) 2) 0,2 (5у — 2) = 0,3 (2у — 1),
3) (4 (3 — 2х) + 24 = 2 (3 + 2х).
Подводятся итоги третьего этапа.
Учитель: «Иван-царевич произнес «Волшебные слова», назвал корни всех уравнений. Двери подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца. А на воротах задание»:
Вставить пропущенные буквы в следующие математические термины.
Раздаются карточки. На которых могут быть следующие термины:
1. множ...тель
2. пр...изведение
3. ур...внение
4. п...добное
5. разн...сть
6. разл...жение
За выполнение этого задания можно поставить дополнительную оценку.
Учитель: «выполнили воины задание, освободили Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу.»
5. Подведение итогов.
Литература
1. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990 г.
2. Математика 6 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. в 3 ч. Часть III / Сост. Д.Ф. Айвазян. - Волгоград — АСТ, 2004 г.
3. Выговская В.В. Поурочные разработки по математике: 6 класс. - М: ВАКО, 2011 г.