Причины учреждения института президентства в России.




Тема 5

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

 

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ базируется на ряде принципов:

- экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества населения, состояния путей сообщения.

- «национальный» принцип. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц.

- максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению. Решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы населения.

Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства субъектов РФ. Эти вопросы - область деятельности, главным образом, субъектов РФ, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям. Эти решения находят отражение в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов Российской Федерации.

Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые (районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения) и первичные (города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения) административно-территориальные единицы субъектов РФ.

Район - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономного округа.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города, которые делятся на:

- города республиканского значения;

- краевого, областного, окружного значения;

- районного значения.

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы.

К городским поселениям, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численности населения.

Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы.

В РФ имеются также закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов. ЗАТО является административно-территориальной единицей.

 

 

Тема 6. Президент Российской Федерации

Причины учреждения института президентства в России.

 

Законом СССР от 14.03.1990 № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР» был введен институт президентства. Т.о. главой Советского государства становился Президент СССР. Конституция СССР предусмотрела выборы Президента СССР гражданами, то есть прямые выборы. Однако, избрание первого Президента СССР (оказавшегося и последним) в соответствии с Законом от 14 марта 1990 года произошло на Съезде народных депутатов СССР.

Причиной учреждения института президентства фактически стали преобразования в политической системе в стране (были изменены формы правления – переход к президентской республике, структура государственной власти в Советском Союзе).

На официальном уровне, в средствах массовой информации, в научных кругах велась широкая, довольно острая дискуссия о введение поста Президента в России. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против нововведения. Но после всероссийского референдума 17 марта 1991 года Пост Президента РСФСР был учрежден. За введение поста Президента РСФСР высказались большинство избирателей.

Выбор оптимальной модели института президентства в России стал одной из ключевых проблем при подготовке проекта новой Конституции России. В конституционной комиссии стал вопрос: быть ли Президенту главой исполнительной власти, или исполнительная власть должна возглавляться правительством. Конституционной комиссией был поддержан вариант президентской республики, в воплощенный с незначительными коррективами в Законе «О Президенте РСФСР» 1991 года.

Введение поста Президента России стало следствием прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы.

Существовали и другие причины:

Во-первых, стремление заполнить с помощью введения поста Президента РСФСР своеобразный «вакуум», который возник в процессе проведения экономических и политических реформ, когда «старая система, в которой партия была верховным органом управления изжила себя и демонтируется. Происходящие процессы оказались неподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимно уравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполняла раньше партия».

Во-вторых, необходимость изменения федеративных связей. Президент РСФСР должен был выступать координатором во взаимоотношениях между суверенными республиками.

В-третьих, необходимость иметь интегрирующую силу не только в политической системе общества и системе разделения властей, но и в самом обществе.

В-четвертых, необходимость усиления исполнительной власти и повышения эффективности управления.

Помимо всего прочего учреждение поста Президента РСФСР связывалось в определенной мере с необходимостью за счет оперативности президентской власти принимать быстрые решения по текущим, требующим оперативного вмешательства вопросам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: