Пример моделирования НС и ДС -




- кручение прямого стержня

1. Постановка задачи.

Рассмотрим моделирование напряженного и деформированного состояния в прямом стержне при кручении, т.е. когда из всех внутренних сил только . Примеры: валы турбореактивного, турбовинтового и турбовентиляторного двигателей.

Сечение по-прежнему будем считать плоским, что справедливо для круглых сечений и приближенно справедливо для некруглых. Для последних в практических расчетах вводят поправочные коэффициенты для вычисления максимальных напряжений и эффективного полярного момента инерции .

Очевидно, что при кручении в сечении возникают касательные напряжения от и угловые деформации от взаимного сдвига сечений.

Итак, параметры задачи – четыре неизвестные функции от координаты сечения:

- крутящий момент (иногда принято обозначать Мz(z)=Мк(z)),

- угол поворота сечения φz(z),

- угловая деформация (z),

- касательное напряжение в сечении ,

появление которых является следствием действующих внешних нагрузок на определенным образом закрепленный стержень. Ограничимся сосредоточенными крутящими моментами и погонными крутящими моментами нагрузками , постоянными по величине на длине их действия. Примеры сосредоточенного момента - крутящий момент от зубчатого колеса, момент от одного ряда лопаток турбины. Примеры распределенного момента - момент от нескольких рядов лопаток. Подробнее смотри в конце лекции.

 

 
 

 


 

 

2. Математическая модель

Необходимо сформулировать четыре (по числу параметров) уравнения связи неизвестных функций от z.

Уравнение равновесия получим, рассмотрев равновесие элемента dz. Получаем

. Откуда

. (*)

 

Для получения физических зависимостей при кручении вернемся к опыту на растяжение и схематизации напряженного состояния.

В принятых координатах в опыте на растяжение имеем линейное напряженное состояние.

Матрица напряжений в главных осях , т.е.

Рассмотрим площадку, повернутую на угол α относительно оси x. При этом проекции нормали , а проекции полного напряжения (см. в главных осях формулу *** лекция 3)

Соответственно , .

Откуда

. (1)

 

 

Рассмотрим возникшие угловую деформацию (сумма углов поворота -составляющих изначально прямого угла)

.

Продольная деформация .

Поперечная деформация .

Спроектируем контур ABLB'A на нормаль n-n к отрезку AB’. Получаем

С учетом малости получаем

.

С учетом выражений для деформаций: ,

.

Для второго отрезка поворотом на 90о получаем

,

,

и, соответственно,

.

Сравнивая последнее выражение с формулой (1) для касательных напряжений, получаем закон Гука при сдвиге -искомое физическое уравнение

,

т.е. (**)

где модуль сдвига

(2)

выражается через коэффициент Пуассона и модуль Юнга.

 

 

 

Теперь, используя гипотезу плоских сечений, рассмотрим кольцевой элемент круглого сечения с текущим радиусом бесконечно малой толщины , длиной dz и площадью dA.

Приравнивая длину дуги BB' из двух треугольников (), получаем с учетом закона Гука . откуда

. (3)

Элементарный крутящий момент ()

и, интегрируя по площади сечения, получаем

.

Для круга .

Откуда

, (***)

Подставляя (3) в (***) получаем касательные напряжения

, (****)

которые линейно распределены по высоте сечения.

 

Задача фактически сводится к решению системы двух линейных дифференциальных уравнений

(*****)

при соответствующих граничных условиях – математическом описании закрепления концов стержня.

По оставшимся двум формулам можно вычислить напряжения и угловую деформацию и провести расчет на прочность.

Матрица напряжений в принятых осях

дает инварианты НС и, соответственно, главные напряжения - решение характеристического уравнения матрицы ()

Напряженное состояние - " чистый сдвиг ".

Условие прочности по гипотезе касательных напряжений:

.

По энергетической гипотезе

.

Как видно, разница существенна. Больший запас дает первый вариант.

Таким образом, анализ напряженного и деформированного состояний сводится к решению системы (*****).

 

3. Решение задачи и расчет на прочность.

Сравнивая математические модели кручения и растяжения, видим полную аналогию вплоть до обозначений. Поэтому как аналитическое, так и численное решение для кручения получаем из решения для растяжения заменой соответственно:

.

Согласно (****) максимальные касательные напряжения возникают на поверхности тела. Например, для трубчатого сечения внутренним диаметром d, толщиной стенки t и внешним диаметром D

 

, где ,

и максимальное касательное напряжение в сечении

где - называют моментом сопротивления при кручении.

В итоге расчет на прочность сводится к проверке условия

по всей длине стержня.

* Сравним расход металла для сплошного (диаметром Dв)и трубчатого валов внешним диаметром Dт и толщиной стенки t. Приравнивая моменты сопротивления (условие равнопрочности) получаем и соотношение площадей сечений . Результаты расчетов иллюстрируются графиком:

Трубчатый вал позволяет экономить вес конструкции по мере уменьшения толщины стенки. Уменьшение последней при поперечном изгибе ограничено касательными напряжениями по Журавскому, а при чистом кручении - устойчивостью формы поперечного сечения.

Для некруглого сечения используют Wk, приводимое в справочниках, которое вычисляется численно или определяется экспериментально.

Например, для прямоугольного сечения высотой и шириной

,

и в справочнике приводится таблица

h/b   1,5      
α 0,208 0,231 0,246 0,282 0,307 0,333
β 0,141 0,196 0,229 0,281 0,307 0,333

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: