II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.




I. Работа над предложением

Начинается уже с детьми 1-го уровня р.р., когда у них в активном словаре накопится 100 –150 слов. Особое внимание формированию предложений различной структуры уделяется в работе с детьми 2-го уровня р. речи. Формирование структуры предложения осуществляется в русле работы по формированию грамматического строя речи, параллельно с развитием функции словоизменения. (Пример: овладение детьми дат. и твор. падежами существительных приводит к расширению структуры предложения: Мальчик ест. Мальчик ест ложк ой.. Мальчик играет с котенк ом).

В работе большое значение имеет использование картинок, что помогает детям осознать смысловое содержание ситуации:

- детей учат выделять субъект действия (кто это?)

- объект действия и отношения между ними

Наиболее существенными компонентами ситуации являются предикативно-субъектные связи. У детей с ОНР, алалией предикат страдает в большей степени. Для формирования предикативности ребенок д. научиться выделять деятеля и действие. Он должен не только различать их отношения, но и овладеть глагольной лексикой.

(ПРИМЕЧАНИЕ: Предикативность общее свойство всех предложений, отличающее их от с/сочетаний. Наиболее известные трактовки предикативности: 1) пред-ть - отнесение содержания предложения к действительности; 2) пред-ть - специфические отношения между компонентами предложения. Пред-ть в речи может выражаться с помощью различных частей речи: Мальчик молодец! Мальчик большой. Мальчик спит.)

 

На начальном этапе логопедического воздействия (первый уровень развития речи) последовательность работы над предложением примерно следующая:

- Двусловное предл. с глаголом в повелит. наклонении. Мама, сиди.

- Двусловное пр. с глаголом 3 л., ед.ч., изъявит. наклонения: Мама сидит. И другие двусоставные словесные конструкции, типа: Это мама. Моя мама.

Распространенные предл-я из 3 - 4 - х слов: Подл.- сказ- прям. дополнение. Девочка ест кашу

- Подл.- сказ - прям. дополнение - косв. доп. (дат падеж сущ.): Папа купил мишку сыну.

- Подл.- сказ- прям. дополнение - косв. доп. (твор. падеж): Дев. гладит платье утюгом.

- Подл.- сказ.- обстоят. места (предл.-падежная конструкция): Грибы растут в лесу.

- Подл.- сказ.- обстоят. места, времени, образа действия, выраженное наречием: Ваня поет громко. Мама пришла рано.

- Формирование трехсоставной простой синтаксической конструкции с предложением сотрудничества или выражения желания, включающей обращение и инфинитив (Мама, хочу пить. Катя, давай играть).

- Формирование трехсоставной простой синтаксической конструкции, включающей местоимения (Я хочу есть. Он идет гулять).

- Распространением предл-й с помощью слов, обозначающих признак предмета: Бабушка дала Маше вкусное яблоко.

 

По достижению детьми второго уровня развития речи:

- Обучение распространению предложений за счет однородных членов (по картинкам и по вопросам: «Мама купила в магазине лук…морковь, капусту, огурцы», «Сегодня на улице теплая… солнечная, ясная погода»).

- Обучение употреблению простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с использованием сочинительных союзов а, но, и (например: «Кате купили куклу, а Мише – велосипед», «Пошел дождь, но мы остались в саду», «Мама взяла утюг и стала гладить белье») и подчинительных союзов что, чтобы (например: «Сережа взял карандаш, чтобы рисовать». «Папа сказал, что купил арбуз»).

По достижению детьми третьего уровня развития речи:

- Обучение употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов потому что, если, когда, так как (например: «Нужно взять зонтик, потому что на улице дождь», «Цветы засохнут, если их не поливать», «Когда закончится дождь, мы пойдем гулять», «Так как Петя заболел, он не пошел в детский сад» и т.д.).

И т.д. в соответствии с возрастными рекомендациями и основанной на них Программе коррекционной работы.

II. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

Задачи: - Закрепление правильного использования в речи форм словоизменения;

- Закрепление отрабатываемых структур предложений;

- Подготовка формирования связной монологической речи.

 

Наиболее простая форма устной речи - Разговорная речь (не продуманная заранее диалогическая). Р. речь поддерживается собеседниками, она ситуативна и эмоциональна, в ней используются различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимика, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых (с 2-х лет). Развитие разговорной диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря. В разговорной речи различают обычный (неподготовленный) диалог и беседу.

 

Беседа — один из методов обучения разговорной речи, своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Она используется как логопедом, так и воспитателем. Цель беседы — обсудить, выяснить какой-то вопрос, соотнесенный с программным материалом. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка детей.

Методика развития детской речи выделяет воспроизводящие и обобщающие беседы. Вкаждой беседе выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание. Цель начала беседы - оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. В начале беседы желательно сформулировать ее тему, т.е. цель предстоящего разговора. Основная часть беседы может быть разделена на микротемы или этапы. Конец беседы краток по времени, представляет собой обобщение темы. Должен быть наиболее эмоционален.

Помимо беседы для развития диалогической речи используют игры – драматизации, заучивание стихов по ролям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: