Фонетические признаки звуков, участвующих в метатезах




 

Анализируя детские слова с точки зрения различных аспектов, так или иначе связанных с фонетикой, я пришла к выводу о том, что было бы правильно и, наверное, логично обратиться к качественным характеристикам согласных звуков, участвующих в перестановке, - по твердости/мягкости и глухости/звонкости.

Полученные результаты указывают на то, что этот анализ был полезен для исследования.

В инициальной метафонии из 37 примеров (2 примера слоговой перестановки в расчет не брались) в 30 переставляемые согласные совпадали по твердости/мягкости. Причем абсолютное большинство согласных, участвовавших в метатезе, являлись именно твердыми (23 – совпали по твердости и всего лишь 7 – по мягкости).

В медиальной метафонии были получены аналогичные результаты: в 21 примере переставляемые согласные совпадают по твердости/мягкости, в 2 – различаются. Во «внутреннем» соотношении – схожая ситуация: в 17 случаях согласные совпали по твердости и в 4 – по мягкости. То есть больше половины метатез и в конце слова, и в середине, и в его начале происходит в сегменте, где потенциальный слог образуют твердые согласные.

Во взаимоотношениях между согласными по характеристикам глухости/звонкости тоже наблюдается интересная ситуация: в инициальной метафонии по этому качественному признаку совпадают 28 примеров из 37 (преимущество на сей раз отдается, видимо, глухим согласным – совпадает 22 пар по глухости и всего 6 – по звонкости); в медиальной метафонии из 23 примеров у 21 слова переставляемые согласные «сошлись» по звонкости/глухости. В перестановках, расположенных в середине или в конце слова, по совпадениям качественных признаков лидируют звонкие согласные – 16 из 19 (см. Приложение № 2).

Эти данные говорят о том, что возникновению метатезы в детском слове, видимо, благоприятствуют согласные, заключенные в один потенциальный слог и совпадающие по своим качественным характеристикам. Насколько сильно этот фактор влияет на возникновение перестановки - пока сложно сказать, но, думаю, что сам факт учета этой закономерности был бы важен для дальнейших исследований детских метатез.

 

 

Сравнение метатез в речи ребенка и поэтической речи

Ассоциирование фонем одного класса в поэтической речи, происходит более свободно, чем в детской речи. Ребенок, переставляя звуки, стремится не нарушать их фонологического статуса, избегать непозиционных чередований.

А.С. Пушкин в своем творчестве использовал разные типы метатез: «тоскующие кости», «жертва злой отравы», «небес я не молил молитвою другой», «когда коляска ускакала», «сокровенные красы», «закон казнит». «О неге той страны, где небо вечно ясно».

Консонантный тип представлен небольшим количеством словосочетаний, преимущественно основанных на смене конечного согласного: «и дом отцов и тихий Дон». «Делили дани и дары», «свинца веселый свист», «люблю твой стройный, строгий вид», «страж страны державной», «затворниц жирных и живых».

В детском словотворчестве образование метатез происходит стихийно. Поэт же сознательно создает их в своем творчестве.

В детских стихотворениях метатезу используют в целях создания комического эффекта.

 

Очень трудная загадка

Кто по улице идет,
Тот зовется пешеход.
Кто в автобусе катается –
Пассажиром называется.

Ну а как
Зовется тот,
Кто автобус долго ждет?
Он еще не пассажир,
Но уже не пешеход...

Может быть,
Прохожий?
Вроде не похоже.
Догадайтесь:
Кто же?

(Тим Собакин)

Приводится пример лексической метатезы. Того, кто шел по улице и был ПЕШЕходом, а потом ждет на остановке автобус, чтобы стать пассаЖИРом, можно было бы назвать ПЕШЕЖИР. И наоборот – ехавшему в автобусе ПАССАжиру, который затем стал пешеХОДом, вполне подошло бы название ПАССАХОД.

 

А. Усачев и П. Синявский предлагают новые слова, созданные по продуктивным словообразовательным моделям:

 

Глинчики

Я сижу в песке, пока
Мама жарит блинчики.
Я из глины и песка
Приготовлю глинчики.
Глинчики песочные,
Вкусные и сочные!

(Андрей Усачев)

 

Котлетный сон

Коту прекрасно спится,
Коту котлета снится.
А рядом спят котята,
Им снятся котлетята.

(Петр Синявский)

 

На принципе метатезы построены известные строки в стихотворении Самуила Маршака «Вот какой рассеянный»:
Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить.

 

 

 

Заключение

 

Ориентируясь на поставленные цели, изучая явление метатезиса, я обратилась к анализу примеров детских слов с перестановками с точки зрения фонетики русского языка. В ходе этой работы я нашла ряд закономерностей:

1. чаще всего, «участниками» метатезы становятся звуки, а не слоги;

2. около 50% метатез совершаются в абсолютном начале слова;

3. даже перемещая звуки, ребенок старается сохранить вокалический рельеф слова, как правило, ударные гласные не участвуют в перестановке;

4. ограничительной рамкой для перемещения звуков становится потенциальный слог;

5. благоприятную основу для метатезы создают согласные, совпадающие по своим качественным признакам (твердость/мягкость и глухость/звонкость).

Что касается наиболее сложного вопроса – изучения природы метатезиса, я склонна думать о том, что появление перестановок в словах возможно благодаря особому устройству нашего сознания: слово не хранится в памяти в готовом виде, а каждый раз создается вновь с помощью маленьких звеньев, молекул – тех самых потенциальных слогов, которые становятся элементарным «шагом» нашей речи; этим предположением объясняется не только явление метатезиса, но и особенности поэтического языка, игра слов, каламбуры и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: