Аналитический отчет педагога-психолога Побединской Ирины Викторовны
По результатам деятельности в 2012/2013 учебном году.
1.Общие итоги реализации психологических программ деятельности педагога-психолога в соответствии с целями и задачами Центра на текущий учебный год – программы реализованы полностью.
2.Объем и способы решения задач, определенных в разделе перспективного планирования по видам работ педагога-психолога - консультирование (по предварительной записи) – 1 раз в неделю, до 4 консультаций; групповые занятия- три группы по 1 разу в неделю, диагностика – по плану ЦПМСС и запросам руководителей ОУ.
4. Общая характеристика групп детей, с которыми педагог-психолог работал в течение учебного года: дети дошкольного возраста (ДОУ 127 Выборгского р-на)- диагностика школьной зрелости, учащиеся начальной школы, младшие подростки.
5. Общие итоги реализации психологической помощи (сопровождения) педагогическим работникам, администрации, другим категориям участников образовательного процесса, в том числе родителям, с которыми в течение учебного года проводилась работа психолога (по видам работ) - проводилось консультирование родителей детей и подростков при обращении их в ЦПМСС, консультирование педагогов и родителей, работа по запросу администрации ГБОУ СОШШ №76 (выявление детей «группы риска», консультирование администрации и родителей, разработана программа дебрифинга). Проведена диагностика школьной зрелости, даны рекомендации по преодолению уязвимых качеств воспитанников ДОУ №127, проведена групповая консультация родителей подготовительных групп в ДОУ №127 на тему «Профилактика школьной дезадаптации- как помочь своему ребёнку стать счастливым в школе?»
Эффективность и результативность проводимых работ.
Диагностика психических процессов и свойств личности.
Диагностика школьной зрелости в ГБ ДОУ №127 Выборгского района г. Санкт- Петербурга.
В период с февраля 2013 по май 2013 года мною проводилась работа по определению психологической готовности детей к началу школьного обучению.
Контингент: 52 человека, воспитанники 8,5, 11, и логопедических групп, возраст от 6 до 7 лет.
Целью диагностики являлось:
1. определение уровня актуального психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
2. разработка рекомендаций по коррекции и развитию уязвимых качеств для педагогов и родителей,
3. определение целесообразности начала школьного обучения у детей 6 лет.
4. выявление детей с уязвимым невротическим статусом с целью оказания им психологической помощи.
Задачи психодиагностики:
1. Определение физиологической зрелости ребёнка.
2. Определение уровня развития мыслительных процессов: анализа- синтеза, обобщения, классификации, сравнения, в том числе с предъявлением стимульного материала исключительно словесного характера (без картинок).
3. Определение уровня общей осведомлённости ребёнка об явлениях и предметах окружающего мира, их взаимосвязях.
4. Определение устойчивости внимания, в том числе- слухового.
5. Определение адекватности зрительного и слухового восприятия.
6. Определение объёма зрительной памяти.
7. Определение уровня развития речевых характеристик, в том числе, словарного запаса, грамматического строя речи.
8. Изучение преобладающей мотивации (учебная или игровая), наличия установок на школьное обучение.
Используемые методики: Диагностическая беседа, наблюдение, интервьюирование воспитателей, психомоторные тесты,, тест школьной зрелости Кёрна- Йерасека, методики «Шифровка», «Графический диктант», «Домик», «Установление последовательности картинок», «Классификация» и другие.
Объекты исследования:
· Школьная мотивация.
· Мышление- исключение лишнего, классификация, нахождение закономерностей, установление причинно- следственных связей, восстановление последовательности событий.
· Общая осведомлённость.
· Фонематический слух.
· Механическая память (рисуночный стимульный материал).
· Коммуникативные умения.
· Понимание прочитанного (пересказ текста)
· Уровень развития элементарных математических представлений- ориентация на листе бумаги, решение задач, числовые ряды, счёт в пределах 10, знание геом.фигур.
· Уровень развития речи (словарный запас, умение составить рассказ).
· Восприятие, зрительная дифференцировка, работа по образцу - корректурная проба.
· Умение читать, знание букв.
· Развитие мелкой моторики (штриховка, рисунок по образцу)
Всего исследовалось 11 параметров. По всем тестовым заданиям дети показали высокие и средние результаты.
Только один ребёнок- Лев А., ребёнок из семьи иммигрантов из Пакистана показал низкие результаты школьной зрелости (вследствие невладения русским языком), что говорит в целом о хорошо поставленной педагогами и администрацией ДОУ работе по подготовке детей в школе..
Рекомендации педагогам и администрации:
1. При общем высоком уровне готовности детей к школьному обучению недостаточно работы уделяется развитию воображения, в частности, речевого творчества. Данный факт нашёл отражение в результатах методики «Составление рассказа по серии картинок». Дети составляют фактически правильный рассказ, верно интерпретирую содержание и последовательность событий, однако, их рассказы как правило малоэмоциональны, бедны по составу (прилагательные и глаголы однообразны- «Они пошли к с жирафу, потом пошли к клетке со львом»,,,) Дети не стремятся описывать содержание деятельности персонажей, описывать чувства и мысли, не наделяют персонажей какими- либо качествами, их рассказы слушать скучно. Особо надо отметить, что при инструктировании детей перед данной методикой мною была дана установка на то, что рассказ «Должен быть интересным», дети стимулировались мною к фантазированию.
2. Также необходимо работать над формированием позитивной школьной мотивации. Дети в подавляющем большинстве говорят о том, что хотят хорошо учиться, но вот ЗАЧЕМ им самим это нужно - не очень понимают. Вопрос формирования детальных представлений о школьном обучении очень важен, так как наличие положительной мотивации даёт ребёнку дополнительный резерв при начале обучения, повышает его стрессоустойчивость, снижает тревогу. Такую задачу могут решать сюжетно- ролевые игры, возможно их проведение с привлечением старших братьев и сестёр, обучающихся в школе. Также формированию активной позиции школьника способствуют различного рода ролевые игры на школьную тематику.
3. Проведена 21.05.13 групповая консультация для родителей подготовительных групп на базе ДОУ по вопросам профилактики школьной дезадаптации.