Диагностика психических процессов и свойств личности.




Аналитический отчет педагога-психолога Побединской Ирины Викторовны

По результатам деятельности в 2012/2013 учебном году.

1.Общие итоги реализации психологических программ деятельности педагога-психолога в соответствии с целями и задачами Центра на текущий учебный год – программы реализованы полностью.

2.Объем и способы решения задач, определенных в разделе перспективного планирования по видам работ педагога-психолога - консультирование (по предварительной записи) – 1 раз в неделю, до 4 консультаций; групповые занятия- три группы по 1 разу в неделю, диагностика – по плану ЦПМСС и запросам руководителей ОУ.

4. Общая характеристика групп детей, с которыми педагог-психолог работал в течение учебного года: дети дошкольного возраста (ДОУ 127 Выборгского р-на)- диагностика школьной зрелости, учащиеся начальной школы, младшие подростки.

5. Общие итоги реализации психологической помощи (сопровождения) педагогическим работникам, администрации, другим категориям участников образовательного процесса, в том числе родителям, с которыми в течение учебного года проводилась работа психолога (по видам работ) - проводилось консультирование родителей детей и подростков при обращении их в ЦПМСС, консультирование педагогов и родителей, работа по запросу администрации ГБОУ СОШШ №76 (выявление детей «группы риска», консультирование администрации и родителей, разработана программа дебрифинга). Проведена диагностика школьной зрелости, даны рекомендации по преодолению уязвимых качеств воспитанников ДОУ №127, проведена групповая консультация родителей подготовительных групп в ДОУ №127 на тему «Профилактика школьной дезадаптации- как помочь своему ребёнку стать счастливым в школе?»

Эффективность и результативность проводимых работ.

Диагностика психических процессов и свойств личности.

Диагностика школьной зрелости в ГБ ДОУ №127 Выборгского района г. Санкт- Петербурга.

В период с февраля 2013 по май 2013 года мною проводилась работа по определению психологической готовности детей к началу школьного обучению.

Контингент: 52 человека, воспитанники 8,5, 11, и логопедических групп, возраст от 6 до 7 лет.

Целью диагностики являлось:

1. определение уровня актуального психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

2. разработка рекомендаций по коррекции и развитию уязвимых качеств для педагогов и родителей,

3. определение целесообразности начала школьного обучения у детей 6 лет.

4. выявление детей с уязвимым невротическим статусом с целью оказания им психологической помощи.

Задачи психодиагностики:

1. Определение физиологической зрелости ребёнка.

2. Определение уровня развития мыслительных процессов: анализа- синтеза, обобщения, классификации, сравнения, в том числе с предъявлением стимульного материала исключительно словесного характера (без картинок).

3. Определение уровня общей осведомлённости ребёнка об явлениях и предметах окружающего мира, их взаимосвязях.

4. Определение устойчивости внимания, в том числе- слухового.

5. Определение адекватности зрительного и слухового восприятия.

6. Определение объёма зрительной памяти.

7. Определение уровня развития речевых характеристик, в том числе, словарного запаса, грамматического строя речи.

8. Изучение преобладающей мотивации (учебная или игровая), наличия установок на школьное обучение.

 

Используемые методики: Диагностическая беседа, наблюдение, интервьюирование воспитателей, психомоторные тесты,, тест школьной зрелости Кёрна- Йерасека, методики «Шифровка», «Графический диктант», «Домик», «Установление последовательности картинок», «Классификация» и другие.

Объекты исследования:

· Школьная мотивация.

· Мышление- исключение лишнего, классификация, нахождение закономерностей, установление причинно- следственных связей, восстановление последовательности событий.

· Общая осведомлённость.

· Фонематический слух.

· Механическая память (рисуночный стимульный материал).

· Коммуникативные умения.

· Понимание прочитанного (пересказ текста)

· Уровень развития элементарных математических представлений- ориентация на листе бумаги, решение задач, числовые ряды, счёт в пределах 10, знание геом.фигур.

· Уровень развития речи (словарный запас, умение составить рассказ).

· Восприятие, зрительная дифференцировка, работа по образцу - корректурная проба.

· Умение читать, знание букв.

· Развитие мелкой моторики (штриховка, рисунок по образцу)

 

Всего исследовалось 11 параметров. По всем тестовым заданиям дети показали высокие и средние результаты.

Только один ребёнок- Лев А., ребёнок из семьи иммигрантов из Пакистана показал низкие результаты школьной зрелости (вследствие невладения русским языком), что говорит в целом о хорошо поставленной педагогами и администрацией ДОУ работе по подготовке детей в школе..

 

Рекомендации педагогам и администрации:

1. При общем высоком уровне готовности детей к школьному обучению недостаточно работы уделяется развитию воображения, в частности, речевого творчества. Данный факт нашёл отражение в результатах методики «Составление рассказа по серии картинок». Дети составляют фактически правильный рассказ, верно интерпретирую содержание и последовательность событий, однако, их рассказы как правило малоэмоциональны, бедны по составу (прилагательные и глаголы однообразны- «Они пошли к с жирафу, потом пошли к клетке со львом»,,,) Дети не стремятся описывать содержание деятельности персонажей, описывать чувства и мысли, не наделяют персонажей какими- либо качествами, их рассказы слушать скучно. Особо надо отметить, что при инструктировании детей перед данной методикой мною была дана установка на то, что рассказ «Должен быть интересным», дети стимулировались мною к фантазированию.

2. Также необходимо работать над формированием позитивной школьной мотивации. Дети в подавляющем большинстве говорят о том, что хотят хорошо учиться, но вот ЗАЧЕМ им самим это нужно - не очень понимают. Вопрос формирования детальных представлений о школьном обучении очень важен, так как наличие положительной мотивации даёт ребёнку дополнительный резерв при начале обучения, повышает его стрессоустойчивость, снижает тревогу. Такую задачу могут решать сюжетно- ролевые игры, возможно их проведение с привлечением старших братьев и сестёр, обучающихся в школе. Также формированию активной позиции школьника способствуют различного рода ролевые игры на школьную тематику.

 

 

3. Проведена 21.05.13 групповая консультация для родителей подготовительных групп на базе ДОУ по вопросам профилактики школьной дезадаптации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: