Транспортирование горной массы




 

Основные грузы в карьере – вскрышные породы и полезное ископаемое.

Вспомогательные карьерные грузы – взрывчатые вещества, путевые материалы, детали и узлы, горные машины, снег в зимнее время и др.

Различают три вида транспорта:

- карьерный;

- цеховой;

- внешний.

Карьерный транспорт выполняет перемещение горной массы от забоев до пункта приёма, доставки вспомогательных грузов в карьер.

Цеховой транспорт выполняет перемещение полезного ископаемого на дробильно-сортировочных и обогатительных фабриках.

Внешний транспорт выполняет перемещение полезного ископаемого после обогащения или со складов к местам потребления продукции.

В курсовом проекте ведутся расчёты только для карьерного транспорта, работающего в сочетании с выемочно - погрузочным оборудованием.

Основным карьерным транспортом являются: автомобильный, железнодорожный, конвейерный.

Автомобильный транспорт используется при небольших объемах перевозок на малых карьерах и достигающих 60-80 млн.т/год на крупных. Рациональное расстояние транспортирования при автотранспорте не превышает 3-5 км. Уклоны автодорог составляют 4-5º (80-100‰), радиусы поворота на дорогах – 40-50 м, глубина карьеров обычно не превышает 200-250 м.

Железнодорожный транспорт эффективно применяется при широком изменении объемов перевозки (от 20 до 100 млн.т/год и более); рациональное расстояние транспортирования составляет 5 – 10 км и более, радиусы кривых до 80-100 м, уклоны пути не превышают 2,5 – 3,5º (40-50‰). Глубина карьеров при железнодорожном транспорте составляет обычно не более 200-250 м, а применением тоннельных схем вскрытия глубоких горизонтов достигает 350-400 м.

Конвейерный транспорт применяется в первую очередь с поточной технологией при использовании роторных и цепных экскаваторов на разработке рыхлых горных пород. Недостатки: жесткие требования к влажности, абразивности и кусковатости материала (размер не должен превышать 400-500мм), зависимость от климатических условий. Эффективно применяется при перевозке 20-40 млн.т/год и более. Рациональное расстояние транспортирования обычно не превышает 4-6 км. Высота подъема груза составляет 250-300 м.

Исходя из условий: а) перевозка полезного ископаемого 5 млн.т/год и вскрышных пород 20 млн.т/год; б) расстояние доставки вскрышных пород от карьера до отвала 1 км; в) расстояние доставки полезного ископаемого от карьера до обогатительной фабрики 1 км; г) глубина карьера 160 м, принимаем основной карьерный транспорт – автомобильный.

 

Определяем максимальное расстояние транспортирования горной массы вскрышных пород в отвал:

 

, км (57)

где , , , – расстояние транспортирования горной массы по карьеру, по поверхности, по отвалу.

 

, м (58)

где – глубина карьера, м

– уклон преодолеваемый автосамосвалом, ‰

м – длина горизонтальных участков согласно ЕПБ при ОГР

(п.376. При затяжных уклонах дорог (более 60 промилле) должны

устраиваться площадки с уклоном до 20 промилле длиной не менее

50 м и не реже чем через каждые 600 м длины затяжного уклона.)

– количество горизонтальных участков, принимаем .

 

м =2,2 км

км

 

Определяем максимальное расстояние транспортирования горной массы полезного ископаемого до обогатительной фабрики:

 

км (59)

 

Выбор типа автосамосвала выполняется исходя из рационального соотношения между емкостью ковша экскаватора и емкостью кузова автосамосвала:

 

, м3 (60)

где – геометрическая емкость кузова автосамосвала, м3

– емкость ковша экскаватора, м3

– число загружаемых в машину ковшей.

 

м3

 

Исходя из рационального соотношения между емкостью ковша экскаватора и емкостью кузова автосамосвала принимаем автосамосвал БелАЗ-7527.

 

Таблица 6 – Краткая характеристика карьерного автосамосвала БелАЗ-7527

 

Модель Грузоподъем-ность, т Масса авто-мобиля, т Объем кузова, м3 Габариты, мм
геометрии-ческий с «шапкой» длина ширина высота
    29,48 27,4 33,7      

 

Количество ковшей горной массы, необходимое для загрузки одного автосамосвала:

 

(61)

где – объем горной массы в одном автосамосвале, м3;

– объем горной массы в ковше экскаватора, м3.

 

Принимаем .

Масса перевозимого груза:

 

, т (62)

где – емкость ковша экскаватора, м3;

– коэффициент экскавации;

– плотность горной породы, т/м3;

– число ковшей экскаватора загружаемых в один автосамосвал.

 

т

т

 

Учитывая, что автосамосвал перегружается при перевозке полезного ископаемого, принимаем , отсюда

т

Для выбранного автосамосвала рассчитываем ширину бермы в рыхлых и скальных породах:

 

, м (63)

где – ширина проезжей части дороги, принимается на основании выбранного типа автосамосвала и грузонапряженности дороги.

 

Грузонапряженность – это количество груза, перевозимое по участку дороги в единицу времени:

 

, т/год (64)

где – проектируемый объем перевозки горной массы, т/год;

– собственная масса автосамосвала, т;

– грузоподъемность автосамосвала, т.

 

т/год

 

В соответствии с грузонапряженностью устанавливается техническая категория дороги I.

Ширина проезжей части исходя из категории автодороги, при двухполосном движении и принятого автосамосвала принимается м.

– высота ограждающего вала. Вал сооружается из скальных пород. Высота вала зависит от грузоподъемности машины и составляет при т – 1,0 м;

– толщина слоя дорожной одежды (в скальных породах – 0,25-0,3 м);

– глубина кювета (в скальных породах – не менее 0,3 м);

– ширина дна кювета, м ( м);

– ширина призмы безопасности, м (< 1м);

м

 

м

 

Производительность автосамосвалов определяется исходя из условий эксплуатации подвижного состава.

 

3.1. Определение продолжительности технологического цикла перевозок

 

, мин (65)

где – время погрузки горной массы, с;

– время движения груженного и порожнего автосамосвала, с;

– время разгрузки автосамосвала, с;

мин=120с – время маневрирования автосамосвала, с;

– время ожидания очереди, с.

, с (66)

где – число ковшей экскаватора загружаемых в один автосамосвал;

0,5 – учитывается движение автосамосвала сразу после окончания

погрузки. Окончание цикла совмещается по времени с установкой

под погрузку следующего автосамосвала;

– продолжительность цикла экскаватора, с;

 

с

с

 

, с (67)

где , – соответственно скорости груженого и порожнего автосамосвала

– дальность транспортирования, км

с

с

, с (68)

с с

с с

с

, с (69)

с

с

 

с =25,67мин=0,43ч

с =28,32мин=0,47ч

 

3.2. Годовая производительность БелАЗа

 

, т/год (71)

где – продолжительность смены, ч;

– грузоподъемность автосамосвала, т;

– продолжительность рейса, ч

– коэффициент использования машины за смену;

– количество рабочих смен в сутки;

– количество рабочих дней в году.

 

т/год

т/год

 

3.3. Расчет необходимого количества машин

Количество автосамосвалов необходимого для обеспечения производительности карьера по горной массе:

 

(70)

где – производительность карьера по полезному ископаемому, т/год;

– производительность карьера по вскрышным породам, т/год;

– производительность автосамосвалов по полезному

ископаемому, т/год;

– производительность автосамосвалов по вскрышным породам,

т/год.

 

3.4. Инвентарное количество

 

(72)

где – коэффициент технической готовности

 

 

3.5. Определение пропускной способности

 

При двух полосном движении:

 

, маш/час (73)

где км – расстояние между следующими друг за другом

автосамосвалами;

– коэффициент неравномерности движения;

– средняя скорость движения автосамосвалов по карьеру, км/ч

 

маш/час

 

Определение провозной способности:

 

, т/час (74)

где – грузоподъемность автосамосвала, т;

– коэффициент резерва, 0,8:

 

т/час

т/час

 

3.6. Годовой пробег автосамосвалов

 

, км/год (75)

где – производительность карьера по горной массе, т/год

– расстояние транспортирования горной массы, км

 

км/год

км/год

км/год

 

План карьерных автосамосвалов на расчетный годовой объем работ сводится в таблицу 5.

 

Таблица 7 – Расчет парка карьерных автосамосвалов

 

Показатели Значение
Добыча Вскрыша
Годовой объем перевозки, тыс. тонн 5 000 000 20 000 000
Сменная производительность, т 418,6 367,7
Годовая производительность, тыс. м3    
Расчётный парк автосамосвалов, шт 15,9 72,5
Принятый парк автосамосвалов, шт    

 

3.7. Меры безопасности при транспортировании пород автотранспортом

 

Транспортировка пород автотранспортом осуществляется в соответствии «Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом»

Ширина проезжей части внутрикарьерных дорог и продольные уклоны устанавливаются проектом с учетом требований действующих норм и правил, исходя из размеров автомобилей и автопоездов.

Временные въезды в траншеи должны устраиваться так, чтобы вдоль них при движении транспорта оставался свободный проход шириной не менее 1,5 м с обеих сторон.

При затяжных уклонах дорог (более 60 +) должны устраиваться площадки с уклоном до 20 + длиной не менее 50 м и не реже чем через каждые 600 м длины затяжного уклона.

 

Радиусы кривых в плане и поперечные уклоны автодорог предусматриваются с учетом действующих строительных норм и правил.

Проезжая часть дороги внутри контура карьера (кроме забойных дорог) должна соответствовать действующим строительным нормам и правилам и быть ограждена от призмы возможного обрушения породным валом или защитной стенкой. Высота породного вала принимается не менее половины диаметра колеса самого большого по грузоподъемности эксплуатируемого на карьере автомобиля. Вертикальная ось, проведенная через вершину породного вала, должна располагаться вне призмы обрушения.

Расстояние от внутренней бровки породного вала (защитной стенки) до проезжей части должно быть не менее 0,5 диаметра колеса автомобиля максимальной грузоподъемности, эксплуатируемого в карьере.

В зимнее время автодороги должны систематически очищаться от снега и льда и посыпаться песком, шлаком, мелким щебнем или обрабатываться специальным составом.

Каждый автомобиль должен иметь технический паспорт, содержащий его основные технические и эксплуатационные характеристики. Находящиеся в эксплуатации карьерные автомобили должны быть укомплектованы:

- средствами пожаротушения;

- знаками аварийной остановки;

- медицинскими аптечками;

- упорами (башмаками) для подкладывания под колеса;

- звуковым прерывистым сигналом при движении задним ходом;

- устройством блокировки (сигнализатором) поднятия кузова под ВЛ (для автосамосвалов грузоподъемностью 30 т и более);

- двумя зеркалами заднего вида;

- средствами связи.

На линию автомобили могут выпускаться только при условии, если все их агрегаты и узлы, обеспечивающие безопасность движения, а также безопасность других работ, предусмотренных технологией применения автотранспорта, находятся в технически исправном состоянии. Они должны также иметь необходимый запас горючего и комплект инструмента, предусмотренный заводом-изготовителем.

Скорость и порядок движения автомобилей, автомобильных и тракторных поездов на дорогах карьера устанавливаются техническим руководителем организации и автотранспортного предприятия с учетом местных условий.

Буксировка неисправных автосамосвалов грузоподъемностью 27 т и более должна осуществляться специальными тягачами. Запрещается оставлять на проезжей части дороги неисправные автосамосвалы.

Допускается кратковременное оставление автосамосвала на проезжей части дороги в случае его аварийного выхода из строя при ограждении автомобиля с двух сторон предупредительными знаками в соответствии с действующими правилами дорожного движения.

Движение на технологических дорогах должно регулироваться дорожными знаками, предусмотренными действующими правилами дорожного движения.

Инструктирование по мерам безопасности водителей транспортных средств, работающих на объекте открытых горных работ, производится администрацией организации и автохозяйства. При приеме на работу и после практического ознакомления с маршрутами движения водителям должны выдаваться удостоверения на право работы на объекте открытых горных работ.

Водителям автомобилей и самоходного технологического оборудования (грейдеров, скреперов, бульдозеров, погрузчиков и др.) должны выдаваться путевые листы, которые являются нарядом на выполнение работы.

Разовый въезд в пределы горного отвода автомобилей, тракторов, тягачей, погрузочных, грузоподъемных машин и т.д., принадлежащих другим организациям, допускается только с разрешения администрации организации, эксплуатирующей объект, после обязательного инструктажа водителя (машиниста) с записью в специальном журнале.

Контроль за техническим состоянием автосамосвалов, соблюдением правил дорожного движения должен обеспечиваться должностными лицами автохозяйства организации, а при эксплуатации автотранспорта подрядной организации, работающей на основании договора, - должностными лицами подрядной организации.

При выпуске на линию и возврате в гараж должен обеспечиваться предрейсовый и послерейсовый контроль водителями и должностными лицами технического состояния автотранспортных средств в порядке и в объемах, утвержденных техническим руководителем организации.

На технологических дорогах движение автомобилей должно производиться без обгона.

В отдельных случаях при применении автомобилей с разной технической скоростью движения допускается обгон при обеспечении безопасных условий движения.

При погрузке горной массы в автомобили экскаваторами должны выполняться следующие условия:

- ожидающий погрузки автомобиль должен находиться за пределами радиуса действия экскаватора и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

- находящийся под погрузкой автомобиль должен быть в пределах видимости машиниста экскаватора;

- находящийся под погрузкой автомобиль должен быть заторможен;

- погрузка в кузов автомобиля должна производиться только сзади или сбоку, перенос экскаваторного ковша над кабиной автомобиля запрещается;

- высота падения груза должна быть минимально возможной и во всех случаях не превышать 3 м;

- нагруженный автомобиль может следовать к пункту разгрузки только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.

Не допускается односторонняя или сверхгабаритная загрузка, а также превышающая установленную грузоподъемность автомобиля.

Кабина автосамосвала, предназначенного для эксплуатации на объекте открытых горных работ, должна быть перекрыта специальным защитным козырьком, обеспечивающим безопасность водителя при погрузке.

При отсутствии защитного козырька водитель автомобиля обязан выйти на время загрузки из кабины и находиться за пределами максимального радиуса действия ковша экскаватора (погрузчика).

При работе на линии запрещаются:

- движение автомобиля с поднятым кузовом;

- ремонт и разгрузка под линиями электропередачи;

- в пунктах погрузки движение задним ходом более 30 м (за исключением работ по проведению траншей);

- переезд кабелей, уложенных по почве и не огражденных специальными предохранительными устройствами;

- перевозка посторонних людей в кабине без разрешения администрации;

- выход из кабины автомобиля до полного подъема или опускания кузова;

- остановка автомобиля на уклоне и подъеме;

- движение вдоль железнодорожных путей на расстоянии менее 5 м от ближайшего рельса;

- эксплуатация автомобиля с неисправным пусковым устройством двигателя.

В случае остановки автомобиля на подъеме или уклоне вследствие технической неисправности водитель обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.

Во всех случаях при движении автомобиля задним ходом должен подаваться звуковой сигнал.

Очистка кузова от налипшей и намерзшей горной массы должна производиться в специально отведенном месте с применением механических или иных средств.

Погрузочно-разгрузочные пункты должны иметь необходимый фронт для маневровых операций погрузочных средств, автомобилей, автопоездов, бульдозеров и других задействованных в технологии техники и оборудования.

 


Отвалообразование

 

4.1. Определение площади отвалов

 

Определение площади , требуемой для размещения отвала вскрышных пород, определяется по формуле:

 

, м2 (76)

где – объем пород, подлежащих укладке в отвал, м3;

– коэффициент остаточного разрыхления пород в отвале;

, и – высота ярусов, м (при механизации отвальных работ

бульдозерами для скальных пород высота составляет 20-30м)

, и – коэффициенты, учитывающие заполнение площади отвала

соответствующего ярусам , ,

 

м2

 

4.2. Бульдозерное отвалообразование

 

Бульдозерное отвалообразование при автомобильном транспорте может быть периферийном или площадным. Периферийная схема отвалообразования применяется при складировании скальных пород, площадная схема – при складировании слабых полускальных и глинистых пород.


 

Таблица 8 – Техническая характеристика бульдозеров Komatsu

 

Модель бульдозера Мощность двигателя, кВт Эксплуатационная масса агрегата, т Максимальная скорость передвижения, км/ч Тип бульдозерного отвала Параметры отвала, мм Расчетный объем призмы, м3 Габаритные размеры, мм
вперед назад ширина высота длина ширина высота
D155A-5   36,4 11,0 13,4 Полусферический     8,8      
D355A-5   53,9 12,7 12,6     15,1      
D275A-5   48,9 11,8 14,9     13,7      
D475A-2   95,3 10,9 14,3     25,6      
D375A-5   66,9 11,8 15,8     18,5      

 

Предварительно для отвальных работ выбираем бульдозер Komatsu D475А-5.

 

Расчет параметров отвалообразования заключается в следующей последовательности.

 

Высота защитного вала:

 

, м (77)

где – диаметр колеса автосамосвала, м

 

м м

 

Среднее число автосамосвалов, разгружающихся на отвале:

 

, машин (78)

где – часовая производительность по вскрыше, м3/ч;

– объем породы, перевозимый за один рейс, м3;

– коэффициент неравномерности работы карьера по вскрыше.

 

машин/ч

 

Число одновременно разгружающихся автосамосвалов:

 

, машин (79)

где – время разгрузки одного автосамосвала, мин ( мин)

 

машины

 

Длина фронта разгрузки:

 

, м (80)

где м – ширина полосы по фронту отвала, м

 

, м

 

Количество участков разгрузки:

 

(81)

 

Число участков, находящихся в планировке:

 

(82)

 

Число резервных участков:

 

(83)

 

Общее число участков:

 

(84)

 

Объем бульдозерных работ:

 

м3/ч (85)

где – коэффициент заваленности.

 

Часовая производительность бульдозера:

 

, м3/ч (86)

где – продолжительность заезда, мин

, мин (87)

где , – соответственно скорости груженного и порожнего бульдозера

м/мин, м/мин;

, – соответственно длина груженного и порожнего пути, м;

мин – время заполнения лемиха бульдозера, мин;

мин – время остановки бульдозера для переключения на

порожний ход

– коэффициент использования рабочего времени;

– коэффициент наполнения;

– коэффициент разрыхления;

– объем лемиха бульдозера.

 

мин

м3

 

Необходимое число бульдозеров:

 

(88)

 

Необходимое количество бульдозеров:

 

(89)

где – коэффициент готовности

 

Принимаем

 

Результаты расчета параметров бульдозерного отвалообразования сводятся в таблицу 7.

 

 

Таблица 7. Расчет парка отвальных бульдозеров

 

Показатели Ед. изм.
Годовой объем вскрыши, тыс. м3 10 000
Годовой объем бульдозерных работ, тыс. м3 10 000
Годовой объем бульдозерных работ с учетом коэффициента заваленности, тыс. м3 4 500
Сменная производительность бульдозера, м3  
Годовая производительность бульдозера, тыс. м3  
Рабочий парк бульдозеров, шт. 6,1
Инвентарный парк бульдозеров, шт.  

 

 

4.3. Меры безопасности при отвалообразовании.

 

Запрещается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом.

Запрещается складирование снега в породные отвалы.

В районах со значительным количеством осадков в виде снега складирование пород в отвал должно осуществляться по проекту, согласованному с территориальными органами Госгортехнадзора России, в котором должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность работы в любое время года.

При появлении признаков оползневых явлений работы по отвалообразованию должны быть прекращены до разработки и утверждения специальных мер безопасности. Работы прекращаются и в случае превышения регламентированных инструкциями по отвалообразованию скоростей деформации отвалов. Работы на отвале возобновляются после положительных контрольных замеров скоростей деформаций отвалов с письменного разрешения технического руководителя карьера.

Запрещается производить сброс (сток) поверхностных и карьерных вод в отвалы.

Высота породных отвалов и отвальных ярусов, углы откоса и призмы обрушения, скорость продвижения фронта отвальных работ устанавливаются проектом в зависимости от физико-механических свойств пород отвала и его основания, способов отвалообразования и рельефа местности.

Проезжие дороги должны располагаться за пределами границ скатывания кусков породы с откосов отвалов.

На отвалах должны устанавливаться предупредительные надписи об опасности нахождения людей на откосах, вблизи их основания и в местах разгрузки транспортных средств.

Автомобили и другие транспортные средства должны разгружаться на отвале в местах, предусмотренных паспортом, вне призмы обрушения (сползания) породы. Размеры этой призмы устанавливаются работниками маркшейдерской службы и регулярно доводятся до сведения лиц, работающих на отвале.

На отвалах должны устанавливаться схемы движения автомобилей. Зона разгрузки должна быть обозначена с обеих сторон знаками в виде изображения автосамосвала с поднятым кузовом с указателями направления разгрузки.

Площадки бульдозерных отвалов и перегрузочных пунктов должны иметь по всему фронту разгрузки поперечный уклон не менее 3°, направленный от бровки откоса в глубину отвала на длину базы работающих автосамосвалов, и необходимый фронт для маневровых операций автомобилей, автопоездов, бульдозеров и др.

Зона разгрузки должна быть ограничена с обеих сторон знаками. По всему фронту в зоне разгрузки должна быть сформирована в соответствии с паспортом породная отсыпка (предохранительный вал) высотой не менее 0,5 диаметра колеса автомобиля максимальной грузоподъемности, применяемого в данных условиях. Предохранительный вал служит ориентиром для водителя.

Запрещается наезжать на предохранительный вал при разгрузке. При отсутствии такого вала и его высоте менее требуемой запрещается подъезжать к бровке отвала ближе чем на 5 м или ближе расстояния, указанного в паспорте. Все работающие на отвале и перегрузочном пункте должны быть ознакомлены с данным паспортом под роспись.

Высота ограждения загрузочного отверстия приемного бункера должна быть не менее 0,5 диаметра колеса автомобиля. При использовании автомобилей различной грузоподъемности подъезд к приемному бункеру должен быть разбит на секторы с высотой ограждения загрузочного отверстия для автомобилей соответствующей грузоподъемности.

Подача автосамосвала на разгрузку должна осуществляться задним ходом, а работа бульдозера - производиться перпендикулярно верхней бровке откоса площадки. При этом движение бульдозера производится только ножом вперед с одновременным формированием перед отвалом бульдозера предохранительного вала в соответствии с паспортом перегрузочного пункта.

Расстояние между стоящими на разгрузке и проезжающими транспортными средствами должно быть не менее 5 м.

На территории складирования горной массы (пород), на разгрузочных площадках, перегрузочных пунктах (складах) запрещается нахождение посторонних лиц, автотранспорта и другой техники, не связанных с технологией ведения разгрузочно-погрузочных работ. Во всех случаях люди должны находиться от механизма на расстоянии не менее чем 5 м.

Геолого-маркшейдерской службой организации должен быть организован систематический контроль за устойчивостью пород в отвале, а при размещении отвалов на косогорах - инструментальные наблюдения за деформациями всей площади отвала. Частота наблюдений, число профильных линий и их длина, расположение, тип грунтовых реперов и расстояние между ними на профильных линиях определяются проектом наблюдательной станции.

 


Заключение

 

В данной курсовой работе выполнены расчеты процессов открытых горных работ по добыче полезного ископаемого 5 млн. тонн в год.

В соответствии с физико-механическими свойствами горных пород в качестве взрывчатого вещества принят ифзанит Т-80.

Для выполнения буровых работ принят станок СБШ-160/200-40. Станочный парк буровых станков составляет: а) на добычных работах 2 ед.; б) на вскрышных работах 9 ед.

Для выполнения выемочно-погрузочных работ принят экскаватор ЭКГ 5А. Принятый парк экскаваторов составляет: а) на добычных работах 2 ед.; б) на вскрышных работах 11 ед.

Для транспортирования горной массы принят автомобильный транспорт. В качестве основного автосамосвала выбран автосамосвал марки БелАЗ-7527. Принятый парк автосамосвалов составляет: а) на добычных работах 23 ед.; б) на вскрышных работах 103 ед.

Вскрышные породы складируются в отвал в 2 яруса. Высота каждого яруса равняется 30м. Угол рабочего откоса отвала принят 40º. Угол нерабочего откоса отвала принят 35º. Принято периферийное бульдозерное отвалообразование. Для выполнения бульдозерных работ выбран бульдозер Komatsu D475A-2. Инвентарный парк бульдозеров равен 7 ед.

 


Список использованной литературы

1. В.К. Угольников, Н.В. Угольников, П.С. Симонов. Разрушение горных пород взрывом на карьерах: Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплинам «Разрушение горны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: