Структурные и формальные аспекты




До сих пор принципы, лежащие в основе проекции модели тела, соотносились главным образом с содержанием рисунка человеческой фигуры. Однако формальные аспекты не менее важны для диагнозами анализа. Некоторые типы рисунков настолько бедны по содержанию, что основная доля анализа приходится на структурные черты. Эти структурные черты включают разнообразие и проработку деталей, большая часть которых подлежит экспериментальной верификации. Для некоторых основных факторов вводного обзора будет предпринята попытка краткого рассмотрения.

Тема

Когда индивида просят "нарисовать человека", проецирует ли он анонимную фигуру, которая приобретает очертания под влиянием его ассоциаций, связанных с ней? Является ли фигура стереотипом, конкретным лицом или открыто признаваемым образом себя самого? Индивиды, которые сознательно стараются подтвердить свое нормальное психическое состояние, могут обозначить нарисованную фигуру как "среднего" или "нормального" человека. Если избран характерный стереотип, такой как солдат, ковбой, полицейский или гангстер, можно предположить, что на уровне фантазирования вовлечена некоторая степень аутоидентификации. Это предположение об аутоидентификации применимо в равной степени к детям, которые рисуют Супермена или Дика Трейси, хотя этот стереотип является социально распространенным и не имеет для ребенка особой индивидуальной значимости, как для взрослого. Было отмечено, что демобилизованный ветеран, особенно если у него были некоторые трудности адаптации во время службы, часто будет рисовать солдата или матроса с явной аутоидентификацией. В этих случаях женская фигура в паре не представляет собой стереотип. Нарисованный солдат или матрос обычно большой и содержит другие признаки фантазийного развития. Вероятно, эти индивиды руководствовались в своих намерениях вступить в вооруженные силы фантазиями слишком нарциссическими и нереальными, чтобы обеспечивать последующую адаптацию. Если снеговик, "головоног" или набор линий предлагается как серьезное воплощение "человека", отмечается уклонение от телесных проблем. Такие фигуры часто меньше по размерам и сдвинуты к интроверсивному (левому) краю листа по сравнению с более полным изображением, возможно вследствие напряжения, связанного с уклонением. В случае с пациентом, обвиняемым в убийстве, снеговик, как это было подтверждено ассоциацией, был символом ненадежного контроля, который субъект имел над интегрированностью своего собственного тела. Пациент чувствовал себя, подобно снеговику, искусственно слепленным и имеющим тенденцию таять под внешним воздействием. Этот пациент был склонен к психотическим вспышкам, во время которых периодически его посещало некое озарение. Другой важной особенностью является проекция фигуры, которая по всем своим графическим характеристикам значительно моложе или старше, чем сам субъект. Если фигура младше, но того же пола (что испытуемый), можно предположить некоторую эмоциональную фиксацию на этом возрасте или желание вернуться в молодость. Если фигура старше, можно отметить идентификацию с образом родителя (своего пола).

Действие или движение

Действия или движения изображенного человека более, чем он сам, отображают разнообразие тем. Фигура может быть позирующей, идущей, сражающейся, дающей что-то кому-то, произносящей речь или приветствующей кого-нибудь. Большинство рисунков, полученных в больнице для взрослых или у клинического контингента, статичны или, в лучшем случае, изображали человека, который "гуляет". Действие более характерно для рисунков мальчиков предподросткового возраста. Девочки демонстрируют явное предпочтение фигурам, выставленным напоказ. Когда задумывается хорошо разработанное действие, которое не вполне соотносится с возрастом субъекта, его IQ, профессией или присущими ему интересами, можно предположить поглощенность субъекта своими фантазиями. О том, имеет ли эта фантазия конструктивную или патологическую природу, следует судить по другим аспектам рисунка. Тот факт, что действие и фантазия более характерны для рисунков мальчиков, согласуется с наблюдением, что девочки считаются более реалистичными, практичными и ориентированными на социальные требования, в то время как мальчики предаются фантазиям о силе и приключениях. Рисунок, который содержит явное побуждение к движению, но при этом его блокируют статичные, аутистические или интроверсивные черты, наблюдается преимущественно у шизоидов или шизофреников, чьи стремления к достижению и власти сильны, но связаны исключительно с фантазиями.

Последовательность

Последовательность процедуры рисования является важной. Это тот аспект, о котором нельзя судить, если не делать заметки по мере того, как субъект рисует. Большинство людей следуют нормативным или логическим ограничениям в своем рисовании. Некоторые, тем не менее, работают в смущении, беспорядочно разбрасываясь по рисунку. Это может быть связано с расстройством побуждений, маниакальным возбуждением или шизофреническим мышлением. Чрезмерно осторожный, скованный индивид часто разрабатывает каждую небольшую часть рисунка билатерально, в привязке к стимулу, не решаясь рискнуть в целом обозначить контуры основной идеи. Субъекты, начинающие с черт лица и затем окружающие их, те, кто начинает со шляпы, а не с головы, те, кто рисует голову в последнюю очередь, и те, кто начинает с ног и двигается наверх — все они демонстрируют некоторую степень межличностной дезадаптации, включающую нежелание или неспособность брать на себя эмоциональные обязательства. Иногда индивид может прервать рисование, чтобы дополнительно выделить некоторую особую область конфликта, и может даже возвращаться к этой области несколько раз в процессе рисования. Колебания, связанные с рисованием за пределами головы или ниже линии талии, означают нежелание сталкиваться с конфликтами, относящимися к этой области.

Симметрия

Строение человеческой фигуры изначально симметрично. Элементарное обучение рисованию подчеркивает это, и тем не менее некоторые индивиды, как обученные, так и необученные, чрезмерно подчеркивают билатеральную (двустороннюю) детализацию. Излишняя симметрия порождает эффект ригидности. Ригидность фигуры часто коррелирует с соответствующими позами субъекта, у которого, с точки зрения психосоматики, можно предположить гипертоническую мускульную защиту против высвобождения подавленных эмоциональных состояний, с одной стороны, и с другой — против угрожающего окружения. Подчеркнутая симметрия может порождать механические, формалистские и подчас причудливые эффекты, как это бывает в рисунках параноидных шизофреников. Иногда субъект начинает свой рисунок с наброска скелета или с разметки. Такие опоры используются для контроля билатеральности теми индивидами, которые боятся телесного дисбаланса, которые могут страдать от некоторой деперсонализации, или которые переживают компульсивное побуждение к контролю над буйными и спонтанными импульсами, угрожающими целостности "Я". Стремление к завершенности и побуждение к эксгибиционизму — коррелирующие черты в таких рисунках. Индивиды, делающие чрезмерно симметричные рисунки, — обычно скованные, эмоционально холодные и отстраненные, неустойчивые личности. Интересно отметить, что такие органы как сердце, желудок, мозг, шея, пенис, которые характеризуют большинство соматических расстройств у эмоционально конфликтного индивида, не являются четко двусторонними. Для компульсивного характера это отсутствие билатеральности может выступать угрозой интегрированности баланса тела и, таким образом, порождает симптомы.

Заметное нарушение симметрии можно видеть в рисунках невротиков как выражение телесной неуклюжести, чувства нескоординированности, или общей физической неадекватности. Фигура может выглядеть однобокой так, что это довольно часто удивительно верно отражает внешность самого субъекта. Самая большая группа, в которой отмечено несоблюдение симметрии, состоит из тех, кто страдает от нарушений латеральной доминантности. Эти индивиды неуклюжи в своих моторных координациях. В их рисунках человека одно плечо всегда будет заметно уже другого. Расстояние между грудью и местом крепления рук может заметно различаться. Часто руки и ноги различаются по длине, ширине, либо и тому и другому. Гипоманиакальный или истеричный индивид, тот, кто страдает от некоторого расстройства побуждений, вообще те, у которых имеются эксцессы спонтанного поведения, могут демонстрировать нарушение симметрии, преимущественно на основе невнимания, слабого контроля, гиперактивности и несобранности.

Что касается важности отклонения от симметрии, необходимо определить, какая сторона, с точки зрения рисующего, у фигуры правая, а какая левая. Эта проблема была исследована различными путями. Для большинства испытуемых правая и левая сторона ориентированы с точки зрения субъекта, которого рисуют, а не с точки зрения наблюдателя.

Средняя линия

Проблема выделения средней линии в рисунках, также иногда относимая к аспекту симметрии, обычно играет несколько иную роль. Средняя линия изначально является осью тела, и, как в тесте Роршаха, может включать проблемы, подсознательные по своей природе. Средняя линия может быть тщательно изображена с помощью Адамова яблока, галстука, пуговиц, пряжки или даже ширинки на брюках, или она может быть обозначена легкой линией вдоль середины туловища. Озабоченность телесными проблемами, чувство телесного несовершенства, эмоциональная незрелость и зависимость от матери отмечаются в клинических данных многих индивидов, которые подчеркивают среднюю линию. Рисунки этой группы испытуемых выделяются своими очень агрессивными женскими фигурами и субтильными, женоподобными и обессиленными мужскими. Вербальные ассоциации обычно соответствуют графическим портретам мужской и женской фигур. Ряд неуместных пуговиц часто служит выделению средней линии. Такой способ часто встречается у шизоидных индивидов или шизофреников, у которых доминируют физическое несовершенство и зависимость от матери. Инфантильные, нарциссические субъекты старшего возраста, которые приближаются к инволюционному распаду и не способны принять это, могут делать грубое выделение средней линии фигуры, отражая свою озабоченность телесными проблемами.

Размер и местоположение

В целом интерпретация расположения фигуры на листе сходна с той, которую использовал Мира-и-Лопес в своем миокинетическом методе, а также с научной графологией. Если проецируемая фигура на листе смещена вправо — она ориентирована вовне. Если влево — она ориентирована на себя. Поднята в верхнюю часть листа — склонна к оптимизму, опущена в нижнюю часть листа — тяготеет к депрессии. Эта грубая классификация помогает клиническому анализу. Возможно, что размер и расположение фигуры менее подвержены сознательному контролю и изменчивости, чем другие структурные аспекты рисунка. Маниакальные индивиды не могут поступить иначе, как разнести фигуру на всю страницу с экспансивным использованием бумаги и избытком энергии. Эксперимент по изучению константности проекции размера и местоположения фигуры успешно продолжается. Автор имел возможность изучить коллекцию диаграмм клеточных тел, скопированных студентами-биологами и продемонстрированных той же выборке. Была предпринята попытка выявить личностные черты отдельных студентов на основании размера, расположения, характера линии, детализации и незавершенности. Результаты наблюдений хорошо согласуются с независимыми суждениями преподавателей об изучавшихся личностных чертах.

Очень большая фигура, агрессивно помещенная в середине листа, чаще всего встречается у параноиков, имеющих нереалистичную завышенную самооценку. Такое изображение отличается от параноидных симптомов, обычно отмечаемых в связи с хроническим алкоголизмом, деградацией и маразмом. В последних случаях самооценка невысока и фигура соответственно мала. Фигура расположена относительно высоко на листе и часто производит впечатление парящей в пространстве. Недостаток осознания, неоправданный оптимизм, низкий энергетический уровень, и в целом недостаток надежной опоры — вот некоторые из психологических коррелятов этого типа проекции. Один пациент, которого можно было в целом охарактеризовать как инфантильного, неуравновешенного, гипоманиакального прожектера, заполнил весь лист идеализированным, помпезным, нарциссическим бюстом мужчины, спонтанно комментируя по ходу работы: "Мой отец был самовлюбленным маньяком". На самом деле пациент дублировал высокомерный нарциссизм своего отца. Он был полон причуд, прожектов и блефа. В ассоциациях по рисунку он заметил: "Я, наверное, не могу рассуждать ни о ком, кроме себя самого. Я слишком сосредоточен на себе".

Маленькие фигуры можно встретить на рисунках регрессировавших и ведущих растительный образ жизни шизофреников как выражение низкого энергетического уровня и зажатого Эго. По контрасту с относительно активными чертами лица и позитивной линией маленьких фигур, нарисованных алкоголиками, дегенератами и маразматиками, рисунки регрессировавших шизофреников отмечены простыми и даже примитивными чертами без каких-либо вариаций в характере линии. Микрографические фигуры также часто встречаются у индивидов, находящихся в тяжелом подавленном состоянии или невротической депрессии. Фигуры в этих случаях обычно более детализованы и могут содержать фрагментарные линии, частые стирания, значительный нажим и штриховку. Ноги могут вообще отсутствовать, либо может быть добавлена внешняя линия для опоры. Короче говоря, области специфического и активного конфликта так или иначе проявляются.

Большая фигура встречается не только в рисунках гиперактивных маниакальных пациентов, выраженных, параноиков или одержимых фантазиями индивидов. Агрессивный психопат также может представить чрезвычайно крупную фигуру, но она может быть сдвинута в левую, интроверсивную сторону, что соотносится с переживаемой неадекватностью, которая выражается и в других графических признаках незащищенности. Большие, пустые, непропорциональные и нецелостные фигуры часто встречаются в случаях умственной неполноценности или органических нарушений, отражая неглубокую эмоциональность, недостаток осознания и низкие мыслительные характеристики этих индивидов. Линия обычно жирная и соотносится с другими чертами агрессии в таких рисунках. Истерические психопаты нередко предлагают чрезвычайно большие рисунки, расположенные в центре, но с нарушенным изображением тела, обычно в комбинации с относительно сохранной и детализированной головой. Это может служить для отличения истериков от орнических и дефективных типов. Кроме того, у органиков и дефективных качество линии более простое и целостное.

Поза

Поза нарисованной фигуры может быть расценена так же, как и поза реального человека. Расставлены ли ноги широко врозь, помещены с апломбом в центре листа? Самоуверенность, которую предполагает эта поза, Часто вступает в противоречие с ненадежностью опоры, которая выражается в крошечных, тщательно выделенных ступнях, в наличии линии земли, либо в нечеткой линии всего рисунка. Ноги могут быть расставлены в стороны, но фигура не стоит твердо на земле. Ноги могут болтаться в пространстве, и вся фигура может производить впечатление неустойчивой. Такой тип позы характерен для пожилых хронических алкоголиков. Похожее изображение встречается в рисунках истерических психопатов, но линии при этом значительно отличаются. Линия, проводимая истерическим психопатом, более или менее отчетлива в зависимости от нажима, в то время как нажим нетвердой линии алкоголика, как правило, постоянен.

Поза, характеризующаяся ногами, стоящими тесно и вместе, особенно если фигура маленькая, возможно затушеванная или как-то иначе отражающая подавленность, встречается у напряженных, самоуглубленных, нелюдимых и полных страхов невротиков. Когда такой тип изображения особенно выражен в женской фигуре, то, если испытуемым является девушка, можно предположить опасение (или подавленное желание?) сексуальных посягательств. Если это отмечается в женской фигуре, нарисованной испытуемым-мужчиной, можно предположить готовность сопротивляться воображаемому оскорблению. Один пациент, обвиняемый в развращении малолетних, придал мужской фигуре широкую позу, но нарисовал женщину, идентифицированную в его ассоциациях с его женой, с ногами, тесно сжатыми вместе. Его основной жалобой на жену было его сексуальное отвержение ею. Параноик и шизоид часто могут предлагать какую-либо версию тесной позы в комбинации с руками, прижатыми к телу, например, объяснять ее необходимостью отражать воздействия среды. Такой тип изображения позволяет заключить о замкнутости и отвержении.

Перспектива

В целом постоянное изображение фигуры в профиль интерпретируется как признак уклончивости. Испытуемые объясняют свое предпочтение профилей просто: "Это самое простое. Мне не нужно рисовать другую половину". Хотя профильные фигуры предполагают страх перед осуждением, не следует считать, что открытость и искренность всегда характерны для индивидов, рисующих фигуру анфас. Профили чаще встречаются в рисунках мальчиков и мужчин, нежели в рисунках девочек и женщин. Впечатление, что женщины более социабельны и внешне более открыты при клиническом контакте, подтверждено многими наблюдателями. Вид анфас также предполагает тенденцию к эксгибиционизму и показному поведению, которая в нашей культуре более характерна для женщин. Когда испытуемый представляет чрезмерно разодетую фигуру анфас, можно подозревать эксгибиционизм. Профили считаются показателем интеллектуальной зрелости и очень редки в рисунках маленьких детей, не только из-за большей трудности в изображении, но возможно также из-за большей искренности маленьких детей. Испытуемые-правши рисуют профили, обращенные к левой стороне листа. Руки за спиной или в карманах считаются более точным и непосредственным выражением уклончивости, чем изображение профиля.

Голова в профиль в сочетании с телом, изображенным полностью, обычно встречается в рисунках мальчиков, особенно подростков, и редко — в рисунках девочек. Поза, получающаяся в результате, является неестественной, нереалистичной. Она обычно считается признаком социальной напряженности, некоторого чувства вины в связи с социальными контактами, возможно определенной степени нечестности, и помимо всего прочего, побуждения продемонстрировать свое тело, что препятствует изображению полного профиля. В отдельных случаях голова нарисована в профиль, туловище — анфас, ноги также в профиль. Любое подобное искажение и нарушение перспективы интерпретируются как признак низкого уровня умозаключений и пространственного воображения у субъекта. Наиболее патологическое обращение с перспективой в рисунках видно в совмещении профиля и полного лица при разработке деталей головы. Чаще всего встречается изображение лба и носа в профиль, а глаз и рта — анфас. Глаза и рот не имеют такой проективной ценности, как нос, и их, возможно, проще изобразить анфас. Более того, глаза и нос характеризуют онтогенетически более ранний этап в развитии рисовального навыка. Такой смешанный тип изображения встречается в примитивных культурах. В коллекции автора такого рода противоречивое сочетание встречается у индивидов с дефектами низшей степени, при органических нарушениях с заострившимися шизоидными акцентуациями и, наиболее часто, у людей с шизофреническим характером. Неграмотный негр с Юга, человек низкого умственного развития, клинические данные которого свидетельствовали о множественных нарушениях восприятия мог предложить такое противоречивое изображение головы, не будучи психотиком.

Мужская и женская фигуры в паре рисунков часто изображаются в различном ракурсе. Многие испытуемые-мужчины рисуют фигуру своего пола в профиль, в то время как женщина изображается анфас. Представляется вероятным, что такое рассогласование в изображении связано с противоречием защитных механизмов: отказом демонстрировать себя и готовностью выставить напоказ женскую фигуру. Женские фигуры, которые явно представляют образ матери, обычно изображаются анфас, особенно подростками и молодыми людьми, поскольку это наиболее соответствует той привычной манере, в которой переживался контакт с собственной матерью. Это — менее определенные области интерпретации, и они требуют дальнейшего исследования, хотя в пользу их достоверности имеются определенные клинические данные.

Тип линии

Нажим и твердость линии, использованной в рисунка, считаются более существенной характеристикой, чем многие другие формальные аспекты. Линия может быть слабой, нечеткой или жирной. Она может быть твердой, разорванной, фрагментарной или усиленной. Она может быть тонкой или иметь ощутимую толщину. Линия контура тела изначально является рубежом между телом и окружающей средой, и часто отражает степень защищенности, уязвимости, сензитивности или изоляции субъекта. Хронические шизоидные алкоголики и те, кто страдает от страхов деперсонализации или от острых конфликтов в связи с тенденциями к обособленности, могут проводить толстую жирную линию в качестве барьера между собой и окружением. Телесная оболочка превращается в прочную структуру, чтобы отражать удары извне и надежно защищать содержание тела. Невротик, преисполненный опасений, иногда рисует жирные линии в значительной мере по той же причине, по какой это делают дефективные и органики. В таких случаях карандаш сильно и безотрывно прижимают к листу, как будто субъект черпает поддержку из этого контакта. Реальное соприкосновение с бумагой при конструировании различных фрагментов человеческой фигуры оказывается при ближайшем рассмотрении чрезвычайно ярким субъективным опытом. Психические срывы, порожденные конфликтами, сосредоточенными в специфических областях фигуры, часто выражены в неожиданном изменении линии или в явном разрыве.

Нечеткая линия появляется чаще всего у робкого и неуверенного индивида. Неясная линия также часто бывает фрагментарной или отрывочной. Контуры тела могут быть неопределенными, отдельные части тела имеют расплывчатые очертания. Часто эта неясная линия контрастирует с чертами агрессии, содержащимися в рисунке, что может быть, в частности, интерпретировано как наличие сильных агрессивных импульсов, которые сдерживаются в социальном контакте. Продемонстрировано, что в рисунках, где контур головы, нарисованной анфас, выполнен с нажимом, а черты лица слабо набросаны, клинически валидной является интерпретация, согласно которой сильное стремление к социальным контактам контрастирует с застенчивостью, робостью и самоуглубленностью в реальном социальном поведении. Профильные рисунки, в которых четко выделена линия лицевого профиля, в то время как контуры остальной, обычно крупной фигуры расплывчаты и нечетки, в меньшей степени характеризуют невротические тенденции и в большей  отстраненность и аутистическую реализацию нарциссически ориентированного побуждения к социальному доминированию. Колебания в нажиме по ходу линии с эпизодическим ее усилением обычно видны на рисунках индивидов, подверженных истерическим амнестическим реакциям на свои проблемы. В этих случаях голова и черты лица могут быть хорошо прорисованы, в то время как тело размыто, а выделяющиеся части едва намечены. Бледная, "эктоплазмическая" линия встречается сравнительно редко, появляясь в основном у самоуглубленных шизофреников. Сильно возбужденные шизофреники или маниакальные больные, с другой стороны, дают очень жирные линии как графическое выражение избытка моторной агрессии. Прерывистая или дрожащая линия с легким нажимом часто встречается у шизоидных алкоголиков, в отличие от жирной линии, используемой параноидными алкоголиками, может быть специфически отрезана от руки способом, заставляющим предположить страх кастрации. Глаз может иметь большой контур, но внутри него не будет никаких деталей, хотя в других отношениях рисунок выполнен тщательно. Обычно имеется явная причина для того, чтобы глаз при таком типе изображения был практически лишен своей зрительной функции. Возможно, так обозначен невосприимчивый, самопоглощенный контакт с миром, контрастирующий с более активной изоляцией от мира, проявляющийся в закрытых глазах.

Части тела, выступающие носителем конфликта, проявляющегося в их пропуске или специфическом изображении, в примерном порядке убывания частоты — кисти рук и ступни, плечи, рука, нос, уши, промежность и линия бедер. Интерпретация специфического графического изображения опирается на те основные принципы, которые были предложены ранее относительно функциональной значимости выделенной части.

Стирания

Эта форма конфликтного отношения чаще всего ветречается у невротиков, обсессивно-компульсивных личностей и у психопатов с невротическими конфликтами. Маленькие дети, дефектные, регрессировавашие шизофреники, органики, сенильные больные, маниакальные, страдающие глубокой депрессией и хроническим алкоголизмом, кроме выраженных невротических типов, редко стирают нарисованное. Стирания считаются выражением возбуждения, но отличаются от усиления линии и штриховки, поскольку они свидетельствуют о выраженной неудовлетворенности. Моторное беспокойство является общим симптомом для этой группы. Стирания в большей степени поддаются сознательному контролю, чем выражение конфликта посредством усиления линии или штриховки. Они представляют собой попытку что-то изменить или улучшить.

Индикаторы конфликта

Специфические отличия в изображении любой части фигуры расцениваются как обозначение конфликтного отношения к этой области. Обращает на себя внимание выделение части рисунка посредством небольшого прерывания, затуманивания или усиления линии, посредством стирания или тушевки. Очевидный пропуск руки, ног или ступней весьма важен. Испытуемый-мужчина может пропустить рот в женской фигуре, если он страдает от брани своей жены или матери. Нос может быть перечеркнут или кисти. Следует заметить, что стирания не связаны с объективной трудностью изображения той части, которая стирается. Они часто приводят к ухудшению формы, а не к исправлению, подтверждая тем самым, что стирание означает конфликт. Чрезмерно много стирают девочки-подростки.

Штриховка

Любая степень или тип штриховки считается выражением возбуждения. Как и при других типах проекции конфликта, определенная область фигуры, которая штрихуется, расценивается в свете ее функционального значения. Энергичное, агрессивное зачерчивание ради затушевывания чего-нибудь должно быть расценено как выражение либо выхода агрессии, либо маскировки. Особенно часто это обнаруживается у психопатов и маленьких детей. В случае, если это ребенок, может иметь место просто развлечение посредством повторных движений. Было отмечено, что сексуальные садисты-мужчины часто штрихуют сексуальную область женской фигуры с большой силой. Определенная извращенность сексуального Побуждения подчеркивается не только в ограничении штриховки определенной сферой, но особенно в том факте, что бессознательное изображение юбки у одетой фигуры так, как будто она просвечивает, означает, что индивид подвержен серьезным нарушениям критичности суждений, особенно в отношении его сексуального поведения. В отдельных случаях это импульсивное выплескивание моторного напряжения направлено против фигуры в целом, особенно своего пола, в манере, предполагающей жестокое отвержение тела. Это наиболее часто видно у испытуемых, отстающих в плане физической силы или здоровья.

Более частый тип штриховки состоит в легких, туманных и неопределенных линиях, которые неявно подчеркивают отдельные части фигуры. Областями, наиболее часто штрихуемыми в этой манере, являются грудь мужской фигуры, что означает чувствительность к физическому отставанию, и грудь женской фигуры у испытуемых-мужчин, что означает конфликт, включающий зависимость от матери. Испытуемые-женщины могут поместить несколько тонких линий на юбке, в области гениталий, что предполагает тайную и сдержанную сексуальную озабоченность. Другой тип штриховки может быть описан как шаблонный и стилизованный. В терминах Роршаха, такой способ изображения приблизительно соответствует использованию образов географических карт и рентгеновских снимков вместо облаков, со сходной интерпретативной значимостью. Выдумка такого рода служит рационализации и, таким образом, снижает, редуцирует шок в отношении к определенной области конфликта. Штриховка сочленений на одежде может быть ассоциирована с конфликтом в отношении к сокрытию тела. Это может включать одновременно влечение и страх демонстрации тела. Тело, таким образом, становится завернутым плотно, с подчеркнутым выделением швов и застежек одежды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: