Как же Энки творит людей?




Человек должен быть божественным, то есть иметь свободную энергию и свободную волю, он должен быть живым и деятельны существом. Но где же взять это божественное начало? И тут вспоминают, что есть Кингу, который заключён в тюрьму. Над ним совершается быстрый суд, он приговаривается к смерти, и из его крови и глины Апсу творится человек. То есть человек это существо и мира материального, и мира божественного. Но в Месопотамии ни разу нигде не говорится, что человеческая природа испорчена из-за того что она сделана на крови бога-врага. Об этом говорят современные учёные, но сами жители Месопотамии так видимо не думали, для самое главное что это божественная природа, а не то в какую сторону она была направлена у Кингу. Итак человек творится из крови богов и из бездны и становится существом, которое трудится для богов. Все предания в Месопотамии говорят именно об этой его природе, в этом его качестве.

Но все предания о человеке в Месопотамии говорят ещё об одном моменте, о котором египетские предания не говорят. Они говорят об испорченности, о некачественности человека, но не объясняя причину этого. Но все утверждают что нет ни одного человека который вышел бы из лона матери безгрешным. Идея греха, идея несоответствия божественному замыслу в Месопотамии абсолютна. Человек несовершенен. Он несовершенен в силу своей свободы. Без свободы человек бессмысленен, а в свободе человек несовершенен.

Итак человек запрограммирован на земную временную жизнь. Черноголовые (как называют себя жители Месопотамии) – это слуги богов, рабы богов, а не боги как в Египте. Однако с людьми происходит абсолютно тоже самое что происходит и с богами при творении мира, люди размножаются и начинают шуметь, начинают мешать богам, и в первую очередь Энлилю, который особенно этим недоволен. Этот шум, как в первом так и во втором случае, это скорее всего жизнь для себя, жизнь для того чтобы реализовывать свои какие-то цели. Ведь и Ану, Энки и Апсу жили не для Тиамат, а хотели жить для себя, и этим раздражали её. И люди живут не для того чтобы служить богам, а для того чтобы служить себе. В этом вообще корень грехопадения, когда Адам сказал, что он сам для себя будет жить, что он будет делать то что ему хочется, что ему кажется приятным и нужным, а не то что ему указывает Бог. То есть это с одной стороны абсолютное неверие в мудрость Божию, а с другой стороны это склонение собственной воли к самому себе. На самом деле любой грех человеческий это не какое-нибудь частное нарушение той или иной заповеди, а это уклонение от воли Божьей к своей воле. Просто эта воля дана в законе, который дан для удобства. И вот переключение с воли Божьей на свою волю это и есть всегда грех. В Месопотамии эта категория обозначена шумом. Это очень похоже на описание великанов в 6 главе Книги Бытия, где как раз говорится о потопе, и вина великанов в том, что они жили для себя.

Энлиль видит, что эксперимент с людьми не удался и желает их погубить. Он изобретает одну казнь хуже другой, сначала пытается погубить голодом, потом болезнями, но всё не получается. Во-первых, потому что люди изворотливы и хитры, а во-вторых, потому что им помогает Энки, которому как их создателю их жалко. И тогда Энлиль решает послать на землю потоп. Опять же приходит на помощь Энки. Он находит жреца, царя города Шуруппака по имени Зиусудра (по-шумерски) или Атрахасис (по-аккадски), и дал ему подслушать в храме, что говорят боги о потопе и уничтожении человечества. Зиусудра услышав это стал строить ковчег, и всё что он стал делать очень напоминает деяния Ноя. Интересно, что в шумерском тексте понятно почему происходит потоп, а в семитическом уже непонятно. Так же с удивительной точностью воспроизводится и конец потопа, вода спадает, все погибли, но Зиусудра, его семья и животные выходят снова на землю, и Зиусудра приносит первое жертвоприношение, и богам приятен этот запах жертвоприношения, поэтому они решают человека больше не уничтожать.

Итак судьба человека в Месопотамии отличается от судьбы человека в Египте, человек не предназначен божественному, и ему надо знать своё место. Но человек своего места знать не хочет, и жители Месопотамии в этом не видят ничего плохого. Человек стремится обрести вечность, ведь у него же всё-таки божественная природа, он чувствует, что он предназначен вечности. Кровь Кингу зовёт его к тому чтобы быть богом, а он создан только для того чтобы быть работником. И здесь-то и складываются два важнейших месопотамских ритуала, которые призваны к тому чтобы открыть людям божественный мир. Это два священнодействия это священный брак и новогоднее торжество.

В Месопотамии в понимании сущности человека всё воспринималось иначе чем в Египте. В человеке виделся целый комплекс божественных элементов, но они виделись как задания. Какие это элементы?

1. Это судьба человека – шимту - «судьба», «план» каждого конкретного человека. Можно сказать, что это замысел Божий о человеке. Если для египтянина важным было ка, то же что шимту, но персонализированное, то здесь это замысел каким должен быть человек.

2. Это способность исполнять замысел – шеду. Это слово встречается в Ветхом Завете, когда в 90-том псалме говорится о «бесе полуденном», то это как раз переводится шеду. Шеду – это энергия, сила, в том числе и половая. Не случайно шеду изображают в виде быка. Шеду – это та сила, которую дают боги человеку для исполнения им его шимту, того плана, который он должен делать.

3. Исполняя шимту человек формирует свою иштару – реализуемый божественный план человека. Цари говорили: «Я победил в битве совершив этим свою иштару ». Силу которую человек реализовал это и есть иштара.

4. Ещё одна категория это ламмасу – в этом есть момент рождения человека как работника божьего. И в то же время если человек таковым не оказывается ламмасу становится его демоном губителем, который его преследует. Ламмасу – это тот аспект человека, который является внутри человека его надсмотрщиком. Это почти что совесть человека, но совесть это диалог сердца человеческого с Богом. А ламмасу это некая контролирующая функция в человеке, которая наказывает человека, когда он нарушает шимту, и использует шеду не ради иштары, а ради самого себя.

Таким образом человек предназначен для исполнения воли Божьей, его земная жизнь ограничена, он должен родить детей, которые будет заниматься его делом после него, а он должен сойти в преисподнюю. Но жители Месопотамии не хотели с этим мириться. И в этом религия Месопотамии, всё рассказанное выше и есть тот круг который заставляет человека действовать как существо религиозное.

Но как из человека стать богом тому, кто не является богом первоначально? В Египте человек является богом, поэтому главное не стать не-богом, не свалиться. А для жителя Месопотамии, который только слуга божий проблема того как стать богом очень актуальна. Для этого используются два упомянутых выше таинства – «таинства небе и земли », как их называли сами жители Месопотамии. Эти таинства возводили землю на небо, а человек посвящённый в эти таинства назывался муду – «знающий».

Первое из этих таинств было накрепко сопряжено с фигурой царя. Для этого-то царь и был в Месопотамии, а для управления был городской совет. Задача царя была разрушать хаос и создавать космос, побеждать Тиамат и утверждать тот мир который построил Энлиль. Царь был безусловно человеком, но он при этом выполнял божественную роль, тем самым знаменуя, что в этом мире человек божественен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: