Как происходило новогоднее торжество?




Новый год начинался со священнодействия на котором читался «Энума Элиш», космогоническая поэма. Год в Месопотамии считался полнотой времени. Царь правил своей страной, обладал в ней исключительными божественными сила и исполнял свою иштару как царь, но он был человеком как и все мы грешным и несовершенным. И понимая это жители Месопотамии для царя предполагали такое же покаяние какое они полагали для каждого человека. Каждый человек перед участием в таинствах должен был приносить покаяние в своих грехах, показывая этим свою природу земного, смертного, конечного и своевольного существа. От Египта у нас практически не осталось покаянных текстов. Покаянное состояние возникает тогда, когда человек понимает свою греховную падшую природу, что прекрасно понимали жители Месопотамии. Они видели огромное несоответствие между шеду и шимту и человеческой жизнью. Именно это не соответствие привело в Месопотамии к появлению своеобразной группы текстов, которые называют теодицеями, то есть божественным оправданием, оправданием Бога. Вопрос был, почему страдает праведник? И ответ на него был, что праведник страдает потому что Бог желает испытать его и убедиться в том, что он совершенен.

Что делает царь? Подобно любому другому человеку он перед новогодним таинством, в котором участвует весь город, он приносит покаяние. Первым делом он снимает с себя все знаки царского отличия, а все эти инсигнии даны с неба, есть специальный текст в котором говорится как с неба Ану посылает эти инсигнии царской власти на землю чтобы цари обладали этой властью. Слагая с себя все знаки царской власти он отдаёт их в храм Энлиль (позднее в храм Мардука, который замещает Энлиля как создатель мира) и в простой рубахе, как самый последний раб идёт в этот храм за дарами. Он приносит их от себя и говорит о всём том несправедливом, неправильном, не соответствующем шимту, что он совершил за прошедший год, потому что у царя нет частной жизни, вся жизнь царя это жизнь общественная, любое его действие имеет огромное воздействие на всё общество. И во всём что он совершил неправильно он приносит покаяние перед Энлилем. Почему перед Энлилем? Потому что он царь милостью бога, и если он не совершил полностью того, что он должен был совершить, значит он грешен перед богом и приносит в этом покаяние. Очень характерно, что он снимает все инсигнии. Инсигнии внешнее, это не его, это всё Энлиля и ему это только дано, всё священное не принадлежит миру выпавшему в грехах из божественного замысла. И чтобы прийти к этому божественному замыслу снова мы без этих знаков притекаем к Богу.

Обычно на этот процесс отводится 5 дней. Царь перечисляет все свои неправды иногда более одного дня. В специальном тексте указано, что принимающий царя жрец храма должен после завершения покаяния дать царю несколько пощёчин и ударить коленкой под зад., и если при этом царь заплачет, то это хорошо. После этого священнослужитель снимает со статуи Энлиля (Мардука) те инсигнии царской власти, которые ему отдали перед совершением этого таинства, и эти инсигнии как бы от бога принимает царь, одевает на себя и идёт на битву с Тиамат. Далее скорее всего было некое театрализованное действие, в котором царь побеждает Тиамат и заново творит мир.

Если царь не совершал по каким-либо причинам этого новогоднего ритуала, то на следующий год он не считается царём. Он формально управляет, но считается лишь местоблюстителем царства. Царём можно быть только пройдя это ежегодное священнодействие. Скорее всего так же точно проходили это покаяние и все жители Месопотамии, тоже каясь в том, что они не соответствуют свей шимту.

После того как царь получает инсигнии царской власти и восстанавливает мир в своей первооснове он совершает священный брак. Здесь выступает вторая мифологема, это предание об Инанне (Иштар) и Думузи (Таммуз). В этом священном браке царь является Думузи, а жрица Инанны является Инанной. Но одновременно царь является великим драконом неба, божественным существом, а жрица является Гештинанной, обычной земной женщиной вступающее в брак с божественным царём. То есть происходит обмен качествами между небесным и земным. В эпоху Шумера священный брак был прерогативой царя, это совершал царь раз в году для всего народа. И жрица, которая участвовала в этом таинстве, считалась божественным существом. И от конца третьего тысячелетия до нас дошли гробницы этих жриц Иштар, которых хоронили как божественную личность. Это было величайшее таинство Месопотамии, именно в нём происходил обмен качествами между богом и человеком. Сохранились гимны посвящённые этому великому браку Шумера, они исполнены очень мощного сексуально-еротического чувства, что подчёркивало абсолютное единство двух, но при этом они наполнены и идеей того, что они отдают друг другу свои качества. Этот брак совершался на вершине зиккурата, то есть это тоже самое где был зачат когда-то Энлиль. Идея мироздания и идея священного брака соединяются. Учёные гадают, являлся ли царь Месопотамии ребёнком от священного брака? Должен ли он был быть ребёнком от священного брака? Но мы этого не знаем. Как бы там ни было, народ с момент священнодействия стоял вокруг зиккурата, молился и ждал что таинство свершится. И поскольку все подданные – часть тела царя, и он восстанавливает мироздание для них, поэтому в его священном браке спасаются все его верные подданные. Поэтому священный брак был не только для царя, а он был для всего народа, возглавляемого царём. В этом был смысл царственности, а вовсе не в политической деятельности. Царь когда старел, то он отрекался и переставал быть царём, потому что он не мог выполнять главную функцию священного брака.

В Египте ничего подобного священному браку нет. Есть брак Осириса и Изиды, но он не имитируется в народе и царском доме, потому что каждый человек воспринимается божественным существом, которому не надо таким образом входить в божественность. А священный брак именно делает земное небесным. Поэтому этого не было в Египте. Любой ритуал, любое священнодействие тогда происходит, когда люди в нём испытывают нужду по своим религиозным представлениям, по пониманию религиозных основ.

После первого переходного периода в Месопотамии царь перестаёт именоваться богом, он становится администратором. Только жрецы ещё помнят, что царь божественное существо, народ это отвергает. Если в Египте после первого переходного периода восстанавливается божественная идея царства, хотя скорее в области идеологии, а не практики, то в Месопотамии люди перестают верить в божественность царя и рассматривают его просто как светского правителя, который выполняет определённые религиозные функции, но уже на него как на спасителя надеяться нельзя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: