Что мы понимаем под живучестью судна? 3.1.1.




Профессиональная подготовка “ МОТОРИСТ”,

«Вахтенный матрос»

Модуль: “Обеспечение безопасности плавания”.

Раздел 3.1. Борьба за живучесть судна.

Тема 3.1.1. Организация борьбы за живучесть судна, экипажа и судовой техники.

Что мы понимаем под живучестью судна? 3.1.1.

Организация обеспечения борьбы за живучесть судна. Охрана человеческой жизни на море является основной целью комплекса мероприятий по организации обеспечения живучести судна. Главные задачи борьбы за живучесть судна:

- сохранение жизни пассажиров и экипажа; - предотвращение загрязнения окружающей среды; - сохранение судна; - сохранение груза. Действия по сохранению жизни пассажиров и экипажа являются приоритетными. Организация обеспечения живучести судна предусматривает: - постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;

- надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой; - постоянную готовность средств борьбы за живучесть; - подготовку экипажа к борьбе за живучесть; - постоянное наличие на борту количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть.

Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть возглавляет вахтенный помощник капитана. Главный (старший) механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность к действию технических средств. Для организации борьбы за живучесть из членов экипажа создаются постоянные аварийные партии (группы), которые возглавляются начальниками. Капитан вправе привлечь к борьбе за живучесть всех лиц, находящихся на судне.

Организация борьбы за живучесть судна и спасание человеческой жизни на море призвана создать у каждого члена экипажа объём минимальной компетентности и практических навыков.

Каждый член экипажа должен уметь:

- докладывать обстановку;

- пользоваться средствами и приёмами выживания на море;

- исполнять команды и распоряжения командиров;

- различать сигналы тревог;

- использовать спасательное имущество (спасательный жилет, спасательные круги, гидротермокостюм);

- правильно покидать судно (прыгать в воду, садиться в средства коллективного спасения, пользоваться шторм -трапами и шкентелями с мусингами);

- держаться на воде;

- готовить к спуску и спускать все спасательные средства судна;

- использовать коллективные средства спасания (запускать двигатель плавсредства и управлять им, отдавать шлюп – тали и отходить на плавсредствах от борта, использовать шлюпочные и переносные средства связи и сигнализации, находить и использовать все виды снабжения спасательных средств);

- использовать пиротехнические средства сигнализации о бедствии

- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

- использовать переносные и стационарные средства пожаротушения;

- использовать (переносной и стационарный) аварийный противопожарный инвентарь и снабжение;

- использовать снаряжение пожарного и изолирующие дыхательные аппараты;

- тушить загорания различного типа;

- проводить атаку на судовой пожар;

- заделывать отверстия и пробоины в корпусе судна;

Каждый член экипажа обязан знать:

- устройство и конструктивные особенности судна, помещения по заведованию и вахтенного места (в деталях)

- наличие и расположение всех спасательных средств, противопожарного и аварийного инвентаря и снабжения, пиротехнических средств;

- обязанности по заведованию и тревогам;

- способы использования противопожарных средств и систем, свойства огнегасителей;

- места расположения и номера телефонов вахтенных на судне.

Командный состав судна дополнительно обязан знать:

- обязанности подчинённых;

- психологические аспекты руководства подчинёнными в стрессовых ситуациях (способы общения с членами экипажа и спасёнными, роль неформального лидера, знание ключевых персон в экипаже, важность волевых качеств в сочетании со знаниями и практическими навыками);

- правила ухода за больными и спасёнными;

- очерёдность спуска спасательных средств и посадку людей в них, порядок управления спасательными средствами на воде, способы и приёмы выживания людей на спасательных средствах в море;

- системы пожаротушения и правила их использования, способы и тактику тушения загораний различного типа, способы и организацию проведения атак на пожар и взятия его под контроль;

Способы расчёта непотопляемости и пути возможного поступления воды в корпус;

Основные эксплуатационно-технические данные судовых система и механизмов;

Типовые аварии на море, их причины и последствия.

Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам. Установлены следующие виды судовых тревог:

Общесудовая тревога - объявляется вахтенным помощником в случаях: необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению грозящей ему опасности; обнаружения поступления забортной воды внутрь судна или ее распространения по судну; взрыве, возникновении пожара либо обнаружении его признаков: дыма и запаха гари; других происшествиях, создающих угрозу судну, грузу, экипажу;

"Человек за бортом" - объявляется вахтенным помощником при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом; по оставлению судна - объявляется только капитаном или другим лицом по его указанию.

Установлены следующие сигналы судовых тревог:

- общесудовая тревога - непрерывный звонок громкого боя в течение 25 -30 сек., повторяемый 3 - 4 раза; при пожаре (взрыве) сигнал сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

- " Человек за бортом " - три длинных сигнала звонком громкого боя общей продолжительностью не менее 15 сек., повторяемый 3 -4 раза; продолжительность одного сигнала не менее 5 - 6 сек.;

- по оставлению судна - семь и более коротких сигналов, вслед за ними один продолжительный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3 - 4 раза.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна. 3.1.1.

Основой обучения экипажа методам борьбы за живучесть судна является практическая отработка приёмов по эффективному использованию имеющихся на судне средств борьбы с водой, пожаром, дымом, газом, паром в условиях, приближённым к аварийным.

Сроки проведения занятий, тренировок и учений устанавливаются в зависимости от уровня натренированности экипажа.

Контроль и учёт выполнения планируемых мероприятий по подготовке экипажа к борьбе за живучесть возлагаются на старшего помощника капитана.

Занятия, тренировки и частные учения с экипажем по борьбе за живучесть судна проводятся командным составом по подчинённости, а также командирами аварийных партий (групп) со своими партиями (группами) под руководством старшего помощника капитана и старшего механика.

Основными элементами подготовки экипажа к обеспечению взрывопожаробезопасности и к борьбе с пожаром являются изучение конструктивных особенностей судна, рекомендаций и инструкций завода-изготовителя по эксплуатации судовых систем, устройств и механизмов, выполнение предупредительных мероприятий по предотвращению возникновения взрывов и пожаров, отработка практических навыков по:

применению первичных средств пожаротушения в целях ликвидации пожара в начальный момент после его возникновения;

разведке пожара;

эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром;

выбору огнегасительных средств и способов их подачи к местам пожара;

предотвращению распространения пожара по судну (герметизация и изоляция помещений, охваченных пожаром, орошение палуб и переборок, смежных с горящим помещением, и т.д.);

использованию различных средств пожаротушения; предупреждению возможных взрывов при пожаре;

поддержанию в готовности, приготовлению к спуску и включению в действие стационарных средств борьбы с пожаром;

отработке действий экипажа по борьбе с пожаром, в соответствии с судовым Расписанием по тревогам (в том числе стояночным) и оперативным планом по борьбе с пожаром.

Основными элементами подготовки экипажа к обеспечению водонепроницаемости корпуса судна и к борьбе за непотопляемость являются:

изучение конструктивных особенностей судна, рекомендаций и инструкций по эксплуатации корпуса, судовых систем, закрытий и предупредительных мероприятий по обеспечению непотопляемости (обеспечение водонепроницаемости корпуса, остойчивости и плавучести судна);

практическая отработка навыков по поддержанию в готовности, приготовлению к пуску, включению и обеспечению работы имеющихся на судне водоотливных средств, приёмов использования аварийного снабжения по прекращению поступления воды внутрь судна и её распространения по судну;

отработка действий экипажа в соответствии с судовым расписанием и оперативным планом по борьбе с водой.

Основными формами подготовки экипажа к использованию судовых спасательных средств и спасению человека, упавшего за борт, являются:

изучение конструктивных особенностей, расположения спасательных средств и методов их использования, а также тренировки по тревоге “ Человек за бортом”

отработка практических навыков по:

приготовлению к спуску (сбрасыванию) спасательных средств на воду по общесудовой тревоге и к спуску (сбрасыванию) их по шлюпочной тревоге;

управлению шлюпками, плотами с использованием всех средств их движения;

подходу на шлюпке к человеку, упавшему за борт, оказанию необходимой помощи и передаче его на судно;

отработке связи со спасательными средствами и использованию шлюпочной радиостанции;

использованию пиротехнических средств, в том числе светодымящих буйков;

отработке с судоводительским составом радиотелефонных переговоров, связанных с обеспечением безопасности;

использованию индивидуальных спасательных средств и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: