Учет процесса производства




ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫУЧЕТА

ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Учет процесса снабжения

 

Для осуществления процесса производства каждая организация должна иметь необходимые средства производства, т.е. средства труда (станки, машины, оборудование и т.д.) и предметы труда (сырье, материалы, топливо и т.д.). Все это заготавливается в процессе снабжения.

Снабжение представляет собой совокупность операций, в результате которых субъект хозяйствования обеспечивает себя материальными и нематериальными активами, необходимыми для производства. Этот процесс должен осуществляться непрерывно и равномерно, так как и излишек, и недостаток материальных запасов негативно сказывается на конечных результатах хозяйственной деятельности.

В бухгалтерском учете процесса снабжения объектом учета являются затраты, которые сопровождают процесс заготовки средств и предметов труда.

Для решения этих задач используются следующие счета бухгалтерского учета, на которых отражаются наличие и движение средств и предметов труда: 01 "Основные средства", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

В зависимости от принятой субъектом хозяйствования учетной политики учет поступления материальных ценностей может быть организован с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" и счета 16 "Отклонение в стоимости материалов" или без их участия на счете 10 "Материалы". И в том и другом случае транспортно-заготовительные расходы, представляющие собой отклонение фактической себестоимости материалов от учетных цен, по которым приобретаемые ценности отражаются на счетах, учитываются обособленно.

Учетные цены – это цены (стоимостная оценка), по которым приобретаемые ценности отражаются на счетах бухгалтерского учета. Как правило, в качестве учетных цен выступают договорные цены поставщиков (фактурная стоимость).

Таким образом, учетные цены представляют собой средства предприятия, уплачиваемые поставщикам за приобретаемые материальные ценности, и они не включают в себя затраты, понесенные при заготовке и транспортировке их в организацию, а транспортно-заготовительные расходы учитываются на счетах отдельно.

Транспортно-заготовительные расходы – это дополнительные расходы, которые несет предприятие в связи с покупкой и доставкой средств и предметов труда на собственные склады.

Таким образом, стоимость материальных ценностей, оплаченная поставщикам по договорным ценам, и транспортно-заготовительные расходы составляют фактическую себестоимость их заготовления, по которой они отражаются в балансе и включаются в затраты процесса производства.

Приобретение объектов основных средств, как правило, осуществляется за счет вложений в долгосрочные активы.

Вложения в долгосрочные активы – это затраты денежных и других средств, связанных с приобретением (покупкой, строительством, проектированием, монтажом и т.п.) объектов основных средств. Организацию, которая приобретает объекты основных средств, чаще всего называют заказчиком. Она "заказывает" построить (купить, смонтировать, спроектировать и т.п.) объект другой организации – подрядчику.

Подрядчики – это строительные, монтажные, проектные и другие аналогичные специализированные организации, для которых эти работы являются специализированным видом деятельности. Заказчиком может быть любая организация любой отрасли и сферы деятельности, имеющая средства (деньги) для оплаты своего заказа – объекта основных средств.

Учет вложений во внеоборотные активы у заказчика осуществляется на активном калькуляционном счете 08 "Вложения в долгосрочные активы". По дебету этого счета отражаются затраты по приобретению объекта, по кредиту – фактическая себестоимость готовых объектов основных средств, принятых в эксплуатацию. Эта фактическая себестоимость называется первоначальной стоимостью.

После приемки объекта в эксплуатацию и калькулирования его фактической себестоимости (первоначальной стоимости) в бухгалтерском учете составляется проводка:

Д-т сч. 01 "Основные средства"

К-т сч. 08 " Вложения во внеоборотные активы ".

Аналогично отражается в учете и покупка объектов (машин, оборудования, приборов, животных и т.п.) основных средств у поставщиков.

 

Учет процесса производства

 

Процесс производства является одним из основных в хозяйственной деятельности и представляет собой совокупность операций по изготовлению продукции.

В организациях различают несколько видов производств:

1) основное производство – вид деятельности или производство продукции (работ, услуг), для которой создана организация;

2) вспомогательное производство – подразделения, цехи и службы в организации, продукция (услуги, работы) которых потребляется основным производством, но сами они в изготовлении основной продукции не участвуют (ремонтные, транспортные, энергетические, строительные, инструментальные и т.п.);

3) обслуживающие производства и хозяйства – жилищно-коммунальные хозяйства, бытовое обслуживание, столовые и буфеты, дошкольные учреждения, культурно-просветительные, оздоровительные и тому подобные подразделения.

Для калькулирования фактической себестоимости произведенной продукции прежде всего необходимо собрать и отразить в системе счетов все затраты, связанные с ее производством. Действующим планом счетов для этих целей предусмотрены следующие счета:

Счет 20 "Основное производство";

Счет 23 "Вспомогательные производства";

Счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Все три счета активные, калькуляционные. По дебету этих счетов в течение отчетного периода отражаются затраты различных средств с кредита соответствующих счетов – 02 "Амортизация основных средств", 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и других. По кредиту калькуляционных счетов эти затраты списываются в виде фактической себестоимости готовой продукции (работ, услуг), но после соответствующих калькуляционных расчетов. Часть затрат с кредита этих счетов может списываться и на другие счета по учету средств и источников.

Процесс производства продукции связан с затратами различных видов средств. Эти экономически однородные виды затраченных средств называют элементами затрат.

Деление всей совокупности затрат по элементам позволяет ответить на вопросы, что затрачено на производство продукции, какой вид средств и на какую сумму. Эту информацию получают на основе кредитовых оборотов тех счетов, на которых учитывается тот или иной вид средств (элемент), потребляемый в производстве.

Для калькулирования фактической себестоимости каждого вида выпускаемой продукции необходимо определить, на какие цели затрачены те или другие средства (элементы), с какой продукцией и как они связаны. Поэтому по связи с процессом производства той или иной продукции затраты делят на основные и общехозяйственные (накладные). Основные расходы непосредственно связаны с производством, а общехозяйственные – с управлением и обслуживанием производства.

Большая часть основных расходов при учете и калькулировании может быть прямо отнесена на конкретные виды продукции. Это так называемые прямые расходы. Если некоторые расходы будут связаны с производством нескольких или всех видов продукции, то их называют косвенными.

К прямым относятся затраты, которые связаны с конкретными видами изделий и прямо входят в их себестоимость (заработная плата производственных рабочих, расход сырья, материалов и т.д.). Прямые затраты в течение месяца учитываются по дебету счета 20 "Основное производство", в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов.

Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов изделий. При определении себестоимости они распределяются между изделиями пропорционально каким-то величинам: заработной плате производственных рабочих, объему выполненных работ и т.д. К косвенным затратам относятся, например, заработная плата аппарата управления, расходы на освещение помещения администрации и т.д.

Косвенные расходы собираются на активном собирательно-распределительном счете – 25 "Общепроизводственные затраты" В течение месяца в дебет этого счета относят затраты различных видов средств с кредита соответствующих счетов. В конце месяца подсчитывают дебетовый оборот по счету 25 в разрезе отдельных цехов и производств. Собранные суммы общепроизводственных расходов распределяют между видами продукции и списывают полностью в дебет счета 20 "Основное производство" или другие счета на конкретные виды продукции. В результате, на собирательно-распределительном счете сальдо не остается и они в балансе не показываются.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: