Выбор посадок расчетным методом для циркуляционно нагруженного кольца подшипника




При циркуляционном нагружении колец посадки должны обеспечивать натяг между вращающимся кольцом и деталью с тем, чтобы исключить возможность обкатки и проскальзывания этого кольца по посадочной поверхности вала или отверстия в корпусе, в процессе работы под нагрузкой. Посадку для циркуляционно-нагруженного кольца определяют расчетным путем, одним из двух методов:

- по интенсивности нагружения Pr;

- по минимальному натягу Nmin.

Первый метод (по интенсивности нагружения) можно использовать при расчете посадок циркуляционно – нагруженных как наружних, так и внутренних колец. Но при расчете посадок для внутренних колец подшипника лучше использовать второй метод – по минимальному натягу, так как он дает более точные расчетные величины.

При расчете посадок наружних колец подшипников, т.е. в том случае, когда вращается корпус (неприводные колеса автомобиля, опорные колеса кранов, ролики ленточных транспортеров, натяжные шкивы и т.д.) и соответственно с ним вращается наружное кольцо подшипника, используют формулу интенсивности нагружения.

 

,

где Pr – интенсивность нагружения, H/мм, кН/м;

К 1 – динамический коэффициент. При нагрузке с умеренными толчками и вибрацией и перегрузке до 150 % К 1=1; при сильных ударах или перегрузке до 300 % К 1=1,8;

К 2 – коэффициент, учитывающий ослабление натяга при полом вале или тонкостенном корпусе: К 2 = 1 при сплошной вале;

К 3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами двухрядных подшипников при наличии осевой нагрузки на опору: К 3 = 1 (радиальные и радиально-упорные однорядные подшипники).

Определив величину интенсивности нагружения Pr, по таблице находят поле допуска корпуса (К7, М7, N7, Р7).

Таблица. – Допускаемые интенсивности нагрузок на посадочные

Поверхности корпуса

 

Диаметр D наружного кольца подшипника, мм Допускаемые значения PR при поле допуска отверстия, кН/м
свыше до К6; К7 М6; М7 N6; N7 P7
    До 800 » 1000 » 1200 » 1600 800-1000 1000-1500 1200-2000 1600-2500 1000-1300 1500-2000 2000-2600 2500-3500 1300-2500 2000-3300 2600-4000 3500-5500

 

 

При расчете посадок циркуляционно нагруженных внутренних колец подшипников вычисляет величину минимального натяга:

 

,

 

где Nmin – минимальный натяг, мм;

Fr – наибольшая радиальная нагрузка, H;

k – коэффициент, зависящий от серии подшипника (таблица);

B – ширина кольца подшипника, мм;

r - радиус фаски, мм.

 

Таблица. – Значения коэффициента k

 

Вид кольца Легкая серия Средняя серия Тяжелая серия
внутреннее 2,8 2.3 2,0
наружное 4,4 3,8 3,4

 

По таблицам ГОСТ выбираем посадку, одну из трех (k6, m6, n6), удовлетворяющую условию:

Во избежание разрыва колец должно выполняться условие:

.

Т.е. наибольший натяг посадки не должен превышать величину допустимого натяга Nдоп., мм, вычисляемого по формуле:

,

где σдоп. – допускаемое напряжение на растяжение (для подшипниковой стали

σдоп. ≈ 400 МПа).

Для колец, испытывающих местное нагружение, применяют посадки с зазором, и очень редко – с незначительным натягом.

Следует, что для сопряжения наружного местно нагруженного кольца подшипника рекомендуются следующие поля допусков: Н7, Н8, Н9, G7.

Применение рекомендуемых посадок:

Н6 и Н7 – нормальные и легкие нагрузки, в частности при необходимости осевых перемещений. Это основные посадки подшипников в машиностроении;

H8, H9 и G7 – нормальные и легкие нагрузки, малые частоты вращения (до 4 об/с), в основном для разъемных корпусов.

Кроме вышеперечисленных посадок, при местном нагружении применяют также посадки: Js6 и Js7 – тяжелые и нормальные нагрузки, большие частоты вращения;

Внутренние кольца сопрягаются с валами полями допусков: f6, g6, h6, f7. Их применение можно охарактеризовать следующими областями:

js6 – тяжелые нагрузки, роликовые подшипники в тяжелом машиностроении;

h6 – тяжелые нормальные нагрузки, основная посадка в машиностроении;

g6 и g7–– нормальные и легкие нагрузки, для подшипников всех типов при невысоких требованиях к точности;

f6 и f7–– легкие нагрузки, для подшипников всех типов.

При такой посадке не происходит деформация кольца и, соответственно, не возникает заклинивания тел качения. Кольцо под действием толчков и вибраций постепенно проворачивается по посадочной поверхности. В результате износ беговой дорожки происходит равномерно по всей окружности кольца. Если же кольцо, испытывающее местное нагружение, будет соединено неподвижно, то нагрузка Fr будет воздействовать на одно и тоже место, напряжения будут возникать в одной и той же точке его дорожки качения. В результате в этой зоне могут появиться усталостные трещины и раковины; срок службы подшипника резко сократится. Обеспечивать зазор между кольцом подшипника и сопрягаемой деталью нужно очень осторожно. Он должен быть минимальным, а сопрягаемые поверхности иметь незначительную шероховатость.В противном случае при проворачивании кольца произойдет стирание шероховатости и увеличение зазора, что весьма не желательно, т.к. это может вызвать ускоренный износ посадочного места. Здесь вступает в противоречие экономической показатель: подшипник значительно дешевле любой корпусной детали и заменить его легче.

 

 

Таблица – Допустимые величины шероховатости Ra (мкм) поверхностей валов и отверстий корпусов

 

Посадочные поверхности Класс точности подшипника Номинальный диаметр, мм
До 80 Св. 80 до 500
  Валов 6 и 5 1,25 0,63 0,32 2,50 1,25 0,63
Отверстий корпусов 6,5, и 4 1,25 0,63 2,50 1,25
Торцов заплечиков валов и отверстий корпусов 6,5 и 4 2,50 1,25 2,50 2,50

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: