Средний срок принятия решения о переоформлении лицензии




(при нормативном сроке рассмотрения 30 рабочих дней)

Все заявления о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и переоформлении лицензий, поступившие в министерство образования Нижегородской области, были рассмотрены в установленные законодательством сроки.

 

 

2.3. Современные проблемы лицензирования и пути их решения

На мой взгляд, самой главной проблемой лицензирования является правовая безграмотность руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также индивидуальных предпринимателей. Руководители элементарно не знают, какие образовательные программы они реализуют, а также не могут определить тип своей организации, документы, которыми регламентируется образовательная деятельность.

Из проведенного анализа отдельных нормативных правовых актов в области лицензирования образовательной деятельности установлены противоречивость норм и отсутствие конкретизации ряда требований.

Статьей 12 Закона "Об образовании в Российской Федерации" программы профессионального обучения относятся к основным программам, однако, статьей 23 Закона "Об образовании в Российской Федерации" не предусмотрен тип образовательной организации, у которой основной целью деятельности является реализация основных программ профессионального обучения.

В связи с этим, у образовательных организаций, основной целью деятельности которых является реализация основных программ профессионального обучения, существует проблема в определении типа образовательной организации и приведении наименования и устава образовательного учреждения в соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации".

Следует отметить тот факт, что в августе 2014 года был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который предусматривал следующие изменения:

"1) в статье 23:

а) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) образовательная организация профессионального обучения – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения";

б) часть 4 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"5) образовательные организации профессионального обучения –дополнительные общеразвивающие программы";

3) часть 6 статьи 73 после слов "Профессиональное обучение осуществляется" дополнить словами "в образовательных организациях профессионального обучения";

4) часть 5 статьи 108 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8) образовательные учреждения, реализующие исключительно основные программы профессионального обучения, должны переименоваться в образовательные организации профессионального обучения"[13].

Однако на сегодняшний день, данный изменения до сих пор не приняты, причины, по которым этого еще не произошло, не известны. Единственное, что можно увидеть на едином портале раскрытия информации это лишь то, что данный проект проходит процедуру раскрытия информации в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года № 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" и это с августа 2014 года.

Частью 6 Закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что в зависимости от основания переоформления, лицензия может быть переоформлена полностью или в части соответствующего приложения. Вместе с тем, частью 3 статьи 18 Закона о лицензировании установлено, что для переоформления лицензии, лицензиата предоставляет в лицензирующий орган оригинал действующей лицензии.

Частью 1 статьи 91 Закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, а также в соответствии с частью 4 статьи 91 Закона об Образовании и приказом Минобрнауки от 10 декабря 2013 года № 1320 "Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам" в приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования – также сведения о профессиях, специальностях, направлениям подготовки), о подвидах дополнительного образования. Следовательно, в приложении к лицензии данными нормативными правовыми актами не предусмотрено указание сведений о реализуемых образовательных программах.

Вместе с тем пунктом 3 Положения о лицензировании установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению и в соответствии с пунктом 17 Положения о лицензировании основанием для переоформления лицензии является намерение лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не указанных в лицензии, что не соответствует вышеуказанным положениям нормативных правовых актов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года № 1246 в Положение о лицензировании внесены изменения в части перечня образовательных услуг был добавлен пункт 20 следующего содержания: "Реализация образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций"[14], вместе с тем, в статью 12 Закона "Об образовании в Российской Федерации" данные программы внесены не были. В связи с этим, не предоставляется возможным определить к какому виду образования относить вышеуказанные программы.

В подпункте "г" пункта 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности не конкретизированы документы, подтверждающие наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации – сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

В Положении о лицензировании для индивидуальных предпринимателей не установлен перечень документов, удостоверяющих их личность, тогда как юридическое лицо представляет учредительные документы - копия устава организации.

Согласно подпункту "ж" пункта 4 и подпункту "и" пункта 6 Положения о лицензировании лицензионным требованием является наличие у профессиональной образовательной организации, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Тогда как перечень минимальных условий, которые должны быть созданы соискателями лицензий и лицензиатами для обучения конкретных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, не определен.

Лицензионным требованием согласно подпункта "г" пункта 4, пункта 6 Положения о лицензировании к соискателю лицензии или лицензиату является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Закона об Образовании. В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона об Образования образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 года, в то же время примерные образовательные программы дошкольного образования не разработаны. В настоящее время осуществление лицензирования образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования не урегулировано в части соответствия соискателей лицензии или лицензиатов лицензионным требованиям.

В соответствии со статьей 15 Закона об Образовании реализация образовательных программ возможна с использованием сетевой формы.

Однако Положение о лицензировании не выделяет особенности осуществления процедуры лицензирования образовательной деятельности организаций, имеющих намерение реализовывать образовательные программы, не указанные в лицензии, посредством сетевой формы.

В настоящее время не установлены формы следующих документов, представляемых для получения (переоформления) лицензии:

- справки о наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

- справки о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- справки о педагогических и научных работниках;

- справки о наличии печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов, а также справки о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).

Частью 5 статьи 18 Закона о лицензировании установлено, что в случае реорганизации в форме преобразования заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Вместе с тем не сказано, какие действия должен предпринять лицензирующий орган, в случае, если заявление о переоформлении лицензии представлено с нарушением сроков. Возможно, ли переоформление лицензии или нет.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о лицензировании к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом.

Правомочно ли в таком случае включение в лицензионные требования статей 37, 41, 12, 16, 28, 79 Закона об Образовании без четких определений их применения. По смыслу это требования федерального государственного надзора, а не лицензионное.

Указанные правовые коллизии и пробелы порождают различные толкования нормативных правовых актов, оказывают негативное влияние на эффективность лицензирования образовательной деятельности и требуют издания подзаконных нормативных актов Правительства Российской Федерации, Минобрнауки и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Необходимо также разработка единых методических рекомендаций по процедуре лицензирования образовательной деятельности применяемых для всех субъектов Российской Федерации. Проведение обучающих семинаров и круглых столов с обсуждением вопросов, на которые, к сожалению, на сегодняшний день не могут дать ответы даже эксперты форума 273-ФЗ, разработанного специально для единого толкования неоднозначных вопросов. Вместе с тем, эксперты этого форума – это люди, со своим особым мнением на ряд вопросов и еще, не известно можно ли принимать их мнение как руководство к действию.

Заключение

В заключение своей работы, после детального анализа законодательства об образовании, а также его лицензирования, можно сделать следующие выводы.

Право на образование российскому гражданину гарантируется Конституцией.

Общее и профессиональное образование реализуется по уровням.

Общее образование может быть получено в форме семейного образования, а профессиональное – только в формах, предусмотренных соответствующим ФГОСом.

Законодательство об образование регламентируется как федеральными законами, так и локальными актами, конкретного юридического лица.

Образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании. Лицензирующим органом является федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за выработку государственной политики в области образования, а также органы исполнительной власти, осуществляющие переданные полномочия в сфере образования.

Впервые установлено, что индивидуальные предприниматели вправе осуществлять образовательную деятельность. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеют право заниматься образовательной деятельностью только с момента получения лицензии на осуществление образовательной деятельности. В целях установления соответствия лицензионным требованиям в отношении соискателя лицензии/лицензиата проводятся внеплановые выездные и документарные проверки.

Документарные проверки проводятся в соответствии с требованиями 210 федерального закона, а выездные с требованиями 294 федерального закона.

Законом об Образовании и Положением о лицензировании установлен ряд новых лицензионных требований, которые не в полной мере урегулированы действующим законодательством.

За несоблюдение лицензионных требований КоАПом предусмотрена административная ответственность (статья 19.20).

Органом исполнительной власти на территории Нижегородской области, который осуществляет преданные полномочия в области образования является министерство образования Нижегородской области. Министерство осуществляет лицензирование образовательной деятельности, а также контроль за соблюдением лицензионных требований.

Принятие в 2012 году Закона об Образовании, а годом ранее Закона о лицензировании коренным образом изменили подход к образовательной деятельности, а также ее лицензированию. Введено много новых понятий и изменена вся система российского законодательства об образовании (начиная от системы образования и заканчивая управлением системой образования).

Однако, поспешность принятия Закона об Образовании проявилась в недоработке отдельных статей и положений. Вследствие образовавшихся пробелов в законодательстве ряд организаций, осуществляющий образовательную деятельность оказались вне правового поля. В данной ситуации очевидна необходимость принятия определенного количества подзаконных актов.

Если в ближайшее время Правительством Российской Федерации будут приняты все недостающие нормативные правовые акты, то процедура лицензирования образовательной деятельности станет более прозрачной.

 

Список использованной литературы

 


[1] Части 4, 5, 6 статьи 10 Закона об Образовании

[2] Части 2, 3, 4, 5 статьи 12 Закона об Образовании

[3] Части 2, 8 статьи 73 Закона об Образовании

[4] Части 1, 2, 4 статьи 75 Закона об Образовании

[5] Части 1, 2, 6 статьи 76 Закона об Образовании

[6] пункт 1 части 6 статьи 7 Закона об Образовании

[7] Часть 1 статьи 30 Закона об Образовании

[8] Часть 2 статьи 30 Закона об Образовании

[9] Часть 4 статьи 30 Закона об Образовании

[10] Пункт 2 статьи 3 Закона о лицензировании

[11] Часть 1 статьи 91 Закона об Образовании

[12] Часть 4 статьи 91 Закона об Образовании

[13] https://regulation.gov.ru/project/17257.html

[14] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171665/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: