МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ
Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность коррекционного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи
В число основных документов, регламентирующих современные задачи, содержание и формы организации коррекционно-педагогического процесса в муниципальном казённом специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад» V вида входят: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; федеральный закон «Об образовании в РФ»; «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»; «Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста», а так же законы и иные нормативные правовые акты Кемеровской области и г. Новокузнецка и настоящий устав.
Основным документом, регламентирующим деятельность учреждения, является устав. В Уставе прописаны: общие положения, цели учреждения, образовательные программы (для лицензирования), основные характеристики образовательного учреждения (порядок зачисления, начало учебного года, каникулы, система оценок); смета; управление учреждением (Совет учреждения, педагогический совет, родительский комитет, профсоюз); охрана труда; обязанности работника, родителей, детей; порядок внесения изменений; регламент.
На основе Устава разрабатываются локальные акты – положения.
В образовательном учреждении разработаны Положения:
· О родительском комитете,
· О педагогическом совете,
· О методическом объединении учителей,
· О собрании трудового коллектива,
· О психолого-медико-педагогическом совещании,
· О психолого-медико-педагогическом консиллиуме,
· Об организации контрольно-оценочной деятельности,
· О кружках и факультативах,
· О внутришкольном контроле,
· О мониторинге воспитателя ГПД,
· О разработке рабочих программ,
· О мониторинге качества образования,
· О финансовой деятельности,
· О должностном контроле,
· Об инспекторе по охране детства,
· Об организации и учете социально неблагополучных семей,
· О взаимодействии (для дошкольного отделения),
· О речевом режиме.
Характеристика речевого развития (ФИ) ученика____ класса
Подпись логопеда _____________ / ____________________
Ф.И.О. логопеда
План индивидуальной логопедической работы
с обучающимся ___ класса ____________
Образец
Формирование звуковой и просодической стороны речи | Развитие лексико-грамматической стороны речи | Развитие устной и связной речи | Коррекция письменной речи | Развитие психических процессов. Речевого дыхания. |
Подпись логопеда _____________ / ____________________
Ф.И.О. логопеда
Конспект индивидуального логопедического занятия
Образец
Тема: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.
Цель: автоматизация звука [ р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1) коррекционно-образовательные: закреплять правильное произнесение звука [р] в слогах, словах и предложениях; совершенствовать умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, согласовывать существительные с глаголами в роде и числе.
2) коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, мелкую моторику.
3) коррекционно-воспитательная: воспитывать целеустремленность (полностью выполнять задание).
Оборудование: разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушка слон, предметные картинки (ведро, коробка, торт, помидор, картина, карандаш, рубашка).
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика
3. Дыхательные упражнения (выбор: или пальчиковая гимнастика).
4. Развитие фонематических процессов (выбор: или восприятия, анализа и синтеза).
5. Автоматизация звука [] в
6. Развитие лексико-грамматического строя речи.
7. Итог занятия (можно отдельно выделить этап «Домашнее задание»).
Оценка и подпись логопеда _____________ / ____________________
Ф.И.О. логопеда
Конспект группового логопедического занятия
Образец
Тема: Дифференциация звуков и букв Ч – Т в слогах и словах.
Цель: учить различать звуки [ч] и [т’] и буквы Ч, Т в слогах и словах.
Задачи:
1) коррекционно-образовательные: закреплять знание характеристики звуков [ч] и [т’]; формировать умение различать звуки и буквы [ч] и [т’] в слогах и словах на письме.
2) коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, анализ и синтез, развивать слухо-речевую память.
3) коррекционно-воспитательная: воспитывать усидчивость.
Оборудование: предметные картинки (чашка, тяпка), карточки с буквами Ч и Т, раздаточные карточки с заданиями.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Оценка и подпись логопеда _____________ / ____________________
Ф.И.О. логопеда