МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫХХ ВЕКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ............................................................................................................................... 1

Занятие 1 (4 часа). ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И "ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ" В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫХХ ВЕКА....................................................................................................... 3

План............................................................................................................................................................................................ 3

Задание:.................................................................................................................................................................................... 3

Художественные тексты:................................................................................................................................................. 3

Дополнительные тексты:.................................................................................................................................................. 3

Проблемы для обсуждения, вспомогательные вопросы:.................................................................................. 3

Критическая литература................................................................................................................................................... 4

Занятие 2 (2 часа). ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭПИЧЕСКОГО ТЕАТРА Б.БРЕХТА В РАКУРСЕ НОВАТОРСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ ДРАМАТУРГИИ КОНЦА ХIХ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫХХ ВЕКА........................................... 5

План............................................................................................................................................................................................ 5

Задание:.................................................................................................................................................................................... 5

Художественные тексты:................................................................................................................................................. 5

Критические статьи:........................................................................................................................................................... 5

Критическая литература.................................................................................................................................................. 5

Занятие 3 (2 часа). ФРАНЦ КАФКА: ЛИЧНОСТЬ И СИСТЕМА / ВЛАСТЬ В ТРАКТОВКЕ МОДЕРНИСТА. ПРИТЧИ И НОВЕЛЛЫ..................................................................................................................................................................................... 7

План............................................................................................................................................................................................ 7

Задание..................................................................................................................................................................................... 7

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫк новелле “Превращение”:............................................................................ 7

ВОПРОСЫк текстам новелл “Приговор” и “В исправительной колонии”:................................................. 8

ВОПРОСЫк тексту романа “Процесс”:....................................................................................................................... 8

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:...................................................................................................................................... 8

ВОПРОСЫДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ РАЗМЫШЛЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО:............................................................ 8

Тексты:...................................................................................................................................................................................... 9

Критическая литература.................................................................................................................................................. 9

ПРИЛОЖЕНИЕ. Тексты притч Ф.Кафки..................................................................................................................... 10

ПРОГУЛКА В ГОРЫ...................................................................................................................................................... 10

БЕГУЩИЕ МИМО (с.93).............................................................................................................................................. 10

ДЕРЕВЬЯ (с.96)................................................................................................................................................................ 10

МОСТ (с.253)..................................................................................................................................................................... 10

НОЧЬЮ (с.267)................................................................................................................................................................. 11

О ПРИТЧАХ (с.286)........................................................................................................................................................ 11

Занятие 4 (2 часа). РОМАН ВИРДЖИНИИ ВУЛФ "МИССИС ДЕЛЛОУЭЙ": УТВЕРЖДЕНИЕ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ И СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРА............................................................................................. 13

План:......................................................................................................................................................................................... 13

Задание:................................................................................................................................................................................. 13

Тексты:.................................................................................................................................................................................... 13

Критическая литература:.............................................................................................................................................. 13

Занятие 5 (2 часа). ОБРАЗ ИРЛАНДИИ И ДУБЛИНА В СБОРНИКЕ ДЖЕЙМСА ДЖОЙСА "ДУБЛИНЦЫ" 15

План:......................................................................................................................................................................................... 15

Задание:................................................................................................................................................................................. 15

Тексты:.................................................................................................................................................................................... 15

Критическая литература:.............................................................................................................................................. 15

Занятие 6. Д.Г. ЛОУРЕНС И ФИЛОСОФИЯ ТЕЛЕСНОСТИ. РАДУГА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. 16

План:......................................................................................................................................................................................... 16

Задание:................................................................................................................................................................................. 16

Тексты:.................................................................................................................................................................................... 16

Критическая литература:.............................................................................................................................................. 16

Занятие 7 (2 часа). ГЕРМАН ГЕССЕ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОМАН "СТЕПНОЙ ВОЛК"......... 17

План:......................................................................................................................................................................................... 17

Задание:................................................................................................................................................................................. 17

Тексты:.................................................................................................................................................................................... 17

Критическая литература:.............................................................................................................................................. 17

Занятие 8 (2 часа). ВЕК ДЖАЗА В РАССКАЗАХ И РОМАНЕ ФРЕНСИСА СКОТТА ФИЦДЖЕРАЛЬДА "ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ"...................................................................................................................................................................................... 18

План:......................................................................................................................................................................................... 18

Задание:................................................................................................................................................................................. 18

Тексты:.................................................................................................................................................................................... 18

Критическая литература:.............................................................................................................................................. 18

Занятие 9 (2 часа). РОМАН-РЕКА "В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ" МАРСЕЛЯ ПРУСТА (Ч.1 "ПО НАПРАВЛЕНИЮ К СВАНУ")............................................................................................................................................. 19

План:......................................................................................................................................................................................... 19

Задание:................................................................................................................................................................................. 19

Тексты:.................................................................................................................................................................................... 19

Критическая литература:.............................................................................................................................................. 19

Занятие 10 (2 часа)............................................................................................................................................................ 20

План:......................................................................................................................................................................................... 20

Задание:................................................................................................................................................................................. 20

Тексты:.................................................................................................................................................................................... 20

Критическая литература:.............................................................................................................................................. 20

Занятие 11 (2 часа)............................................................................................................................................................ 21

План:......................................................................................................................................................................................... 21

Задание:................................................................................................................................................................................. 21

Тексты:.................................................................................................................................................................................... 21

Критическая литература:.............................................................................................................................................. 21

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Система семинарских занятий нацелена на углубленное изучение специфики литературного процесса первой половины ХХ века, на осмысление закономерностей развития западноевропейской и американской литературы в целом и на выработку и закрепление знаний и умений литературоведческого анализа, интерпретации отдельных литературных явлений и художественных произведений в единстве их формы и содержания, поэтики и авторского стиля.

Студенты старших курсов университетов к 7 семестру должны уже достаточно хорошо владеть теоретической базой и методикой литературоведческого анализа, приемами историко-литературного комментария. Поэтому система работы и студента, и преподавателя как на практических занятиях и семинарах, так и в процессе самостоятельной работы существенно отличается от организации занятий на младших курсах самим творческим характером учебного процесса и профессиональным научным поиском, отбором и обобщением источников при подготовке материала. Тем не менее главной сложностью для студента оказывается определение соотнесенности тематики и проблематики произведения, идейного замысла писателя, с одной стороны, и жанровой, сюжетно-композиционной организации художественного текста, способов выражения авторской позиции, определения функциональности отдельных элементов художественного целого, с другой стороны. Этим объясняется необходимость использовать в ходе обсуждения идейно-тематического плана произведения углубленный текстуальный анализ.

Невозможно глубинное понимание как литературного процесса в целом, так и отдельных произведений первой половины ХХ века без учета сложного комплекса общественно-исторических, философско-эстетических, психологических и, в целом, социолого-культурологических проблем, составивших специфическую атмосферу эпохи начала ХХ века. Отсюда и необходимость обращения студентов к тем знаниям, которые были получены ими в ходе изучения смежных гуманитарных дисциплин. Поэтому изучение литературоведческого материала следует начинать с ознакомления со сложностью и многоаспектностью связей, интегрируя автора и его произведения в контекст времени. Этим определяются рекомендации широкого использования различных энциклопедических, справочных и информационных материалов: новейших изданий Философского словаря,, Энциклопедического словаря культуры ХХ века под ред. В.П.Руднева (М.: Аграф, 2001), "Современного зарубежного литературоведения" под ред. И.Ильина (М., 1996), Литературной энциклопедии терминов и понятий под ред. А.Н. Николюкина (М., 2001) и т.д.

Важно учитывать, что целостный анализ крупных художественных произведений зачастую оказывается невозможен в силу ограниченности времени, отведенного на семинарские занятия. Поэтому особенно важно построить работу с произведением таким образом, чтобы вычленить наиболее репрезентативные элементы текста и особенности поэтики, которые бы способствовали системному его восприятию.

Необходимо обратить внимание на то, что предложенное количество тем практических занятий избыточно по отношению к выделяемому программой количеству семинарских занятий. Это сделано не случайно. Преподаватель волен сам выбирать более интересные для него и более сложные для студентов проблемы изучаемого курса.


Занятие 1 (4 часа). ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И "ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ" В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫХХ ВЕКА.

План

1. История появления и смысл термина “потерянное поколение”. Особое место темы "потерянного поколения" среди произведений о Первой мировой войне

2. История создания каждого из романов. Оценка критиков и современников.

3. Индивидуальная специфика в трактовке темы войны и “потерянности”, в постановке проблем, в разрешении основного конфликта каждого из названных авторов, в специфике персонажей и в целом – в сюжетно-композиционном и жанровом своеобразии произведений.

4. Особенности в раскрытии темы представителей критического реализма, социалистического реализма, модернизма в ракурсе проблемы "личность и мир".

Задание:

 

· Прочитать художественные тексты и дать анализ прочитанным произведениям в соответствии с планом и вспомогательными вопросами.

Художественные тексты:

Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен.
Олдингтон Р. Смерть героя.
Хэмингуэй Э. Прощай, оружие.

 

Барбюс А. Огонь (1915 - 1916).

Вулф В. Миссис Деллоуэй (1925). Комната Джекоба (ж. “Иностр.лит.”, № 9, 1991).

Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны (1921, 1923)

Дополнительные тексты:

 

Дос Пассос Д. Три солдата (1921)

Хаксли О. Желтый Хром (1921)

Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби (1925)

Фолкнер У. Солдатская награда (1926)

Хэмингуэй. Э. Фиеста / И восходит солнце (1926)

 

Проблемы для обсуждения, вспомогательные вопросы:

 

· Хронологические рамки Первой мировой войны. Каковы ее причины? Кто принимал участие в Первой мировой войне? Какие коалиции были представлены воюющими странами и каковы были их интересы? Особенность положения Италии в I МВ? Война и интервенция против Советской России. Каковы были итоги войны?

· Каким образом на творческую биографию каждого из авторов оказала влияние война?

· Можно ли говорить о биографических элементах в романах?

· Особенности композиции каждого произведения и функции композиционной специфики в раскрытии темы.

· Особенности повествовательной манеры, специфика стиля автора (драматизм, трагизм, ирония, сарказм и т.д.). От лица кого ведется рассказ: лирического героя, рассказчика, повествователя и т.д.?

· Роль и функции названия романа и эпиграфа, если он есть. Иронический подтекст.

· Система персонажей. “Говорят” ли о чем-нибудь фамилии главных героев?

· Характеристика основных героев (в том числе: причины попадания на фронт, есть ли в романе предыстория и как автор ее вводит, чему она служит). Способы и приемы характеристики. Психологизм романов.

· Место, роль и функция батальных сцен. Способы и приемы воссоздания подобных сцен (натуралистическая деталь). Как описывает эти сцены автор; каков их объем по отношению ко всему тексту романа; как ведут себя и что чувствуют при этом главные герои? Дегероизация войны и идеализация солдата.

· Место, роль и функция сцен фронтового быта, побывки в тыл. Способы и приемы воссоздания подобных сцен. Как описывает эти сцены автор; каков их объем по отношению ко всему тексту романа? Почему и как ведут себя и что чувствуют при этом главные герои?

· Мотивировка “потерянности” и надлома духовного мира героя в романах. Каким образом происходит процесс утраты связей с окружающим миром или кризиса ценностей? Кто виноват в этом (необходимо доказать текстом)?

· Положительная перспектива решения конфликта (если она есть в романе - дать аргументированный комментарий).

· Концовка произведений и авторская позиция.

Критическая литература

  1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. (Ред.) История английской литературы. - Люб. изд. последних лет.
  2. Аникин Г.В. Современный английский роман. - Свердловск, 1971.
  3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. Английский роман ХХ века. - М., 1982.
  4. Богословский В.Н., Гражданская З.Т. (Ред.) История зарубежной литературы ХХ века. 1917-1945. - М., 1990.
  5. Гуляев Н.А., Шибанов И.П. и др. История немецкой литературы. – М., 1975.
  6. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века: Уч. - М., 1984.
  7. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930-х гг.: Утрата и поиски героя. - М., 1982.
  8. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900 – 1946. – М., 1982.
  9. Урнов М.В. Ричард Олдингтон. - М., 1968.
  10. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. - М., 1986.
  11. Гайсмар М. Американские современники. - М., 1976.
  12. Зверев А.М. Американский роман 20-х - 30-х гг. - М., 1982.
  13. Либман В.А., Исаева Н.Н. Американская литература в русской критике. Библиографический указатель. 1976-1980. - М., 1980.
  14. Литература США ХХ века: Опыт типологического исследования. - Люб. изд.
  15. Вольф В. Годы и люди. - М., 1988.
  16. История немецкой литературы: Под ред. Гуляева Н.А. и др. - М., 1975.
  17. История немецкой литературы: В 5 тт./ Под ред. Балашова Н.И. - М., 1976. - Т. 5.
  18. История немецкой литературы: В 3 тт./ Под ред. Дмитриева А. - М., 1975. - Т. 3.

Занятие 2 (2 часа). ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭПИЧЕСКОГО ТЕАТРА Б.БРЕХТА В РАКУРСЕ НОВАТОРСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ ДРАМАТУРГИИ КОНЦА ХIХ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫХХ ВЕКА.

 

План

 

1. Творческая биография Бертольда Брехта. Этапы созревания теории и практики "эпического театра". Брехт и экспрессионизм.

2. Полемика Брехта с классической традицией театра Аристотеля. Основные принципы "эпического театра": "театр должен быть философским", "театр должен быть эпическим", "театр должен быть феноменальным", "театр должен давать очужденную картину действительности".

3. Театр Б.Брехта и сценическая система Станиславского.

Задание:

 

1. Прочитать указанные ниже художественные тексты и критические статьи Б.Брехта:

2. Сделать ВЫБОРОЧНЫЙ КОНСПЕКТ УКАЗАННЫХ СТАТЕЙ на предмет основных положений эпического театра и соц. реализма.

3. На основе идейно-художественного анализа текста пьес

- раскрыть положения Б.Брехта: театр должен быть ФИЛОСОФСКИМ, ЭПИЧЕСКИМ, ФЕНОМЕНАЛЬНЫМ.

- дать определения и привести примеры реализации в текстах эффекта ОЧУЖДЕНИЯ / ОСТРАНЕНИЯ, принципа ПАРАБОЛЫ.

4. Подготовить сообщения на темы:

- Аристотелевский театр (основные положения и принципы).

- Система Станиславского (основные положения и принципы).

Художественные тексты:

 

Трехгрошовая опера.

Мамаша Кураж.

Кавказский меловой круг.

Жизнь Галилея.

Критические статьи:

 

Модель Кураж. Примечания к постановке 1949 г.

Театр удовольствия или театр поучения (в кн.: Б.Брехт. Театр. М., 1965. Т. 5. Кн. 1.

Размышления о трудностях эпического театра.

О театральности фашизма.

Социалистический реализм в театре. - Там же. - Т. 5. - Кн. 2.

Критическая литература

 

1. Энциклопедия “ТЕАТР” (Любое изд.)

2. Словарь “ЭСТЕТИКА” (Любое изд).

3. Словарь литературоведческих терминов (Любое изд.)

4. Литературный энциклопедический словарь (Любое изд.)

5. Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н.П.Михальской и Б.И.Пуришева. - М.: Просвещение, 1981.

 

6. Райх Б. Брехт. Очерк творчества, - М.: Всерос.театр. общество, 1960.

7. Глумова- Глухарева Э.И. Драматургия Б.Брехта. - М., 1962.

8. Фрадкин И.М. Бертольд Брехт. Путь и метод. - М., 1965.

9. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. Опыт эстетики Брехта. - М., 1966.

10. Копелев Л.З. Брехт. - М., 1966.

11. Туровская М.И. На границе искусств: Брехт и кино. - М., 1984.

12. Шумахер Э. Жизнь Брехта. - М., 1988.

13. Ковригина Н.В. На пути к эпическому театру. Ранняя драматургия Брехта. - Иркутск, 1993.

 

14. Сартр Ж.-П. Брехт и классика // Вопросы литературы, 1986, № 4.

15. Лейтес Н.С. Человек в драмах Б.Брехта // Лейтес Н.С. От “Фауста” до наших дней. - М., 1987. - С. 123 - 135.


Занятие 3 (2 часа). ФРАНЦ КАФКА: ЛИЧНОСТЬ И СИСТЕМА / ВЛАСТЬ В ТРАКТОВКЕ МОДЕРНИСТА. ПРИТЧИ И НОВЕЛЛЫ.

План

 

1. Общественно-исторический и культурологический контекст творчества Ф.Кафки.

2. Творческая биография писателя (личность и подход к художественному творчеству).

3. Концепция модернизма в литературе (проблема личности). Основные принципы сюрреализма, экспрессионизма, экзистенциализма.

4. Специфика использования художественных средств условности / иносказательности в романтизме, реализме, модернизме (парадокс, фантастика, гипербола, гротеск, притча, парабола и т.д.). Понятие абсурда в литературе.

5. Проблемы перевода произведений Кафки на русский язык (доклад) и интерпретации его текстов в фильмах.

Задание

 

1. Прочитать дневниковые записи и художественные тексты Ф.Кафки.

· Из дневников Ф.Кафки.

· Притчи "Деревья", "Мост", "Проходящие мимо", "Прогулка в горы", "Тоска", "Сон", "Ночью", "О притчах".

· Цикл новелл “Кары” (Превращение. Приговор. В исправительной колонии).

· Роман “Процесс”.

2. Дать анализ особенностей художественного мышления и самоосознания внутренней жизни Кафки на примере его дневниковых записей.

3. Проследить концепцию личности и средства художественной выразительности в притчах (особенности характера героя, тип личности, способы воссоздания обыденности абсурда и враждебности окружения по отношению к герою).

4. Рассмотреть каждую из новелл цикла "Кары" на предмет реализации концепции личности, раскрытия основного конфликта "личность и мир", развития основных мотивов, композиционного своеобразия, авторской позиции и авторского стиля.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫк новелле “Превращение”:

 

  1. О чем, собственно, новелла, с вашей точки зрения?
  2. Особенности композиции новеллы. Каким образом построено повествование, кто его ведет?
  3. Почему, с Вашей точки зрения, новелла начинается с “превращения”? Мотивирует ли автор каким-то образом “превращение” главного героя? Как к этому “превращению” относится герой, его семья, окружающие?
  4. Что представляет собой главный герой, Грегор Замза? Кто его характеризует и каким образом? В чем смысл жизни Грегора? Чем для него является семья, работа? Изменился ли внутренний мир героя после превращения? Какие художественные средства использует автор для описания чувств, мыслей, поступков Г.Замзы? Как Грегор относится к своим домашним?
  5. Что представляет собой “окружающая Среда” и “внешний мир” в новелле (семья, работа, улица)? В чем функция описания внешнего мира? Особенности художественного пространства в новелле. Пространственные образы в новелле.
  6. Дайте характеристику домашних с точки зрения Грегора.
  7. Как повествователь описывает поведение домашних после превращения Грегора? Каково отношение семьи к “новому” Грегору? Видят ли они в нем сына по-прежнему? Какие чувства, ощущения, мысли преобладают в основе их отношения к Грегору - новому, старому?
  8. Есть ли в тексте авторское отношение к персонажам? Если есть - приведите примеры и прокомментируйте. Что представляют собой истинные Отец, Мать, Сестра - с точки зрения автора?
  9. Можно ли утверждать, что становление, развитие, поведение и взаимоотношения персонажей в новелле мотивируется социальной средой? В чем несчастье героя?
  10. В чем причина смерти Грегора? Ваш комментарий к физическим размерам «жука»-Грегора.
  11. Относится ли факт “превращения” только к Грегору?
  12. Как Вы понимаете название новеллы?
  13. Почему, как Вы думаете, Кафка наотрез отказался от сотрудничества иллюстратора при издании новелл?
  14. Определите элементы сюрреализма, экспрессионизма в новелле. Найдите комплекс экзистенциалистских идей.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

1. Посмотрите фильм режиссера Валерия Фокина «Превращение» (2002) с Евг Мироновым в главной роли. Сравните эту интерпретацию новеллы с текстом Кафки в ракурсе изобразительных средств (игра актера, операторская и режиссерская работа, художественное пространство) и идейной направленности.

2. Посмотрите фильм Орсона Уэллса «Процесс» (1962) и/или «Процесс» (1993) режиссёра Дэвида Хью Джонса и организуйте дискуссию о художественных и содержательных особенностях фильмов в сопоставлении с текстом романа Кафки. («Замок» (1968) Максимилиана Шелла)

ПОЖАЛУЙСТА, ВСЕ ВЫВОДЫИ ГИПОТЕЗЫСТРОГО АРГУМЕНТИРУЙТЕ ТЕКСТОМ.

ВОПРОСЫк текстам новелл “Приговор” и “В исправительной колонии”:

 

· Чем (по форме, содержанию) похожи эти новеллы на предыдущую?

· Какой смысл в рассказе о взаимоотношениях Отца и Сына в “Приговоре”?

· Какова позиция автора в тексте?

 

· Какова роль и функция путешественника в тексте “Исправительной колонии”?

· Дайте характеристику образа коменданта (нового, старого).

· Прокомментируйте образ жены.

ВОПРОСЫк тексту романа “Процесс”:

 

· Что общего у романа с новеллами?

· Каким образом автор дает характеристику главному герою? Отличается ли чем-нибудь отношение этого героя к своей судьбе и смертному приговору?

· Что такое Суд и Процесс в романе?

· Какую роль играет Притча о Законе?

· Кто по сути выносит все смертные приговоры героям-жертвам (прокомментируйте подобную безысходность в трактовке судьбы человека у Кафки)?

· Особенности художественного пространства в романе.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

· Какова концепция личности в новеллах и романе?

· Как Вы понимаете проблему отчуждения личности?

· Как реализуются в текстах техника сновидения, логические несоответствия и какова их функция?

· Можно ли Кафку-писателя назвать реалистом (аргументируйте ответ)?

 

ВОПРОСЫДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ РАЗМЫШЛЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО:

 

· В чем особенности символики пространства у Кафки?

· Какие другие символические элементы Вы нашли в текстах?

· Почему повести Н.В.Гоголя “Шинель”, “Нос”, “Портрет” считаются реалистическими, а творчество Ф.Кафки относят к модернизму? Сравните концепцию личности и взаимоотношения ее с окружающей средой у обоих писателей.

· Сопоставьте трактовку основного конфликта героя с окружающим миром и концепцию характера в повести Л.Толстого "Смерть Ивана Ильича" и в новелле Ф.Кафки "Превращение"

· Есть ли различия в использовании фантастических элементов у реалистов и модернистов (аргументируйте текстом)?

· Что такое "абсурд" в творчестве Ф.Кафки и чем он отличается от традиции английского нонсенса 50 – 70-х гг. 19 века (Э.Лир, Л.Кэрролл), русских писателей ОБЭРИУтов начала 20 вв. (Д.Хармс, Введенский, ранний С.Маршак)?

Тексты:

 

Из дневников Ф.Кафки.

Притчи: "Деревья", "Мост", "Проходящие мимо", "Прогулка в горы", "Тоска", "Сон", "Ночью", "О притчах".

Цикл новелл “Кары” (Превращение. Приговор. В исправительной колонии).

Роман “Процесс”

Критическая литература

 

1. Бент М. “Я весь - литература” //Литературное обозрение, 1992, №2.

2. Беньямин Вальтерю Франц Кафка: Пер. с нем. – М., 2000.

3. Бланшо М. От Кафки к Кафке. – М.: Логос, 1998.

4. Брод М. О Франце Кафке: Пер.с нем. – СПб., 2000.

5. Гароди Р. О реализме без берегов. - М., 1965.

6. Давид К. Франц Кафка: Пер. с фр. – Харьков: Фолио, Ростов н/Д: Феникс, 1998.

7. Днепров В.Д. Черты романа ХХ века (разделы о Кафке). – М.- Л., 1965.

8. Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизм. - М., 1972.

9. Затонский Д. Австрийская литература в ХХ столетии. - М., 1985.

10. Зусман В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза. – Н.Новгород: ННГУ, 1996.

11. Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Сост. Н.П.Михальская и Л.В.Дудова. – М.:Флинта: Наука, 1999. – С. 104 – 118.

12. Кантор В. Болезненная жажда свободы //Литературное обозрение, 1988, №8.

13. Карельский А.В. Лекция о творчестве Франца Кафки // Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. – Вып. 2. Хрупкая лира. – М., 1999.

14. Книпович Е. Франц Кафка //Иностранная литература, 1964, №1.

15. Шарп Дарел. Незримый ворон: Конфликт и трансформация в жизни Франца Кафки. - Воронеж: НПО “МОДЕК”, 1994.

16. История немецкой литературы: В 3 т. - М., 1986. - Т.3.

17. История зарубежной литературы ХХ в. 1917 - 1945 гг. /Под ред. В.Н.Богословского, З.Т.Гражданской (любое издание).

18. История Всемирной литературы: В 9 т. - М.: ИМЛИ, Наука, 1994. - Т. 8.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: