ТРЕКИНГ. ОМНИБУС. ПАНЕЛЬ




Единоразовый массовый опрос или анкетирование можно сравнить с качественной фотографией или картиной, описывающей ситуацию на момент проведения опроса. Для того чтобы увидеть динамику или отследить изменения, происходящие в Генеральной совокупности, необходимо проводить регулярные исследования. Такие исследования, проводящиеся по сопоставимым (как по объему, так и по конфигурации) выборкам, в которых респондентам задают повторяющиеся вопросы, называются трекинговыми.

Периодичность проведения подобных исследований может быть весьма различной: от одного раза в месяц, до одного раза в пять лет. Разновидностью трекингового исследования являются так называемые «микропереписи» населения, проводящиеся между настоящими переписями по выборке из 7-7.5 миллионов человек (5% населения России) с целью отслеживания основных демографических тенденций.

В зависимости от специфики бизнеса наиболее часто встречающиеся частоты проведения трекинга – от одного раза в квартал, до одного раза в два года. Проводить или заказывать проведение трекингового исследования даже два раза в год может быть весьма дорого. Особенно – если речь идет об исследовании, проводящемся в более чем пяти городах страны, с выборкой более 1500 человек.

Крупные российские исследовательские компании предлагают участие в собственных трекинговых исследованиях нескольким компаниям сразу. В этом случае компании заказчики оплачивают только те 3-5-10-15-20 вопросов, которые представляют интерес непосредственно для них. Каждый заказчик получает свой отчет о проведенном исследовании, а исследовательская компания получает эффект «экономии на масштабе», ведь не надо делать пять или десять различных выборок с «паспортичкой» из 15-20 вопросов в каждой Анкете. А можно сделать общую (большую) выборку и сформировать общую «паспортичку» из 40-80 вопросов.

Такой способ организации и финансирования исследования называется «Омнибусным» или «Синдикативным».

К плюсам омнибусного исследования относится:

· существенно меньшая (в 2-3 раза) стоимость по сравнению с аналогичным ed hoc исследованием;

· дополнительный контроль со стороны других участников исследования;

· более высокий уровень объективности в связи с меньшими возможностями заказчика прямо или косвенно влиять на исследовательские процедуры и результаты исследования.

К минусам омнибусного исследования можно отнести:

· существенно большие (в 1.5-2 раза) сроки проведения по сравнению с аналогичным эд хок исследованием;

· меньшие возможности по корректировке параметров выборки.

«Панелью» или панельным исследованием называется исследование, при котором организуется сплошной, повторяющийся опрос ранее отобранной тем или иным методом выборочной совокупности.

Панельный опрос является самым дорогим, но и самым познавательным методом. Он позволяет отследить динамику процессов, тенденции изменений. Между респондентом и исследователем устанавливаются среднесрочные отношения большей доверительности, что позволяет увеличить сложность задаваемых вопросов и получать в дополнение к количественной качественную информацию. Поэтому остановимся на нем поподробнее.

По времени существования панели делятся на:

· краткосрочные (до 2-х лет);

· среднесрочные (от 2-х до 4-х лет);

· долговременные (свыше 4-х лет).

По характеру изучаемых проблем панели бывают:

· общие (репрезентирующие регион);

· специализированные (репрезентирующие отрасль или тему).

С точки зрения единицы выборки, панели бывают:

· индивидуальные потребительские;

· семейные (в США существует панель включающая 450 тысяч домохозяйств, в России – 49 тысяч семей);

· торговые, членами которых являются лица и организации, занимающиеся розничной торговлей;

· профессиональные, членами которых являются представители промышленных предприятий или эксперты в той или иной области (во Франции есть панель, включающая каждого двадцатого врача – 1600 человек).

По способу получения информации от респондентов панели делятся на:

· дневниковые (Участники ведут дневники покупок, просмотра телевизора, посещения культурных мероприятий и т.п. Дневники или Анкеты могут высылаться по почте или собираться интервьюерами лично. Иногда способы комбинируют.);

· бездневниковые (информация снимается в ходе обычных опросов).

К сожалению, построить необходимую панель очень непросто, потому что:

· Граждане в трудоспособном возрасте, живущие в ритмах большого города испытывают значительный дефицит свободного времени.

· Семьи с высокими доходами (и, соответственно, с относительно дорогим временем) уклоняются от участия в исследованиях такого рода.

· Люди не склонные к четкому структурированию времени, расчетам и планированию, так называемые «спонтаники» (а таковых не мало) не могут аккуратно вести дневниковые записи.

Панели весьма нестабильны:

· семьи распадаются;

· респонденты меняют место жительства;

· болеют или находятся в командировке во время очередного опроса.

Поэтому, для сохранения репрезентативности необходимо строить панель с большим запасом (до 30%) и время от времени производить «ремонт выборки». Для потребительских панелей считается очень хорошим результатом, если в пятом опросе примут участие более 50% тех, кто принимал участие в первом, но это случается крайне редко.

 

ТИПЫВОПРОСОВ

Существуют, наверное, миллионы вопросов, которые на десятках мировых языков социологи и маркетологи десятков стран мира задают своим респондентам.

При формулировке вопросов, вне зависимости от их типа, Рич и Мангейм (авторы книги «Политология. Методы исследований») советуют избегать:

  • длиннот,
  • неопределенностей,
  • двойных смыслов,
  • тенденциозности,
  • отрицательных утверждений,
  • высокопарности,
  • жаргона, в т.ч. – профессионального,
  • сложности заполнения.

По содержанию вопросы можно разделить на вопросы о:

  • личных характеристиках респондентов,
  • знаниях, осведомленности и т.п.,
  • фактах, поведении в прошлом,
  • отношении, оценках,
  • намерениях, предполагаемом поведении в будущем.

По функциональной нагрузке вопросы делятся на:

  • вводные или «разогревающие»,
  • фильтрующие,
  • основные,
  • уточняющие,
  • контрольные.

По форме представления вопросы делятся на:

  • простые текстовые,
  • табличные,
  • графические,
  • анимационные.

По форме ответа вопросы делятся на:

  • закрытые,
  • полузакрытые,
  • открытые.

Закрытые вопросы предполагают наличие конечного и ограниченного числа ответов–«подсказок», из которых респонденту предлагается выбрать тот, который более всего соответствует его мнению, отношению или поведению. Можно выделить пять типов закрытых вопросов.

Дихотомические:

  • «Пол – мужской или женский?»
  • «Состоите в браке – ДА или НЕТ?»
  • «Согласны с утверждением «курить – вредно» – ДА или НЕТ?» и т.п.

Простые альтернативные:

1.Сколько вам лет?

  • 16-24,
  • 25-34,
  • 35-44,
  • 45-54,
  • 55 или более.

2. Какое из приведенных ниже утверждений ближе всего отражает ваше мнение по проблеме оплаты высшего образования?

  • Все выпускники школ должны иметь возможность получить высшее образование бесплатно.
  • Половина школьников, наиболее способные, должны получить высшее образование бесплатно, а менее способные пусть платят.
  • Все должны платить за свое высшее образование, а наиболее одаренные должны получать стипендии и гранты от государства и корпораций.

Сложные, альтернативные, с множественным выбором.

Какие три из перечисленных факторов оказывают на Вас наибольшее влияние при выборе телевизора?

  • Марка производителя.
  • Дизайн.
  • Цена.
  • Марка розничного торговца.
  • Цвет.
  • Срок гарантийного обслуживания.
  • Размер диагонали.
  • Советы продавца.
  • Возможность получения кредита.
  • Наличие доставки.

Ранжирующие

Пожалуйста, присвойте каждому из перечисленных ниже факторов выбора телевизора ранги важности таким образом, чтобы самый важный для вас фактор получил ранг 10, следующий по важности – 9, а наименее важный – 1.

  • Марка производителя.
  • Дизайн.
  • Цена.
  • Марка розничного торговца.
  • Цвет.
  • Срок гарантийного обслуживания.
  • Размер диагонали.
  • Советы продавца.
  • Возможность получения кредита.
  • Наличие доставки.

Смысловые или шкальные

1. Как, по Вашему мнению, работал кабинет министров в 2005-м году?

  • отлично,
  • хорошо,
  • удовлетворительно,
  • плохо,
  • ужасно.

Не понимаю значения словосочетания кабинет министров»?

Это был пример оценочной шкалы.

2. Какое значение лично Вы придаете пунктуальности?

  • исключительно важное,
  • большое,
  • среднее,
  • небольшое,
  • ничтожное.

Это был пример шкалы важности.

3. Согласны ли Вы с утверждением, что курение наносит непоправимый ущерб здоровью?

  • абсолютно согласен,
  • скорее согласен,
  • не знаю, не знаю – может быть да, а может и нет,
  • скорее несогласен,
  • совершенно несогласен, – это вздор.

Это был пример шкалы Лейкерта или шкалы согласия.

4. Какова вероятность того, что летом этого года ваша семья поедет отдыхать в Крым?

10. Очень, очень большая вероятность, почти 100%, 99%.

9. Очень большая вероятность, почти наверняка, 90%.

8. Большая вероятность, это планируется, 80%.

7. Это вполне вероятно, хорошие шансы, 70%.

6. Это возможно, 60%.

5. Это возможно, но есть и равнозначная альтернатива, 50 на 50, 50%.

4. Это возможно, но возможность слабая, 40%.

3. Это маловероятно, 30%.

2. Очень маловероятно, 20%.

1. Почти невозможно, 10%.

0. Это невозможно, 0%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: