Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать: • прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам; • пуск пожарного насоса с использованием, по меньшей мере, двух требуемых стволов, чтобы показать, что система находится в надлежащем рабочем состоянии; • проверку снаряжения пожарного и другого личного спасательного снаряжения; • проверку соответствующего оборудования связи; • проверку работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок, главных приемных и выпускных отверстий вентиляционных систем в районе проведения учения; • проверку устройств, для последующего оставления судна.
Оборудование, используемое во время учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к действию, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные во время учений, должны быть устранены как можно скорее.
Регистрация
После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав в ходе учения должен внимательно наблюдать за действиями экипажа. Результаты учения записываются старшим помощником капитана в плане учения (на листе замечаний). О проведении учения (особенно о спуске спасательных шлюпок с указанием их номера) необходимо сделать краткую запись в судовом журнале, а по борьбе с пожаром дополнительно в пожарно-контрольном формуляре. Вахтенный помощник фиксирует в судовом журнале действия экипажа в процессе проведения учений. Если плановое учение не было проведено в установленные сроки, необходимо записать в судовом журнале причину отмены учения.
Тема 3.1.2. Борьба экипажа за непотопляемость судна
Как достигается предотвращение затопления судна, причины поступления воды в корпус судна и что является основой контроля поступления воды в корпус судна?
Какие косвенные признаки поступления воды в отсек?
Какие обязанности члена экипажа обнаружившего признаки поступления воды?
Способы поиска повреждений корпуса?
Причины и виды повреждений корпуса.
Причинами повреждений корпуса судна могут быть: посадки на мель; столкновение судов друг с другом; навалы судов на другие суда и береговые сооружения; ледовые повреждения (удар о льдину, ледовое сжатие); ослабление прочности корпуса вследствие местных перегрузок, например во время урагана; гидродинамические удары носовой части судна,, находящегося в балластном состоянии, о воду при интенсивной килевой качке на встречном волнении (слеминг).
Повреждения корпуса классифицируют по ряду признаков: расположению, характеру, размерам. По расположению относительна ватерлинии различают: подводные повреждения; надводные; частично подводные и частично надводные.
Наиболее опасны подводные пробоины, так как через них вода поступает в корпус наиболее интенсивно. Опасны и надводные пробоины, находящиеся вблизи ватерлинии. Их следует немедленно заделывать.
Пробоины могут иметь разнообразную форму и разные размеры. Края пробоин, как правило, рваные и загнутые; они могут быть загнуты как внутрь корпуса, так и наружу. Ниже приведена классификация пробоин:
Пробоина Площадь:
Малая............................до 0,05м2.
Средняя.................................0,2м2. Большая................................. 2м2. Очень большая.............более 2м2. Кроме пробоин, повреждения могут представлять собой разошедшиеся швы, трещины, вмятины, гофры и др. Наиболее тяжелым видом повреждения является разламывание корпуса на штормовой волне. При этом обе половины разломившегося судна могут длительное время оставаться на плаву.
Обнаружение места течи.
Отсек, в котором образовалась течь, обнаруживается сравнительно легко, если причина, вызвавшая появление течи, слишком заметна, чтобы оставить ее без внимания (удар, взрыв).
В случаях нарушения сварных соединений водотечность корпуса может быть своевременно обнаружена путем систематического замера уровня воды в льялах и междудонных танках. Установлена следующая частота замеров: на ходу — каждую вахту; при стоянке на якоре и швартовах — не реже двух раз в сутки; при приеме воды и топлива, при плавании во льдах, в штормовых условиях и других особых случаях — не реже одного раза в час; при ударах судна о лед, грунт, причал, столкновениях с другим судном или плавающим предметом — немедленно. При ледовых сжатиях замер рекомендуется производить через каждые 15 мин.
На судне без груза точное место течи обычно найти нетрудно. Когда же трюмы полностью заняты грузом, доступ в них становится практически невозможным. Поэтому приходится прибегать, если возможно, к помощи водолазов или аквалангистов. Уточнить, какой отсек поврежден, в дальнейшем можно по ряду признаков:
по фильтрации воды в смежные отсеки через неплотности в переборках и палубах и в местах прохода через них трубопроводов и кабелей;
по шуму воздуха, выходящего через воздушные и мерительные трубки при значительном поступлении воды в отсек;
по отпотеванию переборок и палуб в смежных помещениях.
Наличие воды в смежном помещении может быть определено и по глухому звуку, издаваемому переборкой или палубой при ударе по ним металлическим предметом. Проверить, затоплено ли смежное помещение, можно также пуском осушительной системы.