ЗАДАЧИ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ




УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для студентов заочной формы обучения

по дисциплине «Нравственные начала в уголовном процессе »

наименование дисциплины (модуля)

 

для направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»,

профиль: «Уголовный процесс, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность»

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов

 

Виды занятий Количество часов по семестрам Всего часов
2 сем.      
Общая трудоемкость          
Аудиторные занятия, в т.ч.          
Лекции -       -
Практические занятия          
Самостоятельная работа студентов          
Курсовой проект или контрольная работа контрольная работа       контрольная работа
Форма итогового контроля зачет        

 

 

Краткое содержание курса

№ п/п Перечень изучаемых тем, разделов  
1. Основные категории этики в юриспруденции
2. Нравственные принципы уголовного судопроизводства.
  Этическая характеристика уголовно-процессуальной деятельности.
  Специальные способности и психологические качества юриста.
  Культура профессионального общения
  Нравственно-этические основы производства предварительного расследования.
  Этика производства отдельных следственных действий
  Нравственность и нетрадиционные методы производства расследования.
  Нравственно-этические основы осуществления правосудия по уголовным делам.
  Культура правосудия
  Проявление нравственных начал в последующих стадиях уголовного судопроизводства

 

Форма текущего контроля

Самостоятельная работа магистранта по освоению и закреплению знаний, выработке умений и навыков является составной частью учебного процесса и составляет для студентов магистрантов заочной формы обучения 84 часа.

Самостоятельная работа выполняется студентом в ходе подготовки к практическим занятиям, самостоятельного изучения тем курса, выполнения контрольной работы, подготовки к сдаче зачета.

Контрольная работа № 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с учебным планом магистранты заочного обучения выполняют домашнюю контрольную работу в межсессионный период.

Домашняя контрольная работа преследует следующие учебно-методические цели:

1) контрольная работа является одним из основных видов самостоятельной учебной работы студентов заочной формы обучения и служит формой контроля за освоением студентом учебного материала, уровнем его знаний, умений и навыков;

2) выполнение контрольной работы способствует формированию у студентов навыков самостоятельной работы с первоисточниками, учебной, научной и специальной литературой, позволяет выработать умения выделять в них главное, анализировать прочитанный материал, делать обобщения и выводы, логично излагать изученное;

3) работа над контрольным заданием позволяет систематизировать, закрепить и расширить знания по учебной дисциплине, повысить не только теоретическую, но и практическую подготовку студентов.

Вопросы и задания контрольной работы разрабатываются профессорско-преподавательским составом. Во время или по окончании сессии студент заочного факультета должен получить в методическом кабинете методические рекомендации.

Написанию контрольной работы предшествует внимательное изучение учебной и научной литературы, список которой прилагается. Целесообразно делать выписки из нормативных актов, книг, статей.

В методических рекомендациях предлагается примерный список нормативных правовых актов и литературы, необходимой для подготовки контрольной работы. Студент самостоятельно изучает новые нормативные правовые акты, изданную литературу по дисциплине, периодические издания и включает ее в список литературы, используемый им при подготовке контрольной работы.

Необходимо творчески осмыслить изученную литературу и изложить содержание контрольной работы самостоятельно. При предварительной проработке вопросов должны быть использованы конспекты установочных лекций, а также, при необходимости, материалы практики правоохранительных органов.

Срок выполнения контрольной работы 2…3 месяца. Выполненная контрольная работа должна быть представлена преподавателю, ведущему учебную дисциплину, в ходе очередной сессии. Проверку и рецензирование контрольной работы осуществляет преподаватель, ведущий учебную дисциплину. Положительная оценка за выполненную контрольную работу является основанием для допуска магистранта к очередной экзаменационной сессии и к сдаче зачета.

При получении отрицательного отзыва на выполненную контрольную работу магистрант оповещается об этом и ему возвращается контрольная работа. При этом магистранту необходимо доработать частично или переработать полностью задания контрольной работы с учетом замечаний, отмеченных преподавателем. Переработанная контрольная работа вновь передается преподавателю для проверки вместе с предыдущим вариантом контрольной работы и рецензией преподавателя.

Магистранты заочного обучения вправе обращаться за консультациями к преподавателю, ведущему учебную дисциплину по любым вопросам, связанным с подготовкой и выполнением заданий контрольной работы.

При выполнении контрольной работы не допускается дословное переписывание литературы. Излагать материал необходимо ясно, своими словами. При использовании литературных материалов ссылки на источники обязательны. Цитаты должны оформляться в соответствии с ГОСТом (подстрочные постраничные примечания — ссылки на использованные источники).

Раскрывая содержание нормативного материала, необходимо давать точные и конкретные ссылки на соответствующие нормативные акты: указать название, как и когда он принят, где опубликован. Следует обращаться непосредственно к самим нормативным актам, а не воспроизводить их положения на основании учебной или популярной литературы.

Контрольная работы должна быть вычитана и отредактирована. Она печатается на пишущей машинке или на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А–4. Объем контрольной работы составляет 15…20 листов машинописного текста. Приложения в общий объем не входят. Допускается представлять таблицы на листах формата не более А–4.

Текст следует печатать через полтора интервала, шрифт 14, соблюдая требования делопроизводства. На странице располагается 28…30 строк, в строке 60 ± 2 знаков, включая пробелы. При этом важно соблюдать следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм; правое – не менее 10 мм; верхнее - не менее 15 мм; нижнее - не менее 20 мм. Абзац должен быть равен 5 знакам.

Допускается рукописный вариант контрольной работы. Объем такой работы должен составлять 20…25 страниц.

Титульный лист должен отражать название учебного заведения, фамилию, имя и отчество исполнителя, должность, ученое звание и ученую степень преподавателя, номер зачетной книжки, место и год написания контрольной работы.

Оформление библиографического списка

Использованная студентом учебная и научная литература, а также нормативные правовые акты должны быть изложены в библиографическом списке, который помещается на последней странице контрольной работы.

Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ. Библиографическое описание. Библиографическая запись. Общие требования и правила составления и ГОСТ. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов.

Библиографический список целесообразно сгруппировать по разделам:

1. Нормативные правовые акты (по их юридической значимости и дате издания).

2. Учебная и научная литература (в алфавитном порядке).

Нумерация библиографического списка – сквозная.

Ссылки на литературные источники

При упоминании автора учебника, монографии в контрольной работе следует указать его инициалы и фамилию. Например, как отмечает В.М. Атмажитов; по теории В.Г. Боброва и т.д. В сноске (ссылке), сначала указывается фамилия, а затем инициалы автора (Атмажитов В.М., Бобров В.Г. и т. д.).

При использовании книги, статьи первый раз в сноске указываются все выходные данные о ней (фамилия и инициалы автора, название, место издания, издательство, год издания, страница). При последующем упоминании того же произведения в сноске достаточно указать фамилию автора, инициалы и страницу источника. Например: Бобров В.Г. Указанная работа, с. 10.

При использовании журнальной статьи в сноске указывается фамилия и инициалы автора, название статьи, название журнала, год, номер, страница, на которой находится данный текст.

Ссылка на нормативные правовые акты

При первом упоминании о документе, правовом акте (кроме Конституции РФ) в тексте или сноске указывается его полное наименование, в сноске обязательно указывается источник официального опубликования текста нормативного акта. Например: данный порядок изложен в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

При последующем упоминании того же нормативного правового акта можно использовать его краткое название. Например: В соответствии со ст. 1 ФЗ об ОРД. Следует назвать статьи или пункты акта, имеющие отношение к проблеме. Ведомственные нормативные акты приводятся по официальным изданиям соответствующих учреждений.

Оформление списка нормативных правовых актов

В списке литературы указывается полное название правового документа, законодательного акта, дата его принятия, номер, а также название год и номер официального печатного источника, где опубликован данный правовой акт.

Нормативные акты описываются в следующем порядке:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законы Российской Федерации.

3. Федеральные законы Российской Федерации.

4. Указы Президента Российской Федерации.

5. Постановления Правительства Российской Федерации.

6. Законы субъектов Российской Федерации.

7. Акты государственных органов, органов местного самоуправления.

Вариант определяется магистрантом самостоятельно по последней цифре зачетной книжки.

ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант № 1

1. Уголовно-процессуальное право и нормы морали.

2. Правовая культура.

Вариант № 2

1. Нравственная сущность принципа законности.

2. Культура речи юриста. Этика вербального общения в судебно-следственной практике.

Вариант № 3

1. Уважение чести и достоинства личности.

2. Психологический контакт как условие речевого общения при расследовании и рассмотрении уголовного дела.

Вариант № 4

1. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе.

2. Манера поведения и внешний вид лиц, ведущих уголовного судопроизводство.

Вариант № 5

1. Характерные черты юридической деятельности (познавательный, коммуникативный, организаторский, воспитательный, удостоверительный и этический аспекты).

2. Культура юридического (уголовно-процессуального) документа.

Вариант № 6

1. Общие нравственные требования к деятельности следователя.

2. Морально-психические качества, обеспечивающие организаторский аспект юридической деятельности (деловитость, инициативность, организаторские способности).

Вариант № 7

1. Этика производства следственных действий.

2. Специальные способности и психологические качества юриста (конструктивные, организаторские, коммуникативные).

Вариант № 8

1. Этические проблемы проверки и оценки доказательств.

2. Морально-психические качества, обеспечивающие коммуникативный аспект юридической деятельности (общительность, эмоциональная устойчивость и душевное равновесие культура речи, манера поведения и внешний вид).

Вариант № 9

1. Этика судебных прений. Судебная речь обвинителя. Судебная речь защитника.

2. Морально-психические качества, обеспечивающие познавательный аспект юридической деятельности (мышление, воображение, внимание, наблюдательность и др.).

Вариант № 10

1. Нравственное содержание приговора и других решений суда.

2. Морально-психические качества, обеспечивающие воспитательный и удостоверительный аспекты юридической деятельности.

ЗАДАЧИ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Дело Егорова должно быть рассмотрено коллегией из трёх судей федерального суда общей юрисдикции. В назначенное время в зал суда вошли два судьи, и председательствующий объявил, что третий их коллега задерживается, попал в «пробку», как только он прибудет в здание суда, сразу же к ним присоединится. После чего председательствующий открыл судебное заседание и объявил, какое уголовное дело подлежит разбирательству.

Оцените действия председательствующего.

Как он должен поступить в данном случае?

Какие нарушения уголовного законодательства были допущены в данном случае?

2. В ходе судебного заседания защитник подсудимого Тимина – адвокат Перов не смог сдержать эмоций и набросился на государственного обвинителя, нанёс ему удар в челюсть рукой и удар в пах ногой. Председательствующий признал действия защитника недопустимыми и наложил на него денежное взыскание в размере 25 тыс. рублей.

Правильно ли поступил председательствующий?

Вправе ли суд наложить денежное взыскание на адвоката-защитника за нарушение им порядка в судебном заседании?

Какие меры воздействия предусмотрены законом в отношении обвинителя или защитника за неподчинение распоряжениям председательствующего?

Какие последствия влечёт за собой совершение указанными лицами уголовно-наказуемого деяния?

3. 05.03.2012. Усов сорвал с головы Кузина шапку–ушанку и скрылся. В суде при рассмотрении уголовного дела по обвинению Усова, защитник заявил ходатайство о производстве повторного опознания Усова Кузнецовым. Своё ходатайство он мотивировал тем, что при производстве опознания на предварительном следствии Усов предъявлялся Кузнецову в наручниках, а двое других лиц были без наручников.

Как суд должен разрешить заявленное ходатайство?

Может ли суд проводить повторное опознание лица, если опознание уже производилось в ходе предварительного расследования?

Изложите основания, порядок производства и особенности опознания живых лиц, трупов.

4. При рассмотрении в судебном заседании уголовного дела по обвинению Юрова И.И. и Готова Ф.Ф., последний показал, что преступление он совершал вместе с гражданином по имени Ваня, с которым познакомился в бане. У Вани на левой ягодице было вытатуировано слово «Ваня», а на правой – «Зина». Кроме того, у него отсутствует указательный палец на правой руке. Протокол освидетельствования Юрова И.И., проведенного на предварительном следствии, был признан недопустимым доказательством. Прокурор заявил ходатайство о производстве повторного освидетельствования Юрова Ивана Ивановича непосредственно в зале судебного заседания для обнаружения на его теле указанных примет, мотивировав его тем, что дело слушается в закрытом судебном заседании, все участники судебного разбирательства (суд, стороны, секретарь судебного заседания), являются лицами мужского пола.

Какое решение должен принять суд?

Может ли проводиться освидетельствование, связанное с обнажением, в закрытой части судебного заседания в присутствии суда и участников судебного разбирательства, если все указанные лица одного пола?

Вправе ли суд проводить повторное освидетельствование, если освидетельствование уже проводилось в ходе предварительного расследования?

Какие могут быть основания для назначения повторного освидетельствования?

Изложите порядок производства освидетельствования, сопровождающегося обнажением лица, в суде.

5. В судебном разбирательстве уголовного дела по обвинению Ляхова в совершении изнасилования заведомо несовершеннолетней, совершенного с особой жестокостью по отношению к потерпевшей, прокурор в качестве доказательства представил фотографии последней. На них потерпевшая запечатлена крупным планом в обнаженном виде. Причиненные ей подсудимым телесные повреждения хорошо видны и выделены. Защитник Ляхова заявил ходатайство о признании представленных фотографий недопустимым доказательством.

Оцените действия прокурора и защитника.

Как должен поступить председательствующий.

Какие нормы уголовно-процессуального права нарушены в данном случае.

6. На имя следователя пришло письмо без подписи, в котором сообщалось, что Вальтер И.Л. изготавливает у себя дома пистолеты «ТТ» и продаёт их, каждый по 100 тысяч рублей.

Дайте уголовно-процессуальную оценку этому письму и изложите действия следователя.

7. По делу Ивакина, обвиняемого в причинении тяжкого вреда здоровья, следователь вызвал в качестве свидетеля Семёнова, бывшего очевидцем произошедшего. Семёнов на допрос явился, но давать показания отказался, сославшись на то, что Ивакин его племянник, а против близких родственников он свидетельствовать не обязан.

Прав ли Семёнов? Кто может выступать свидетелем по делу?

Какие гарантии прав личности при производстве допроса предусмотрены УПК РФ?

Что такое «свидетельский иммунитет» и кто им обладает?

8. В судебном заседании прокурор заявил ходатайство об обеспечении явки в суд педагога для производства допроса несовершеннолетнего свидетеля. Защитник, категорически возражая, указал, что свидетелю уже 17 лет, он не имеет инвалидности, а лёгкая хромота и нервный тик не мешает ему правильно воспринимать произошедшее и давать показания.

Как должен поступить суд.

Соотнесите понятия «инвалидность» и «психические или физические недостатки».

Изложите особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в суде.

Какими критериями должен руководствоваться суд при рассмотрении вопроса о необходимости участия педагога при допросе потерпевших и свидетелей в возрасте от 14 до 18 лет.

9. На допросе потерпевшая Смелая показала, что, когда на нее напал грабитель и попытался вырвать сумочку с деньгами, она ударила его сумкой в начале по голове, а потом несколько раз по различным частям тела. Нападавший, испугавшись прохожих, скрылся. На следующий день по подозрению в совершении этого преступления был задержан Муркин. Следователь в своем кабинете предложил Муркину раздеться до пояса, и осмотрел его тело в присутствии понятых Дубова и Берёзкиной. По результатам произведенного действия был составлен протокол, в котором отражалось, что на плечах и груди Муркина имеются телесные повреждения. Муркин от подписи протокола отказался, заявив, что освидетельствование было произведено незаконно.

Оцените правильность действий следователя.

Каковы основания и порядок производства освидетельствования?

Назовите гарантии прав личности при освидетельствовании.

Изложите процессуальный порядок оформления освидетельствования.

10. Следователю Каримову, расследующему дело Кашкина, обвиняемого по ч. 1 ст. 131 УК РФ, понравилась потерпевшая Лерина. Каримов на допросе начал выяснять её семейное и финансовое положение, дружеские, любовные и деловые связи. Потерпевшая отказалась отвечать на поставленные вопросы, заявив, что они не относятся к делу.

Правомерен ли отказ потерпевшей отвечать на поставленные вопросы?

Определите правомочия следователя, производящего допрос потерпевшего?

Определите права, обязанности и ответственность потерпевшего, связанные с дачей им показаний.

11. Обвиняемый Грачев на вопрос следователя ответил, что виновным себя в предъявленном обвинении признаёт полностью и желает дать показания по делу. Однако, как только обвиняемый стал давать показания, следователя вызвали на место происшествия. Следователь прервал допрос, отправил обвиняемого в СИЗО и уехал на осмотр. В тот же день в 21 час следователь явился в следственный изолятор и потребовал привести ему Грачёва для окончания допроса.

Правильно ли поступил следователь?

Изложите порядок допроса обвиняемого по предъявленному ему обвинению.

Вправе ли следователь прерывать допрос обвиняемого?

В течение какого срока после предъявления обвинения обвиняемый должен быть допрошен?

12. Судья районного суда Перов явился в судебное заседание с 50- минутным опозданием, в помятой, грязной мантии, небритый. От него шёл неприятный запах «перегара». Председательствуя в зале суда он через слово употреблял выразительное: «Блин»!

Оцените поведение судьи и его внешний вид.

13. Лыкова, обвиняемая в совершении убийства с особой жестокостью, категорически отрицала сою вину. Следователь получил сведения о любимых духах обвиняемой, которые ей дарил её любимый мужчина, и купил их. Перед допросом Лыковой, он проветрил кабинет, опрыскал духами кусок шерстяной ткани и поместил его под стол. На допросе следователь напомнил Лыковой о положительных моментах её прошлой жизни, о семье, передал ей письмо от родителей. Всё это способствовало тому, что обвиняемая дала признательные показания.

Оцените действия следователя.

Охарактеризуйте роль нетрадиционных методов производства следственных действий.

14. В газете была опубликована заметка следующего содержания: «Потерпевшей девушке суд назначил штраф за попытку обелить насильника. Уголовное дела заведено в отношении жительницы Ульяновска, являвшейся потерпевшей по делу об изнасиловании, которое было возбуждено по ее заявлению. В суде потерпевшая, примирившись с обвиняемым, дала ложные показания, в которых отрицала факт изнасилования, сообщает пресслужба следственного комитета при прокуратуре. Следователи же доказали совершение преступления, и молодой человек был за него осужден за ложные показания девушке был назначен штраф в 15 тысяч рублей».

Оцените изложенное профессионально-юридически.

15. Мировым судьей рассматривалось уголовное дело по обвинению Левина в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 116 УК РФ – побои. Защиту по данному делу осуществлял адвокат Зайцев. Левин вину в совершении преступления признавал частично. Потерпевшая требовала существенную компенсацию за возможность прекращения уголовного дела за примирением. Лёвин такой суммой не располагал и обратился за помощью к адвокату Зайцеву. Ознакомившись с материалами дела, защитник понял, что будет обвинительный приговор, и рекомендовал Лёвину вести переговоры с потерпевшей о примирении. В роли переговорщика выступил адвокат. Адвокату Зайцеву удалось убедить потерпевшую написать заявление о примирении и при этом его подзащитному не пришлось платить ни копейки денег в виде компенсации.

Оцените ситуацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: