Если ребенок справился с предыдущим заданием, ему предлагается усложненный вариант, например, выбрать из всего набора мячики определенного цвета и размера. Пусть будут все красные маленькие мячики. Признаки ребенку не называются, используется слово «такие». Если ребенок начинает выделять все предметы лишь по цвету, допустимо подсказать ему: «Нет, это мячик большой, а мы собираем только маленькие мячики»*.
Отметьте, как ребенок выполняет задание:
— правильно собирает нужные мячики (+);
— ошибается, но охотно использует помощь взрослого, чтобы правильно выполнить задание (+);
— не слушает «подсказки» взрослого, выполняет задание с ошибками (—);
— отказывается от выполнения задания (—).
ПОДБОР ЕДИНИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ ВО МНОЖЕСТВО ПО ВИЗУАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ
ЕЩЕ ОДНУ...
Цель: проверить, понимает ли ребенок правильно комментирующую речь взрослого и руководствуется ли ею для объединения одинаковых предметов во множество (каждому предмету — мячику — соответствует слово «еще», которое помогает выделить отдельный предмет и отметить увеличение количества предметов).
Оборудование: кубики (5 шт.), мячики (5 шт.), картонная коробка, «волшебный мешочек».
В «волшебном мешочке» сложены вместе кубики и мячики. Взрослый достает из мешочка один мячик и дает его подержать ребенку. Затем мячик кладется в коробку. После этого взрослый просит ребенка достать еще один мячик. Для упрощения можно разрешить ребенку подсматривать в мешочек, контролируя правильность выполнения задания.
Просьба повторяется до тех пор, пока все мячики не окажутся в коробке. Затем надо высыпать оставшиеся кубики из «волшебного мешочка» в крышку и показать ребенку, что мячиков «больше нет».
Отметьте, как ребенок выполняет задание:
— правильно достает все мячики из «волшебного мешочка» (+);
— ошибается, но охотно использует помощь взрослого, чтобы правильно выполнить задание (+);
— не слушает подсказки взрослого, выполняет задание с ошибками (—);
— отказывается от выполнения задания (—).
ПОКАЖИ, ГДЕ ОДИН МЯЧИК
Цель: проверить, сопоставляет ли ребенок резко контрастные по ряду визуальных признаков численные множества однородных предметов между собой.
Оборудование: мячики разных цветов и размеров (10 шт.), картонная коробка.
Положить в коробку все мячики, кроме одного. Один мячик на крышку от коробки. Проверить, несколько раз меняя местами на глазах у ребенка коробку и крышку, а также заменяя один мячик на другой, правильно ли ребенок показывает, где один мячик, а где несколько.
Отметьте, как ребенок выполняет задание:
— всегда показывает правильно (+);
— иногда ошибается, но охотно использует помощь взрослого, чтобы правильно выполнить задание* (+);
— не понимает взрослого, произвольно показывает один любой мячик, не соотнося его с множеством (—);
— отказывается от выполнения задания (—).
Рекомендуем несколько раз повторить это задание в другое время, заменив предметы, чтобы убедиться в умении ребенка сопоставлять численные множества.
ГРУППИРОВКА ПРЕДМЕТОВ
ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВИЗУАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ (ПО РЕЧЕВОЙ ИНСТРУКЦИИ)
Подбор и группировка предметов по словесной инструкции с использованием качественных (большой, синий и т.п.) и притяжательных (мамин, папин) прилагательных проводится после того, как ребенок справился с аналогичным заданием, в котором определенный качественный признак назывался словом «такой же» (см. задание «Собираем мячики»). Задания предлагаются ребенку в нескольких вариантах и их выбор зависит от индивидуального словарного запаса ребенка.
Вариант 1. «Дай большой мячик».
Вариант 2. «Дай синий мячик» или «Ищем конфетку».
Вариант 3. «Дай мамин тапочек».
Для примера рассмотрим один из вариантов более подробно.
ИЩЕМ КОНФЕТКУ
Цель: определить, может ли ребенок находить спрятанный предмет («конфетку») под перевернутой формочкой, ориентируясь на определение ее цвета.
* Чем младше ребенок, тем вероятнее, что он будет пытаться показать туда, где было правильно в прошлый раз (на крышке — 1 мяч), поэтому если просто поменять мячики в коробке (1 мяч) и на крышке (9 мячей), то он может опять показать на крышку.
Оборудование: несколько разноцветных формочек из-под йогуртов (две-три синие и одна желтая), стол, стульчики, «конфетки» (витамины).
Сядьте за детский стол напротив ребенка и возьмите в руку одну «конфетку». Перед ребенком на столе стоят две перевернутые формочки из-под йогуртов разного цвета: желтая и синяя. Покажите малышу, как «конфетку» можно прятать под любой из этих формочек — и под синей, и под желтой. Назовите цвет каждой формочки, а затем попросите его показать, где синяя формочка, а где желтая. Если он показывает правильно, то можно переходить к выполнению задания по речевой инструкции.
Речевая инструкция. «Сейчас я спрячу под формочкой "конфетку". Попробуй ее найти, а я тебе немного помогу: назову цвет формочки. Закрой глаза и не подсматривай! (Маленькие дети часто не хотят выполнять эту просьбу, так как им интересно все увидеть собственными глазами, поэтому вам потребуется помощь другого взрослого, который прикроет глаза ребенка своими ладонями.) Спрятала! Конфетка под желтой формочкой! Возьми ее и съешь!».
Поменяйте формочки местами, добавьте, допустим, еще несколько синих формочек и повторите задание. Если ребенок каждый раз ищет «конфетку» поочередно под всеми формочками или упорно смотрит только под той формочкой, под которой он нашел ее в прошлый раз (например, в центре), выполнение задания прекращается.
Отметьте, как ребенок выполняет задание:
— всегда показывает нужную формочку правильно (+);
— иногда ошибается, но охотно использует помощь взрослого (повторение речевой инструкции), чтобы правильно выполнить задание* (+);
— не понимает взрослого, поочередно ищет «конфетку» под всеми формочками (—);
— отказывается от выполнения задания (—).
Повторите это задание в другое время, чтобы убедиться: ребенок не случайно «угадал» место «конфетки», а руководствовался в своих действиях речевой инструкцией, меняя количество формочек и их расположение относительно друг друга.
ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПАРУ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТОВ (ПОНИМАНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ «ГДЕ ЕЩЕ ТАКОЙ ЖЕ?»)
НАЙДИ ПАРУ
Цель: определите, умеет ли ребенок находить парные предметы в своей одежде, резко отличающиеся и похожие по назначению или по нескольким качественным признакам.
Оборудование: детские ботиночки и тапочки, разные носочки (шерстяные, хлопчатобумажные), большая кукла, стол, стульчик.
Сядьте на детский стульчик и возьмите на руки большую куклу. Перед вами на столе стоят две пары чистой детской обуви и лежат несколько пар различных носочков — все парные предметы расположены вперемешку.
Речевая инструкция. «Вот кукла Катя. Давай поможем ей найти свои вещи. Вот ее носочек. (Взрослый берет один хлопчатобумажный носочек.) Я надеваю носочек на Катину ножку. А где еще такой же носочек?».
Ребенок должен найти на столе нужный парный носочек и дать его взрослому. Если ребенок не подходит к столу и не берет с него носочек, то снимаем надетый носочек, кладем его рядом с парным носочком на столе, затем опять берем со стола и повторяем задание еще раз, проговаривая все наши действия. Таким же образом просим ребенка подобрать нужный шерстяной носочек, а затем ботиночек.
Отметьте, как ребенок выполняет задание:
— всегда правильно подбирает нужный парный предмет (+);
— иногда ошибается, но охотно использует помощь взрослого, чтобы правильно выполнить задание (+);
— вообще не понимает, что надо искать именно пару (даже после показа) (—);
— отказывается от выполнения задания (—).
ПОНИМАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДМЕТА (ОТНОСИТЕЛЬНО СЕБЯ)
Выполняя подобные задания, дети, как правило, справляются с ними, потому что эти действия совершаются в знакомой игровой ситуации. Нельзя однозначно судить по этим заданиям, усвоены ли смысловые значения данных предлогов, однако правильное выполнение всех речевых инструкций свидетельствует о хороших предпосылках для дальнейшей работы над пониманием значений собственно предлогов.
ИГРАЕМ С ПЛАТОЧКОМ
Цель: уточнить, насколько хорошо понимает ребенок речевые инструкции с предлогами («в», «на», «за»), связанные с выполнением знакомых ему заданий на изменение положения предметов в пространстве относительно самого ребенка.
Оборудование: маленькая куколка или машинка, стол.
Протяните ребенку игрушку. Попросите его «положить игрушку в карман», «достать и спрятать за спину», положить на стол. Отметьте, как ребенок выполняет задание:
— правильно выполняет все задание (+);
— иногда ошибается, например, в задании «спрячь за спину», но с помощью взрослого правильно выполняет задание (+);
— вообще не понимает, как выполнять задания взрослого (—);
— отказывается от выполнения задания (—).
В случаях, когда ребенку доступны только несколько заданий из предложенных выше, не следует торопиться с математикой — ребенку еще надо многое усвоить прежде, чем приступать к занятиям математического цикла!
Помните, что важнейшее условие усвоения новых знаний — это интерес ребенка к игровым заданиям, которые взрослые могут ему предложить. Излишняя дидактичность, неправильно выбранная назидательная интонация, чрезмерная настойчивость в своих педагогических усилиях — все это недопустимо в работе с детьми.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ПО МАТЕМАТИКЕ
Занятия математического цикла распределены по сложности предлагаемых заданий в соответствии с постепенно возрастающими познавательными возможностями детей раннего возраста. Они хорошо соотносятся с тематическим содержанием и оборудованием логопедических занятий с ребенком раннего возраста и могут быть проведены логопедом на индивидуальных занятиях, а также с родителями или няней ребенка в домашних условиях. По каждому занятию специально разработан иллюстративный материал — в виде набора красочных заданий — для формирования элементарных математических навыков у ребенка раннего возраста. Для занятий используются следующие дидактические игрушки и строительные материалы:
— колокольчики, бубен, дудка, барабан;
— матрешки;
— формочки от киндер-сюрпризов;
— пирамидки разного размера и цвета;
— шарики разного размера и цвета;
— мячи;
— квадратные и круглые формочки-вкладыши;
— строительный набор;
— набор для игр с песком (ведра, совочки, формочки);
— наборы для игр с водой (ведра, бутылочки, ковшики, черпачки, лейки);
— наборы пуговиц, ленточек, шнурков разного размера и цвета;
— корзинки;
— игрушки для транспортировки (тележки, машины, паровоз с вагончиками, самолетики, лодки).
Все занятия математического цикла проводятся индивидуально, их длительность может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка, но не должна превышать 10 мин — для ребенка в возрасте до 2 лет, 15 мин — для ребенка в возрасте до 3 лет. Это максимально допустимая по времени продолжительность одного индивидуального занятия с ребенком раннего возраста!
Маленькие дети гораздо лучше воспринимают и запоминают новую информацию в ходе комбинированного занятия, включающего в себя и дидактическую игру, и занятия со строительным материалом, и выполнение динамических упражнений. Если ребенок охотно подключается ко всем предложенным ему взрослым видам деятельности, то продолжительность занятия все равно не стоит чрезмерно затягивать, так как это может привести к излишней нагрузке на неокрепшую нервную систему ребенка, вызвать переутомление, а иногда и нервный срыв.
В теплое время года иные занятия математического цикла можно проводить во время прогулки, однако преимущественно они рассчитаны на работу с ребенком в помещении — за столом или в детском уголке.
Содержательная сторона математических занятий базируется на основных программных требованиях к воспитанию и обучению ребенка в возрасте от 1 до 3 лет, которые мы приводим ниже. Однако, учитывая возможность значительного разброса в индивидуальных достижениях детей одного возраста, мы советуем ориентироваться на рекомендательный характер данных требований (желательно, чтобы ребенок, не посещающий дошкольное образовательное учреждение, усвоил их к указанному возрасту) и не пытаться оценивать познавательное развитие «домашнего» ребенка только с этих позиций.
От 1 года до полутора лет ребенок:
— обучается отдельным действиям с предметами, постепенно из отдельных «звеньев» складываются «цепочки»: малыш начинает более осознанно выполнять взаимосвязанные действия — вынимать и вкладывать, открывать и закрывать, впервые пробует помещать меньший предмет по размеру в больший;
— начинает с помощью взрослого собирать пирамидку из 2— 3 колец разного размера, учится собирать пирамидку на одном стержне из нескольких колец одинакового размера, затем из двух групп колец, отличных по размеру (четыре кольца двух контрастных размеров);
— изучает внешние свойства предметов, сделанных из различных материалов (дерево, полиэтилен, бумага, металл, ткань), имеющих разный цвет, размер, форму;
— совершенствует разнообразные действия с предметами, ориентируясь на их величину (большой, маленький), цвет (красный, синий);
— учится работать с плоскостными фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывая их в соответствующие прорези в различных дидактических наборах (мягкие и жесткие вкладыши);
— осваивает действия с различными дидактическими игрушками (например, почтовый ящик).
От полутора до 2 лет ребенок:
— собирает матрешку из двух частей без учета рисунка;
— учится выбирать предметы по размеру и соответственно различать их: понимает слова «большой», «маленький»;
— самостоятельно собирает пирамидку из 2—3 колец контрастных размеров, с помощью взрослого собирает пирамидку из 4— 5 колец разной величины (от большого к маленькому), подбирая не только по величине, но и по цвету;
— по примеру действий взрослого обучается приближать к себе различные предметы с помощью палочки, учится использовать ее в труднодоступных для руки местах, например, выталкивать палочкой предметы из трубки;
— с помощью взрослого составляет разрезные картинки из двух частей;
— учится подбирать соответствующие детали-вкладыши при выборе из двух, а затем из трех деталей, подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглые, квадратные);
— приносит по просьбе взрослого предметы того или иного цвета (красный, синий, желтый, зеленый), выполняет задания с ориентировкой на два свойства сразу — цвет и величину, форму и цвет, форму и величину;
— с помощью взрослого знакомится с некоторыми формами строительного материала (цилиндр — «столбик», «труба», призма — «крыша», куб — «кубик», параллелепипед — «кирпичик») и учится выполнять несложные постройки по показу взрослого, осваивает способы конструирования (прикладывание, накладывание).
С 2-х до 3-х лет ребенок:
— усваивает обобщающие понятия (игрушки, одежда, обувь, мебель) и группирует предметы по функциональному назначению;
— сравнивает знакомые предметы между собой (например, платья разного цвета), находит сходства и различия, выделяет характерные особенности;
— свободно подбирает предметы по тождеству (находит такой же, пару);
— умеет использовать предметы-орудия (черпачки, сачки для выуживания плавающих предметов);
— обследует новые предметы, выделяя их форму, цвет, величину, развивая координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев;
— выполняет действия с ориентацией на два свойства предмета одновременно (собирание разноцветных пирамидок из 4—5 колец, трехместной матрешки с совмещением рисунка на ее частях), узнает разнообразные способы использования предметов;
— различает основные формы деталей строительного материала («кубик», «кирпичик» и т.д.), знакомится с вариантами их расположения на плоскости;
— учится сооружать элементарные постройки по образцу (поезд, башня), понимает пространственные соотношения (дальше, ближе, сзади, спереди, сверху, внизу);
— знакомится с детским пластмассовым конструктором, совместно со взрослым конструирует простейшие модели (домик, машина);
— начинает раскладывать предметы по убывающей величине, закрепляет понимание слов, обозначающих различные сравнительные величины предметов («поменьше», «побольше»);
— осваивает простейшую сериацию по принципу простого чередования двух предметов.
Раннее обучение и воспитание — это сложный, многоаспектный процесс. В его успех вносят свою лепту социальные условия развития ребенка (семейное воспитание или посещение дошкольного образовательного учреждения, один ребенок в семье или он имеет братьев или сестер), образовательный уровень родителей, их педагогическая компетенция и, конечно, соматическое здоровье малыша (часто болеющие простудными заболеваниями дети заметно отстают в развитии от своих сверстников). Поэтому многие занятия с математическим материалом, содержание которых должно быть усвоено в более раннем возрасте, будут повторяться неоднократно.
Опыт работы с детьми раннего возраста показывает, что намеченные на одном занятии программные задачи не могут быть усвоены ребенком с первого раза. Более того, без многократного повторения даже усвоенный ребенком материал может быть неправильно воспроизведен после некоторого перерыва в занятиях. Не надо забывать и о том, что одни дети могут сравнительно быстро усвоить математические «уроки», а другим потребуется больше времени на формирование элементарных математических представлений. Поэтому обучение на занятиях математического цикла должно вестись неспешно, с неоднократным обращением к уже проведенным ранее занятиям, повторению их с учетом новых знаний детей и, конечно, с широким варьированием используемых дидактических и иллюстративных материалов.
Занятия по формированию элементарных математических представлений должны строиться с опорой на наиболее важные программные требования к обучению и воспитанию детей раннего возраста.
При разработке содержания занятий математического цикла мы опирались на новое, усовершенствованное издание «Программы воспитания и обучения в детском саду» (2005), в котором учтены новейшие достижения современной теории и практики отечественного дошкольного образования, представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до окончания дошкольного возраста. Нам импонируют позиция и педагогические цели авторов обновленной программы, ориентированные на создание благоприятных условий для проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребенка к жизни в современном обществе. Развитие элементарных математических представлений включено в программное содержание занятий с детьми первой младшей группы (от 2-х до 3-х лет) и предполагает следующие направления:
— различие понятий «много — мало», «много — один»;
— дифференциаций предметов по величине (большой — маленький, больше — меньше) и форме (кубик, шарик).
Формируя элементарные математические представления, необходимо учитывать, что один малыш может хорошо понимать значения слов «большой», «маленький» уже в 2 года, другой ребенок великолепно справляется с построением несложных конструкций из строительного материала, третий — ловко и умело складывает пирамидку из 6—8 колец. Нуждаются ли такие дети в проведении с ними индивидуальных занятий математического цикла? Безусловно, нуждаются! Это позволит способному ребенку усвоить не разрозненные сведения, а целостные понятия. На выполнении элементарных, на первый взгляд, заданий базируется вся дальнейшая математика для дошкольников и, конечно, подготовка ребенка к обучению в школе.
Особое значение занятия математического цикла имеют для малышей, которые в раннем возрасте отстают в своем речевом развитии. В сочетании с логопедическими занятиями, стимулирующими формирование начального детского лексикона, занятия математического цикла помогут таким детям сделать качественный скачок в познавательном развитии, усвоить важные для взаимодействия с другими людьми слова и действия (сравнение, сопоставление, объединение во множество, выделение единичного предмета и т.д.).
Предлагаемые занятия математического цикла хорошо соотносятся с основными лексическими темами «Методики формирова
ния начального детского лексикона». Как известно, она может быть использована для обучения родному языку нормально развивающихся детей второго года жизни, а именно в индивидуальной работе с ребенком старше 1 г. 6 мес. С учетом этих возможностей мы подробно разработали сценарии первых 15 индивидуальных занятий по формированию элементарных математических представлений. Предложенный в них практический и иллюстративный материал может быть адресован детям в возрасте от полутора до 2 лет с нормальным речевым развитием, а также детям 2—3 лет, имеющим выраженную задержку речевого развития. Остальные 3 занятия ориентированы на детей третьего года жизни, их тематика соотносится с лексическими темами второго-третьего этапов занятий по «Методике формирования начального детского лексикона» и программным содержанием воспитания и обучения детей первой младшей группы. На этих занятиях широко используются иллюстрации, специально адаптированные к познавательным возможностям детей в возрасте от 2-х до 3-х лет.
КОНСПЕКТЫЗАНЯТИЙ (НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП)
МЯЧ НАВЕРХУ — ВНИЗУ
Цель: познакомить ребенка с понятиями «наверху — внизу», закрепить понимание слов «большой», «маленький», «один», «нет» и выражений «нет ни одного», «еще один».
Оборудование: мячики разного размера и цвета (5 маленьких синих и 5 маленьких красных; 2 больших синих и 2 больших красных), диван.
Вариант 1. Игра с мячиками одного цвета. Показать ребенку мячик красного цвета, положить его на спинку дивана так, чтобы он не мог самостоятельно скатиться вниз на сиденье.
«Этот мячик лежит наверху». Положить другой красный мячик на сиденье дивана. («Этот мячик лежит внизу».) Попросить ребенка: «Положи еще один мячик наверх». Последовательно выложить на спинку дивана 4 красных мячика: «Наверху — много мячиков, а внизу — только один мячик». Попросить ребенка: «Покажи мячики наверху. А теперь — покажи мячик внизу».
Показать, как можно скатить один мячик сверху вниз на сиденье дивана: «Мячик катится вниз». Попросить ребенка повторить действие взрослого: «Кати вниз этот мячик» (показать на один из мячиков). Поочередно скатить вниз все мячики, кроме одного: «Наверху — только один мячик, а внизу — много мячиков». Повторно попросить ребенка: «Покажи мячик наверху. А теперь — покажи мячики внизу».
Повторить игру несколько раз.
Вариант 2. Игра с мячиками разного цвета. Показать ребенку мячик красного цвета, положить его на спинку дивана так, чтобы он не мог самостоятельно скатиться вниз на сиденье.
«Красный мячик лежит наверху». Положить синий мячик на сиденье дивана. («Этот мячик лежит внизу».) Попросить ребенка: «Положи еще один красный мячик наверх». Последовательно выложить на спинку дивана 5 красных мячиков: «Наверху — много красных мячиков, а внизу — красных мячиков нет. Внизу — один синий мячик». Попросить ребенка: «Покажи красные мячики наверху. А теперь — покажи синий мячик внизу».
Показать, как можно скатить один красный мячик сверху вниз на сиденье дивана: «Красный мячик катится вниз». Попросить ребенка повторить действие взрослого: «Кати вниз этот красный мячик» (показать на один из красных мячиков). Поочередно скатить вниз все красные мячики, кроме одного: «Наверху — только один красный мячик, а внизу — много красных мячиков, а синий мячик — только один». Повторно попросить ребенка: «Покажи красный мячик наверху. А теперь — покажи все красные мячики внизу. Покажи синий мячик внизу».
Повторить игру, заменив цвета мячиков в предложенном задании (один красный, 5 синих мячиков).
Вариант 3. Игра с мячиками разного размера. Показать ребенку большой мячик красного цвета, положить его на спинку дивана так, чтобы он не мог самостоятельно скатиться вниз на сиденье.
«Этот большой мячик лежит наверху». Положить маленький красный мячик на сиденье дивана. («Этот маленький мячик лежит внизу».) Попросить ребенка: «Положи еще один большой мячик наверх». «Наверху — большие мячики, а внизу — только один маленький мячик». Попросить ребенка: «Положи все маленькие мячики вниз».
Показать, как можно скатить один мячик сверху вниз так, чтобы он оказался на сиденье дивана: «Большой мячик катится вниз». Попросить ребенка повторить действие взрослого: «Кати вниз еще один большой мячик» (показать на оставшийся большой мячик). «Наверху — нет ни одного мячика, а внизу — много красных мячиков: и большие и маленькие». Попросить ребенка: «Покажи все большие мячики внизу. А теперь — покажи все маленькие мячики внизу». Спросить: «А наверху есть мячики или нет?».
Повторить игру, заменив красные мячики на синие.
Вариант 4 (с усложнением). Давать задания ребенку, используя речевые инструкции типа «Покажи наверху большой синий мячик. Кати его вниз!»; «Покажи внизу один маленький синий мячик. Положи его наверх!».
Дополнительные задания. Познакомить ребенка с рисунком, на котором показано расположение синих и красных мячиков на диване. Показать ребенку на рисунке только те мячики, которые расположены «наверху», «внизу», «наверху один синий мячик» и т.д.
СТУЧИМ МОЛОТОЧКОМ
Цель: формировать соотношение между зрительным, слуховым и тактильным восприятием количества.
Оборудование: игрушечный молоточек, брусочек с почти забитым в него одним гвоздиком с широкой шляпкой, брусочек с 3 гвоздиками, забитыми в брусочек через одинаковые промежутки между ними.
Взрослый показывает ребенку, что можно многократно стучать молоточком по одному и тому же гвоздю, стараясь забить его в деревянный брусочек. Затем он демонстрирует другой брусок: на этот раз взрослый один раз ударяет по каждому гвоздю поочередно. Он просит ребенка повторить его действия сразу после их выполнения:
— ударить молотком по каждому гвоздику один раз;
— ударить молотком только по одному гвоздику из трех;
— ударить молотком по двум гвоздикам из трех. Задания повторяются в разных вариантах.
Дополнительные задания. Познакомить ребенка с двумя картинками «Мальчик забивает гвоздь», «Мальчик забивает гвозди» и сравнить изображения между собой.
ЗАЙКА ГУЛЯЕТ ПО КВАРТИРЕ
Цель: формировать устойчивое понимание речевой инструкции с простыми предлогами «в», «на», «за», описывающими расположение одного предмета относительно предметов мебели в комнате или частей помещения (окно, подоконник, дверь, пол).
Оборудование: игрушечный заяц
Взрослый сообщает ребенку: «Зайка пришел к нам в гости. Ему очень у нас понравилось. Зайка захотел прогуляться по квартире. Он будет мне на ушко шептать (тихо говорить), куда он хочет попасть, а я буду громко повторять его задание для тебя. Помоги зайке!».
«Посади зайку... на кроватку,... на стул,... на стол. Зайка хочет посмотреть в окно. Посади зайку на подоконник. Он хочет посмотреть, что находится за той дверью. Отнеси зайку за дверь. Зайка — любопытный, он хочет все посмотреть — помоги ему заглянуть за телевизор, за шкаф, за занавеску».
«А теперь зайка хочет залезть в ящик для игрушек. Посади зайку в ящик. Зайке понравилось. Посади его в шкаф — он посмотрит, какая у тебя есть одежда и как она сложена — аккуратно или нет. Зайке очень понравилось гулять по твоей комнате!»
Дополнительные задания. Познакомить ребенка с рисунком, на котором изображено несколько зайчиков — каждый на своем месте в комнате (на подоконнике, на стуле, на шкафу...). Показать ребенку всех зайчиков, а затем зайчика, сидящего на стуле и т.д.
ПОЙДИ ТУДА, Я СКАЖУ КУДА (ВПЕРЕД — НАЗАД, ПОД...)
Цель: научить находить одинаковые предметы в разных местах знакомого ребенку помещения, ориентируясь на словесную инструкцию с предлогом «под» и слова «вперед», «назад», «в эту сторону», «в ту сторону» (в сочетании с указательным жестом).
Оборудование: игрушечный зайка, комплект небольших подушек на диван (5—6 шт.), 3—4 морковки (муляжи или натуральные овощи).
Вариант 1. Взрослый раскладывает подушки в комнате, затем прячет под некоторые подушки морковки и приглашает ребенка в помещение.
«Помоги зайке найти морковку. Он хочет найти морковку, но не знает под какими подушками ее искать. Возьми зайку в руки и веди его туда, куда я скажу».
«Вперед... стоп, теперь — в эту сторону... стоп. Один шаг назад: здесь спрятана морковка! Поднимай эту подушку. Покорми зайку морковкой!»
Игра продолжается, пока не будут собраны все морковки.
Вариант 2 (с усложнением). Ребенка просят самостоятельно спрятать одну морковку для зайки и показать взрослому (с помощью указательных жестов), где ее можно найти. «Подушек — много, а морковка — одна! Где же она?»
Дополнительные задания. Познакомить ребенка с картинкой, на которой нарисовано много яблок и морковок. Попросить ребенка помочь зайке собрать все морковки в корзину, показав их на рисунке.
дзинь-дзинь
Цель: формировать соотношение между зрительным, слуховым и тактильным восприятием количества.
Оборудование: деревянный (или картонный) ящик с несколькими круглыми отверстиями в верхней крышке, 2 набора китайских музыкальных шариков.
В присутствии ребенка последовательно опустить несколько музыкальных шариков в отверстия ящика. Опускание каждого шарика сопровождать произнесением звукоподражательного слова «дзинь».
Например, взрослый опускает один шарик: «Дзинь». Или опускает по очереди два шарика: «Дзинь-дзинь».
Ребенку следует практически усвоить, что опусканию каждого музыкального шарика соответствует один «дзинь», произносимый взрослым.
Затем взрослый побуждает ребенка к совместному произнесению звукоподражательного слова «дзинь» при опускании шарика: как правило, шарик сначала сам издает музыкальный звук, а затем взрослый и ребенок произносят «дзинь».
Когда совместное действие будет хорошо усвоено ребенком (это может произойти не сразу, а потребует проведения нескольких игровых занятий), следует переходить к опусканию музыкальных шариков с некоторой «отсрочкой» (отставанием): взрослый заносит шарик над отверстием и ждет, пока ребенок произнесет «дзинь», или помогает ему произнести это слово вместе.
Внимание! Музыкальный шарик опускается в отверстие только после того, как ребенок произнес звук «дзинь» в любом доступном для его произношения варианте.
Дополнительные задания. Показать ребенку, как надо выбирать из двух изображений (круг, квадрат) отверстие для опускания шарика.
КОРМ ДЛЯ КУРОЧКИ
Цель: познакомить с выполнением практического действия (кормлением курочки) по речевой инструкции, содержащей слова «много», «ничего нет», «больше нет».
Оборудование: механическая заводная игрушка «курочка», блюдце для «корма» (хлебные крошки или любая сухая крупа).
Взрослый предлагает ребенку покормить курочку, насыпав в блюдце хлебные крошки из целлофанового пакетика.
Речевая инструкция. «Курочка хочет есть! Это корм (встряхнуть крошки в пакете). Я беру крошки (возьмите немного корма в щепотку). Я насыпаю крошки в блюдце. Давай вместе покормим курочку крошками. В пакете много крошек. Возьми корм из пакета и насыпь его в блюдце. Еще раз насыпь. Молодец! На блюдце много корма, и в пакете еще осталось много корма. Курочка клюет: вот так! (Завести курочку и поставить ее к блюдцу.)
Несколько раз убирая корм с блюдца («курочка склевала крошки»), говорить ребенку: «На блюдце ничего нет: курочка не клюет — она уже съела все крошки! Дай курочке еще корма из пакета!».
Когда корм в пакете закончится, продемонстрируйте ребенку пустой пакет: «Корма больше нет! Все!».
Повторите игру в течение дня, побуждая ребенка произносить слова «много», «нет», «больше нет» и обучая его сопутствующим выразительным жестам (развести руки в стороны, отрицательно помотать головой из стороны в сторону).
Дополнительные задания. Показать ребенку, как можно сравнить две похожие картинки с одинаковым сюжетом: курочка клюет корм. Содержание: корма много — корма мало (несколько крошек).
ЗАЙКА ИЩЕТ ЕДУ
Цель: закрепить умение находить предметы в знакомом помещении, ориентируясь только на речевую инструкцию с предлогами «в», «на», «под», «за».
Оборудование: игрушечный зайка, несколько морковок (муляжи или натуральные овощи), детский стол и стульчик, салфетка.
Взрослый предлагает ребенку помочь зайке найти еду, спрятанную в комнате.
Речевая инструкция. «Зайка хочет есть. Посади зайку за стол. Я повязываю зайке салфетку. А где же морковка? Ты видишь морковку в комнате? (Нет.) И я не вижу. Давай вместе искать морковку для зайки. Я буду говорить, где лежит морковка, а ты будешь ее приносить зайке. Слушай внимательно, морковка лежит:
— под подушкой на диване;
— лежит в кастрюле на столе;
— лежит на полке в холодильнике;
— лежит на полке в шкафу;
— лежит за вазой с цветами;
— лежит за фотографией на столе».
Речевые инструкции могут варьироваться в зависимости от того, какие предметы окружают ребенка в помещении. Важно, чтобы все морковки были спрятаны на высоте не выше его роста.
В заключение ребенок должен определить, сколько морковки нашли для зайки и сколько морковки он съел:
— а теперь у зайки морковки много или нет;
— зайка ест морковку. Морковка очень вкусная. Зайка съел всю морковку. Морковки больше... (нет).
Дополнительные задания. Показать ребенку, как можно сравнивать между собой два рисунка: «Зайка ест морковку», «Зайка съел всю морковку».
ДЗИНЬ-ДЗИНЬ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Цель: продолжать формировать соотношение между зрительным, слуховым и тактильным восприятием количества.
Оборудование: деревянный (или картонный) ящик с несколькими круглыми отверстиями в верхней крышке, 2 набора китайских музыкальных шариков.
Взрослый и ребенок вместе играют в такую игру. Взрослый (ведущий) говорит «дзинь», а ребенок (игрок) опускает один шарик в отверстие. Взрослый говорит «дзинь-дзинь», а ребенок опускает два шарика: каждый шарик к свое отверстие. Затем взрослый забирает наборы с музыкальными шариками у ребенка и ждет его «команды».
Малыш (ведущий) может произнести «дзинь» несколько раз (не более четырех), а взрослый (игрок) выполнит его «команду»: опустит нужное количество шариков в отверстия ящика. Если ребенок начнет «частить» и произнесет «дзинь» много раз, взрослый говорит ему: «У меня нет столько шариков!» — и просит ребенка повторить команду еще раз.
Взрослый и ребенок в ходе игры несколько раз меняются ролями.
Дополнительные задания. Показать ребенку рисунок с чередующимися кругами и квадратами. Попросить ребенка помочь зайке найти все квадраты и круги.
МАЛЕНЬКИЙ РЫБОЛОВ
Цель: формировать у ребенка умение выполнять речевую инструкцию со словами «один», «еще один», «все», «ни одного», «больше нет» и понимание слов «тонуть», «плавать».
Оборудование: черпачок с отверстиями для слива воды или сачок, миска или тазик, наполовину заполненный водой, речные камешки, набор плавающих игрушек для ванны (например, уточки).
Взрослый просит