Александр Куприн. «Олеся».




Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Ленинградский областной колледж культуры и искусства»

 

Т.Д. Козлова

 

Речевое действие
в работе над описательной прозой

Методическое пособие

для преподавателей и студентов отделения «Театральное творчество»

 

 

Санкт-Петербург

2017 год

 


Проблема выбора литературного материала для исполнения.

 

Возможно, кто-то скажет, что такой проблемы не существует – практически вся мировая литература в нашем распоряжении. Выбирай – не хочу.

Однако это и представляет огромную трудность: мы знакомы лишь с незначительной частью этого наследия – читаем мало (увы!).

Меж тем успех «предприятия» в значительной степени зависит именно от выбора. Кто-то оценивает его успешность в 50%, кто-то - даже в 90%.

Г.А. Артоболевский называет это «творческим» предвидением» - желание читать именно этот материал, предчувствовать возможность создания нового, может быть, более выразительного, чем исходный материал, произведения /1/.

Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский в своей книге «Психология творчества» писал: «Мы никогда не знаем и не понимаем, почему нам нравится то или иное произведение. Всё, что мы придумываем для объяснения его действия, является позднейшим примыслением, совершенно явной рационализацией бессознательных процессов. Самое же существо переживания остаётся загадочным для нас…» /2/.

 

Основные принципы выбора материала.

1). Итак, первым и основным принципом выбора материала является следующий: произведение должно очень нравиться исполнителю. По какой такой причине – пусть останется его тайной. Она – тайна – будет давать энергию для воплощения. И совершенно не нужно разглашать её (мощность уменьшится!). Антон Павлович Чехов в своём рассказе «Дама с собачкой» писал о Гурове (и, конечно же, о себе): «И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть может, случайному, всё, что было для него важно, интересно, необходимо, в чём он был искренен и не обманывал себя, что составляло ядро его жизни, происходило тайно от других…».

К своему «внутреннему голосу» нужно чутко прислушиваться, уважать его.

Однако выбор требует также и культуры чувств, и культуры мышления – надо ведь ещё понять и замысел автора. Автор – главный в тандеме «Автор и Исполнитель». Здесь важна общая культура исполнителя. От неё зависит уровень восприятия материала. Иногда материал может оказаться недоступен из-за низкого уровня культуры чтеца и, следовательно, низкого уровня восприятия произведения Автора. «Не допрыгнуть» до авторских мыслей и чувств!.. Вывод делайте сами…

2). Тема отрывка, стихотворения, сказки должна быть актуальна - интересна слушателю.

3). Отрывок должен быть композиционно законченным, т.е. должен иметь начало, середину и конец, для чего иногда требуется редактирование текста.

Он должен быть характерным для данного произведения.

4). Произведение должно быть «в средствах исполнителя» – то есть соответствовать его голосовым возможностям, темпераменту и т.д.

5). Следует оценить заранее состав слушателей и обстановку, в которой будете читать (где будет происходить выступление). Предназначение материала (кому? где? когда читать?) должно определять объём, содержание, допускаемые средства выразительности. Исполняемое произведение должно быть понято слушателями.

 

Освоение важнейших понятий речевого действия на материале описательной прозы.

 

Приведём примеры отрывков описательной прозы, чтобы пояснить величину требуемого фрагмента, композиционную законченность и пр.


Константин Паустовский. «Прощание с летом».

На маленьком озере – оно называлось Лариным прудом – всегда плавало много ряски. Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная,- вся ряска к зиме опустилась на дно.

У берегов наросла стеклянная полоска льда. Лёд был такой прозрачный, что даже вблизи его было трудно заметить. Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камень. Камень упал на лёд, зазвенел, плотицы, блеснув чешуёй, метнулись в глубину, а на льду остался белый зернистый след от удара. Только поэтому мы и догадались, что у берега уже образовался слой льда. Мы обламывали руками отдельные льдинки. Они хрустели и оставляли на пальцах смешанный запах снега и брусники.

 

Иван Бунин. «Руся».

К лицу и рукам липли комары, кругом всё слепило тёплым серебром: парный воздух, зыбкий солнечный свет, курчавая белизна облаков, мягко сиявших в небе и в прогалинах воды среди островов из куги и кувшинок; везде было так мелко, что видно было дно с подводными травами, но оно как-то не мешало той бездонной глубине, в которую уходило отражённое небо с облаками. Вдруг она опять взвизгнула — и лодка повалилась набок: она сунула с кормы руку в воду и, поймав стебель кувшинки, так рванула его к себе, что завалилась вместе с лодкой — он едва успел вскочить и поймать её под мышки. Она захохотала и, упав на корму спиной, брызнула с мокрой руки прямо ему в глаза. Тогда он опять схватил её и, не понимая, что делает, поцеловал в хохочущие губы. Она быстро обняла его за шею и неловко поцеловала в щёку…


Иван Тургенев. «Лес и степь».

А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

Александр Куприн. «Олеся».

Весна наступила в этом году ранняя, дружная и - как всегда на Полесье - неожиданная. Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: