РАБОТА С ДЕТЬМИ
Психолого-педагогические параметры определения готовности
поступления ребёнка в дошкольное учреждение
Параметры | Дополнительный вопрос к матери ребенка | Оценка в баллах | |||||||||||||||||||||||
1. Поведение | |||||||||||||||||||||||||
Настроение Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | Какое из перечисленных настроений преобладает? | ||||||||||||||||||||||||
Засыпание Быстрое (до 10 минут) Медленное Спокойное Неспокойное С дополнительными воздействиями Без дополнительных воздействий | Как засыпает ваш ребенок? Что вы делаете, чтобы ребенок заснул? | 3 2 3 2 | |||||||||||||||||||||||
Продолжительность сна Соответствует возрасту Не соответствует возрасту | Какова длительность сна? | 3 1 | |||||||||||||||||||||||
Аппетит Хороший Избирательный Неустойчивый Плохой | Какой аппетит у вашего ребенка? | 4 3 2 1 |
Отношение к высаживанию на горшок Положительное Отрицательное | Как относится ваш ребенок к этой процедуре? | 3 1 | |||||||||||||||||||||||
Навыки опрятности Просится на горшок Не просится, но бывает сухой Не просится, ходит мокрый | 3 2 1 | ||||||||||||||||||||||||
Отрицательные привычки Есть (какие?) Нет | Сосет пустышку, палец, раскачивается и т. д.? |
2. Личность | |||||||||||||||||||||||||||
Проявление познавательных потребностей (по наблюдениям матери и педагогов) | |||||||||||||||||||||||||||
В повседневной жизни Проявляет познавательные потребности Проявляет недостаточно Не проявляет | 3 2 1 | ||||||||||||||||||||||||||
Интересуется игрушками, предметами — дома и в новой обстановке Да Нет Иногда | 3 1 | ||||||||||||||||||||||||||
Проявляет интерес к действиям взрослых Да Нет Иногда | 3 1 | ||||||||||||||||||||||||||
Любит заниматься: внимателен, активен, усидчив Да Нет Не всегда | 3 1 | ||||||||||||||||||||||||
При обучении Проявляет интерес, активность Проявляет недостаточно Не проявляет | 3 2 1 | ||||||||||||||||||||||||
Инициативность в игре Проявляет инициативу по всем указанным параметрам: Умеет сам себе найти дело Да Нет Есть фаза подготовки игры самостоятельно С помощью взрослого Проявляются элементы воображения Да Нет | 3 1 3 2 3 1 | ||||||||||||||||||||||||
Инициативность во вза- имоотношениях со взрос- лыми Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт | |||||||||||||||||||||||||
Результативность деятельности Доводит начатое дело до конца Не всегда Не доводит |
Самостоятельность в игре Умеет играть самостоя- тельно в отсутствие взрослого Не всегда Не играет сам | |||||||||||||||||||||||||
Социальные связи со взрослыми и детьми Легко идет на контакт со Взрослыми Избирательно Трудно | |||||||||||||||||||||||||
Легко вступает в контакт с детьми Избирательно Трудно | |||||||||||||||||||||||||
Наличие опыта совмест- ной деятельности со взрослыми Есть Недостаточно Нет Уверенность в себе Есть Не всегда Нет | |||||||||||||||||||||||||
Адекватен к оценке своей деятельности взрослыми Да Не всегда Нет |
Опыт разлуки с близкими Перенес разлуку сравнительно легко Тяжело | |||||||||||||||||||||||||
Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых Есть Нет |
ИТОГ
Оценка в баллах | |||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | Готов к поступлению в ДОУ | 3—2,5; | |||||||||||||||||||||||
Условно готов | 2,5—2; | ||||||||||||||||||||||||
Не готов | 1,9—1. |
Прогноз адаптации (по среднему числу баллов)
Готов к поступлению в ДОУ 3—2,5;
Условно готов 2,5—2;
Не готов 1,9—1.
«Управление ДОУ» 2003г. №3
Неадекватные реакции ребенка при адаптации к условиям ДОУ.
(Р.В.Тонкова-Ямпольская и соавт., 1981).
> упрямство как отказ подчиниться обоснованным требованиям взрослых
(например, ребенок отказывается идти есть или спать, хотя он голоден и хочет
спать, мыть руки, которые испачкал, надеть пальто, хотя ему холодно и т.п.);
> капризы, проявляющиеся в том, что ребенок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается (например, просит куклу, а когда получает ее говорит: «Не хочу куклу»);
> немотивированный плач, возникающий у ребенка при самой незначительной причине (например, воспитатель не сразу завязал ему шнурки);
> отказ от контактов с педагогами,когда никакие попытки вовлечь ребенка в разговор, вызвать к себе положительное отношение не имеют успеха;
> отказ от контакта с другими детьми, когда ребенок стремиться быть отдельно от детей, играет только один, в стороне от них, плачет, когда к нему подходят дети, отворачивается от них, не разговаривает, не хочет участвовать в групповых играх и занятиях;
> двигательная расторможенность - ребенок очень подвижен, не удерживается на месте и не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к другому, не способен к устойчивому вниманию, мешает играть другим детям, агрессивен, кричит, отнимает игрушки, затем ломает или бросает их.
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ под ред. Л.М.Шипицыной.-СПб.: «Речь», 2003.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕАДЕКВАТНЫМИ РЕАКЦИЯМИ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Неадекватные реакции ребенка | |||||
Упрямство | Капризы | Немотивированный плач. | Отказ от контактов с педагогом | Отказ от контакта с др. детьми | Двигательная растормо -женность | ||
Лист адаптации
Фамилия, имя ребёнка ___________________________
Дата рождения: ______________ Дата поступления: __________________
Дни посещен. Параметры | ||||||||
Настроение | ||||||||
Аппетит | ||||||||
Завтрак | ||||||||
Обед | ||||||||
Полдник | ||||||||
Сон | ||||||||
Засыпание | ||||||||
Длительность | ||||||||
Активность | ||||||||
В игре | ||||||||
В речи | ||||||||
Взаимоотношения с детьми | . | |||||||
Взаимоотношения со взрослыми |
Условные обозначения | Положительно | Неустойчиво | Отрицательно |
+ | О | - |
Тяжесть адаптации:
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЛИСТ АДАПТАЦИИ
Ребенка__________________________ яс.гр. №_____ ДОУ №___________
Дата рождения______________ возраст_______ дата поступления __________
п п | Показатели Дата | Острая фаза адаптации | ||||||||
1 день | 3 день | 5 день | 7 день | 14 д. | 21 д. | 30 д. | 1,5 м. | 2 м. | ||
1. | Поведение: 1) Настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое) | |||||||||
2) Сон (засыпание, характер сна, длительность сна) | ||||||||||
3) Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище). | ||||||||||
4) Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный). | ||||||||||
5) Индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.). | ||||||||||
2. | Состояние навыков (потеря имеющихся или выработка новых навыков: одевания, кормления, опрятности, др.). | |||||||||
3. | Темп психического развития (замедлился, восстановился). | |||||||||
4. | Перенесенные заболевания | |||||||||
5. | Состояние здоровья, изменения веса |
Выводы о степени тяжести, особенностях и длительности протекания адаптации:__________________________________________________
________________________________________________________________________
Памятник – вопросник