Коммуникативные универсальные учебные действия




Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

· Целеполагание: определение цели и учебной задачи;

· Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;

· Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;

· Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;

· Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;

· Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Я знаю Я могу узнать Какие темы для этого нужно повторить

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме «Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Что такое религия? Что я хочу узнать о религии древних греков? Что нового я узнал на уроке?

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

· Составление плана

· Обсуждение плана решения учебной задачи

· Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка.

 

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

· Самостоятельную постановку познавательной цели

· Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств

· Смысловое чтение

· Моделирование

 

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий. Это:

· Создание гипотез и их проверка

· Установление причинно-следственных связей

· Определение логических рассуждений

· Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

· Поиск благополучного выхода из конфликтов

· Умение правильно формулировать вопросы

· Способность полно и точно выражать свои мысли

· Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативныхУУД предлагается использовать такие приёмы:

· Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему

· Высказывание суждений

· Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией

· Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативныеУУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

 

 

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока.

1. Определение темы учебного материала

2. Тип дидактической цели темы

3. Тип дидактической цели урока

4. Определение типа урока

· изучения и первичного закрепления новых знаний

· закрепления новых знаний

· комплексного применения ЗУН

· обобщения и систематизации знаний

· проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся

5. Продумывание структуры урока

6. Обеспеченность урока *

7. Отбор содержания учебного материала

8. Выбор методов обучения

9. Выбор форм организации педагогической деятельности

10. Оценка ЗУН

11. Рефлексия урока

* Карта обеспеченности урока

№ п.п раздел материально-техническое оснащение учитель ученики время
  учебный элемент количество бумажных источников и компьютеров с необходимым ПО бумажные электронные бумажные электронные  
               
               

Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока и в технологической карте, о которой мы поговорим позже. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура:

1. Организационный момент

· тема,

· цель,

· образовательные, развивающие, воспитательные задачи

· мотивация их принятия

· планируемые результаты: знания, умения, навыки

· личностноформирующая направленность урока

2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)

3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока

· постановка учебной задачи

· актуализация знаний

4. Сообщение нового материала

· Решение учебной задачи

· Усвоение новых знаний

· Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом)

5. Закрепление изученного материала

· Обобщение и систематизация знаний

· Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)

6. Подведение итогов

· диагностика результатов урока

· рефлексия достижения цели

7. Домашнее задание

·

o инструктаж по его выполнению

 

Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.
Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

 

Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Цель урока определяется:

·

o планируемым результатом урока

o путями реализации этого плана

 

Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

 

Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

 

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

 

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

 

Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.

 

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.

 

На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности.
ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся.

 

Обязательным моментом является список источников информации, которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока.

 

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает:

· название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

· цель освоения учебного содержания

· планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)

· метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)

· основные понятия темы

· технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

· контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

· реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

· определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

· системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

· осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

· определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

· освободить время для творчества − использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,????!!!!

· определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

· на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

· решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

· соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.

· обеспечить повышение качества образования.

 

Примеры шаблонов технологических карт:

Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:

Тема  
Цель  
Задачи Образовательные: Развивающие: Воспитательные:
УУД · ЛичностныеУУД: · Регулятивные УУД: · Коммуникативные УУД: · Познавательные УУД:
Планируемые результаты Предметные: · Знать · Уметь Личностные: Метапредметные:
Основные понятия  
Межпредметныесвязи  
Ресурсы: · основные · дополнительные  
Формы урока фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Технология  

 

Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент Время: Основные этапы:         (Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД).
Проверка домашнего задания Время: Этапы:            
Изучение нового материала Время: Этапы:          
Закрепление нового материала Время: Этапы:            
Контроль Время: Этапы:            
Рефлексия Время: Этапы: .     .    

Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока
Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач
Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности
Организационный момент            
Актуализация знаний            
Сообщение нового материала            
Закрепление изученного материала            
Подведение итогов            
Домашнее задание            

Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа урока.

1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

· Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

· Результативность решения дидактической задачи

2. Содержание урока

· Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

3. Методы и средства обучения

· Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

· Использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).

4. Формы обучения

· Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока

· Целесообразность использования предложенных заданий

5. Результативность урока

· Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

6. Практическая направленность урока

· Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

· Организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента

7. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

· Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

· Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

· Взаимопомощь

· Интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности

8. Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

· Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

9. Формирование ИКТ-компетентности

· Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

10. Структура урока

· Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

11. Контрольно-оценочная деятельность

· Использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий

· Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов

· Ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся

12. Педагогический стиль

· Соблюдение норм педагогической этики

· Соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: