Зубчатые ременные передачи




 

Зубчатые ременные передачи работают с пониженным уровнем шума при высоких скоростях, имеют малую вытяжку, что упрощает конструкцию натяжного устройства передачи. Зубчатые ремни передают крутящий момент при зацеплении зубьев ремня с зубьями шкивов. Односторонний зубчатый ремень представляет собой плоский ремень с зубьями на внутренней поверхности.

Зубья могут иметь трапецеидальный или криволинейный, например полукруглый, профиль. При работе зубчато-ременной передачи, после входа в зацепление зубьев ремня в шкивы, происходит полный контакт поверхностей зубьев ремня и шкива. Однако при входе и выходе ремня из зацепления со шкивом наблюдается деформирование зубьев ремня и скольжение последних по поверхности зубьев шкива. Это приводит к потерям мощности передачи и износу зубьев ремня.

Для работы в сложных контурах передач с несколькими ведомыми органами применятся двусторонние зубчатые ремни. Двухсторонние зубчатые ремни позволяют менять направление вращения нескольких синхронизированных шкивов с помощью одного ремня. Работая зацеплением, без скольжения, они обеспечивают синхронное вращение валов. Зубчатые ременные передачи применяют для передачи мощности до 100 кВт. Они работают в диапазоне скоростей от 5м/с до 80 м/с, передаточные числа до 12, обладают большим КПД до 0,98.

Тянущий слой зубчатого ремня, как правило, из металлического троса или синтетических волокон, заключен в резиновый массив на основе бутадиен-нитрильных каучуков, наирита или полиуретана. Зубья для повышения их износостойкости покрывают нейлоновой или другой тканью. Для кинематических передач применяют ремни с тянущим шнуровым слоем из стекловолокна или полиэфирного волокна. Материал ремней стоек к воздействию масел. Зубчатые ремни применяются в передачах станков, промышленных и бытовых установок, приборах, а также в механизмах автомобильных двигателей. Главная особенность зубчато-ременных передач - синхронность и возможность передачи высоких нагрузок при небольших начальных натяжениях. Это позволяет уменьшить нагрузку на опоры валов и подшипники механизма передачи.

Условно зубчатые приводные ремни можно представить в виде гибкой зубчатой рейки, свернутой в кольцо. Соответственно и шкив такой передачи будет аналогом обычного зубчатого колеса. Приводные ремни зубчатого исполнения могут иметь как внутренний, так и наружный зуб, а также быть двустороннего исполнения одновременно.

При проектировании ременной передачи, прежде чем выбрать тип приводного ремня, нужно четко определиться с условиями работы механизма, с характером и динамикой его нагрузки, с ответственностью его работы в составе цепи всего оборудования, с требованиями по надежности и безопасности. Каждый тип ременной передачи рассчитан на свои условия эксплуатации и нагрузки. Необоснованный выбор клинового приводного ремня или зубчатого вместо плоского приведет к удорожанию всего узла. А если применить плоскоременную передачу вместо ременной зубчатой, можно не выйти на требуемые показатели мощности и производитель-ности.

 

а б

 

Рис. 3 Конструкция зубчатого ремня

 

Размеры ремня и параметры передачи зависят от модуля m - основного конструктивного параметра передачи: m = р/π, где р - шаг ремня, мм, рис.3 а, б.

Требуемое значение модуля вычисляют, исходя из усталостной прочности зубьев ремня

m=kVP1Cp / n1, где:

 

Р1 номинальная мощность на ведущем валу, кВт;

Ср коэффициент динамичности и режима работы р = 1,3... 2,4);

n-1 частота вращения малого шкива, мин-1;

k = 35 для ремней с трапецеидальной формой зубьев,

k = 25 для ремней с полукруглой формой зубьев.

Полученное значение модуля округляют до стандартного значния: 1; 1,5; 2; 3; 4; 5; 7; 10.

Основные размеры зубчатого ремня показаны на рис.3. а,б: Н - толщина ремня, h (h1) - высота зуба, R1 радиус профиля зуба.

Число z1 зубьев меньшего шкива принимают на основе данных в зависимости от модуля m и частоты вращения n1. Число зубьев большого шкива z2 = zlu. где u передаточное число. Диаметры делительных окружностей шкивов, измеряемые по расположению осей тянущих тросов: d1 = mzl; d2 =mz2. В соответствии с выбранным межосевым расстоянием и шагом р вычисляют число zp зубьев ремня, которое затем выбирают из стандартного ряда. Определяют расчетную длину ремня: Lp =zpp. Расчетная сила, передаваемая зубчатым ремнем, Н:

 

Fp =2·103CpT1 / d1.

Ширину b ремня вычисляют из условия износостойкости. Для передачи без натяжного ролика

 

b= ψFр / (zоh[р]), где

 

ψ - коэффициент неравномерности распределения окружной силы между зубьями по дуге обхвата ψ = 1,1... 1,2; zo = z1α / 360o · число зубьев ремня, находящихся в зацеплении с малым шкивом;

α1 угол обхвата на малом шкиве;

h высота зуба, мм;

[р] допустимое среднее давление на зубьях ремня, МПа:

 

[Р]= kmσв / (φt , где

 

km = 1,7 при значениях модуля m≤ 3мм и km = 2,1 при m ≥ 4 мм;

σв временное сопротивление связи материала зубьев с каркасом, МПа: при стальном металлотросе (стеклокорде) σв = 3... 4 МПа, при латунированном - σв = 5... 7 МПа.

Расчетное число циклов нагружения (ресурс) зубьев ремня при переменном режиме нагружения

Nк = 60z1 zp-1 ∑[ti n1i (Fpi / Fp )], где

z1 число зубьев меньшего шкива;

zp число зубьев ремня;

Fpi, ti, n1i соответственно расчетная сила (Н), время работы (ч) и частота вращения (мин-1) меньшего шкива на i-м режиме;

Fp максимальная из длительно действующих расчетных сил (Н).

Коэффициент, учитывающий снижение прочности адгезионной связи материала зубьев ремня с каркасом из-за нагрева вследствие внутреннего трения,

 

φt = при условии φt ≥ 1.

 

Рассчитанную ширину b ремня округляют до ближайшего большего стандартного размера. Шкивы выполняют с рабочей шириной на один модуль большей, чем ширина ремня. На малом шкиве выполняют фланец, удерживающий ремень от бокового спадания, а в передачах с вертикальным расположением осей валов и при u ≥ 3 делают фланцы на обоих, шкивах.

Сила Fв, направлена по линии центров и численно значительно меньше, чем в передаче клиновым ремнем:

 

Fв = (1,1... 1,З) Fр

 

Предварительное нaтяжение Fo в передаче необходимо для устранения зазоров в зацеплении и обеспечения правильного набегания ремня на шкивы. Оно должно быть больше значения натяжения от центробежной силы, чтобы под действием последней не нарушалось зацепление ремня со шкивом. С этой целью применяют прижимной ролик.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: