Ход собрания
Вызов.
На доске 3–4 портрета красивых женщин разных эпох (репродукции картин).
· Нефертити.
· Джоконда.
· Женщина на картинах Рубенса.
· Женщина на картинах Рафаэля.
· Любая современная модель.
Метод «Прогноз».
Определите тему нашей встречи.
Некрасивая девочка
Среди других играющий детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, –
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Осмысление.
В первый день сентября особое внимание всех невольно привлекают первоклассники. Вот они в новеньких отутюженных костюмах, в белоснежных блузках, с новыми ранцами, портфелями, с букетами цветов, смущенные, притихшие, счастливые, идут с отцами, матерями, бабушками и дедушками первый раз в школу. У порога первоклассников их, своих будущих учеников, встречает первая учительница. В этот праздничный день все они производят впечатление очень вежливых, аккуратных, дисциплинированных детей.
Но проходят торжественность и необычайность первых дней, и учительница приглядывается к своим питомцам, начинает замечать, что у Пети уже появилось не одно масляное пятно в тетрадке и на пиджаке, у Зины учебники и тетради потеряли вид, Костя приходит в школу с грязными ушами и ногтями. Дима грубо разговаривает с ребятами, бьет их на перемене, шалит, толкает всех. Ира любит похвастаться, на перемене часто ест на виду, не делится, а бумажки разбрасывает, где попало. Саша с шумом двигает стул и закрывает дверь.
Что это? Поведение ребенка, его такой же «маленький», как он сам, культурный уровень, заложенный в небольшой период жизни до школы. Да, это дурные привычки как сорняки, появляются и разносятся очень быстро, если не вести борьбу с ними. Упустили родители этих учеников время для воспитания первых элементарных навыков и привычек культурного поведения. Искоренять ошибки всегда труднее, чем сразу воспитывать так, как нужно.
В начальную школу дети должны прийти уже с рядом сформированных привычек культурного поведения. Что это за привычки?
Мозговой штурм.
– Здороваться.
– Прощаться.
– Соблюдать тишину.
– Благодарить.
– Следить за чистотой, внешним видом, порядком на рабочем месте.
А вот уже задача школы – поддерживать имеющиеся в наличии и воспитывать новые привычки культурного поведения, поведения достойного красивого человека.
Деление на группы.
Родители получают карточки и садятся в соответствующую группу:
1. «Вежливые слова».
2. Предметы одежды, обуви, расческа, носовой платок.
3. Хорошие–плохие поступки.
4. Качества личности: честность, справедливость, доброта, трудолюбие, внимательность…
5. Предметы быта: стол, книги, ручка, портфель, карандаши.
А теперь, пользуясь данными «подсказками», попробуем составить Кластер. Что мы вкладываем в понятие «красота личности»?
Работа в группах.
Я группа.
– На что следует обращать внимание при воспитании культуры речи, общения дома?
– Наиболее частые, типичные ошибки, которые допускают взрослые. (Лучше с примерами.)
Красота человека проявляется и в манере говорить. Искажение этих манер воспитывает дурной вкус. Бичом в семейном воспитании является грубая, бранная речь взрослых. К сожалению, такую речь можно услышать и от детей.
– Неправильная постановка ударений.
– Искажение смысла слов.
– Использование диалектов, слов-паразитов.
– Отсутствие культуры общения по телефону.
Жил-был ЭТОТ, КАК ЕГО.
Ну и ЗНАЧИТ, и ТОГО,
Жило ЭТО САМОЕ
со своею мамою.
Был ещё один чудак –
ЭТО В ОБЩЕМ ЗНАЧИТ ТАК,
И его любимый зять,
Звали зятя
ТАК СКАЗАТЬ.
А жену звали НУ…
А соседа звали ЭТО…
А его родители –
ВИДИШЬ ЛИ и ВИДИТЕ ЛИ…
И ещё какой-то Э-Э-Э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
НУ и ЗНАЧИТ, и ВООБЩЕ!
Э. Мошковская
Кто с правилами дружен,
Тот твёрдо убеждён,
ФарфОр нам очень нужен,
А фАрфор не нужён.
Не говори алфАвит, а только алфавИт.
Кто говорит алфАвит –
Неверно говорит.
Не говори катАлог,
А только каталОг,
А твОрог? Можно творог,
Но можно и творОг.
Когда мы на машине
Летим во весь опор,
То нас везёт не шОфер,
А нас везёт шофЁр.
Э. Успенский
Я группа.
– На что следует обращать внимание при воспитании культуры внешнеговида?
В школе сейчас остро стоит вопрос культурного вида учащихся. Одеваться красиво – это не значит дорого, вычурно. (Больше это касается подростков.) Нужного эффекта можно добиться простой скромностью и аккуратностью, сочетанием красок.
– Школьная форма (+ и –);
– наличие сменной обуви;
– наличие предметов, поддерживающих опрятный внешний вид (расческа, носовой платок);
– соблюдение правил личной гигиены, мытьё рук, наличие туалетной бумаги, бумажных салфеток.
Я группа.
Что значит для Вас красота поведения и как её воспитывать у ребёнка?
Именно под влиянием окружающей домашней обстановки у детей складываются первые представления о красоте поведения. Поэтому мы и говорим: «Этот мальчик из культурной семьи, а эта девочка плохо воспитана».
Нужно объяснить ребенку связь между поведением и его последствиями.
Очень большое влияние на воспитание красоты поведения оказывают отношения между родителями, отношение родителей к другим членам семьи.
Я группа.
Что такое красота быта? В чём она проявляется?
– Своевременный приход в школу (режим);
– соблюдение порядка на рабочем месте, в портфеле;
– уборка игрушек, книг, соблюдение порядка на полках, в классе;
– соблюдение чистоты на улице (не бросать фантики от конфет, использованные талоны);
– употребление в речи «вежливых слов».
Презентация работы групп.
Ну и что же делать, спрашивают родители, если у ребенка в силу той или иной причины все-таки выработалась какая-то дурная манера? Можно ли ее искоренить? Можно. Но только надо набраться терпения и твердо помнить: если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хоть самого энергичного усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться. Но в том то и беда, что привычка устанавливается понемногу и после продолжительной борьбы с нею также в течение времени искореняется.
Вы хотите, чтобы ваши дети были лучше вас, так не растите и не воспитывайте себе подобных, не топчитесь на месте, дети – это податливая глина, только нужны умелые руки мастера, будьте этими мастерами.