Тема «Контроль в обучении языку»




Вопросы для обсуждения:

1. Что такое контроль в обучении, каковы его функции?

2. Каковы объекты контроля на занятиях по языку? Почему коммуникативные умения являются основным показателем уровня владения иностранным языком?

3. В чем состоит особенность контроля на занятиях по языку в сравнении с другими учебными дисциплинами?

4. Какие формы контроля применяются на занятиях по практике языка?

5. Что такое тестирование и какие виды тестовых заданий используются на занятиях? Почему тестирование считается наиболее эффективным способом определения уровня владения языком? В чем, на ваш взгляд, достоинства и недостатки тестирования как способа проверки уровня владения языком?

6. Какие умения в области речевой деятельности являются объектами контроля?

7. Какими профессиональными умениями должен обладать преподаватель при организации и проведении контроля?

8. Проанализируйте объекты контроля, взяв один из учебников иностранного языка.

 

Рекомендуемая литература

1. Галъскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным язы­кам: Пособие для учителя. – М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. – 165 с.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М., Просвещение, 2002. – 238 с.

3. Щукин А.Н. Методика обучения иностранным языкам: Курс лекций. – М.: УРАО, 2002. – 286 с.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АВТОМАТИЗАЦИЯ — превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).

АВТОНОМИЯ – способность к учению как к таковой, где центральными стратегиями можно считать три позиции: а) как научить учащихся определять, что учить; б) как сформировать необходимые стратегии работы с тем или иным учебным материалом; в) как контролировать динамику собственного прогресса на уровне овладения содержательной и процессуальной стороной познания; учебная автономия - это ответственность каждого учащегося за результат и процесс учебного труда; учебная самостоятельность – свобода учащегося в выборе места и времени выполнения пакета учебных заданий без физического присутствия учителя; А- это равная ответственность учащихся и педагогов за результаты учебного труда, когда учащийся имеет право выбрать что, как, когда, с кем учить, как отчитываться за результат, а учебное заведение предоставляет ему право, одновременно оговаривая и всю степень ответственности за соблюдение предусмотренных договором обязанностей, сроков, объема выполнения работ, а также последствия нарушения установленных и согласованных правил.

 

АДЕКВАТНОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ – соответствие качеств упражнения намеченной цели и условиям ее достижения.

 

АКТИВНЫЙ ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ – грамматические явления, которые учащиеся должны употреблять в процессе говорения и письменной речи.

 

АНАЛИЗАТОРЫ — сложные нервные образования, воспринимающие и анализирующие раздражения, действующие на живые существа. Для речевого общения важнейшими являются слуховые, зрительные, речедвигательные анализаторы (Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. - М, 1996.)

 

АННОТАЦИЯ – предельно краткое изложение основного содержания текста своими словами, включающее элемент оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности.

 

АППРОКСИМИРОВАННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ – приближенное к правильному артикулирование отдельных звуков, которое существенно не влияет на процесс понимания.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ БАЗА – свойственные говорящим на данном языке положения и система движений органов речи при произнесении звуков языка.

 

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (АВСО) – технические учебные пособия, предназначенные для создания иноязычной среды и стимулирования речевой деятельности учащихся; при их использовании информация поступает по слуховому и зрительному каналам последовательно или синхронно.

 

АУДИРОВАНИЕ – контактное слушание является составной частью устного интерактивного общения; дистантное, опосредованное слушание (радио, телевидение, фонозапись и др.) – форма коммуникации, представляющая собой самостоятельную, обладающую своими особенностями форму речевого общения.

 

АУДИТИВНЫЕ НАВЫКИ — действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений и т.д.

 

АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — тексты и другие материалы (газеты, карты, расписания движения транспорта, театральные билеты, рекламные объявления и т. д.), созданные в стране изучаемого языка, применяемые в учебном процессе, ориентированном на коммуникативный подход к обучению ИЯ вне языковой среды.

 

ВНУТРИЯЗЫКОВАЯ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ — замена системы грамматических признаков изучаемого языка другой системой, построенной под воздействием дифференциальных признаков изучаемого языка.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ – кульминация образования, желаемый итог или набор компетенций, связанных с готовностью и способностью к действию и взаимодействию с учетом принятых в обществе законов и норм поведения, сформированных морально-ценностных установок личности.

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – процесс, характеризующийся обменом не только товарами, но и ценностями и символами, приватизацией социальных функций, все более неопределенной природой государства и растущим неравенством; глобализация есть взаимодействие групп и отдельных индивидов напрямую друг с другом через границы, без обязательного участия в этом процессе государства.

 

ГРАММАТИЧЕСКАЯ МЕЖЬЯЗЫКОВАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ - замена системы грамматических признаков изучаемого языка другой, построенной под влиянием системы грамматических признаков родного языка

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА – это обобщенное обозначение инвариативных особенностей грамматического явления.

 

ДЕДУКТИВНЫЙ ПУТЬ – движение мысли от общего к частному, от объяснения грамматического правила к анализу грамматических явлений в речевых образцах.

 

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – сочетание устных высказываний последовательно порождаемых двумя или более собеседниками в непосредственном акте общения, которое характеризуется общностью ситуации и речевых намерений говорящих.

 

ДИСКУССИЯ –обсуждениеспорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя и более лицами, цель которого обнаружить различия в понимании вопроса и прийти единой точки зрения.

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – форма обучения, при которой передача информации между обучающим и обучаемым происходит на расстоянии, в том числе с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей, радио, телевидение.

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – учет в процессе обучения ИЯ уровня обученности и стиля учебной деятельности обучаемых.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ – «пакет документов, в которых его обладатель в течение длительного времени фиксирует свои достижения и опыт в овладении языком, полученные квалификации, а также отдельные виды выполненных им работ» (Европейский языковой портфель, 1997).

 

ЕСТЕСТВЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА — совокупность речевых и неречевых условий, которые отражают быт, историю, культуру и традиции носителей языка в фактах данного языка.

 

ЗАДАЧА УРОКА –конкретизация целиобучения применительнок данному этапу урока и условиям обучения.

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитать у учащихся и реализовать в учебно-воспитательном процессе; это образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей; это область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов (Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр, «Академия», 2008).

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников на основе качественной характеристики педагогических технологий по критерию их позитивного воздействия на здоровье учащихся и педагогов (Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр, «Академия», 2008)

 

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – реализация в процессе обучения способностей и личностных качеств учащихся (их интересов, склонностей, мировоззрения).

 

ИНДУКТИВНЫЙ ПУТЬ – при введении грамматического материала, предполагающее движение мысли от частного к общему, от анализа речевых ситуаций и предложений к выведению грамматических правил.

 

ИНОЯЗЫЧНАЯ КУЛЬТУРА – та часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (культурологическом), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном социальном) аспектах (Е.И.Пассов).

 

ИНТЕГРАЦИЯ естественная – моделирование образовательного процесса как активного «диалога культур», призванного обеспечить естественную интеграцию культурно-мировоззренческих ценностей мировой цивилизации, народа – носителя изучаемого языка и чужой культуры, а также конкретного социума, представителем которого является учащийся; речь не идет о подавлении его (учащегося) культурной самобытности; напротив, органическое сочетание в образовательном процессе общечеловеческих ценностей и ценностей, присущих конкретному социуму, при разумной технологии «подключения» учащегося к различным концептуальным системам и сопоставления этих систем с картиной мира своего лингвосоциума призвано создать наиболее благоприятные условия для развития самобытности учащегося и устранения иллюзий относительно самодостаточности этой самобытности.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ – «познавательный» (Большой психологический словарь 2009,с.245) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования.

 

ИСКУССТВЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА (учебная) - совокупность моделируемых ситуаций общения, которые вызывают у обучаемых готовность к иноязычной коммуникативной деятельности и побуждают их к адекватному использованию речевых и неречевых средств общения.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН – примерный план работы учителя по предмету на год, предусматривающий количество часов, предметно-тематическое содержание общения, объем языкового материала, примерный уровень развития речевых навыков и умений.

 

КЛЮЧЕВЫЕ/БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ – социально-политическая К. или готовность к решению проблем; информационная К; коммуникативная К; социокультурная К; готовность к образованию через всю жизнь.

 

КОГНИТИВНОСТЬ – процесс, когда ученик не просто овладевает системой языка и языком как средством коммуникации; усвоение языка есть не только и не столько обретение средств кодирования концептов, сколько формирование картины мира учащегося (Леонтьев А.А.).

 

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ младшего школьника: речь, восприятие, внимание, память и пр.

 

КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ЦЕЛИ ОИЯ – необходимость и важность формирования в сознании учащихся базисных когнитивных структур, обеспечивающих им восприятие и понимание языка и мира иной социокультурной общности.

 

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – способность человека понимать и порождать иноязычные высказывания в разнообразных социально детерминированных ситуациях с учетом лингвистических и социальных правил, которых придерживаются носители языка.

 

КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

 

КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ – совместная деятельность непосредственных участников образовательного процесса по определению степени эффективности процесса обучения и познания, достижения поставленных целей в установленные сроки.

 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ – объем языковых средств, являющийся максимальным с точки зрения возможностей учащегося и отводимого времени и минимальным с точки зрения всей системы языка, т.е. еще не разрушающем ее и позволяющем использовать язык как средство общения (В.Г.Костомаров).

 

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ – исходные положения, обусловливающие стратегию обучения иноязычного языка.

 

МОДУЛЬ – урок; разделы и темы учебного курса; учебный курс, как составляющая курсовой подготовки и т.д.; - это курс или его автономная часть, имеющие необходимое программное и учебно-методическое обеспечение, достаточное для построения различных образовательных траекторий в его рамках, легко соединяющийся с другими модульными курсами, при необходимости способный видоизменяться по содержанию/форме/объему за счет исходной гибкости внутренней структуры.

 

МОЗГОВАЯ АТАКА — прием стимулирования творческой активности учащихся для продуктивного решения проблемы, который предусматривает создание условий, способствующих возникновению новых оригинальных идей в противовес привычным стереотипным формам принятия решений.

 

МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ – несколько предложений, объединенных между собой ситуацией и логико-смысловой программой высказывания.

 

МОТИВ (от лат. movere — приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

 

МОТИВАЦИЯ – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т. п.) и установок в поведении субъекта.

 

НАВЫК –действие с языковым явлением, доведенное до автоматизма в результате выполнения упражнений.

 

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП в обучении иностранному языку — период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета (Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина).

 

НЕРОДНОЙ ЯЗЫК - может быть в двух вариантах: второй (неродной) язык и иностранный язык. Различие между ними заключается в условиях их усвоения и использования.

 

НОВООБРАЗОВАНИЯ - те качественные изменения в психике личности и деятельности, которые впервые возникают в данном периоде и определяют ход развития, а так же отношение ребенка к самому себе и к социальному окружению, и ведут к изменению существующей ситуации развития, которая, по мнению В.В. Давыдова, эквивалентна понятию «ведущая деятельность». (Л.С.Выготский).

 

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – способы обработки, хранения и передачи информации (текстовой, графической, звуковой, видеоизображения), основанные на широком использовании возможностей компьютерной техники.

 

«ОБРАЗОВАНИЕ» (термин) включает в себя и воспитание, и развитие, и учение младшего школьника в совокупности следующих аспектов: речевого, познавательного, личностного, культурного.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ – направлены на получение информации, предметных и межпредметных знаний, которые создают фундамент учебной и реальной деятельности.

 

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.

 

ОБЪЕКТЫКОНТРОЛЯ – навыки и умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения иноязычному общению.

 

ОТМЕТКА – результат деятельности оценивания.

 

ОЦЕНКА – процесс деятельности оценивания уровня сформированности навыков и умений.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ НА УРОКЕ – реализация средствами иностранного языка взаимодействия учителя с учащимися в ходе решения учебно-воспитательных задач.

 

ПИСЬМО – процесс овладения каллиграфией и орфографией ИЯ для фиксации языкового и речевого материала.

 

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – вид РД, целью которого является изложение мыслей в письменной форме.

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА – план, определяющий цели и задачи одного урока, его содержание, организационные формы работы, способы контроля и самоконтроля.

 

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ – слова, которые ещё не встречались в речевом опыте учащихся, но могут быть поняты ими на основе языковой догадки.

 

ПРИНЦИПЫОБУЧЕНИЯ – основные положения, определяющие характер процесса обучения, которые формулируются на основе избранного направления и соответствующих этому направлению подходов. Четко сформулированные принципы обучения помогают решить вопрос о том, что, как и какое содержание обучения отбирать, какие материалы и приемы использовать.

 

ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ – развитие природных способностей ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей.

 

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – совокупность речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных для того, чтобы осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний, навыков и умений, что является стимулом для активизации речемыслительной деятельности, особый вид взаимодействия субъекта и объекта, при котором возникает явно или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и способов действия.

 

ПРОЕКТ - это «самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности» (Зимняя И.А., Сахарова Т.Е.)

 

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – такое начальное иноязычное образование, которое обеспечивает ведущие линии развития младшего школьника и способствует ведущему виду деятельности, оказывающему стратегически важное влияние и на психическое развитие ученика, и на развитие способностей к иноязычной речи.

 

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ – предусматривают формирование межпредметных и надпредметных навыков и умений (информационных, коммуникативных, учебных/академических), а также развитие определенных мыслительных способностей, без которых невозможно эффективное применение полученных знаний с учетом поставленных задач и особенностей ситуации.

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – средство обучения, изготавливаемое самим учителем, для управления самостоятельной (индивидуальной, парной и групповой) работой учащихся.

 

РЕФЕРАТ – краткое изложение текста, составленное в результате смысловой переработки информации подлинника и передающее его основное содержание.

 

РЕЧЕВОЙ ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК – автоматизированное действие по выбору грамматического явления, адекватного речевой задаче в данной ситуации и правильному оформлению речевого высказывания.

 

РЕЧЕВОЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ НАВЫК – навык интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в соответствии с целями и ситуациями общения.

 

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – тип упражнений, используемый для развития умений говорения, восприятия речи на слух, чтения и письма.

 

РЕЧЬ – способ формирования и формулирования мысли посредством языка.

 

РОДНОЙ ЯЗЫК – язык, на котором мать начинает общаться с ребенком с момента его рождения, и который усваивается им еще в материнской утробе.

 

РОЛЕВАЯ ИГРА – это упражнение, в котором учащиеся, исполняя попеременно различные и психологические роли, осваивают общение в пределах социального контакта и в условиях, максимально близких к условиям реального общения (Е.И.Пассов).

 

САМОКОНТРОЛЬ – постоянная установка учащегося на сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА –вид учебно-познавательной деятельности, осуществляемый без непосредственного контакта с преподавателем с помощью специальных средств обучения, которые выполняют функцию управления самостоятельной деятельности учащихся на всех её этапах.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИЯ – сферы общения, на основе которых ведется обучение устной речи и чтению; языковой (фонетический, лексический, грамматический) материал; навыки и умения устной речи, чтения и письма; тексты как образцы устной и письменной речи.

 

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – умение осуществлять выбор лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватный условиям акта коммуникации, т.е. ситуации общения, целям и намерениям, социальным и функциональным ролям партнеров по общению.

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – серия учебных пособий от раздаточного материала до видео- и компьютерных программ, способствующих достижению целей обучения иностранным языкам.

 

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – умение компенсировать недостаточность знания языка, речевого и социального опыта общения в иноязычной среде.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН – план цикла уроков по одной теме-проблеме, определяющий цель каждого урока, последовательность навыков и умений, оптимальное соотношение между домашней и классной работой, оснащение урока ТСО и наглядностью.

 

ТЕСТ – совокупность заданий, имеющих специфическую организацию (одновременный охват всех учащихся, равные условия выполнения заданий, фиксированное время для их выполнения, однозначность ответов) и позволяющих определить основные параметры качественного и количественного состояния обученности учащихся на каждом этапе овладения ИЯ.

 

УМЕНИЕ – способность осуществлять речевую деятельность (слушание, говорение, чтение и письмо) на основе приобретённых знаний и навыков в условиях иноязычного общения.

 

УПРАЖНЕНИЕ – специально организованное многократное выполнение языковых (речевых) операций или действий с целью формирования или совершенствования речевых навыков и умений.

 

УСЛОВНО-РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – тип упражнений, характеризующийся ситуативностью, наличием речевой задачи и предназначенный для тренировки учебного материала в рамках учебной (условной) коммуникации.

 

ФАСИЛИТАЦИЯ – содействие успешности ученика и помощи ему, облегчающей его учебный труд по овладению иностранным языком.

 

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка.

 

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ – с позиции ученика – мотивационно-стимулирующая, коррекционная, обучающая; с позиции учителя – диагностическая, коррекционная, оценочно-воспитательная, организующая; с позиции руководителей системы образования – механизм мониторинга эффективности образовательного процесса в целом (обучающий, воспитывающий и развивающий процессы).

 

ЧТЕНИЕ – процесс зрительного восприятия печатного текста и его понимание с различной степенью полноты, точности и глубины.

ЦЕЛЬ – осознанный образ будущего результата действия.

 

ЦЕЛЬ УРОКА – заранее планируемый результат деятельности, достигаемый с помощью определённого набора методов, приёмов и средств обучения.

 

ЯЗЫК – система фонетических, лексических и грамматических явлений, выступающих средством общения людей.

 

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ – личность, выраженная в языке (текстах) и через язык на тезаурусном уровне; языковая личность имеет многоуровневую структуру: 1) нулевой уровень – вербально-семантический, или лексикон личности, понимаемый в широком смысле, и включающий фонетические и грамматические знания личности; 2) первый уровень – логико-когнитивный, представленный тезаурусом личности, в котором запечатлен «образ мира» или «система знаний о мире»; 3) второй уровень – деятельностно-коммуникативных потребностей, отражающих прагматикон личности, т.е. систему целей, мотивов, установок и интенциональностей личности (Ю.Н.Караулов, 1987, с. 236).

 

ЯЗЫКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – тип упражнений, предполагающий анализ и тренировку языковых явлений вне условий речевой коммуникации.

 

ЯЗЫКОТВОРЧЕСТВО – конструирование собственной индивидуальной грамматики, которая формируется стихийно и, казалось бы, вне всяких закономерностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: