Влияние инфляции на объем национального производства




 

До сих пор мы рассматривали ситуацию, когда реальный объем национального производства являлся постоянным (т.е. размер «пирога» был постоянным, а инфляция перераспределяла куски этого пирога).

Между тем существуют разные точки зрения на то, как инфляция влияет на объем производства (т.е. на размер пирога).

1. Сторонники первой точки зрения считают, что следует примириться с некоторой небольшой инфляцией, если целью является более высокий уровень производства и занятости. На 2-ом отрезке кривой видимо (считают сторонники этой точки зрения) существует равновесие между производством с одной стороны и инфляцией с другой.

 

 

 

Они используют даже такую метафору: чахоточная девушка, конечно больна. Но румянец на ее щеках делает ее такой привлекательной! Эту точку зрения взяла на вооружение побежденная во II мировой войне Япония, в 1945-1949 г.г. Японцы не боролись с инфляцией, а занимались ростом производства.

Итак, экономисты, разделяющие эту точку зрения, считают, что инфляция не мешает росту реального объема производства.

2. Другие экономисты, наоборот, считают, что инфляция приводит к сокращению производства и занятости. Они рассуждают так.

Пусть достигнута полная занятость и стабильный уровень цен. Если возникнет инфляция издержек, то реальный объем производства сократится и цены вырастут.

 

3. Наконец, третья точка. Ее сторонники выделяют психологические аспекты инфляции.

Когда цены медленно, но постоянно растут, и население, и фирмы готовятся к их дальнейшему повышению. Как? Люди тратят деньги сейчас, пока они не обесценились еще больше. Фирмы делают то же самое, покупая инвестиционные товары. Этот «инфляционный психоз» усиливает давление на цены. Стоимость жизни растет. Работники с помощью профсоюзов (если они — настоящие!) требуют и получают более высокую ЗП. Причем, профсоюзы, учитывая будущий рост цен, требуют такого роста ЗП, чтобы его хватило до момента заключения нового коллективного договора. Из-за роста ЗП, цены растут. Причем, и фирмы повышают цены «с запасцем», чтобы обогнать инфляцию. Рабочие снова… и т.д.

В результате возникает инфляционная спираль «зарплата-цены » и ползучая инфляция переходит в галопирующую.

Различают уровни инфляции:

1. низкая (< 10% в год);

2. ползучая (10 — 30% в год);

3. галопирующая (30 — 50% в год);

4. гиперинфляция > 50% в год.

При гиперинфляции нормальные экономические отношения разрушаются: фирмы не знают, какие цены назначать на свои товары; потребители не знают, какую цену платить. Кредиторы избегают своих должников (чтобы не получить взятый ранее долг дешевыми деньгами). Деньги перестают выполнять свою роль как мера стоимости и как средство обмена и тем более как сбережения.

Гиперинфляция сопровождается спадом и социальными беспорядками.

Итак, по этой теории инфляция ведет к ↓ объема производства.

Примеры гиперинфляции:

а) Германия 20-ые годы (после I мировой войны) батон хлеба стоил 200 тысяч марок, официант менял цены во время ужина.

б) Япония 1947 год. Заключая сделку, продавец и покупатель взвешивалиденьги на весах.

в) Венгрия 1946. Один довоенный форинт стоил 829 октильонов (это 1 с 22-мя нулями) послевоенных.

При грамотном подходе правительства к печатанию новых денег и к увеличению денежной массы инфляцию (даже гиперинфляцию) можно победить.

 

 

Контрольные вопросы

Какие точки зрения по поводу причин и периода экономических циклов известны?

Чем отличает фрикционную безработицу от структурной?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: