2.8.1. Воздействие государственных расходов (G) на ЧНП*
Фискальная политика – это система мер, предпринимаемых государством путем изменения правительственных расходов и налогов для достижения следующих целей:
- увеличение производства и, следовательно, занятости;
- снижения инфляции.
Возникает вопрос: зачем это нужно?
Ответ: Потребительские, инвестиционные и внешнеторговые решения в рыночной экономике основываются на частном интересе. И результирующая этих решений может привести как к спаду, так и инфляцию. Правительствоже, являясь инструментом общества в целом, может (и должно!) так откорректировать решения по поводу государственных расходов и налогов, чтобы увеличить общее благосостояние.
Для упрощенного анализа введем следующие допущения:
1) Предположим, что чистый экспорт равен Хn= 0.
2) Предположим, что правительственные расходы никак не влияют на величину частных инвестиций (т.е. не сдвигают графики потребления и инвестиций).
3) Предположим, что налоговые поступления (Т) в бюджет государства целиком формируются за счет сбора индивидуальных налогов с населения (а не налогов с предприятий).
4) Правительство получает фиксированную сумму налогов независимо от ЧНП;
5) Предположим, что уровень цен постоянен, (т.е. экономика функционирует на кейнсианском отрезке кривой Аs).
6) Наконец, предположим, что фискальная политика влияет только на совокупный спрос, а ее влияние на совокупное предложение отсутствует.
Используем тот же пример, что и в прошлой теме, но введем G = 20 млрд. д.е.:
Факт.объем производ-ства и дохода, ЧНП= DI, млрд.д.е. | С, млрд.д.е. | S, млрд.д.е. | In, млрд.д.е. | G, млрд.д.е. | Эксп. | Импорт | Сов. Расходы |
-5 |
Выводы:
1) Увеличение гос.расходов (как и рост частных) вызывает перемещение вверх графика сов.расходов, что приводит к увеличению ЧНП*.
2)Правительственные расходы подвержены действию эффекта мультипликатора: увеличение правительственных расходов (Δ G) на 20 млрд.д.е. вызывает рост ЧНП* на 80 (550– 470 = 80), т.е. ΔЧНП=Δ G · m =20·4=80.
А если правительственные расходы сократятся, например, с 20 млрд. д.е. до 10 млрд.д.е., кривая совокупных расходов (С+In+G ´) сместится вниз. Это вызовет сокращение ЧНП*:
ΔЧНП*' = Δ G' · m = 4 · (–10) = – 40.
Новое значение ЧНП*'' = 550 – 40 = 510.
До сих пор мы не учитывали налогов, которые собирает правительство.
2.8.2. Влияние налогообложения на равновесный ЧНП*
Пусть правительство ввело единовременно уплачиваемый, т.е. аккордный (паушальный) налог, который обеспечивает одну и ту же сумму (Т) при любом объеме производства. Этот налог является регрессивным, т.к. с увеличением объема производства отношение Т/ЧНП уменьшается с ростом ЧНП (а значит и DI)т.е. больнее ударяет по бедным.
Предположим, что Т = 20 млрд. д.
Факт. Объем Про-ва ЧНПр | Т | DI= ЧНПр- -Т | Потреб после уплаты налога Са | Сбер. после уплаты налога Sa | In | Эксп. | Имп. | G | Сов. Расходы С+ In+ + G+Хn |
-10 -5 |
Выясним, какая часть дохода после уплаты налога пойдет на потребление? А какая на сбережения?
Рассчитать Δ С и Δ S можно, используя МРС и MPS. До введения налога DI был 370, теперь DI' = 350. Разность Δ DI = 370 – 350 = 20 будет распределяться на Δ С и Δ S. Зная, что МРС = ¾, а MPS = ¼. Найдем:
∆ C= MPC · ∆ DI = ¾·20 = 15
Δ S = MPS · Δ DI = ¼ · 20 = 5
Введение налога уменьшит С на 15, а S на 5.Отразим это в таблице.
Было С = 375, теперь Са = 375 – 15 = 360 и т.д.;
Было S = – 5, теперь Sа = – 5 – 5 = – 10 и т.д.
Введение налога (Т = 20) вызвало сокращение ЧНП* с 550 до 490:
ΔЧНП*= Изменение в расходах · m = = (–15)· 4 = –60.
Ясно, что снижение налога, наоборот, приведет к росту ЧНП*. Объединим оба влияющих фактора (Δ G) и (Δ Т).