Анализ практических ситуаций как метод АСПО




 

Метод анализа конкретных ситуаций заключается в том, что на занятии обучаемым дается описание реальной ситуации из профессиональной деятельности обучаемых, в которой они сами должны определить, в чем состоит проблема, что уже известно, что необходимо найти и что для этого потребуется. Такие ситуации, как правило, не имеют только одного или однозначного ответа.

В настоящее время конкретная ситуация — это четкое, отредактированное изложение случая из про­фессиональной практики, используемое в качестве учебной модели в социально-психологическом обучении, или сфор­мулированная в форме ситуации, имеющая большое значение для подготовки соответствую­щих специалистов. Она практически всегда включает в себя противоречие (конфликт) с окружающей социальной, про­изводственной или природной средой.

С точки зрения получаемого результата ситуации (кейсы) делятся на:

1. Проблемные – результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения.

2. Проектные – в качестве результата выступает программа действий по преодолению обнаруженных проблем.

По степени новизны выделяются три вида возможных ситуаций:

1. Ситуация известна. Для ее разрешения имеются подобные конкретные образцы. В этом случае метод решения ситуации стандартный.

2. Ситуация частично известна. В этом случае ее необходимо сравнить с другими подобными ситуациями. Подобные ситуации не всегда аналогичны, но в то же время могут иметь единую основу, тогда видоизменив ее, как бы приблизив к рассматриваемой ситуации, можно выбрать оп­тимальное решение.

3. Неизвестная ситуация. Такая ситуация, которая не встречалась в практической деятельности, ее нельзя сравнить с каким-либо образцом даже с помощью определенной модификации. Следовательно, необходим поиск нового метода решения.

По полноте выдаваемой информации можно выделить три варианта конкретных ситуаций: с развернутым, частичным или минимальным объемом выдаваемой информации

Объем получаемой обучаемыми информации обусловливается ре­шаемыми на занятии дидактическими и воспитательными задачами, уровнем подготовки обучаемых, развитостью у них творческого мышления.

В зависимости от дидактических целей и особенностей содержания изучаемого материала метод анализа конкрет­ных ситуаций может применяться в следующих вариантах:

1. А нализ конкретной ситуации как ее оценка. Обучае­мым дается описание конкретного события и принятых мер. Их задача: оценить источники, механизмы, следствия ситуации и принятых мер или действий должностных лиц. Чаще всего для анализа обучаемым предлагается описание конк­ретного случая (неожиданные для руководителя поступки сотрудника, конфликтная ситуация во время консультиро­вания психологом клиента) и соответствующие меры со сто­роны действующих лиц. Обучаемые должны на основе все­стороннего изучения ситуации дать оценку правильности (неправильности) их действий, предложить свой вариант квалифицированной деятельности специалистов;

2. А нализ конкретной ситуации как выработка алгорит­ма решения профессиональной задачи. Конкретная ситуация представляется обучаемым в виде проблемной ситуации-за­дачи, которая возникла или стоит перед профессиональной практикой.

В учебном процессе важно использовать реальные ситуа­ции и задачи, с которыми обучаемым приходится встре­чаться или придется столкнуться в будущей профессио­нальной деятельности, однако недостаточность знаний и умений не позволяет эффективно их разрешать.

 

В качестве способов предъявления ситуации могут быть применены следующие приемы и способы:

q обучаемым письменно или устно дается описание событий с последующим заданием.

q видеозапись определенного реального события (эпизоды индивидуальных бесед, фрагменты учебных занятий и др.);

q киноэпизоды художественных и документальных фильмов;

q магнитофонная запись интервью, беседы, доклада и т.д.;

q фотодокументы, схемы, графики, диаграммы, отражающие состояние какого-либо факта, процесса из различных исторических или современных событий;

q «досье ситуации» — различные документы, отчеты, док­ладные записки, инструкции, проекты и т.п.;

q выступление на занятии авторитетного специалиста, участника определенного события.

Учебное занятие с использованием методов решения задач или анализа конкретной ситуации предполагает сходную организацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: