ТЕМА 4. Физическая картина мира




План

1. Физические картины мира: механистическая, электромагнитная, квантово-полевая.

2. Теории относительности: специальная (СТО) и общая (ОТО).

3. Динамические и статистические законы и теории.

4. Принципы современной физики.

Контрольные вопросы

1. В чём сущность революции и кризиса в физике на рубеже XIX и XX вв.?

2. Какой вклад в картину мира вносит электромагнитная теория?

3. Какие затруднения классической физики привели к формированию квантовой теории и теории относительности?

4. Как соотносятся между собой классическая и квантовая физика?

5. Какова роль квантовой теории в развитии физических идей, стиля мышления и становления неклассического идеала физического знания?

6. Каковы сущность и роль специальной теории относительности в становлении неклассической физической концепции пространства и времени?

7. Как была проверена правильность теории относительности?

8. К каким новым философским выводам приводит теория относительности?

9. Чем отличаются динамические законы от статистических?

10. Что такое симметрия?

11. Как связаны принципы симметрии физической системы и законы сохранения?

12. Сформулируйте принцип дополнительности и расскажите, где он применяется.

13. Сформулируйте принцип неопределённости. Кто его впервые сформулировал?

14. Охарактеризуйте соотношение принципа неопределённости и принципа дополнительности. Какова их роль в развитии естествознания?

15. В чём выражается принципиальная незавершённость современной физической картины мира?

16. Чем объясняется необходимость перехода физики к эволюционной парадигме, к новому, постнеклассическому этапу?

 

 

Тест 4

1. Структуру и эволюцию галактик определяет взаимодействие:

а) гравитационное; б) электромагнитное; в) сильное; г) слабое

2. Укажите правильную последовательность (от меньшего к большему) в структурной иерархии микромира:

а) элементарные частицы-атомы-ядра атомов-молекулы

б) атомы-элементарные частицы-ядра атомов-молекулы

в) элементарные частицы-ядра атомов-атомы-молекулы

г) молекулы-элементарные частицы-атомы-ядра атомов

3. Фундаментальные взаимодействия по величине относительной интенсивности (от большей к меньшей) располагаются в следующем порядке:

а) слабое, гравитационное, сильное, электромагнитное

б) электромагнитное, гравитационное, сильное, слабое

в) сильное, электромагнитное, слабое, гравитационное

г) гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное

4. Смысл первого закона термодинамики:

а) энергия незамкнутой системы может только убывать; б) энтропия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникать или исчезать; в) энергия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникать или исчезать; г) все формы энергии равноценны как количественно, так и качественно

5. Энтропия изолированной равновесной системы: а) не изменяется со временем; б) увеличивается до максимального значения; в) уменьшается до минимального значения; г) изменяется случайным образом

6. Какое из следующих положений относится к неклассической механике?

а) Чем выше концентрация материи, тем сильнее искривлено пространство, и тем медленнее в нем течет время. б) Свойства пространства всюду одинаковы и не зависят от наличия в нем материальных тел. в) Во всех инерциальных системах отсчета все механические процессы происходят одинаковым образом.

7. Согласно второму началу термодинамики, с течением времени в замкнутой изолированной неравновесной системе энтропия должна: а) убывать; б) возрастать; в) быть постоянной; г) исчезать

8. Открыл электрон и объяснил его природу: а) Эрнест Резерфорд; б) Джозеф Томсон; в) Уильям Томсон; г) Нильс Бор

9. Специальная теория относительности утверждает, что:

а – скорость света во всех инерциальных системах отсчета одинакова

б – свойства пространства и времени зависят от распределения материи

в – свойства пространства и времени не зависят от распределения материи

г - ускорение свободного падения не зависит от массы тела

10. Общая теория относительности утверждает, что:

а – скорость света во всех инерциальных системах отсчета одинакова

б – свойства пространства и времени зависят от распределения материи в – свойства пространства и времени не зависят от распределения материи

г - ускорение свободного падения не зависит от массы падающего тела

11. К динамическим законам физики относятся: а) законы классической механики; б) законы электродинамики; в) законы квантовой механики; г) законы релятивистской квантовой механики

12. Состояние тела или системы тел в классической динамике определяется: а) координатами; б) импульсом; в) объемом; г) давлением; д) температурой

13. Состояние системы в термодинамике определяется: а – координатами; б) скоростью; в) объемом; г) температурой; д) давлением

14. К статистическим законам физики относятся: а) законы классической механики; б) законы квантовой механики; в) законы электродинамики; г) законы релятивистской квантовой механики

 

ТЕМА 5. Мегамир. Строение, происхождение и эволюция Вселенной

План

1. Системная организация материи во Вселенной.

2. Развитие представлений о строении Вселенной.

3. Эволюция Вселенной.

4. Характеристика небесных тел.

Методические указания.

Вспомните концепцию стационарной Вселенной Ньютона, которой противопоставляется концепция эволюционирующей Вселенной в современной космологии. Обратите внимание на выражение "неоднозначность сценария". Речь идет о том, что изложенная картина эволюции Вселенной является наиболее вероятной, исходя из современного состояния теоретической физики и космологии, но наши представления могут измениться в будущем в результате новых открытий. Например, расширение Вселенной обосновано красным смещением в спектрах галактик, которое объясняется их удалением друг от друга. Если удастся дать иное объяснение "красному смещению", "сценарий" придется существенно изменить.

 

Контрольные вопросы

1. Какова структура Вселенной?

2. Что такое Метагалактика, Галактика?

3. Назовите основные виды галактик.

4. К какой галактике относится Солнечная система? Что вы о ней знаете?

5. О чём свидетельствует рождение сверхновых звёзд?

6. Какова особенность пульсаров?

7. Что такое квазары?

8. Что собой представляют чёрные дыры?

9. Что собой представляет стандартная модель Вселенной?

10. Что такое реликтовое излучение? Как реликтовое излучение подтверждает стандартную модель?

11. Когда по стандартной модели произошёл «большой взрыв»?

12. В чём сущность концепции «большого взрыва», и каково его место в системе современного физического и астрономического знания?

13. Каков предполагаемый механизм образования объектов Вселенной?

Тест 5

1. Солнечная система входит в состав: а) Туманности Андромеды; б) Магеллановых облаков; в) Туманности Ориона; г) Млечного пути.

2. Наша Галактика содержит: а) более 100 тысяч; б) более 100 миллионов; в) более 100 миллиардов; г) более 100 триллионов.

3. Наша Галактика относится к типу галактик: а) неправильных; в)эллиптических; б) крабовидных; г) спиралевидных.

4. Туманность Андромеды находится от Земли на расстоянии: а) 2,3 миллиона астрономических единиц; б) 2,3 миллиона парсек; в) 2,3 миллиона мегапарсек; г) 2,3 миллиона световых лет.

5. Космология изучает: а) строение и эволюцию тел Солнечной системы; б) строение и эволюцию Вселенной как единого целого, наиболее общие законы её развития; в) строение и эволюцию звёзд и звёздных систем; г) строение и эволюцию Земли.

6. Сингулярность — это: а) теория об одиночестве человечества во Вселенной; б)начальное состояние Вселенной; в) информация о состоянии объекта; г)разрушение пространственно-временного континуума.

7. Наша Вселенная возникла: а) около 15 тысяч лет тому назад; б) около 15 миллионов лет тому назад; в) около 15 миллиардов лет тому назад; г) около 15 триллионов лет тому назад.

8. Конечной стадией эволюции звезд, близких по массе Солнцу, является: а)белый карлик; б) черный карлик; в) нейтронная звезда; г) черная дыра.

9. Конечной стадией эволюции звезд, более массивных, чем Солнце, является: а)белый карлик; б) черный карлик; в) нейтронная звезда; г) черная дыра.

10. Солнце станет красным гигантом через: а) 5 тысяч лет; б) 5 миллионов лет; в) 5 миллиардов лет; г) 5 триллионов лет.

11. Источником Солнечной энергии являются: а) реакции синтеза ядер гелия из водорода; б) реакция горения водорода в кислороде; в) атомная энергия (деление ядер тяжелых элементов); г) реакции аннигиляции материи и антиматерии.

 

ТЕМА 6. Земля: происхождение, строение, развитие

План

1. Земля - планета Солнечной системы.

2. Концепции развития Земли.

3. Внутреннее строение и история геологического развития Земли.

4.Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы.

5. Географическая оболочка Земли и её сферы.

Методические указания.

Обратите внимание на особенности планеты Земля в сравнении с другими планетами Солнечной системы, на значение массы планет и расстояния до Солнца, на факторы, влияющие на состояние и динамику географической оболочки Земли.

Контрольные вопросы

1. Какова структура Солнечной системы?

2. Дайте краткую характеристику современных гипотез о происхождении Солнечной системы.

3. В чём заключается современная гипотеза о происхождении Земли?

4. Каков предполагаемый возраст Солнца, Земли?

5. Какие процессы происходят в недрах Солнца?

6. Каковы основные характеристики Земли?

7. Каково строение Земли?

8. Что представляют собой литосферные плиты?

9. Дайте краткую характеристику сфер Земли.

10. Какие этапы геологического развития прошла Земля?

11. Каковы основные функции литосферы?

12. В чём сущность гипотезы мобилизма?

13. Что собой представляет географическая оболочка Земли?

 

Тест 6

1. Существование климата на Земле связано с: а) приливами и отливами морей и океанов; б) неравномерностью освещённости Солнцем разных участков поверхности Земли; в) наличием спутника – Луны; г) взаимодействием с другими планетами Солнечной системы

2. Наше Солнце – это: а) белый карлик; б) жёлтый карлик; в) красный карлик; г) чёрная дыра

3.Современная атмосфера Земли сильно отличается от её первичной атмосферы. Резкое изменение атмосферы планеты было обусловлено: а) вулканической деятельностью; б) конденсацией водяного пара; в) появлением растительности; г) появлением спутника – Луны

 

ТЕМА 7. Химическая картина мира

План

1. Химическая организация материи.

2. Учение о химических процессах.

3. Эволюционная химия.

 

Методические указания.

Как показывает практика, студенты-гуманитарии недолюбливают химию. Но они должны иметь в виду, что возникновение жизни есть результат химической, или точнее, физико-химической эволюции неживой материи. Кроме того, сама жизнь в ее элементарных проявлениях есть физико-химический процесс.

Контрольные вопросы

1. Что изучает химия, и какие основные методы она использует?

2. Что такое химический элемент?

3. Что называется простым и сложным веществом?

4. Какая связь существует между атомным весом и зарядом ядра атома?

5. От чего зависит динамика химических процессов?

6. Какие вещества называют катализаторами?

7. Какую роль играет катализ в эволюции химических систем?

8. В чём отличие химии от алхимии?

Тест 7

1. Теорию химического строения органических соединений впервые создал: а) Д.Менделеев; б) А. Бутлеров; в) М. Семёнов; г) А. Берцелиус

2. Свойства химических соединений определяются: а) составом соединений; б) структурой соединений; в) составом и структурой соединений; г) количеством атомов в соединении

3. Катализатор – это вещество: а) ускоряющее химическую реакцию; б)замедляющее химическую реакцию; в) направляющее химическую реакцию; г) не влияющее на химическую реакцию

4. На скорость химической реакции влияют: а) температура; б) давление; в)концентрация реагентов; г) катализаторы

5. Реакционная способность химических элементов определяется: а)количеством внешних электронов в атоме; б) количеством нейтронов в ядре атомов; в) массой атомов; г) количеством кварков в ядрах атомов

 

ТЕМА 8. Биологический уровень организации материи

План

1. Формы и уровни организации живой материи.

2. Основные отличия живой материи от неживой.

3. Клетка – элементарная биологическая (живая) система.

4. Молекулярные основы генетики.

5. Происхождение жизни на Земле.

 

 

Методические указания.

Переход от неживого к живому связан не просто переходом от атомов к молекулам, а связан с возникновением биологических макромолекул, которые обладают удивительными свойствами: обладают высокой упорядоченностью в пространстве, подобно кристаллам, но способны изменять свою конфигурацию (или конформацию) под влиянием внешних условий и восстанавливать прежнее состояние, если условия становятся прежними. Обратите внимание на то, что из макромолекул построены все основные биологические структуры.

Наиболее трудным понятием в этом разделе является понятие "термодинамического неравновесия" и антиэнтропийного характера жизни. Следует вспомнить материал темы, где обсуждаются понятия "неравновесные состояния" и "энтропия". Обратите внимание на то, что биологические системы поддерживают свое неравновесное состояние за счет использования внешней энергии и способности к саморегуляции (гомеостазу). Эти способности связаны с высоким уровнем организации живых систем, которые являются не просто неравновесными, а системами, далекими от состояния равновесия. Именно эта неравновесность определяет специфическую для живых существ активность по отношению к внешней среде, которая определяется их внутренним состоянием.

 

Контрольные вопросы

1. Какое определение жизни дал Ф. Энгельс в XIX в.?

2. Каковы существенные черты живого?

3. Как Луи Пастер доказал, что жизнь не может возникнуть из неживого сейчас?

4. Каковы современные представления о происхождении жизни?

5. Какую гипотезу о происхождении жизни на Земле высказал академик А. Опарин?

6. Каковы стадии происхождения жизни, по А. Опарину?

7. В чем сущность метаболизма?

8. Что такое биосинтез и как он происходит в организме?

9. Что такое фотосинтез, и каково его значение на Земле?

10.Чем отличается молекулярная структура живых систем от неживых?

11.Можно ли отнести вирусы к живым организмам? Обоснуйте свой ответ.

12.Чем отличаются клетки прокариот от эукариотов?

13.Какую роль играют аминокислоты в живом организме?

14.Что такое ДНК, РНК, аминокислота, ген, хромосома, генотип, и как эти понятия взаимосвязаны?

15.Где в клетке находится ДНК?

16.Какие формы размножения вы знаете?

17.Что лежит в основе полового и бесполого размножения?

 

Тест 8

1. Невозможность самозарождения живого в современных условиях доказали: а)Уотсон и Крик; б) Реди и Пастер; в) Опарин и Холдейн; г) Ламарк и Дарвин.

2. Создателями научной теории происхождения жизни являются: а) Уотсон и Крик; б) Реди и Пастер; в) Опарин и Холдейн; г) Ламарк и Дарвин.

3. Живые организмы: а) неравновесные системы; б) равновесные системы; в)стационарные системы; г) динамические системы.

4. Структурную основу биополимеров образует: а) водород; б) кислород; в)углерод; г) азот.

5. Единица строения и жизнедеятельности живого организма - это: а) молекула; б) атом; в) клетка; г) ткань.

6. Аминокислоты являются структурным элементом: а) белков; б) жиров; в)нуклеиновых кислот; г) целлюлозы; д) крахмала.

7. Носителем генетической информации являются: а) аминокислоты; б)фосфолипиды; в) нуклеиновые кислоты; г) белки.

8. Генетическая информация закодирована последовательностью: а)аминокислот; б) нуклеотидов; в) фосфолипидов; г) белков.

9. Первичная структура белка - это последовательность: а) нуклеотидов; б)карбоновых кислот; в) моносахаридов; г) аминокислот.

10. Комплементарными являются основания: а) аденин - гуанин; в) аденин - цитозин; б) аденин - тимин; г) цитозин – тимин.

11. Молекулярные механизмы наследственности открыли: а) Уотсон и Крик; б)Реди и Пастер; в) Опарин и Холдейн; г) Ламарк и Дарвин.

12. Геном называется: а) молекула ДНК; б) участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении нескольких молекул белка; в) участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении одной молекулы белка; г) участок молекулы РНК, несущий информацию о данном признаке.

13. Генотип - это: а) совокупность всех генов популяции; б) совокупность всех генов организма; в) гаплоидный набор хромосом; г) совокупность всех генов и признаков организма.

14. Фенотип - это: а) совокупность всех внешних признаков организма; б) совокупность всех внутренних признаков организма; в) совокупность всех как внешних, так и внутренних признаков организма; г) совокупность всех генов организма.

15. Модификация – это изменение: а) фенотипа; б) кариотипа; в) генотипа; г) соматотипа.

16. Совокупность генов популяции называется: а) генотипом; б) геномом; в) генофондом; г) фенотипом.

17. Взаимодействие различных видов живых организмов протекают на: а) видовом; б) организменном; в) популяционном; г) биоценотическом уровне организации живого.

18. Процессы видообразования в природе протекают на: а) организменном; б) биоценотическом; в) популяционном; г) биосферном уровне организации живого

19. Биотический круговорот веществ осуществляется на: а) молекулярно-генетическом уровне; б) клеточно-организменном; в) популяционно-видовом; г) биогеоценотическом уровне организации живого.

 

ТЕМА 9. Эволюционное учение

План

1. Додарвиновский период развития эволюционных учений.

2. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

3. Современное эволюционное учение.

4. Многообразие живого мира Земли и проблемы его сохранения.

Методические указания.

Обратите внимание на то, что основная заслуга Дарвина - теория естественного отбора, основанного на наследственной изменчивости и борьбе за существование. Книга Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» [1859] нанесла серьезный удар по креационизму и совершила настоящий переворот в области биологии. «Революция, совершенная Дарвином в 1859 г., - возможно, наиболее фундаментальная из всех интеллектуальных революций в истории человечества. Она не только уничтожила антропоцентризм, но и затронула все метафизические и этические понятия» (Э. Майр. Смена представлений, вызванная дарвиновой революцией. Из истории биологии, вып. 5. М.: Наука, 1975, 3-25).

В результате дарвиновой революции представление о мире, созданном в один миг, было заменено понятием о постепенно развивающемся мире, в котором человек является частью эволюционного потока.

Попытки опровергнуть дарвинизм или ограничить его значение не прекращаются до сих пор. Обычно критики дарвинизма или недостаточно глубоко знают это учение, или сознательно искажают его положения.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое эволюция? В чём заключается сущность эволюционной идеи?

2. Каков вклад Ж.-Б. Ламарка в создании эволюционной теории?

3. Каковы основные положения учения Ч. Дарвина?

4. Что является движущей силой эволюции, по Ч. Дарвину?

5. Как действует естественный отбор?

6. Чем отличается синтетическая теория эволюции от дарвиновской?

7. Перечислите основные факторы и движущие силы эволюции.

8. Что такое элементарные эволюционные факторы? Назовите их.

9. Когда и как возникли первые живые организмы?

10.Какими организмами был представлен живой мир в протерозойскую эру, палеозойскую эру, мезозойскую эру?

11.Почему вымерли динозавры?

12.Охарактеризуйте сущность концепции коэволюции.

13.В чём сходства и отличия растений и животных?

 

Тест 9

1. Авторами научной теории эволюции являются: а) Уотсон и Крик; б) Реди и Пастер; в) Опарин и Холдейн; г) Ламарк и Дарвин.

2. Основной вклад в развитие эволюционной теории Ламарка: а) разработал принцип градации (развития от простого к сложному); б) создал первую систему живой природы; в) создал теорию естественного отбора; г) разработал учение о борьбе за существование.

3. Ч. Дарвин дал научное объяснение эволюции живой природы в работе:

а) «Происхождение видов путём естественного отбора»;

б) «Происхождение человека и половой отбор»;

в) «Выражение эмоций у человека и животных»;

г) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

4. Основная заслуга Ч.Дарвина заключается в разработке: а) теории градации – развитии от простого к сложному; б) теории наследования приобретенных признаков; в) теории естественного отбора; г) теории видообразования.

5. Элементарная структура эволюции, по современным представлениям: а) клетка; б) организм; в) популяция; г) биоценоз.

6. К причинам эволюции не относится: а) борьба за существование; б) модификационная изменчивость; в) мутационная изменчивость; г) комбинативная изменчивость

7. Эволюционным процессом не является: а) повышение численности популяции; б) повышение уровня организации; в) понижение уровня организации; г) возникновение ядоустойчивых рас насекомых.

8. Человек в результате спортивных тренировок изменил некоторые параметры своего телосложения. Такие изменения называются: а) мутация; б) модификация; в) реинкарнация; г) трепанация.

 

ТЕМА 10. Эволюция человека

План

1. Проблема появления человека на Земле.

2. Этапы и факторы антропосоциогенеза.

Методические указания.

В 1950 году в послании к верующим Папа Пий XII допустил возможность принятия гипотезы о естественном происхождении человеческого тела, но исключил такую возможность для «души». Аналогичную позицию римско-католической церкви подтвердил в конце XX века и Папа Иоан Павел II. В связи с этим важно обратить внимание на отношение Ч.Дарвина к этой проблеме. В 1871 году Дарвин издал книгу «Происхождение человека и половой отбор», в которой доказал родство человека с приматами и вскрыл причины и закономерности антропогенеза.

XX век принес неоспоримые и обильные палеонтологические данные, подтверждающие естественное происхождение человека от высших приматов.

Дарвин, приступая к созданию своей эволюционной теории, был уже убежденным материалистом. Это доказано американцами Говардом Грубером и Полом Берретом в книге «Дарвин о человеке» (1974). Авторы в записных книжках Дарвина 1837-1839 г.г. нашли следующие высказывания:

«Чтобы избежать выяснения, насколько я убежден в материализме, скажу только, что чувства, инстинкты, степени таланта, которые наследственны, являются такими потому, что мозг ребенка похож на родительскую конструкцию. Дух есть функция тела».

Контрольные вопросы

1. Что изучает антропология?

2. Кто и на основании чего впервые доказал, что человек произошёл от общих предков с приматами?

3. Каково положение Человека в Системе Природы?

4. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

5. Перечислите особенности строения, присущие только человеку?

6. От каких приматов возникла эволюционная ветвь, ведущая к человеку?

7. Какие стадии выделяют в процессе становления человека?

8. В каком направлении действовал естественный отбор в процессе эволюции человека?

 

Тест 10

1. Название Homo sapiens человеку дал: а) Аристотель; б) Линней; в) Ламарк; г) Дарвин.

2. Впервые предположение о происхождении человека от приматов высказал: а) Аристотель; б) Линней; в) Ламарк; г) Дарвин.

3. Биологические факторы (движущие силы) антропогенеза – это:

а) дрейф генов и социализация;

б) речь, труд, общественный образ жизни;

в) борьба за существование и естественный отбор;

г) возникновение прямохождения и руки как органа труда.

4. Социальные факторы (движущие силы) антропогенеза – это:

а) дрейф генов и социализация;

б) общественный образ жизни, речь, труд;

в) борьба за существование и естественный отбор;

г) возникновение прямохождения и руки как органа труда.

5. Наиболее близким к человеку видом приматов является: а) гиббон; б)орангутан; в) горилла; г) шимпанзе.

6. Шимпанзе обитает в: а) Азии; б) Африке; в) Америке; г) Австралии

7. Общими предками человека и приматов-антропоидов были: а) дриопитеки; б)архантропы; в) палеоантропы; г) австралопитеки.

8. Стадии предшественника человека (протоантропа) в антропогенезе соответствует: а) дриопитек; б) рамапитек; в) питекантроп; г) австралопитек.

9. Австралопитеки обитали в: а) Азии; б) Африке; в) Америке; г) Австралии

10. Определите правильную последовательность наших предков:

а) разумный (sapiens) – умелый (habilis) – прямостоящий (erectus);

б) прямостоящий (erectus) – умелый (habilis) – разумный (sapiens);

в) умелый (habilis) – разумный (sapiens) – прямостоящий (erectus);

г) умелый (habilis) – прямостоящий (erectus) – разумный (sapiens).

11. Этап антропогенеза, на котором возникло прямохождение: а) дриопитеки; б) австралопитеки; в) человек умелый (Homo habilis); г) человек прямостоящий (Homo erectus); д) человек разумный (Homo sapiens).

12. Этап антропогенеза, на котором возникло изготовление орудий труда: а) дриопитеки; б) австралопитеки; в) человек умелый (Homo habilis); г) человек прямостоящий (Homo erectus); д) человек разумный (Homo sapiens).

13. Этап антропогенеза, на котором человек овладел огнем: а) дриопитеки; б) австралопитеки; в) человек умелый (Homo habilis); г) человек прямостоящий (Homo erectus); д) человек разумный (Homo sapiens).

14. Этап антропогенеза, на котором возникло искусство: а) дриопитеки; б) австралопитеки; в) человек умелый (Homo habilis); г) человек прямостоящий (Homo erectus); д) человек разумный (Homo sapiens).

15. Форма отбора, которая совершенствовала социальную организацию предков человека: а) индивидуальный; б) групповой; в) половой; г) искусственный.

16. Форма отбора, создавшая внешнюю телесную красоту человека: а) индивидуальный; б) групповой; в) половой; г) искусственный

ТЕМА 11. Человек: организм и личность

План

1. Человек как единство биологического и социального.

2. Поведение и высшая нервная деятельность.

3. Социальная сущность человека. Социобиология. Биоэтика.

4. Окружающая среда и здоровье человека.

Методические указания.

Обратите внимание не только на те особенности организации и поведения человека, которые отличают его от других представителей животного царства, но также и те черты, которые либо унаследованы от его животных предков, либо, являясь такими же, как у животных, приобретены независимо от них в результате эволюционных параллелизмов.

Хотя природой Человека занимаются многие научные дисциплины, в том числе чисто гуманитарного характера, ее невозможно удовлетворительно понять без естественнонаучных данных, и особенно, данных антропогенеза и сравнительной анатомии, физиологии и этологии (науки о поведении).

Биологическое в нашей организации, и особенно, в поведении вызывает сложные и противоречивые чувства. Многое в этом отношении нам не нравится. Однако мы никогда не перестанем быть представителями животного царства по своим важнейшим характеристикам, и все, что мы можем сделать со своей биологической природой, это - облагородить ее с помощью нашей высокой культуры.

Контрольные вопросы

1. Что такое сознание и бессознательное?

2. В чём заключаются физиологические особенности человека?

3. Каковы различия между мужчинами и женщинами?

4. Что такое стресс?

5. Что такое биоэтика?

6. Почему возрастает роль этических аспектов науки?

7. Что такое социобиология?

ТЕМА 12. Человек, Биосфера и космические циклы

План

1. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

2. Глобальные проблемы человечества: проблема ресурсов, энергетическая, демографическая, продовольственная.

3. Концепция устойчивого развития. Учение о ноосфере.

4. Принципы универсального эволюционизма.

Контрольные вопросы

1. В чём смысл концепции ноосферы?

2. Почему В.И. Вернадский сравнивает деятельность разума человека с геологической силой?

3. Что такое экологическая проблема? Чем она отличается от экологического кризиса и экологической катастрофы?

4. Какие глобальные проблемы стоят перед человечеством? Какая, на ваш взгляд, наиболее острая из них?

5. В чём заключается проблема ресурсов? Каковы пути её решения?

6. В чём заключается демографическая проблема? Каковы пути её решения?

IV. ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Взаимосвязь естественной и гуманитарной культур. Путь к единой культуре.

2. Наука как феномен культуры. Цели и задачи науки. Структура науки. Отличие науки от других форм культуры. Связь науки с философией, религией, техникой.

3. Наука и научное познание. Развитие науки. Модели развития науки (Томас Кун, Имре Лакатос, Карл Поппер). Основные формы познания: эмпирическое и абстрактное. Научная картина мира.

4. Методы научного познания. Всеобщие методы. Общенаучные методы: эмпирические и теоретические. Частные научные методы.

5. Естествознание как единая наука о природе. Структура и закономерности её развития. Особенности современного естествознания.

6. Основные стадии познания природы: синкретическая, аналитическая, синтетическая, интегрально-дифференциальная.

7. Естественнонаучная картина мира и глобальные естественнонаучные революции.

8. Натурфилософия, её место в истории естествознания.

9. История естествознания. Период механического естествознания (XV-XVIII вв.).

10. История естествознания. Период эволюционных идей в естествознании

(XIX в.).

11. История естествознания. Период крушения механического естествознания и рождения универсальных теорий (конец XIX – начало XX вв.).

12. Естествознание в XX в. Научно-техническая революция XX в.

13. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

14. Системный взгляд на природу. Основные положения теории систем, кибернетики.

15. Структурные уровни организации материи: микромир, макромир, мегамир.

16. Порядок и беспорядок в природе. Хаос.

17. Взаимодействия. Принципы близкодействия и дальнодействия.

18. Пространство и время. Качественное многообразие форм пространства и времени.

19. Устройство Вселенной. Системная организация материи во Вселенной.

20. Эволюция Вселенной. Космическая шкала времени. Основные модели Вселенной.

21. Земля – планета Солнечной системы. Концепции развития Земли и её геосферных оболочек. Географическая оболочка Земли.

22. Внутреннее строение и история геологического развития Земли.

23. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы.

24. Физические картины мира: механистическая, электромагнитная, квантово-полевая, их характерные особенности.

25. Теория относительности: специальная (СТО) и общая (ОТО).

26. Причинность в современной физике. Динамические и статистические законы и теории.

27. Принципы современной физики. Принципы симметрии и законы сохранения энергии. Энтропия и принцип возрастания энтропии. Принцип соответствия. Принцип дополнительности. Принцип неопределённости.

28. Химическая картина мира. Учение о химических процессах. Реакционная способность веществ.

29. Структурные уровни живой материи. Особенности биологического уровня организации материи. Основные отличия живого от неживого.

30. Происхождения жизни на Земле. Основные теории возникновения жизни. Абиогенез.

31. Современная клеточная теория. Прокариоты и эукариоты. Строение клетки. Химический состав клетки. Углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты.

32. Обмен веществ. Фотосинтез. Хемосинтез. Биосинтез.

33. Принципы воспроизводства и развития живых систем. Основные формы размножения – половое и бесполое. Митоз и мейоз. Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

34. Основы генетики. Наследственность и изменчивость. Законы генетики. Хромосомы – материальные носители генетической информации. Генотип и фенотип. Генетика пола.

35. Эволюционное учение. История развития эволюционных идей. Первая теория эволюционного развития органического мира Ж.- Б. Ламарка. Основные идеи эволюционного учения Ч. Дарвина. Теория естественного отбора.

36. Современное эволюционное учение. Синтетическая теория эволюции и её основные положения. Микроэволюция. Макроэволюция. Коэволюция. Генетика и эволюция.

37. Основные этапы развития живой природы. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Структура биологического разнообразия. Воздействие человека на биоразнообразие и его сохранение.

38. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Структура и эволюция биосферы. Основные функции живого вещества в биосфере. Биогеохимические циклы в биосфере. Человек, биосфера и космические циклы.

39. Учение о ноосфере. Ноогенез. Ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе.

40. Глобальные экологические проблемы. Охрана биосферы как одна из современных важнейших задач человечества. Концепция устойчивого развития.

41. Эволюция человека как антропосоциогенез. Стадии развития человека и их характеристика. Взаимоотношения человека с природой.

42. Человек как биосоциальное существо. Морфологическая уникальность человеческого организма. Онтогенез человека, его деление на периоды. Половой диморфизм.

43. Поведение и высшая нервная деятельность человека. Структура человеческой психики. Сознательное и бессознательное. Эмоции. Стресс, его причины и значение.

44. Окружающая среда и здоровье человека. Факторы среды, влияющие на здоровье человека. Типы загрязнения и их влияние на здоровье человека.

45. Социальная сущность человека. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилёва. Творчество, работоспособность. Биоэтика.

46. Синергетика – теория самоорганизации, её основные положения. Концепции саморазвития и саморегуляции материи. Принципы универсального эволюционизма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: