С помощью методики «Краткий отборочный тест» (КОТ)




Исследование уровня общих способностей

 

Для определения количественного уровня интеллекта ис­пользуют краткий отборочный тест (КОТ).

КОТ является адаптацией теста Вандерлика и направлен па выявление интегрального показателя «Общие умственные способности». Интегральный показатель теста связан с обучаемостью, кото­рая «характеризует познавательную активность человека, его возможности к усвоению новых знаний, действий и сходных форм деятельности». Помимо этого КОТ преду­сматривает диагностику некоторых «критических точек интел­лекта»:

Способности обобщения и анализа материала устанавливаются на основе выполнения заданий на пословицы. Эти задания требуют абстрагирования от конкретной фразы и перехода в область интерпретации смыслов, установления их пересечений и нового возврата к конкретным фразам (21, 24, 26, 30, 34, 36, 43, 47, 48).

Гибкость мышления. Если испытуемый неправильно выполняет задания этого типа (2, 9, 11, 14, 19, 28, 35, 38, 41), можно предположить о ригидности мышления.

Инертность мышления и переключаемость. Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте. Чередование различных типов заданий в тесте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.

Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость. Мышление должно быть активно направлено на объект, задачу. Ряд заданий теста снижает показатель теста у лиц, склонных к эмоциональной деструкции мыслительных процессов (24, 27, 31, 46). Такие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы быть направленными на объект, то есть на задачу.

Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания определяются заданиями №8 и 13. Они выявляют способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основное содержание, сопоставлять цифры, знаки и т.п.

Употребление языка, грамотность может быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком, элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита) (1, 3, 4, 5, 6, 7, 16, 23, 25).

Ориентировка устанавливается благодаря анализу стратегии выбора испытуемым задач для решения. Одни решают все задачи подряд. Другие - только те, которые легки и решаются ими быстро. Определение легкости решения очень индивидуально. Здесь к тому же проявляются склонности тестируемых. Некоторые из них просматривают напечатанные на данном листе задания теста и выбирают сначала задачи математические, имеющие числовое содержание, а другие, пользуясь этой стратегией, предпочитают задачи вербальные.

Пространственное воображение характеризуется по решению четырех задач, предполагающих операции в двухмерном пространстве (17, 29, 32, 49).

Математические способности (10, 12, 15, 18, 20, 22, 23, 27, 31, 33, 37, 39, 40, 42, 44, 45, 46, 50).

Хотя в тесте и выделяются вышеперечисленные факторы, однако давать количественную оценку каждому фактору в рамках данного теста не рекомендуется. Эти факторы лучше использовать для качественной оценки работы испытуемого и для дальнейшей коррекционной работы с ним. Тест позволяет продумать рекомендации для развития тех аспектов интеллекта, из-за которых медленно или неправильно выполнены соответствующие задания. Например, если испытуемый не выполнил задания №10, 13, ему нужно рекомендовать упражнения, развивающие концентрацию и распределение внимания. Если испытуемый плохо справляется с заданиями типа №2, 5, 6, то в этом случае ему поможет чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и т.п., а также полезно решать лингвистические задачи. Если испытуемый плохо выполнил числовые задачи, то для развития соответствующего свойства полезны сборники головоломок. В случае, когда у испытуемого вызывали проблемы задачи, требующие пространственного представления, важна тренировка концентрации внимания на разнообразных объектах, с последующим преобразованием их образов в представлении.

Данную методику целесообразно использовать при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования.

Цель исследования: определить количественный уро­вень интеллекта.

Экспериментатор дает испытуемому инструкцию и текст методики. После чтения инструкции и знакомства испытуемого с образ­цами выполнения заданий экспериментатор подает сигнал к выпол­нению теста, засекает время и по истечении 15 минут прекращает выполнение теста.

Инструкция испытуемому: «Вам предлагается несколько про­стых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее.

Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:

· «Быстрый» является противоположным по смыслу слову: 1 — тяжелый, 2 — упругий, 3 — скрытный, 4 — легкий, 5 — медленный.

· Бензин стоит 44 копейки за литр. Сколько стоит 2,5 литра?

· Минер-минор. Эти два слова являются: 1 — сходными, 2 — про­тивоположными, 3 — ни сходными, ни противоположными по зна­чению.

Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 воп­росов. На выполнение теста дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо — пользуйтесь бумагой для записи. О том, что Вам непонятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста отвечать на Ваши вопросы я не буду. После команды переверните страницу и начните работать. Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложи­те ручку.

Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите коман­ды. Начали!».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: