ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предлагаемая унифицированная форма состоит из двух основных разделов. Первый содержит варианты двигательного статуса больных с различными формами ДЦП, перечень основной неврологической симптоматики, хирургических и ортопедических тестов и в этой части коррелирует с картами, используемыми в неврологических и хирургических отделениях (Приложение - вкладыш к форме 42-У). Две графы первого раздела предполагают оценку состояния больного до и после лечения. Второй основной раздел - «Назначения врача ЛФК».
Оценка двигательного статуса больного ДЦП
Уровень двигательного развития больного ребенка определяет способность его сохранять вертикальное положение - сидя, стоя или в ходьбе. При наличии способности к самостоятельной ходьбе визуально оценивается рисунок ходьбы, наличие колебаний туловища, положение стоп в момент опоры и способность к координации верхних и нижних конечностей (1.1) Одновременно регистрируются визуальные проявления, длительного влияния патологических тонических рефлексов, которые затем уточняются при непосредственном осмотре на кушетке, гиперкинезов той или иной части тела. По данным осмотра врача-невролога отмечается наличие патологических синдромов, влияющих на определение режима нагрузки, продолжительности занятий и периода адаптации, являющихся основанием для ограничения или исключения из программы ряда физических упражнений. (1.2)
Важным разделом является оценка мышечного тонуса (1.3), который оценивается совместно с врачом-неврологом и определяет направленность мероприятий физической реабилитации.
Длина конечностей (1.5) и осанка ребенка (1.4), включая оценку положения плечевого пояса и таза, важны для определения индивидуального комплекса мер физической реабилитации больному с любой формой ДЦП. Однако, для пациентов сгемипаретической формой ДЦП или спастической диплегией с выраженной сторонностью эти данные имеют особое значение. Так, например, выявление врачом-ортопедом у больного укороченияверхней или нижней конечности, особенно у детей младшего возраста, потребует применения трофического массажа с использованием специальных приемов, стимулирующих рост конечности. Одновременно потребуется решить вопрос о необходимости компенсации укорочения, поскольку освоение или совершенствование ходьбы должны осуществляться в правильном положении вышележащих отделов, которое обеспечивают, в том числе, равные по длине конечности.
Оценка объема движений в суставах конечностей (1.6) позволит не только определить локальные задачи по его восстановлению в случае выявления каких-либо ограничений, но и определить или подтвердить ведущую причину тех или иных нарушений походки. Для определения объема движений в суставах используются классические исходные положения, принятые в ортопедии и ЛФК.
Вместе с тем, для специалиста ЛФК имеет значение не только конечный объем движения в каком-либо суставе, но, например, при спастических формах ДЦП учитывается усилие, прилагаемое к дистальному отделу конечности при оценке движения, которое указывает на присутствие спастического тонуса в тестируемых мышцах, требующее коррекции, и должно быть учтено при составлении программы. При гипотонии и дистонии, наоборот, необходимо обследовать сустав на наличие в нем обратной деформации (рекурвации), и обеспечить сохранение его нормального или сгибательного положения во время процедуры путем использования укладок, мешочков или рукой методиста.
Диагностические тесты
Обязательным условием при оценке двигательного статуса является диагностическое тестирование на предмет определения органических контрактур в суставах конечностей. Диагностические тесты (1.7) используются в хирургии для оценки степени контрагирования мышц нижних конечностей. При выявлении положительного результата тестирования в суставах нижних конечностей мероприятия ЛФК либо ограничиваются в этой зоне, либо отменяются, как способные усугубить ситуацию. Соответственно, изменяется программа реабилитации. Лечебное воздействие перемещается на другой уровень и изменяется его содержание. К примеру, при определении показаний к хирургической коррекции сгибательной контрактуры коленного сустава, в период подготовки к оперативному лечению проводятся мероприятия по формированию мышечного корсета туловища (массаж, ЛГ, тренажерные устройства), увеличение объема движений и опор-ности верхних конечностей, в том числе лечение положением. В этот период внимание методиста акцентируется на использовании различных видов дыхательных упражнений.
Ректус-тест характеризует зависимость наклона таза от растяжения спастичной прямой мышцы бедра. Больного укладывают так, чтобы его голени свободно свисали с края плоскости. При наличии спастически укороченных двусуставных прямых мышц бедра, голени не свисают свободно, как в норме, а коленные суставы продолжают оставаться в положении некоторого разгибания. Укороченные прямые мышцы вызывают наклон таза и вторичный гиперлордоз поясничного отдела позвоночника, который усиливается при попытке согнуть колени хотя бы до прямого угла. Если расстояние между вершиной лордоза и плоскостью больше 5-6-см. и он резко увеличивается при сгибании колена, тест считается положительным. Особенно резко ректус-тест проявляется в положении стоя на коленях, например, на стуле, держась руками за спинку.
Положительный Хамстринг-тест указывает на органические изменения преимущественно в мышцах - внутренних сгибателях коленного сустава - нежной, полусухожильной и полуперепончатой, которые являются также двусуставными и разгибают тазобедренный и сгибают коленный сустав, а при согнутом колене производят внутреннюю ротацию. Проверяется лежа на спине с выпрямленными ногами. Исследующий сгибает ногу больного в тазобедренном суставе до угла 90 градусов, после чего пассивно разгибает колено, прижимая противоположную ногу к кушетке. Если угол возможного пассивного разгибания колена не превышает 100- 110 градусов (при тяжелой степени 90-85 градусов), то тест считается положительным. В норме он составляет 140 - 170 градусов.
Трицепс-тест: больной лежит на животе с выпрямленными ногами. Исследующий сгибает колено больного и корригирует эквинус стопы до 90 градусов. Затем разгибает колено больного. Если за эквинус ответственна только икроножная (двусуставная) мышца, то при разгибании колена он появляется вновь и с трудом поддается коррекции или она становится невозможной. Эквинус стопы, которыйне зависит от сгибания и разгибания колена, обусловлен спастической контрактурой камбаловидной (односуставной) мышцы. Иногда при трицепс-синдромеэквинус проявляется только в положении стоя и отсутствует в положении лежа. Тогда он является проявлением патологического тонического рефлекса и, по-видимому, его целесообразно корригировать протезными или ортопедическими средствами, но не хирургическими.
Аддукторный тест: больной, лежа на спине, сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, соединив пятки на поверхности кушетки. Исследователь пассивно разводит бедра и измеряет расстояние между вершинами мыщелков бедер. Если расстояние меньше 40 см., то тест считается положительным, причиной является укорочение спастичныходносуставных приводящих мышц бедер, а нежная мышца нейтрализована сгибанием коленных суставов. Участие нежной мышцы тестируется с разведением ног, согнутых в тазобедренных и максимально выпрямленных в коленных суставах (тест Эванса) или разведением прямых ног.
Как правило, у самостоятельно передвигающегося больного с наличием того или иного положительного тестарисунок ходьбы характеризуется суммой типичных для него признаков, и тогда тест имеет название аналогичного синдрома(описано в специальных руководствах для ортопедов и хирургов).
При выявлении положительного того или иного теста больному потребуется консультация ортопеда для решения вопроса о дальнейшем способе лечения.
Оценка в этапах физического развития
По-видимому, при детском церебральном параличе говорить о потере мышечной силы, как о причине ограничения объема движений в суставе неправомерно. Это свойственно только параличам паралитическим, где прерван или поврежден конечный - эфферентный путь, а следует говорить о нарушении координации движенийдискоординации, дискинезии (от греч. dys... или лат. dis...- приставка, означающая затруднение, нарушение, утрату чего-либо). Следовательно, учитывая, что понятие «сила мышц» имеет относительное значение, для оценки эффективности проведенного лечения широко используется «5-балльная система оценки этапов физического развития больного детским церебральным параличом». С ее помощью определяется соответствие двигательных возможностей больного ДЦП этапам физического развития здорового ребенка до 1 года, которые завершаются 8-м этапом - «Ходьба».
Таблица оценки этапов физического развития больного ДЦП построена фактически по 6-балльной системе, поскольку «О» также является оценкой, отражающей отсутствие признаков напряжения мышц при попытке выполнить движение в каком-либо суставе.
Оценка 1 в каждом этапе - характеризует попытку выполнения того или иного действия, сопровождающегося напряжением мышц и отсутствием действия;
2 - действие выполнимо в неполном объеме или при создании облегченных условий (исключение тяжести упражняемой конечности);
3 - движение выполняется в полном объеме, но поза удерживается непродолжительно и с видимыми нарушениями;
4 - движение выполняется в полном объеме, возможны негрубые нарушения позы.
5 - норма.
Если в результате лечения двигательные возможности больного стали соответствовать более высокому уровню (в баллах), то это свидетельствует не только об улучшении в его состоянии, но одновременно описание следующих «оценок» определяет конкретные задачи дальнейшего направления эволюционной гимнастики. Кроме того, каждый освоенный этап является исходным положением для выполнения различных физических упражнений.
Например, ребенок на 7 этапе (вертикальная стойка) может стоять с опорой на костыли или канадские палочки (оценка 2 балла). Значит, ближайшей задачей является освоение следующей ступени 7 этапа - обучение стоянию без дополнительных опорных средств. С этой целью, применяя адекватные приемы и методики, предварительно осваиваются перенос веса тела на опорную ногу, например, у стены, покачивания и прыжки на 2-х ногах на батуте и т.д. Решение этих задач позволит повысить функциональные возможности ребенка и оценить их на 3 балла.
Раздел «Назначения врача ЛФК»
В структурно-функциональном созревании мозга ребенка среди прочих факторов ведущую роль играет эндогенный механизм - двигательная афферентация. Для решения задач лечебной физкультуры, являющейся патогенетически обоснованным лечением при ДЦП и нацеленной на нормализацию всех сторон двигательной деятельности ребенка, применяются различные системы лечебной гимнастики с соблюдением определенных условий. Так, в занятия (индивидуальные и групповые) включаются игровые ситуации, используются специальные приспособления, занятия строгодозируются по времени, не допускается выраженное утомление ребенка или ослабление его внимания. К основным условиям также относятся: обязательное расслабление мышц перед началом пассивной и активной гимнастики; чередование физических упражнений с дыхательной гимнастикой; сопровождение упражнений словами, содержащими объяснения характера и правильность его выполнения с целью формирования нормализованной «схемы тела» - схемы поз и движений.
Так, аналитическая (суставная) гимнастика нацелена на:
- расслабление отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах;
- обучение активному напряжению определенных мышц;
- формирование правильных координаторных взаимоотношений мышц-антагонистов.
Вместе с тем, указанная система не учитывает общее двигательное развитие ребенка. В настоящее время аналитическая гимнастика имеет ведущее значение в работе с больными раннего возраста и в раннем восстановительном периоде после хирургической коррекции деформаций.
Система функциональных тренировок, разработанная профессором Пето (1945 - 1967) скорее являющаяся методикой воспитания, чем лечения, основывается не на подавлении патологического двигательного стереотипа, а приспособлении его для выполнения поставленных задач. Основной ее целью является выработка двигательных стереотипов и не придается особого значения выработке изолированных движений, однако, в качестве дополнительных мероприятий выполняются упражнения на укрепление мышц туловища.
Широко используется методика В. et К. Bobath, которая основана на фило- и онтогенетических закономерностях развития двигательных функций здорового ребенка. Указанная система лечебной гимнастики применяется при всех формах ДЦП, начиная с раннего возраста.Методика основана на использовании «рефлекс-запрещающих» позиций, развитии на этой основе произвольных движений и равновесия, освоении ребенком определенных поз, с помощью которых осуществляется переход в вертикальное положение (см. «Задачи эволюционной гимнастики»).
У детей с ДЦП установлена зависимость между длительным влиянием патологических тонических рефлексов - ЛTP, СШТР и формированием контрактур и деформаций нижних конечностей. По этой причине при выявлении патологических тонических рефлексовприменяется специальная гимнастика, направленная на их «гашение» или «подавление», независимо от возраста ребенка.
Одним из современных направлений является использование во время занятий специальных приспособлений для комплексного сенсорно-моторного развития, таких как проведение занятий в условиях дозированного использования по специальной схеме «Сенсорной комнаты», прибора «Музыкальный луч», групповых занятий в специально оборудованном кабинете для реабилитации руки.
Различные виды массажа, в том числе дифференцированный массаж, который всегда сочетается с лечебной гимнастикой и лечением положением, при лечении детей с ДЦП выполняется, начиная с раннего возраста. С 1991 года широко применяется метод динамической проприоцептивной коррекции двигательных нарушений с использованием модификации костюма космонавта у детей с ДЦП. Его конструкция позволяет создавать нормализованную вертикальную позу у ребенка с помощью резиновых амортизаторов. Использование специальных стремян на передний отдел стопы позволяет добиваться улучшения положения, опорности и функции нижних конечностей, развивать на этой основе новые нормализованные движения.
Метод локальной гипотермии - наложение ледяных аппликаций (мешочков, наполненных ледяными крошками) на двигательные точки спазмированных мышц нижних конечностей. Парабиотизирующее действие льда на систему проприорецепторов данной мышцы, тормозит исходящую от них патологическую импульсацию в соответствующие мозговые структуры, а проводимые сразу после этого физические упражнения способствуют развитию более правильного физиологического двигательного акта. Расслабление мышц усиливается чередованием ледовых аппликаций со сменяющими их горячими аппликациями (влажное горячее полотенце).
Таким образом, раздел «Назначения врача ЛФК» содержит набор современных основных и вспомогательных средств ЛФК, используемых в реабилитации больных с различными формами детского церебрального паралича, отражает форму проведения занятий, режим нагрузки и т.д.
Сгруппированные в нем варианты рекомендуемых приемов и методик позволяют ускорить процесс разработки индивидуальной программы физической реабилитации, так как в нем в сжатой форме сформулированы основные задачи эволюционной и аналитической гимнастик, перечни наиболее используемых видов массажа и лечения положением. В разделе представлены перечни методик и специальных приемов расслабления, приведены примеры средств сенсорного воспитания пациентов, ортопедических приспособлений и тренажерных устройств.
Таким образом, использование унифицированной формы
- вкладыша в утвержденную учетную форму 42 позволяет:
более рационально организовать работу врачей ЛФК; повысить качество заполнения и информативность медицинской документации;
облегчить процесс формирования индивидуальной программы физической реабилитации для каждого больного и контроль её выполнения;
объективизировать оценку эффективности лечения.
Унифицированная форма медицинской документации - это всего лишь схема. Как и любая схема, она может быть только основой для выбранного направления, поскольку каждый ребенок нуждается в индивидуальной терапии. Поэтому, несомненно, кроме определения врачом ЛФК индивидуальной программы физической реабилитации конкретному больному на данном этапе, большое значение имеет подготовка методиста и его опыт, позволяющий в определенных ситуациях применять различные приемы из разных методик.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ СТАТУС БОЛЬНОГО ДЦП.
Поступил Выписан
1. 1 Больной самостоятельно:
- Не сидит, не стоит, не ходит_____________
- Сидит (неустойчиво, удовлетворительно, уверенно)
- Стоит неустойчиво,удовлетворительно, уверенно
- Передвигается с доп. опорой____________
- Ходит самостоятельнопоходкойс колебаниями туловища (фронтальными, саггитальными, вертикальными)___
- с внутренней (наружной) ротацией бедер (справа, слева)
- с опорой на стопы в положении__________
- координация движений верхних и нижних конечностей (отсутствует, нарушена,удовлетворительная)
1. 2 Выражено влияние:
- ЛТР СШТРАШТР
- Гиперкинезы(шеи, туловища, в/к, н/к)_________
- Патологические синкинезии(глобальная,
имитационная, координационная)__________________
- Пат.синдромы:гипертензионный
(____ мес., лет назад), судорожный,
мозжечковый____________________________
1.3 Мышечный тонус нормальный, спастический, ригидный, гипотоничный, дистоничный
1. 4 ОСАНКА; нормальная, сутуловатость, круглая
Выписан
спина, кругло - вогнутая, плоская, плоско-вогнутая Кифоз грудного отдела не сформирован, выражен
умеренно, тотальный кифоз,_______________________
Лордоз поясничного отдела не сформирован,
выражен умеренно, гиперлордоз______________
Нарушение осанки, сколиоз 1, П, Ш, 1У степени (гравитационный, миотический, дискогенный).
Положение плечевого пояса правильное,
симметричное________________________________
асимметричное - выше правое (левое) плечо
Подвижность не ограничена (ограничена)
Плечи приведены, ротированы внутрь (наружу)
Положение таза правильное, симметричное______
Перекос вправо (влево), выражен умеренно (резко)
1.5 ДЛИНА КОНЕЧНОСТЕЙ: анатомическая___
относительная________ функциональная_________
Верхниходинаковая, укорочение правой (левой)
на___ см
Нижних одинаковая, укорочение правой (левой) на см
1.6 ДВИЖЕНИЯ В СУСТАВАХ:
Сустав | Правый | Левый | ||
Ограничено | Контрак тура (град) | Ограничено | Контрактура (град) | |
Плечевой | Отведение Нар.ротацияВнутр. ротация Дв. вверх | Отведение Нар.ротацияВнутр. ротация Дв. вверх | ||
Локтевой | Разгибание Супинация | Разгибание Супинация | ||
Л/запястный | Отведение Экстензия | Отведение Экстензия | ||
Опора: | На кулак На кисть | На кулак На кисть | ||
Б. палец | Приведен, Отведение | Приведен, Отведение | ||
Т/бедренный | Приведение Отведение Сгибание Разгибание Нар.ротация Внутр. ротац. | Приведение Отведение Сгибание Разгибание Нар.ротация Внутр. ротац. | ||
Коленный | Сгибание Разгибание | Сгибание Разгибание | ||
Г/стопный | Сгибание Разгибание | Сгибание Разгибание |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ: Выписан
Хамстринг-тест
Ректус-тест
Трицепс-тест:
- с согнутой ногой
- с выпрямленной Аддукторный:
- с согнутыми ногами
- с прямыми ногами
1. 8 ОЦЕНКА ЭТАПОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (в баллах)
1. Стабилизация положения головы | Поступил | Выписан |
Не удерживает | ||
Пытается приподнять | ||
Приподнимает незначительно, не удерживает | ||
Приподнимает, удерживает 5 счетов, возможно непроизвольное отклонение головы в сторону, наклон | _ | |
Приподнимает в полном объеме, возможны свободные повороты | ||
Норма | ||
2. Торзии | ||
Поворота нет | ||
Пытается, приподнимает надплечье и руку, противоположную повороту | ||
Выполняет поворот «блоком» | ||
Поворот с элементами «торзии», возможно через положение сидя, с опорой на руки | _ | |
Поворот выполняет свободно, с наличием «торзии» | ||
Норма | ||
3. Развитие свободного сидения | ||
а) из положения лежа на спине | ||
Не садится | ||
Садится на пятки или с поворотом тулов.на бок или живот с опорой на руки | ||
Садится с опорой на руки и фиксацией ног | ||
Садится с фиксацией ног | _ | |
Салится с прямыми ногами без помощи рук с незначительной фиксацией но г | ||
Норма | ||
б) сидя на стуле или кушетке | ||
Не удерживает положение сидя | ||
Сидит с поддержкой | ||
Сидит, касаясь пола ногами, по-турецки сидит неустойчиво с отягощением на коленях, колени высоко подняты. | ||
Сидит на кушетке удовлетворительно, по-турецки -самостоятельно, но с круглой спиной, колени высоко подняты. | ||
Сидя выполняет различные движения руками и ногами, сидя по-турецки выполняет повороты, положение рук и ног порочное. | ||
Норма. | ||
4. а) Вставание на четвереньки и стойка на четвереньках | ||
Пытается приподняться, приподнимая таз, колени согнуты | ||
Поднимает таз, стоит с опорой на предплечья и колени. | ||
Стоит с опорой на прямые руки, сидя на пятках, опора на кулак. | ||
Встает правильно, стоит устойчиво, пальцы рук согнуты. | ||
Встает и стоит правильно, но пальцы рук полусогнуты, переносит вес тела. | ||
Встает правильно, стоит устойчиво, выдерживает сопротивление. | ||
б) Трехопорное и двухопорное стояние | ||
Не выполняет. | ||
В трехопорной стойке неустойчив, опускается на пятки. Пальцы сжаты в кулак нога ротирована внутрь, разгибание в r/бедренном суставе неполное, удерживает 5 счетов | ||
Трехопорную стойку выполняет, приподнимая голени, ротируя бедра внутрь, пытается выполнить двухопорную стойку. | ||
Трехопорную стойку выполняет, но ноги ротировааны внутрь, двухопорную удерживает до 5 счетов, так же ротируя ноги. | ||
Выполняет с полной амплитудой активные движения вперед, назад. | ||
Выполняет правильно, выдерживает сопротивление. | ||
5. Передвижение на четвереньках | ||
Не передвигается | ||
Передвигается вперед, некоординированно - выбрасывая руки и подтягивая одновременно обе ноги или - движения рук и ног выполняет поочередно, но опора на кисти, сжатые в кулак, ноги ротированы внутрь. | ||
Передвигается вперед некоординированно, часто падает, пальцы рук согнуты. | ||
Вперед - правильно, назад - некоординированно, бедра ротированы внутрь. | ||
Передвигается правильно вперед и назад. | ||
Правильно в любом направлении, ритмично, реципрокно. | ||
6. а) Стойка на коленях | ||
Не стоит. | ||
Стоит с поддержкой в области тазобедренных суставов. | ||
Стоит у опоры, тазобедренные суставы полусогнуты, таз наклонен вперед, отмечакется поясничный гиперлордоз | ||
Стоит самостоятельно, широко расставив колени, балансируя руками. | ||
Стоит самостоятельно, выпрямившись, удерживая руками предмет. | ||
Стоит прямо устойчиво, выполняет повороты, перенос веса тела в различных направлениях - вперед, назад, в стороны. | ||
б) Ходьба на коленях | ||
Не ходит | ||
Пытается, приподнимает одно колено, приседает при этом на пятки, падает. | ||
Идет только вперед, балансирует руками (3-5 шагов), часто падает, таз наклонен вперед, бедра ротированы внутрь. | ||
Ходит вперед, балансируя руками, назад - часто падая, таз поворачивает в сторону движения, усиливает внутреннюю ротацию бедер. | ||
Вперед - удовлетворительно, назад-неустойчиво, небольшая ротация бедер, руки свободны | ||
Ходит координировано. | ||
в) Вынос ноги вперед, переход в вертикальное положение | ||
Движение не выполняет | ||
Пытается, руками опирается на пол, садится на пятку. Держась за опору подтягивает обе ноги. | ||
Может вынести ногу наполовину, резко наклонившись, опора на носок, у опоры встает в вертикальную стойку сразу на обе ноги. | ||
Выносит без доп. опоры, стопа в порочной позе, выпрямляется, но неустойчив | ||
Выносит ногу, встает самостоятельно, нагружает обе стопы, но опорную ногу ставит на носок | ||
Свободно выносит ногу, стоя на одном колене выполняет повороты корпуса, движения руками, перенос веса. В вертикальную стойку встает свободно. | ||
7. Вертикальная стойка | ||
Не стоит | ||
Стоит с дополнительной опорой в лонгетах или ортопедических аппаратах. | ||
Стоит с опорой на костыли или канадские палочки. | ||
Стоит без опоры, балансируя. Пытается стоять на I ноге, прыгать на 2-х ногах. | ||
Стоит устойчиво, нагружая более сохранную ногу. На больной ноге стоит до 5 счетов, подпрыгивает на двух ногах до 3-х раз. | ||
Стоит устойчиво, выполняет повороты и наклоны корпуса, стоит на 1 ноге, подпрыгивает на месте и с продвижением вперед. |
8. Ходьба
Не ходит. | ||
Передвигается в брусьях или ходилках, перенос веса тела отсутствует, по лестнице не ходит. | ||
а) перебежки от опоры к опоре, балансируя. По лестнице держась 2 руками. б) ходит с опорой (страховкой), возможен перенос веса тела с одной ноги на другую, ноги в порочной позе, неритмично, по лестнице - держась 2 руками. | ||
Ходит, балансируя руками 3-10 шагов, ноги в порочной позе, опора на всю стопу, переносит вес, ходьба неритмична, возможны фронтальные и саггитальные колебания туловища. | ||
Ходит самостоятельно, возможен перекат, под контролем - ритмично, координировано, по лестнице - держась одной рукой. | ||
Ходьба с перекатом, координированная, в заданном темпе, по лестнице - без дополнительной опоры, небольшая ротация бедер внутрь. |
9. Функции верхних конечностей
|
Индивидуальные особенности двигательного статуса больного:
РАЗДЕЛ П. НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА ЛФК.
а) Нагрузка: малая, средняя, значительная.
Дых.упр. 1: 2, 3, 4______________________________________________
б) Способ проведения ЛФК: Занятия Индивидуальные Групповые
2. 1 МАССАЖ
ежедневно, ч/день, № _______, использовать мазь___________________
2. 1. 1 Классический общий, на обл._______________________________
2. 1. 2 Сегментарный (для верхн. конечностей, нижних, полный)
2. 1. 3 Трофический на область___________________________________
2. 1. 4 Точечный: тормозной метод в точках________, стимулир.______
2. 1. 5 Системный точечный по К. А. Семеновой____________________
2. 1. 6 по Монакову____________________________________________
2. 1.7________________________________________________________
2. 2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛГ:
Задачи аналитической ЛГ и массажа:
- Расслабление мышц: Аддукторов бедер (DS) Четырехглавых бедер (DS) Больших грудных (DS) Трехглавых голеней (DS) Сгибателей голеней (DS)_____________________________
- Укрепление мышц: Спины________ Живота (прямых, косых),
Ягодичных S) Четырехглавых бедер (DS) Трехглавых голеней (DS) Тыльн. сгиб, стоп (DS) Наружных ротаторов бедер (DS) Сгибателей голеней (DS) Разгибателей верхи, конечностей (DS) Квадратных мышц поясницы
- Увеличение объема движений в суставах: тазобедренном, голеностопном, коленном…
Выполнять: пассивно, пассивно-активно с сопротивлением движения в:
- Тазобедренном: сгибание, разгибание, наружная ротация, отведение;
- Коленном: сгибание, разгибание;
- Голеностопном: сгибание, разгибание, супинация;
- Суставах стопы: пронация, супинация, отведение, приведение.
- Увеличение подвижности плечевого пояса, стабилизация положения лопаток;
Плечевом суставе (сгибание, разгибание, поднимание руки вверх, отведение, наружная ротация);
- Локтевом суставе (сгибание, разгибание, супинация, пронация предплечья);
- Лучезапястном (экстензия, отведение, приведение кисти).
ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА
на подавление влияния:
- патологических тонических рефлексовЛТР, СШТР, АШТР
(лежа, сидя, стоя, в ходьбе)
- гиперкинезовшеи, туловища, верхних, нижних конечностей
(ИП лежа, сидя, стоя, в ходьбе)
- синкинезий
С целью нормализации деятельности вестибулярного анализатора, зрительного анализатора, тактильной чувствительности:
- глазо-двигательгая гимнастика;
- ЛГ в «Сенсорной комнате» №______, ежедн., ч/день. Цель:_____
- ЛГ с использованием прибора «Музыкальный луч»
- ЛГ в кабинете реабилитации руки. Цель:___________
С целью нормализации положения:
- Плечевого пояса
- Плеча D S
- Локтевого сустава DS (кор. рекурвации, сгибательной установки)
- Предплечья DS (кор. пронаторной, сгибательной установки)
- Кисти DS (кор. приводящей установки, тыльного и ладонного сгибания)
- Позвоночника - коррекция кифоза, гиперлордоза сколиоза,
ИП: лежа, сидя, стоя
Использовать упражнения симметричные, асимметричные
- Бедер - коррекция внутренней, наружной ротации, приведенияDS
- Коленного сустава - кор. рекурвации, сгибательной установки DS
- Стоп DS___________________ установки варусной, вальгусной,
эквинуса
2. 4 ЭВОЛЮЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (в этапах физического развития):
2. 4. 1 Стабилизация положения головы (из ИП лежа, сидя, стоя, входьбе).
2. 4. 2 Развитие торзии (ИП лежа, сидя, стоя, в ходьбе).
2. 4. 3 Развитие опорности верхних конечностей (лежа, сидя, стоя).
2. 4. 4 Обучение присаживанию (начиная с рук, начиная с ног), сидению с прямыми ногами, согнутыми, «по-турецки», вставанию со стула, тренировка равновесия в положении сидя, с предметами
2. 4. 5 Вставание на четвереньки, трехоп. стойка, двухопорн. (устойчивая пов - ть, неустойчивая).
2. 4. 6 Передвижение на четвереньках вперед, назад, в любом направлении.
2. 4. 7 Стойка на коленях (коррекция позы, повороты, перенос веса тела на 1 колено).
2. 4. 8 Ходьба на коленях - участие в/конечн., коррекция позы, тренировка равновесия
2. 4. 9 Развитие опорной функции нижних конечностей - правой левой (ИП лежа, сидя, стоя).
2. 4. 10 Вынос ноги, стоя на коленях (у опоры, без доп. опоры, без поддержки).
2. 4. 11 Вертикальная стойка (с доп. опорой)без доп. опоры, перенос веса тела, тренировка шага вперед, назад, в стор.).
2. 4. 12 Ходьба с доп. опорой, (брусья, ходилки, 4-х опорные трости, тренажер для ходьбы), без дополнительной опоры.
2.4.13. Улучшение рисунка ходьбы, обучение ходьбе с перекатом, координации движений верхн. и н/конечностей, в различном темпе, по лестнице (вверх, вниз), различные виды ходьбы, тренировка равновесия, устойчивости.
2.4.14. Развитие функции верхних конечностей:
- захвата кисти - крюковидного, цилиндрического, трехточечного, двухточечного
- предметно-манипулятивной деятельности,
- мелкой моторики,
- координации «глаз-рука»
2. 5 ЛОКАЛЬНАЯ ГИПОТЕРМИЯ
на обл.____________ №______ е/дн., ч/день
2. 6. ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ:
Мячи (медбол, большого диаметра, «ежики»), резиновые бинты, гимнастические палочки, утяжелители в виде наполненных мешков, манжет на обл. гантели
2.7. ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЕМ:
а) Укладки_________ с целью коррекции_________ '________________
ИП: ________________________________________________________
б) Фиксации____________ лонгеты на Н/К, В\К, воротник, бандаж
на обл._______________________________________________________
в) Метод динамическойпроприоцептивнойкорркции №_______, ежедн.,
продолжительностьть занятия с_____ до мин. (Натяжения обозначаются
на специальной схеме ЛНК).
2. 8 ТРЕНАЖЕРНЫЕ устройства (задачи):
7. 1 Батут, батутная дорожка____________________________________
7. 2 Бегущая дорожка__________________________________________
7. 3 Ортостатический (поворотный) стол__________________________
7. 4 Монорельсовая дорога___________________________________
7. 5 Ун