ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Предлагаемая унифицированная форма состоит из двух основ­ных разделов. Первый содержит варианты двигательного стату­са больных с различными формами ДЦП, перечень основной неврологической симптоматики, хирургических и ортопедичес­ких тестов и в этой части коррелирует с картами, используемы­ми в неврологических и хирургических отделениях (Приложе­ние - вкладыш к форме 42-У). Две графы первого раздела пред­полагают оценку состояния больного до и после лечения. Вто­рой основной раздел - «Назначения врача ЛФК».

Оценка двигательного статуса больного ДЦП

Уровень двигательного развития больного ребенка опреде­ляет способность его сохранять вертикальное положение - сидя, стоя или в ходьбе. При наличии способности к самостоятель­ной ходьбе визуально оценивается рисунок ходьбы, наличие колебаний туловища, положение стоп в момент опоры и спо­собность к координации верхних и нижних конечностей (1.1) Одновременно регистрируются визуальные проявления, длительного влияния патологических тонических рефлексов, которые затем уточняются при непосредственном осмотре на кушетке, гиперкинезов той или иной части тела. По данным осмотра врача-невролога отмечается наличие патологических синдромов, влияющих на определение режима нагрузки, про­должительности занятий и периода адаптации, являющихся основанием для ограничения или исключения из программы ряда физических упражнений. (1.2)

Важным разделом является оценка мышечного тонуса (1.3), который оценивается совместно с врачом-неврологом и опре­деляет направленность мероприятий физической реабилитации.

Длина конечностей (1.5) и осанка ребенка (1.4), включая оценку положения плечевого пояса и таза, важны для опреде­ления индивидуального комплекса мер физической реабилита­ции больному с любой формой ДЦП. Однако, для пациентов сгемипаретической формой ДЦП или спастической диплегией с выраженной сторонностью эти данные имеют особое значение. Так, например, выявление врачом-ортопедом у больного уко­роченияверхней или нижней конечности, особенно у детей младшего возраста, потребует применения трофического мас­сажа с использованием специальных приемов, стимулирующих рост конечности. Одновременно потребуется решить вопрос о необходимости компенсации укорочения, поскольку освоение или совершенствование ходьбы должны осуществляться в пра­вильном положении вышележащих отделов, которое обеспечи­вают, в том числе, равные по длине конечности.

Оценка объема движений в суставах конечностей (1.6) по­зволит не только определить локальные задачи по его восста­новлению в случае выявления каких-либо ограничений, но и определить или подтвердить ведущую причину тех или иных нарушений походки. Для определения объема движений в су­ставах используются классические исходные положения, при­нятые в ортопедии и ЛФК.

Вместе с тем, для специалиста ЛФК имеет значение не только конечный объем движения в каком-либо суставе, но, например, при спастических формах ДЦП учитывается усилие, прилагае­мое к дистальному отделу конечности при оценке движения, которое указывает на присутствие спастического тонуса в тести­руемых мышцах, требующее коррекции, и должно быть учтено при составлении программы. При гипотонии и дистонии, наобо­рот, необходимо обследовать сустав на наличие в нем обратной деформации (рекурвации), и обеспечить сохранение его нормаль­ного или сгибательного положения во время процедуры путем использования укладок, мешочков или рукой методиста.

Диагностические тесты

Обязательным условием при оценке двигательного ста­туса является диагностическое тестирование на предмет оп­ределения органических контрактур в суставах конечностей. Диагностические тесты (1.7) используются в хирургии для оценки степени контрагирования мышц нижних конечнос­тей. При выявлении положительного результата тестирова­ния в суставах нижних конечностей мероприятия ЛФК либо ограничиваются в этой зоне, либо отменяются, как способные усугубить ситуацию. Соответственно, изменяется про­грамма реабилитации. Лечебное воздействие перемещается на другой уровень и изменяется его содержание. К примеру, при определении показаний к хирургической коррекции сгиба­тельной контрактуры коленного сустава, в период подготов­ки к оперативному лечению проводятся мероприятия по фор­мированию мышечного корсета туловища (массаж, ЛГ, тре­нажерные устройства), увеличение объема движений и опор-ности верхних конечностей, в том числе лечение положени­ем. В этот период внимание методиста акцентируется на ис­пользовании различных видов дыхательных упражнений.

Ректус-тест характеризует зависимость наклона таза от растя­жения спастичной прямой мышцы бедра. Больного укладывают так, чтобы его голени свободно свисали с края плоскости. При наличии спастически укороченных двусуставных прямых мышц бедра, голе­ни не свисают свободно, как в норме, а коленные суставы продол­жают оставаться в положении некоторого разгибания. Укорочен­ные прямые мышцы вызывают наклон таза и вторичный гиперлор­доз поясничного отдела позвоночника, который усиливается при попытке согнуть колени хотя бы до прямого угла. Если расстояние между вершиной лордоза и плоскостью больше 5-6-см. и он резко увеличивается при сгибании колена, тест считается положитель­ным. Особенно резко ректус-тест проявляется в положении стоя на коленях, например, на стуле, держась руками за спинку.

Положительный Хамстринг-тест указывает на органические изменения преимущественно в мышцах - внутренних сгибателях коленного сустава - нежной, полусухожильной и полуперепончатой, которые являются также двусуставными и разгибают тазобед­ренный и сгибают коленный сустав, а при согнутом колене про­изводят внутреннюю ротацию. Проверяется лежа на спине с вып­рямленными ногами. Исследующий сгибает ногу больного в тазо­бедренном суставе до угла 90 градусов, после чего пассивно разги­бает колено, прижимая противоположную ногу к кушетке. Если угол возможного пассивного разгибания колена не превышает 100- 110 градусов (при тяжелой степени 90-85 градусов), то тест счита­ется положительным. В норме он составляет 140 - 170 градусов.

Трицепс-тест: больной лежит на животе с выпрямленными ногами. Исследующий сгибает колено больного и корригирует эквинус стопы до 90 градусов. Затем разгибает колено больного. Если за эквинус ответственна только икроножная (двусуставная) мышца, то при разгибании колена он появляется вновь и с трудом поддается коррекции или она становится невозможной. Эквинус стопы, которыйне зависит от сгибания и разгибания колена, обус­ловлен спастической контрактурой камбаловидной (односустав­ной) мышцы. Иногда при трицепс-синдромеэквинус проявляет­ся только в положении стоя и отсутствует в положении лежа. Тог­да он является проявлением патологического тонического реф­лекса и, по-видимому, его целесообразно корригировать протез­ными или ортопедическими средствами, но не хирургическими.

Аддукторный тест: больной, лежа на спине, сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, соединив пятки на поверх­ности кушетки. Исследователь пассивно разводит бедра и измеря­ет расстояние между вершинами мыщелков бедер. Если расстоя­ние меньше 40 см., то тест считается положительным, причиной является укорочение спастичныходносуставных приводящих мышц бедер, а нежная мышца нейтрализована сгибанием коленных сус­тавов. Участие нежной мышцы тестируется с разведением ног, согнутых в тазобедренных и максимально выпрямленных в ко­ленных суставах (тест Эванса) или разведением прямых ног.

Как правило, у самостоятельно передвигающегося больно­го с наличием того или иного положительного тестарисунок ходьбы характеризуется суммой типичных для него признаков, и тогда тест имеет название аналогичного синдрома(описано в специальных руководствах для ортопедов и хирургов).

При выявлении положительного того или иного теста боль­ному потребуется консультация ортопеда для решения вопроса о дальнейшем способе лечения.

Оценка в этапах физического развития

По-видимому, при детском церебральном параличе говорить о потере мышечной силы, как о причине ограничения объема дви­жений в суставе неправомерно. Это свойственно только параличам паралитическим, где прерван или поврежден конечный - эфферен­тный путь, а следует говорить о нарушении координации движенийдискоординации, дискинезии (от греч. dys... или лат. dis...- при­ставка, означающая затруднение, нарушение, утрату чего-либо). Следовательно, учитывая, что понятие «сила мышц» имеет относи­тельное значение, для оценки эффективности проведенного лече­ния широко используется «5-балльная система оценки этапов фи­зического развития больного детским церебральным параличом». С ее помощью определяется соответствие двигательных возможнос­тей больного ДЦП этапам физического развития здорового ребенка до 1 года, которые завершаются 8-м этапом - «Ходьба».

Таблица оценки этапов физического развития больного ДЦП построена фактически по 6-балльной системе, поскольку «О» также является оценкой, отражающей отсутствие признаков напряжения мышц при попытке выполнить движение в каком-либо суставе.

Оценка 1 в каждом этапе - характеризует попытку выпол­нения того или иного действия, сопровождающегося напряже­нием мышц и отсутствием действия;

2 - действие выполнимо в неполном объеме или при со­здании облегченных условий (исключение тяжести упражняе­мой конечности);

3 - движение выполняется в полном объеме, но поза удер­живается непродолжительно и с видимыми нарушениями;

4 - движение выполняется в полном объеме, возможны негрубые нарушения позы.

5 - норма.

Если в результате лечения двигательные возможности боль­ного стали соответствовать более высокому уровню (в баллах), то это свидетельствует не только об улучшении в его состоянии, но одновременно описание следующих «оценок» определяет конк­ретные задачи дальнейшего направления эволюционной гимнас­тики. Кроме того, каждый освоенный этап является исходным положением для выполнения различных физических упражнений.

Например, ребенок на 7 этапе (вертикальная стойка) может стоять с опорой на костыли или канадские палочки (оценка 2 балла). Значит, ближайшей задачей является освоение следующей ступени 7 этапа - обучение стоянию без дополнительных опорных средств. С этой целью, применяя адекватные приемы и методи­ки, предварительно осваиваются перенос веса тела на опорную ногу, например, у стены, покачивания и прыжки на 2-х ногах на батуте и т.д. Решение этих задач позволит повысить функцио­нальные возможности ребенка и оценить их на 3 балла.

Раздел «Назначения врача ЛФК»

В структурно-функциональном созревании мозга ребен­ка среди прочих факторов ведущую роль играет эндогенный механизм - двигательная афферентация. Для решения задач лечебной физкультуры, являющейся патогенетически обосно­ванным лечением при ДЦП и нацеленной на нормализацию всех сторон двигательной деятельности ребенка, применяют­ся различные системы лечебной гимнастики с соблюдением определенных условий. Так, в занятия (индивидуальные и групповые) включаются игровые ситуации, используются спе­циальные приспособления, занятия строгодозируются по времени, не допускается выраженное утомление ребенка или ослабление его внимания. К основным условиям также отно­сятся: обязательное расслабление мышц перед началом пас­сивной и активной гимнастики; чередование физических уп­ражнений с дыхательной гимнастикой; сопровождение упраж­нений словами, содержащими объяснения характера и пра­вильность его выполнения с целью формирования нормали­зованной «схемы тела» - схемы поз и движений.

Так, аналитическая (суставная) гимнастика нацелена на:

- расслабление отдельных мышечных групп;

- улучшение подвижности в суставах;

- обучение активному напряжению определенных мышц;

- формирование правильных координаторных взаимоотношений мышц-антагонистов.

Вместе с тем, указанная система не учитывает общее дви­гательное развитие ребенка. В настоящее время аналитическая гимнастика имеет ведущее значение в работе с больными ран­него возраста и в раннем восстановительном периоде после хи­рургической коррекции деформаций.

Система функциональных тренировок, разработанная про­фессором Пето (1945 - 1967) скорее являющаяся методикой вос­питания, чем лечения, основывается не на подавлении патоло­гического двигательного стереотипа, а приспособлении его для выполнения поставленных задач. Основной ее целью является выработка двигательных стереотипов и не придается особого значения выработке изолированных движений, однако, в каче­стве дополнительных мероприятий выполняются упражнения на укрепление мышц туловища.

Широко используется методика В. et К. Bobath, которая основана на фило- и онтогенетических закономерностях раз­вития двигательных функций здорового ребенка. Указанная система лечебной гимнастики применяется при всех формах ДЦП, начиная с раннего возраста.Методика основана на использовании «рефлекс-запрещающих» позиций, разви­тии на этой основе произвольных движений и равновесия, освоении ребенком определенных поз, с помощью которых осуществляется переход в вертикальное положение (см. «За­дачи эволюционной гимнастики»).

У детей с ДЦП установлена зависимость между длительным влиянием патологических тонических рефлексов - ЛTP, СШТР и формированием контрактур и деформаций нижних конечностей. По этой причине при выявлении патологических тонических реф­лексовприменяется специальная гимнастика, направленная на их «гашение» или «подавление», независимо от возраста ребенка.

Одним из современных направлений является использо­вание во время занятий специальных приспособлений для ком­плексного сенсорно-моторного развития, таких как проведе­ние занятий в условиях дозированного использования по спе­циальной схеме «Сенсорной комнаты», прибора «Музыкаль­ный луч», групповых занятий в специально оборудованном кабинете для реабилитации руки.

Различные виды массажа, в том числе дифференцирован­ный массаж, который всегда сочетается с лечебной гимна­стикой и лечением положением, при лечении детей с ДЦП выполняется, начиная с раннего возраста. С 1991 года широко применяется метод динамической проприоцептивной коррекции двигательных нарушений с использованием модификации кос­тюма космонавта у детей с ДЦП. Его конструкция позво­ляет создавать нормализованную вертикальную позу у ребенка с помощью резиновых амортизаторов. Использование специаль­ных стремян на передний отдел стопы позволяет добиваться улуч­шения положения, опорности и функции нижних конечностей, развивать на этой основе новые нормализованные движения.

Метод локальной гипотермии - наложение ледяных аппликаций (мешочков, наполненных ледяными крошками) на двигательные точки спазмированных мышц нижних конечнос­тей. Парабиотизирующее действие льда на систему проприорецепторов данной мышцы, тормозит исходящую от них патоло­гическую импульсацию в соответствующие мозговые структу­ры, а проводимые сразу после этого физические упражнения способствуют развитию более правильного физиологического двигательного акта. Расслабление мышц усиливается чередованием ледовых аппликаций со сменяющими их горячими апп­ликациями (влажное горячее полотенце).

Таким образом, раздел «Назначения врача ЛФК» содер­жит набор современных основных и вспомогательных средств ЛФК, используемых в реабилитации больных с различными формами детского церебрального паралича, отражает форму проведения занятий, режим нагрузки и т.д.

Сгруппированные в нем варианты рекомендуемых приемов и методик позволяют ускорить процесс разработки индивиду­альной программы физической реабилитации, так как в нем в сжатой форме сформулированы основные задачи эволюцион­ной и аналитической гимнастик, перечни наиболее используе­мых видов массажа и лечения положением. В разделе представ­лены перечни методик и специальных приемов расслабления, приведены примеры средств сенсорного воспитания пациен­тов, ортопедических приспособлений и тренажерных устройств.

Таким образом, использование унифицированной формы

- вкладыша в утвержденную учетную форму 42 позволяет:

более рационально организовать работу врачей ЛФК; повысить качество заполнения и информативность медицинской документации;

облегчить процесс формирования индивидуальной программы физической реабилитации для каждого больного и контроль её выполнения;

объективизировать оценку эффективности лечения.

Унифицированная форма медицинской документации - это всего лишь схема. Как и любая схема, она может быть только основой для выбранного направления, поскольку каж­дый ребенок нуждается в индивидуальной терапии. Поэтому, несомненно, кроме определения врачом ЛФК индивидуаль­ной программы физической реабилитации конкретному боль­ному на данном этапе, большое значение имеет подготовка методиста и его опыт, позволяющий в определенных ситуаци­ях применять различные приемы из разных методик.


ДВИГАТЕЛЬНЫЙ СТАТУС БОЛЬНОГО ДЦП.

Поступил Выписан

1. 1 Больной самостоятельно:

- Не сидит, не стоит, не ходит_____________

- Сидит (неустойчиво, удовлетворительно, уверенно)

- Стоит неустойчиво,удовлетворительно, уверенно

- Передвигается с доп. опорой____________

- Ходит самостоятельнопоходкойс колебаниями туловища (фронтальными, саггитальными, вертикальными)___

- с внутренней (наружной) ротацией бедер (справа, слева)

- с опорой на стопы в положении__________

- координация движений верхних и нижних конечностей (отсутствует, нарушена,удовлетворительная)

1. 2 Выражено влияние:

- ЛТР СШТРАШТР

- Гиперкинезы(шеи, туловища, в/к, н/к)_________

- Патологические синкинезии(глобальная,

имитационная, координационная)__________________

- Пат.синдромы:гипертензионный

(____ мес., лет назад), судорожный,

мозжечковый____________________________

1.3 Мышечный тонус нормальный, спастический, ригидный, гипотоничный, дистоничный

1. 4 ОСАНКА; нормальная, сутуловатость, круглая

Выписан

спина, кругло - вогнутая, плоская, плоско-вогнутая Кифоз грудного отдела не сформирован, выражен

умеренно, тотальный кифоз,_______________________

Лордоз поясничного отдела не сформирован,

выражен умеренно, гиперлордоз______________

Нарушение осанки, сколиоз 1, П, Ш, 1У степени (гравитационный, миотический, дискогенный).

Положение плечевого пояса правильное,

симметричное________________________________

асимметричное - выше правое (левое) плечо

Подвижность не ограничена (ограничена)

Плечи приведены, ротированы внутрь (наружу)

Положение таза правильное, симметричное______

Перекос вправо (влево), выражен умеренно (резко)

1.5 ДЛИНА КОНЕЧНОСТЕЙ: анатомическая___

относительная________ функциональная_________

Верхниходинаковая, укорочение правой (левой)

на___ см

Нижних одинаковая, укорочение правой (левой) на см

1.6 ДВИЖЕНИЯ В СУСТАВАХ:

Сустав Правый Левый
Ограничено Контрак­ тура (град) Ограничено Контрак­тура (град)
Плечевой Отведение Нар.ротацияВнутр. ротация Дв. вверх   Отведение Нар.ротацияВнутр. ротация Дв. вверх  
Локтевой Разгибание Супинация   Разгибание Супинация  
Л/запястный Отведение Экстензия   Отведение Экстензия  
Опора: На кулак На кисть   На кулак На кисть  
Б. палец Приведен, Отведение   Приведен, Отведение  
Т/бедренный Приведение Отведение Сгибание Разгибание Нар.ротация Внутр. ротац.   Приведение Отведение Сгибание Разгибание Нар.ротация Внутр. ротац.  
Коленный Сгибание Разгибание   Сгибание Разгибание  
Г/стопный Сгибание Разгибание   Сгибание Разгибание  

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ: Выписан

Хамстринг-тест

Ректус-тест

Трицепс-тест:

- с согнутой ногой

- с выпрямленной Аддукторный:

- с согнутыми ногами

- с прямыми ногами

 

1. 8 ОЦЕНКА ЭТАПОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (в баллах)

1. Стабилизация положения головы Поступил Выписан
Не удерживает    
Пытается приподнять    
Приподнимает незначительно, не удерживает    
Приподнимает, удерживает 5 счетов, возможно непроизвольное отклонение головы в сторону, наклон _  
Приподнимает в полном объеме, возможны свободные повороты    
Норма    
2. Торзии      
Поворота нет    
Пытается, приподнимает надплечье и руку, противоположную повороту    
Выполняет поворот «блоком»    
Поворот с элементами «торзии», возможно через положение сидя, с опорой на руки _  
Поворот выполняет свободно, с наличием «торзии»    
Норма    
3. Развитие свободного сидения      
а) из положения лежа на спине    
Не садится    
Садится на пятки или с поворотом тулов.на бок или живот с опорой на руки    
Садится с опорой на руки и фиксацией ног    
Садится с фиксацией ног _  
Салится с прямыми ногами без помощи рук с незначительной фиксацией но г    
Норма    
б) сидя на стуле или кушетке      
Не удерживает положение сидя    
Сидит с поддержкой    
Сидит, касаясь пола ногами, по-турецки сидит неустойчиво с отягощением на коленях, колени высоко подняты.    
Сидит на кушетке удовлетворительно, по-турецки -самостоятельно, но с круглой спиной, колени высоко подняты.    
Сидя выполняет различные движения руками и ногами, сидя по-турецки выполняет повороты, положение рук и ног порочное.    
Норма.    
4. а) Вставание на четвереньки и стойка на четвереньках      
Пытается приподняться, приподнимая таз, колени согнуты    
Поднимает таз, стоит с опорой на предплечья и колени.    
Стоит с опорой на прямые руки, сидя на пятках, опора на кулак.    
Встает правильно, стоит устойчиво, пальцы рук согнуты.    
Встает и стоит правильно, но пальцы рук полусогнуты, переносит вес тела.    
Встает правильно, стоит устойчиво, выдерживает сопротивление.    
б) Трехопорное и двухопорное стояние      
Не выполняет.    
В трехопорной стойке неустойчив, опускается на пятки. Пальцы сжаты в кулак нога ротирована внутрь, разгибание в r/бедренном суставе неполное, удерживает 5 счетов    
Трехопорную стойку выполняет, приподнимая голени, ротируя бедра внутрь, пытается выполнить двухопорную стойку.    
Трехопорную стойку выполняет, но ноги ротировааны внутрь, двухопорную удерживает до 5 счетов, так же ротируя ноги.    
Выполняет с полной амплитудой активные движения вперед, назад.    
Выполняет правильно, выдерживает сопротивление.    
5. Передвижение на четвереньках    
Не передвигается    
Передвигается вперед, некоординированно - выбрасывая руки и подтягивая одновременно обе ноги или - движения рук и ног выполняет поочередно, но опора на кисти, сжатые в кулак, ноги ротированы внутрь.    
Передвигается вперед некоординированно, часто падает, пальцы рук согнуты.    
Вперед - правильно, назад - некоординированно, бедра ротированы внутрь.    
Передвигается правильно вперед и назад.    
Правильно в любом направлении, ритмично, реципрокно.    
6. а) Стойка на коленях      
Не стоит.    
Стоит с поддержкой в области тазобедренных суставов.    
Стоит у опоры, тазобедренные суставы полусогнуты, таз наклонен вперед, отмечакется поясничный гиперлордоз    
Стоит самостоятельно, широко расставив колени, балансируя руками.    
Стоит самостоятельно, выпрямившись, удерживая руками предмет.    
Стоит прямо устойчиво, выполняет повороты, перенос веса тела в различных направлениях - вперед, назад, в стороны.    
б) Ходьба на коленях      
Не ходит    
Пытается, приподнимает одно колено, приседает при этом на пятки, падает.    
Идет только вперед, балансирует руками (3-5 шагов), часто падает, таз наклонен вперед, бедра ротированы внутрь.    
Ходит вперед, балансируя руками, назад - часто падая, таз поворачивает в сторону движения, усиливает внутреннюю ротацию бедер.    
Вперед - удовлетворительно, назад-неустойчиво, небольшая ротация бедер, руки свободны    
Ходит координировано.    
в) Вынос ноги вперед, переход в вертикальное положение    
Движение не выполняет    
Пытается, руками опирается на пол, садится на пятку. Держась за опору подтягивает обе ноги.    
Может вынести ногу наполовину, резко наклонившись, опора на носок, у опоры встает в вертикальную стойку сразу на обе ноги.    
Выносит без доп. опоры, стопа в порочной позе, выпрямляется, но неустойчив    
Выносит ногу, встает самостоятельно, нагружает обе стопы, но опорную ногу ставит на носок    
Свободно выносит ногу, стоя на одном колене выполняет повороты корпуса, движения руками, перенос веса. В вертикальную стойку встает свободно.    
7. Вертикальная стойка      
Не стоит    
Стоит с дополнительной опорой в лонгетах или ортопедических аппаратах.    
Стоит с опорой на костыли или канадские палочки.    
Стоит без опоры, балансируя. Пытается стоять на I ноге, прыгать на 2-х ногах.    
Стоит устойчиво, нагружая более сохранную ногу. На больной ноге стоит до 5 счетов, подпрыгивает на двух ногах до 3-х раз.    
Стоит устойчиво, выполняет повороты и наклоны корпуса, стоит на 1 ноге, подпрыгивает на месте и с продвижением вперед.    

8. Ходьба

Не ходит.    
Передвигается в брусьях или ходилках, перенос веса тела отсутствует, по лестнице не ходит.    
а) перебежки от опоры к опоре, балансируя. По лестнице держась 2 руками. б) ходит с опорой (страховкой), возможен перенос веса тела с одной ноги на другую, ноги в порочной позе, неритмично, по лестнице - держась 2 руками.    
Ходит, балансируя руками 3-10 шагов, ноги в порочной позе, опора на всю стопу, переносит вес, ходьба неритмична, возможны фронтальные и саггитальные колебания туловища.    
Ходит самостоятельно, возможен перекат, под контролем - ритмично, координировано, по лестнице - держась одной рукой.    
Ходьба с перекатом, координированная, в заданном темпе, по лестнице - без дополнительной опоры, небольшая ротация бедер внутрь.    

 

 

9. Функции верхних конечностей
Захват предметов и маняпулятивная функция отсутствуют.    
Использует руки лишь в опоре или для поддержания предмета при несложных манипуляциях (правую, левую)    
Участвует в выполнении простых движений - захват, удержание, перенос (правая, левая)    
Используется как вспомогательную при самообслуживании, манипуляции с предметами, элементы координации в ходьбе.    
Использует в полном объеме, сохраняется моторная неловкость, темп замедлен, координация в ходьбе удовлетворительная.    
Норма    

 

 

Индивидуальные особенности двигательного статуса больного:

 

 


РАЗДЕЛ П. НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА ЛФК.

а) Нагрузка: малая, средняя, значительная.

Дых.упр. 1: 2, 3, 4______________________________________________

б) Способ проведения ЛФК: Занятия Индивидуальные Групповые

 

2. 1 МАССАЖ

ежедневно, ч/день, № _______, использовать мазь___________________

2. 1. 1 Классический общий, на обл._______________________________

2. 1. 2 Сегментарный (для верхн. конечностей, нижних, полный)

2. 1. 3 Трофический на область___________________________________

2. 1. 4 Точечный: тормозной метод в точках________, стимулир.______

2. 1. 5 Системный точечный по К. А. Семеновой____________________

2. 1. 6 по Монакову____________________________________________

2. 1.7________________________________________________________

2. 2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛГ:

 

Задачи аналитической ЛГ и массажа:

- Расслабление мышц: Аддукторов бедер (DS) Четырехглавых бедер (DS) Больших грудных (DS) Трехглавых голеней (DS) Сгибателей голе­ней (DS)_____________________________

- Укрепление мышц: Спины________ Живота (прямых, косых),

Ягодичных S) Четырехглавых бедер (DS) Трехглавых голеней (DS) Тыльн. сгиб, стоп (DS) Наружных ротаторов бедер (DS) Сгибателей голеней (DS) Разгибателей верхи, конечностей (DS) Квадратных мышц поясницы

- Увеличение объема движений в суставах: тазобедренном, голеностопном, коленном…

 

Выполнять: пассивно, пассивно-активно с сопротивлением движения в:

- Тазобедренном: сгибание, разгибание, наружная ротация, отведение;

- Коленном: сгибание, разгибание;

- Голеностопном: сгибание, разгибание, супинация;

- Суставах стопы: пронация, супинация, отведение, приведение.

- Увеличение подвижности плечевого пояса, стабилизация по­ложения лопаток;

Плечевом суставе (сгибание, разгибание, поднимание руки вверх, отведение, наружная ротация);

- Локтевом суставе (сгибание, разгибание, супинация, прона­ция предплечья);

- Лучезапястном (экстензия, отведение, приведение кисти).

 

ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА

на подавление влияния:

- патологических тонических рефлексовЛТР, СШТР, АШТР

(лежа, сидя, стоя, в ходьбе)

- гиперкинезовшеи, туловища, верхних, нижних конечностей

(ИП лежа, сидя, стоя, в ходьбе)

- синкинезий

С целью нормализации деятельности вестибулярного анализа­тора, зрительного анализатора, тактильной чувствительности:

- глазо-двигательгая гимнастика;

- ЛГ в «Сенсорной комнате» №______, ежедн., ч/день. Цель:_____

- ЛГ с использованием прибора «Музыкальный луч»

- ЛГ в кабинете реабилитации руки. Цель:___________

С целью нормализации положения:

- Плечевого пояса

- Плеча D S

- Локтевого сустава DS (кор. рекурвации, сгибательной установки)

- Предплечья DS (кор. пронаторной, сгибательной установки)

- Кисти DS (кор. приводящей установки, тыльного и ладонно­го сгибания)

- Позвоночника - коррекция кифоза, гиперлордоза сколиоза,

ИП: лежа, сидя, стоя

Использовать упражнения симметричные, асимметричные

- Бедер - коррекция внутренней, наружной ротации, приведенияDS

- Коленного сустава - кор. рекурвации, сгибательной установки DS

- Стоп DS___________________ установки варусной, вальгусной,

эквинуса

2. 4 ЭВОЛЮЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (в этапах физического развития):

2. 4. 1 Стабилизация положения головы (из ИП лежа, сидя, стоя, входьбе).

2. 4. 2 Развитие торзии (ИП лежа, сидя, стоя, в ходьбе).

2. 4. 3 Развитие опорности верхних конечностей (лежа, сидя, стоя).

2. 4. 4 Обучение присаживанию (начиная с рук, начиная с ног), сиде­нию с прямыми ногами, согнутыми, «по-турецки», вставанию со стула, тренировка равновесия в положении сидя, с предме­тами

2. 4. 5 Вставание на четвереньки, трехоп. стойка, двухопорн. (устойчи­вая пов - ть, неустойчивая).

2. 4. 6 Передвижение на четвереньках вперед, назад, в любом на­правлении.

2. 4. 7 Стойка на коленях (коррекция позы, повороты, перенос веса тела на 1 колено).

2. 4. 8 Ходьба на коленях - участие в/конечн., коррекция позы, тренировка равновесия

2. 4. 9 Развитие опорной функции нижних конечностей - правой ле­вой (ИП лежа, сидя, стоя).

2. 4. 10 Вынос ноги, стоя на коленях (у опоры, без доп. опоры, без поддержки).

2. 4. 11 Вертикальная стойка (с доп. опорой)без доп. опо­ры, перенос веса тела, тренировка шага вперед, назад, в стор.).

2. 4. 12 Ходьба с доп. опорой, (брусья, ходилки, 4-х опорные трости, тренажер для ходьбы), без дополнительной опоры.

2.4.13. Улучшение рисунка ходьбы, обучение ходьбе с перекатом, ко­ординации движений верхн. и н/конечностей, в различном тем­пе, по лестнице (вверх, вниз), различные виды ходьбы, трени­ровка равновесия, устойчивости.

2.4.14. Развитие функции верхних конечностей:

- захвата кисти - крюковидного, цилиндрического, трехточеч­ного, двухточечного

- предметно-манипулятивной деятельности,

- мелкой моторики,

- координации «глаз-рука»

2. 5 ЛОКАЛЬНАЯ ГИПОТЕРМИЯ

на обл.____________ №______ е/дн., ч/день

2. 6. ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ:

Мячи (медбол, большого диаметра, «ежики»), резиновые бинты, гим­настические палочки, утяжелители в виде наполненных мешков, ман­жет на обл. гантели

2.7. ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЕМ:

а) Укладки_________ с целью коррекции_________ '________________

ИП: ________________________________________________________

б) Фиксации____________ лонгеты на Н/К, В\К, воротник, бандаж

на обл._______________________________________________________

в) Метод динамическойпроприоцептивнойкорркции №_______, ежедн.,

продолжительностьть занятия с_____ до мин. (Натяжения обозначаются

на специальной схеме ЛНК).

2. 8 ТРЕНАЖЕРНЫЕ устройства (задачи):

7. 1 Батут, батутная дорожка____________________________________

7. 2 Бегущая дорожка__________________________________________

7. 3 Ортостатический (поворотный) стол__________________________

7. 4 Монорельсовая дорога___________________________________

7. 5 Ун



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: