Как читать «Шримад-Бхагаватам»?




Таким образом, «Бхагавата» это концентрированный божественный звук, способный открыть нам божественный свет через наш слух и наше сердце. Но как следует читать «Бхагавату»?

 

Шридхар Махарадж так объясняет свой подход:

 

«Мне всегда была свойственна тенденция не вмешиваться в происходящее, сохранять дистанцию. Настолько, что меня называют любителем спокойной жизни. Я не агрессивен и на напорист, в смысле моего настроения проповеди; единственное, что меня интересует — знание. Во мне преобладает тяга к познанию, к слушанию, своего рода пытливость: находить в писаниях, в словах, услышанных мной от моего Гуру Махараджа, новый свет. »

 

<Рисунок>
Шридхар Махарадж

 

Каждый день я вижу и чувствую новый оттенок. Всё безгранично. Каждое слово, каждая буква, носит безграничный характер. Сейчас, на закате моих дней, я погружён в процесс такого познания».

 

Я излагаю онтологическую концепцию, в основе которой лежит чит-вилас [духовная игра — игра Сладостного Абсолюта]. То есть, всё, что я вижу, всё, что я обозреваю, должно относиться к измерениям за пределами Брахмалоки. Я вижу реалии бытия как принадлежащие не этому миру, но иному миру, как чит-вилас-лакшан [проявления духовной игры].

 

Всё, вплоть до самой последней реалии, о которой я говорю, лежит за пределами отречения и освобождения. Обсуждаемые мной реалии не принадлежат этой стороне бытия. Скорее, они суть шуддха-саттва, вишуддха-саттва [аспекты чистого существования]. Они не относятся к измерению свободы или к саттва-гуне [высочайшее состояние в материальной реальности].

 

Они суть вишуддха-саттва, ниргуна, чит-вилас [чистая, нематериальная, духовная игра]. Каждое слово, каждый слог, который я произношу, берёт начало в измерении вишуддха-саттвы.

 

Всякий раз, когда я объясняю некий стих, приходит нечто новое — это не просто повторение, но демонстрация новой грани Истины, несущей на себе печать Безграничного. Всё, что я говорю, непременно связано с концепцией Безграничного.

 

Такова специфика моих речей, и они призваны способствовать росту веры. Вера, шраддха, основание, фундамент — это явление всегда будет возрастать, укрепляться благодаря моим словам.»

(https://nimaihuset.blogspot.mx/2012/11/srila-sridhar-maharaj.html)

(русский перевод: https://gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/chistyy-chit-vilas.html)

 

Шридхар Махарадж был живым свидетелем живого света. При помощи своего божественного видения он мог проникать глубоко в содержание «Бхагаватам». Он был наделён духовным интеллектом и имел способность открывать тайные реалии, скрытые в «Бхагаватам», следуя божественному промыслу, направлявшему его пытливый интеллект. Глубоко погрузившись в ту реальность, он затем представал перед нами, открывая очередную грань Бесконечного, как будто отыскал в этих тайных глубинах редкий драгоценный бриллиант. Он выносил этот бриллиант на свет, держа его перед нами и позволяя разглядывать со всех сторон. Словно чародей, он вдруг доставал его будто прямо из воздуха, завораживая нас отблесками его сияния. А в следующий миг мановением руки уже возвращал его на место, и это знание вновь становилось ачинтья (непостижимым).

 

Сверхъестественная способность Шридхара Махараджа открывать живой свет при помощи божественного звука была его особым даром, присущим лишь редким душам.

 

Этот необычный дар прославляет Шриваса Ачарья в своей оде шести Госвами. В ней говорится о том, что его духовные учителя — Рупа, Санатана, Джива, Гопала Бхатта, Рагунатха Бхатта и Рагунатха Даса Госвами были знатоками писаний.

नाना-शास्त्र-विचारणैक-निपुणौ सद्-धर्म-संस्थापकौ लोकानां हित-कारिणौ त्रि-भुवने मान्यौ शरण्याकरौ राधा-कृष्ण-पदारविन्द-भजनानन्देन मत्तालिकौ

на̄на̄-ш́а̄стра-вича̄ран̣аика-нипун̣ау сад-дхарма-сам̇стха̄пакау
лока̄на̄м̇ хита-ка̄ринау три-бхуване ма̄нйау ш́аран̣йа̄карау
ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а-пада̄равинда-бхаджана̄-нандена матта̄ликау
ванде рӯпа-сана̄танау рагху-йугау ш́рӣ-джӣва-гопа̄лакау

(«Ш́рӣ Ш́рӣ Ш̣ад̣-Госва̄мй-аш̣т̣акам»)

 

«[Шестеро Госвами] детально и глубоко изучили все богооткровенные писания, чтобы утвердить вечные принципы религии на благо всех людей. Их прославляют во всех трех мирах, их покровительство необходимо каждому, поскольку они поглощены настроением гопи и вечно заняты любовным служением Радхе и Кришне».

(Русский перевод: https://harekrishna.ru/2014/12/17404-shri-shri-shad-gosvami-ashtakam.html)

 

Но шестеро Госвами были не только знатоками санскритских шлок из различных писаний; они сами также были авторами многих произведений. Знание, пришедшее к ним посредством Божественного видения, они распространяли посредством Божественного звука. Один из таких примеров — «Бхакти Расамрита Синдху» Рупы Госвами, «Нектар преданности».

 

<Рисунок>

Рупа Госвами

 

Таким образом Госвами извлекают драгоценные камни чинтамани, пребывающие в духовном мире, и открывают идущий от них свет тем, кто посвящён в духовную науку. Шриниваса Ачарья продолжает рассказывать нам о том, как Шестеро Госвами «открыли людям знание о Высшей обители Господа во Вриндване, где прекрасные цветущие деревья усыпаны плодами, а под их корнями скрыты всевозможные драгоценные камни».

 

नाना-रत्न-निबद्ध-मूल-विटप-श्री-युक्त-वृन्दावने

на̄на̄-ратна-нибадха-мӯла-вит̣апа-ш́рӣ-йукта-вр̣нда̄ване

(«Ш́рӣ Ш́рӣ Ш̣ад̣-Госва̄мй-аш̣т̣акам»)

 

Дар проникновения в суть духовных писаний редок; но тем, кто хотел бы познать духовный свет через звук, нужно научиться читать глубже. Это не значит, что мы не должны принимать слова писаний буквально. Буквальный смысл писаний важен, и пренебрегать им не следует. Но для более глубокого постижения заключённого в писаниях смысла, который открыл Вьяса и его последователи, Шестеро Госвами Вриндавана, необходимо руководство квалифицированного гуру. «Бхагавата» написана не для любителей и подражателей. Правильно понять её способны лишь те, кто получил истинное посвящение в её тайны.

 

Но, поскольку «Бхагавата» есть звук, открывающий свет, то те, кто способен видеть этот божественный свет, обладают и даром открывать нам свои собственные глубочайшие интерпретации, как это делал Шридхар Махарадж.

 

<Рисунок>
Шридхар Махарадж: «Каждый день я вижу и чувствую новый оттенок. Всё безгранично. Каждое слово, каждая буква, носит безграничный характер. Сейчас, на закате моих дней, я погружён в процесс такого познания»

 

«Бхагавата» — живое послание, полное живого света для тех, кто обладает божественным видением. Как говорил Щридхар Махарадж, этот живой свет полон божественных красок и божественных форм, но лишь для тех, кто может видеть чистыми глазами веры, шраддхи.

 

В своей речи, посвященной «Бхагаватам», Бхактивинод Тхакур также высказал идею о том, что «Бхагаватам» это живое писание, и оно требует живой интерпретации, живого прочтения.

 

«В двадцать третьем тексте двадцать первой главы Одиннадцатой Песни «Бхагаватам» нам советуют следовать духу, а не букве шастр.

 

फलश्रुतिरियं नृणां न श्रेयो रोचनं परम् ।

श्रेयोविवक्षया प्रोक्तं यथा भैषज्यरोचनम् ॥

пхала-шрутир ийам нринам на шрейо рочанам парам
шрейо-вивакшайа проктам йатха бхаишаджйа-рочанам

(«Шримад Бхагаватам»,11.21.23)

 

Посему «Бхагавата» — это религия свободы, неоскверненной истины и абсолютной любви. Она, кроме того, прогрессивна. Свобода, безусловно, мать всякого прогресса. Божественная свобода ведет нас все выше и выше к вечности и безграничной деятельной любви.

 

<Рисунок>

Бхактивинод Тхакур

 

Злоупотребивший свободой падает, поэтому вайшнав всегда будет бережно использовать этот высокий и прекрасный дар Бога.

(Русский перевод: https://harekrishna.ru/biblioteka/sridhar/poisk/ch00.php)

 

Прогресс описан в «Бхагавате» как восхождение души от Материальной Природы к Природе Божественной, движение от Майи к Абсолюту.

 

<Рисунок>
Вьяса

 

Тексты Вьясы до сих пор звучат в ушах всех теистов мира, будто бы их напевает им незримый, могущественный Дух. Бадрикашрам — благословенное имя! Здесь — трон Вьясы, патриарха философского мышления. Здесь — исток вселенской религии. Пилигрим, совершив святое паломничество, скажет, что Бадрикашрам покрыт снегом. Насколько же велик Вьяса, сумевший разжечь в этом промерзшем месте столь сильный огонь мысли, что жар его смог не только согреть всех находящихся рядом с ним, но и пересечь океан?! Подобно Наполеону, повергшему в прах царства и империи, Вьяса разрушил, казалось бы, незыблемые вековые теории и доктрины неотразимым ударом своей всепобеждающей мысли. Такова истинная сила!

 

<Рисунок>
Бхактивинод Тхакур

 

Атеистические умопостроения Шанкары, Чарваки, буддистов и джайнов обращались в прах, не в силах противостоять правде духовных чувств и чистоте философских выводов автора «Бхагаваты».

 

Армия атеистов была подобна жалким, глупым и беспомощным тварям, вставшим под знамена падшего Люцифера; но благословленные, чистые, осененные святым духом воины Вьясы, посланные вперед Всемогущим Отцом, были неистово прекрасны и устрашающи для врага и неизбежно разрушительны для безбожных и беспринципных.

 

<Рисунок>
Философ-атеист Бертран Рассел

 

Тот, кто идет вперед, направляемый светом Бога, может постичь все в творении, даже самую ничтожную его часть. Тот, кто действует, полагаясь на силу Бога, непобедим и велик. А тому, кто живет с сердцем, освещаемым святостью Бога, несложно преодолеть все низкое и греховное, как вовне, так и внутри себя. Бог осуществляет Свои благие цели через посредство уполномоченных Мессий, которых, в свою очередь, направляет Вьяса, воплощение силы Бога.

 

अवतारा ह्यसंख्ये या हरेः सत्त्वनिधेर्द्विजाः ।

यथाविदासिनः कुल्याः सरसः स्युः सहस्रशः ॥

аватара хй асанкхйейа харех Саттва-нидхер двиджах
йатхавидасинах кулйах сарасах сйух сахасрашах

Шримад Бхагаватам» 1.3.26)

 

Всевеликие души (Махатмы) являются его представителями, и «Бхагавата-пурана» подтверждает это приведенными выше словами: «О брахманы, Господь — океан чистой благости! Его Аватары (воплощения) бесчисленны. Подобно тому, как тысячи ручьев черпают свои воды из бездонных горных озер, так и Аватары непрерывно исходят из тела Господа, являя собой свидетельства и олицетворения Его святости»

 

<Рисунки>

 

На основании этого вывода «Бхагавата» позволяет и предписывает нам называть Вьясу и Нараду воплощениями (носителями) безграничной энергии Бхагавана (шактйавеша аватарами). Дух «Бхагаваты» учит почитать каждого великого учителя и реформатора, который когда-либо жил или будет жить в любой стране мира. Вайшнав готов оказывать почтение всем выдающимся деятелям в истории человечества, независимо от их кастовой принадлежности, ибо они в глазах вайшнава — представители Бога, вместилище Его силы.

 

Оцените же вселенский характер религии «Бхагаваты»! Она не предназначена для какого-то одного класса людей, например, для жителей Индии, но это бесценный дар для всего мира, для всех и каждого, независимо от того, в какой стране родился человек и в каком обществе он воспитан».

 

И Бхактивинод Тхакур заключает:

 

«Вайшнавизм — это Абсолютная Любовь, призванная связать все живые существа с безграничным и совершенным Господом. Так пусть же Его миролюбие вечно правит Вселенной!

 

Пусть усилиями будущих героев вечно распространяется слава Его божественной чистоты! Пусть все они, как предрекает святая «Бхагавата», будут стократно благословлены силой Всемогущего Отца, Творца, Хранителя и Разрушителя всего, что есть на Небе и на Земле».

(Шрила Бхактивинод Тхакур. Бхагавата-Пурана. Еѐ философия, этика и теология. Русский перевод:
https://bharati.ru/wp-content/uploads/book/Bhaktivinod/Bhagavata_Purana.Ee_filosofija_etika_i_teologija.pdf)

 

Опубликовано Бхакти Видханом Махайоги в 1:24 PM.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: