Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)




Ответы по обществознанию.

1. Понятие общества. Сферы общественной жизни.

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

2. Деятельность и самоопределение.

Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

3. Рыночные отношения в современной экономике.

Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика крыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами.
В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Как экономический механизм, связывающий производителей и потребителей, рынок видоизменялся на протяжении длительного времени. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.


Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:
а) цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом.

Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

4. Природа и сущность человека.

Природа и сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология,теология.
В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.

Понятие природы человека - предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека - это уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. Однако доминирующее начало в человеке, перспективы человека остаются для нас скрытыми. Природа человека - это та ситуация, в которой находится каждый человек. Представители философской антропологии склоняется к признанию телесно-духовной природы человека. В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения "сущего".
Человек находится и внутри, и вне природы, он "впервые является жизнью, котором осознает самое себя". Осознание собственной конфликтности делает его одиноким и полным страха.
Из всех существ во Вселенной человек единственный, кто не уверен, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он, даже поступая жестоко, делает это по-человечески. Человечность - это нравственная характеристика человека, она отличается от понятия человеческого. Человеческое - это жизнь, данная вместе с ее осознанием.
Итак, природа человека - это противоречие, человеческому бытию. Но природа человека предполагает также осознание этого противоречия как собственного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть. Для К.Маркса сущность человека - это универсальное отношение к миру, способность быть "всем". Человек же может стать кем угодно.

5. Россия на пути к рыночной экономике.

Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат правительством России в октябре 1991 г. Тогда же была подготовлена и первая программа радикальных экономических реформ. Основными ее направлениями были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг. С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой стороны, создать в России новый класс — класс собственников.
Результаты экономических реформ противоречивы. Самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности.
Кроме того, переход к свободному ценообразованию, так называемая либерализация цен, привел фактически к конфискации денежных средств у населения, резкому снижению уровня жизни. Государство отказалось от проведения патерналистской социальной политики, оказывая поддержку лишь тем слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, пенсионерам. Однако несмотря на многочисленные заявления и предпринимаемые усилия, до сих пор не удается обеспечить этим категориям граждан минимальный жизненный уровень.
Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации. Под разгосударствлением понимается процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности, а в конечном итоге — многоукладной экономики. Под приватизацией понимается процесс передачи государственной собственности в частные руки. Однако цель приватизации — создание широкого слоя частных собственников в стране — пока не достигнута.
Положительным итогом проводимых реформ можно считать формирование в стране рыночной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которой нормальное функционирование рыночной экономики невозможно. Идет разработка правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. Решен и ряд стратегических задач: остановлена инфляция, достигнута относительная финансовая стабилизация, которая дала возможность провести деноминацию рубля.

6. Государство и экономика

Современный рынок регулируется не только с помощью механизма свободного ценообразования. Законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма стала особенно очевидна в конце 19 — начале 20 в., когда на смену пришли монополии, захватившие производство.
Кризис 1929—1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть положение экономической теории. Среди них было мнение о том, что безработица является отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А т.к. немногие работодатели могут обеспечивать высокие заработки рабочим, то результатом является безработица. Но, ученные считали, что свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса этого не произошло.
Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирования экономической жизни.
1. Правовые методы
Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место занимает так называемое антимонопольное законодательство, с его помощью государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, ведет экономику к застою и загниванию.
2. Финансово экономические методы
К ним относятся налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Главную ответственность за ее проведение, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковско процента го.
Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние.

3. Экономическое программирование
Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, они носят рекомендательный характер.
Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику. Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

7. Возможности социального познания.

Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле субъект - познающий человек, с волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания явл. либо познаваемый предмет, либо — весь окружающий мир.
Главной особенностью социального познания явл. совпадение субъекта и объекта. В ходе соц.познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Всего их три:
1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
2) продукты материальной или духовной деятельности людей;
3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, а также от задач, которые он ставит перед собой.
Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:
1) объект познания (общество), достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено.
2) ограничена возможность применения экспериментов. Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.
Главным источником знаний об обществе является социальная действительность, практика. Т.к общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:
1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как соц. групп, так и отдельных личностей).
Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

8. Политические конфликты.

Политический конфликт – это столкновение, политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов, а также борьбой за монопольное господство внутри определенных сфер деятельности и их извлечение прибыли из такого господства.

В качестве субъектов политического конфликта выступают: индивиды, малые и большие социальные группы, политические организации, государства. В основе политического конфликта лежат социально-экономические и политические противоречия. Особую остроту политические конфликты могут приобретать в трансформирующихся обществах (пример современная Россия).

Любой политический конфликт имеет свой объект и предмет. Объектом и предметом политических конфликтов являются: политическая государственная власть, обладание ею; устройство властных институтов; политический статус социальных групп; ценности. Отсюда выделют три типа политических конфликтов: 1) Конфликты интересов. Преобладают в экономически развитых странах. Политической нормой здесь является борьба вокруг налогов, объема социального обеспечения и т.д.. Основными субъектами в данном случае выступают консерваторы и либералы. Легко можно урегулировать, тк. всегда есть компромисс.

2) Конфликты ценностей. Характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем. Требуют больше усилий по урегулированию, т.к. компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим.

3) Конфликты идентификации. Характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой, а не с обществом (гос-ом) в целом. (Чечня, Север. Ирландия).

В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть:

1) межгосударственный.

2) государственныйю.

3) региональный.

4) местный.

Внутриполитические конфликты также разделяют на позиционные (горизонтальные), режимные и легитимные.

Обострение политического конфликта приводит к политическому кризису. Виды внутриполитических кризисов:

1) правительственный,

2) парламентский,

3) конституционный.

В определенных условиях нарушается взаимодействие между центрами власти, происходит блокирование одного центра власти другим. Снижается эффективность регулирования и контроля, происходят митинги, забастовки, демонстрации и т.д.

Центральной проблемой конфликтов является их разрешение (управление, регулирование, контроль). Основные способы их разрешения – компромисс.

Самым распространенным методом является метод переговоров. Сущность этого метода состоит в том, чтобы решать политические проблемы на основе их качественных свойств, а не торговаться, на что может пойти каждая из сторон. Этот метод предполагает стремление конфликтующих сторон найти взаимную выгоду там, где только возможно, а там, где их интересы не совпадают, найти такой результат, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из конфликтующих сторон.

9. Социальная дифференциация и социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры современного российского общества.

Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними.
Ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П. Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе.
В современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах средний уровень является преобладающим, придавая обществу стабильность. Внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие стратовые блоки:
1) профессиональные администраторы;
2) технические специалисты;
3) предприниматели;
4) интеллектуалы, занятые различными видами умственного труда;
5) квалифицированные рабочие;
6) неквалифицированные рабочие и др.Человек, занимающий некоторое место в этойструктуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью. В первом случае говорят о вертикальной мобильности, во втором — о горизонтальной. Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считают важным свидетельством демократичности общества.
Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры современного российского общества:
1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
2) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства
3) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.

10. Избирательная кампания.

Избирательная кампания - совокупность действий участников политической системы по выборам органов государственной власти. Такая кампания проходит в рамках избирательной системы - особого политического института, который связан с формированием выборных органов власти и обеспечивает демократическое волеизъявление (голосование) граждан. Избирательная система обеспечивает распределение мандатов - вакантных мест в органах власти, которые дают право на представительство интересов избравшего кандидата народа. К примеру, если в ходе выборов большинство города N. проголосовало за кандидата Иванова, то значит Иванов получил мандат от жителей этого населённого пункта и теперь должен отстаивать их интересы в органах власти.

Избирательная система включает два компонента - избирательное право и избирательный процесс. Под избирательным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих порядок подготовки, проведения и подведения итогов выборов. Избирательный процесс представляет собой комплекс действий участников политической системы в процессе выборов.

Можно выделить стадии избирательного процесса:

- подготовительная стадия (назначение даты выборов; составление списка избирателей, имеющих право голоса);

- выдвижение и регистрация кандидатов (в России кандидат может быть выдвинут политической партией, представленной в парламенте, либо в порядке самовыдвижения при условии сбора необходимого количества подписей избирателей в свою поддержку);

- предвыборная агитация (главная цель - познакомить избирателей с программами кандидатов; осуществляется в форме политической рекламы и дебатов на телевидении, радио и т.п. Агитация прекращается в ночь на субботу перед воскресным днём голосования - это т.н. "день тишины" для того, чтобы избиратель подумал и окончательно определился с выбором);

- голосование

- подсчёт голосов и подведение итогов.

Избирательный процесс регулируется нормами избирательного права. Демократическое избирательное право обязательно предусматривает следующие принципы свободных и справедливых выборов:

- принцип равенства;

- принцип всеобщности;

- принцип тайного голосования;

- принцип гласности;

- принцип прямого волеизъявления.

Можно выделить два основных типа избирательных систем:

1. мажоритарная - предполагает голосование за конкретных кандидатов; если необходимо избрать коллективный орган власти (парламент), то страна делится на одномандатные округа, каждый из которых избирает одного кандидата. Победитель при такой системе один в каждом округе - кандидат, набравший большинство голосов;

2. пропорциональная - предполагает голосование за политические партии, избирательные блоки и т.п. Места в парламенте распределяются пропорционально полученным партиями или блоками голосам - т.е. победителей при такой системе много.

 

11. Социальный статус личности. Социальные роли личности.

Социальный статус — положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

Один человек обладает множеством социальных статусов, так как включен в различные социальные группы и категории. Это дало основание Р. Мертону ввести понятие статусного набора.

Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком в определенный момент времени.

Выделяют различные виды социального статуса. Например, в статусном наборе существует так называемый главный статус, т.е. наиболее характерный для данного индивида статус, с которым он сам себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью.

Разновидностями социального статуса выступают предписанные и достигаемые статусы.

Предписанный статус — это статус, унаследованный индивидом от рождения или приписываемый ему обществом или группой независимо от его способностей или усилий.

Достигаемый статус — этс статус индивида, который закрепля ется через индивидуальный выбор и конкуренцию, с учетом способностей данной личности или в результате везения.

Для современного общества характерно преобладание достигаемых статусов. Т.к. достигаемые статусы ведут к значительно более справедливому заполнении: социальных структур в соответствиу с личными качествами индивида, его способностями, профессионализмом: что определяет эффективное функционирование индивида в рамках занимаемого статуса.

Выделяют также формальные статусы и неформальные статусы, основные и эпизодические статусы, независимые и зависимые статусы.

С понятием социального статуса неразрывно связано понятие «социальная роль». Социальная роль — ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Поэтому только поведение, функционально связанное с определенным статусом, отвечающее ожиданиям других людей, независящее от индивидуальных характеристик индивида, и никакое другое является социальной ролью.

В настоящее время бытует мнение, согласно которому свобода индивида в построении роли зависит от специфики позиции, которую он занимает.

 

12. Человек, индивид, личность. Гуманистические ценности.

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами.

Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.

Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.

Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, ре­ализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.

Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и посто­янные во времени и ситуации, отличающие
одного индивида от другого.

Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.

Формирование человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации. Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.
Назвать человека личностью можно тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.

Гуманистические ценности составляют ядро мировоззрения, соединяющего людей в глобальную общность. Непосредственно и практически это выражается в том, что соблюдение и расширение прав человека сейчас являются ведущими принципами конституционного и международного права.

На этих же принципах основывается этическое регулирование в самых разных областях деятельности, в том числе – в Интернете.

Из общественных движений отметим образовавшееся в 1957 г. Пагуошское движение ученых. Общая цель Движения – «собрать воедино представителей разных стран мира – авторитетных ученых и влиятельных политических деятелей, заинтересованных в снижении опасности возникновения вооруженных конфликтов и ведущих поиск путей совместного решения глобальных проблем».

Важным идейно-психологическим фактором нового этапа гуманизации стало распространение, прежде всего в Германии, а также в других западных странах. Легитимация и институциализация такого рода настроений распространяется по всему миру.

 

9. Человеческая деятельность и ее многообразие.

Со второй половины XIX века, стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.

В настоящее время в качестве такого отличительного признака признается человеческая деятельность как постоянно возобновляющийся процесс труда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом которого является создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов.

 

Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер.

Выделяют следующие основные элементы структуры деятельности:

1) субъект — тот, кто осуществляет деятельность;

2) объект — то, на что направлена деятельность;

3) цель —ожидаемый результат деятельности; средства достижения цели и сам результат.

В основе поведенческой активности человека лежат определенные мотивы деятельности, отражающие актуальнные потребности человека.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна их них представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

1) первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности,

2) вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные.

Виды человеческой деятельности многообразны. Выделются два типа (наиб. крупные) — практической и духовной деятельности.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную и социально-преобразовательную деятельность.

Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, ценностно-ориентировочную деятельность и прогностическую деятельность.

Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую, творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.

10. Проблемы народонаселения.

Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселения.

Данная проблема имеет несколько аспектов:

1) рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;

2) при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех.

3) проблема качества населения – хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи обеспечить детям воспитание, образование, лечение и т.д.

Проблема народонаселения имеет и обратную сторону – в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, Россия, Украина, Беларусь и др.

Выделяются две главные причины данного явления:

1) высокоорганизованное техногенное общество требует от человека много сил и не оставляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало традицией обходиться минимумом детей – двумя, часто одним;

2) граждане государств, находящихся в процессе становления реформ, в силу бедности, социальной незащищенности, трудностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, либо ограничиваться их минимумом.

Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую слаборазвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населения.

Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколения, создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:

сбить темпы роста населения в Азии и Африке, осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;

искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество.

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

заняться решением экологических проблем;

уделять внимание социальной экологии.

Находить новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: