Социальная стратификация




Понятие социальная стратификация является одним из основополагающих в социологии. Социальная стратификация отражает такие явления общества как социальное расслоение, положение человека в обществе, социальную структуру общества.

Можно сказать, что социальная стратификация – это система признаков и критериев на основе которых происходит социальное расслоение в обществе.

Любое общество неоднородно по своей структуре, в нем можно выделить определенные слои (страты), которые формируются из членов этого общества, сгруппированных по определенным признакам. Социальные страты имеют вертикальную иерархию, а критерии для социальной стратификации могут быть разными: степень власти, которой наделены люди, уровень благосостояния, образования и другими критериями.

Между стратами существует определенная социальная дистанция, ограничивающая взаимодействия людей из разных страт между собой. Представители разных страт имеют разный доступ к различным значимым и дефицитным в данном обществе ресурсам.

Примером социальной стратификации может служить разделение общества на класс богатых людей, средний класс и бедный класс. В данном случае критерием социальной стратификации является уровень благосостояния. Одни и те же члены общества могут одновременно принадлежать к разным социальным стратам. Все зависит от того, какие критерии социальной стратификации используются.

В ранних обществах существовало деление на элиты и простой народ – массы. В этих обществах появлялись старейшины, вожди и жрецы. В противоположность им существовал простой народ. Дальнейшая стратификация общества приводила к появлению в нем каст, классов и сословий.

В со­цио­ло­гии из­вест­ны че­ты­ре ос­нов­ных типа со­ци­аль­ной стратификации: раб­ство, касты, со­сло­вия и клас­сы. Пер­вые три ха­рак­те­ри­зу­ют за­кры­тые общества, а по­след­ний тип — от­кры­тые. Вся­кая со­ци­аль­ная структура пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность всех функ­ци­о­ни­ру­ю­щих со­ци­аль­ных общностей.

Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция под­ра­зу­ме­ва­ет де­ле­ние об­ще­ства на груп­пы в со­от­вет­ствии с опре­делёнными зна­чи­мы­ми при­зна­ка­ми. Для тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства ха­рак­тер­на со­слов­ная струк­ту­ра. Можно с до­сто­вер­но­стью пред­по­ло­жить, что тип об­ще­ства, ха­рак­тер эко­но­ми­ки ока­зы­ва­ют су­ще­ствен­ное воз­дей­ствие на фор­ми­ро­ва­ние групп. Оче­вид­но, что для со­вре­мен­но­го об­ще­ства край­не слож­но найти какой-либо один при­знак, ко­то­рый лёг бы в ос­но­ву его стра­ти­фи­ка­ции. До­пу­стим, для от­не­се­ния от­дель­но­го че­ло­ве­ка к сред­не­му клас­су важно, какое он имеет об­ра­зо­ва­ние, доход, про­фес­сию.

 

2. Искусство в системе культуры.

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности, которые ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: