КОММУНИКАТИВНЫЕ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО СТИЛЯ (таб.1)




ЛЕКЦИЯ 16.

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТОНАЦИИ.

Академический стиль.

 

Фоностилисты описывают этот стиль одновременно как информативный и волеизъявительный. Он определяется целью коммуникации, поскольку в задачи говорящего входит и привлечение внимания слушателей, и установление тесных контактов с аудиторией, и направление внимания слушателей на основную мысль текста. Этот стиль можно встретить в лекциях, научных дискуссиях, на конференциях, семинарах и в классах. Поскольку пользователи этого стиля заинтересованы в вовлечении слушателей в разговор, можно считать этот стиль довольно эмоциональным.

Все вышеупомянутые сферы дискурса имеют много общего, поскольку подвергаются одинаковому воздействию извне; различия между ними обусловлены личностью говорящего, его профессией, ситуацией и т.д.

В самом чистом виде академический интонационный стиль проявляется в лекции. Понятие «лекция» покрывает несколько более узких понятий. Иногда под лекцией понимается ораторское выступление, призванное скорее развлечь, чем информировать, поэтому между разными регистрами академического стиля можно наблюдать значительное взаимоналожение.

Идеальной моделью научной беседы можно считать академическую, информативного плана лекцию, зачитанную вслух, или пересказанную, с опорой на записи, когда лектор пытается четко изложить свои мысли. Равновесие между формальностью и неформальностью устанавливается в пользу последнего.

Реализации этого стиля не так многочисленны, у информационного, хотя сферы дискурса достаточно разнообразны. См. таб. 1

Обрисовав контуры стиля, сконцентрируем наше внимание на академических лекциях или фрагментах научной прозы.

Начнём с того, что ни одна лекция не будет спонтанной, даже если её читают без использования записей; поскольку лекции всегда готовят заранее. Т.о., лекция – это письменная речь, зачитанная вслух, следовательно, она очень близка чтению научной прозы.

Как уже было сказано, лекцию либо зачитывают полностью, либо рассказывают с опорой на записи; и чем чаще говорящий обращается к записям, тем впечатление меньшей спонтанности он производит.

Ниже приводится пример лекции, зачитанной вслух перед довольно многочисленной аудиторией.

См. пример №3.

Это лекция посвящена росту и развитию Лондона, лектор хорошо разбирается в теме в своём предмете, поэтому звучит очень уверенно и спокойно, свободно ориентируется в материале. Его цель – проинформировать, а не развлекать, донести смысл до аудитории, завоевать её внимание и интерес, установить с ней особый заранее обдуманный контакт.

Результат его попыток контролировать внимание слушателей можно увидеть в риторических формах речи, когда он напрямую обращается к ним или спрашивает их, с тем, чтобы убедиться в их готовности воспринять его мысль:

 

I’d like to consider what happened as the two towns began to expand. What do you think the main consequences of the expansion were?

 

Для контроля над аудиторией и её понимаем, лектор обрисовывает пункты, которые он собирается осветить, использует все виды фраз для разъяснения свой позиции и подчёркивает каждый новый поворот в тексте:

  • You will all have seen from the handouts which you have in front of you that I propose to divide this course of lectures on the urban and architectural development of London into 3 main sections and perhaps I could just point out, right at the beginning that there will be a good deal of overlap between them.
  • Indeed I would go as far as to say…
  • Now by way of introduction I’d like to try and give some indication of…
  • Now in my text I hope to demonstrate in detail…

Отношения между лектором и аудиторией довольно официальные, степень формальности не меняется, хотя говорящий полон энтузиазма.

Текст разделяется на единицы, характерные для любого монолога.

Анализ просодических характеристик текста и сообщений о последних исследованиях в данной области позволяет нам сделать вывод о том, что научный интонационный стиль (лекции, доклады, пояснения, интервью и т.д.) обычно характеризуются следующими параметрами:

Инвариант фоностилистических признаков зачитывания в академическом стиле. таб.2

тембр Уверенный, властный, внушающий, поучающий
делимитация Фоноабзацы – фразы – интонационные группы
Просодические признаки – маркеры стиля Громкость повышенная
Диапазоны и регистры тона Заметно меняются в пределах фоноабаца, Понижаются к границам фоноабзаца
скорость Нормальная, медленная на самых важных моментах лекции (правила, выводы, заключении, примеры) – т.е зависит от лектора.
паузы Довольно долгие, особенно между фоноабзацами, большая доля пауз призвана показать коммуникативно значимые фрагменты высказывания, спорадические дыхательные паузы.
ритм Систематический, хорошо организованный, особенно на правилах, выдержках из законов, выводах.
Акцентуация семантических центров Терминальные тоны Высокая доля сложных терминальных тонов (High Rise + Low Rise, Fall-Rise,Rise-Fall-Rise), большое количество высоких категоричных падений
Предъядерные шкалы Частое употребление падающей и ступенчатой шкал, чередование восходящих и нисходящих шкал, особенно при перечислениях.
Контраст между ударными и неударными сегментами Не большой  

КОММУНИКАТИВНЫЕ СФЕРЫПРИМЕНЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО СТИЛЯ (таб.1)

Письменная модификация языка Устная модификация языка
монолог диалог монолог диалог полилог
На публику На публику На публику Частная беседа На публику Частная беседа На публику Частная беседа
Подгот. Спонтан. Подгот. Подгот. Спонтан. Подгот. Спонтан. Подгот. Спонтан. Подгот. Спонтан. Подгот. Спонтан. Подгот. Спонтан.
Чтение лекций, научных докладов по радио или ТВ. Зачитывание примеров ответах на конференциях и интервью - Научные беседы и объяснения на семинарах и в классе Объяснения на семинарах, ответы в интервью, на конференциях Ответ на экзаменах Ответ на экзаменах Интервью в ТВ студии Интервью, беседы на научных конференциях, конгрессах Беседа на экзаменах, на научной конференции Интервью, беседа на экзамене, на конференции, собрании Дискуссии на радио и ТВ, на конференциях, на семинарах Дискуссии на конференциях, конгрессах, семинарах, в ТВ студиях - Дискуссии на конгрессах, конференциях

Хотелось бы уточнить, что в рамках любого регистра научного дискурса обязательно возникают фоностилистические отклонения, однако лектор не должен впадать в крайности, иначе произойдет диффузия стилей (использование моделей публицистического или ораторского стиля).

Сопоставим просодические параметры зачитывания академической лекции и описательного текста.

В результате анализа можно выделить признаки, присущие только академическому стилю, отличающие его от других.

  1. Научный (академический) текст, зачитанный вслух перед аудиторией, передаёт как чисто фактическую, так и волеизъявительную информацию, поэтому наибольшую важность приобретают такие функции интонации как передача отношения говорящего и его эмоций.
  2. Лектор всегда звучит уверенно, авторитетно, поучающее, потому что выступление научного характера должно быть хорошо подготовлено и даже отрепетировано.
  3. Лектор всегда звучит намного громче, чем тот, кто зачитывает простой информативный текст, поскольку любое публичное выступление происходит перед значительной аудиторией. Примеры пониженной громкости можно найти только во фразах, выражающих неуверенность; в случаях забывчивости, поиска слов.
  4. Просодические признаки академического стиля довольно разнообразны, поскольку интонация отражает попытки лектора ясно и чётко передать свою мысль и сохранить при этом равновесие между официальностью и неофициальностью. Разнообразие признаков создаётся за счет:
    • чередования пауз, типов шкал, уровня тонов и терминальных тонов.
    • Разнообразие темпа помогает слушателю отличить более важный фрагмент от менее важного – обычно говорящий замедляет темп на новом правиле, термине, научном законе.
  5. Ритмическая организация научного текста всегда чётко организована за счёт чередования всех просодических средств, что даёт впечатление «ритмичности» речи.
  6. Высокие нисходящие и нисходяще-восходящие тоны применяются как для логического, так и для контрастного выделения.

 

В заключение, хотелось бы повторить, что когда мы выбираем для репрезентации академический стиль, то отклонения от него будут неизбежны. Однако задача состоит в том, чтобы удержаться в рамках этого стиля, не переборщив с контрастами темпа, громкости, высоты тона и прочих ораторских приемов.

 

Публицистический стиль.

 

Термин «публицистический» используется для обозначения многих видов ораторской деятельности, вот почему этот интонационный стиль часто называют «ораторским». Это очень широкое понятие, потому что между академическим, ораторским и публицистическим стилями существует много общего в тех случаях, когда цель говорящего состоит в том, чтобы убедить слушателей и оказать на них эмоциональное влияние, а так же в тех случаях, когда основной в тексте является информация о волеизъявительного, советующего характера. В публицистике этот эффект достигается не только за счёт аргументации, как в рамках академического стиля, или за счёт воображения, как в ораторском стиле, но и за счёт непосредственно ораторских приёмов. Эти приёмы рассчитаны не только на то, чтобы развлечь аудиторию, но и на то, чтобы навязать ей идею говорящего.

Особенно это заметно в политических обращениях к нации, которые перегружены ораторскими приемами всех видов, в которых используются разнообразнейшие просодические средства, чтобы произвести наиболее впечатляющий голосовой эффект.

Отсюда часто ораторский стиль называют волеизъявительным или стилем пожеланий.

Он появляется в политических, судебных, публичных выступлениях, в проповедях, парламентских дебатах, на конгрессах, встречах, пресс-конференциях, собраниях и т.д.

Давно известно, что ораторские навыки необходимо тренировать. Вот почему существовало и существует так много разных школ и направлений в обучении говорить публично. В искусстве говорить публично главное значение отводится интонации, поскольку неправильное её использование может привести порой к неожиданным эффектам, когда говорящий звучит излишне пафосно.

Другой отличительный признак данного стиля состоит в том, что речь в этом случае никогда не бывает спонтанной. Конечно, любое выступление – это некое путешествие, и его необходимо спланировать. Тем не менее, ораторам настойчиво рекомендуют не пользоваться записями во время выступления, поскольку они гасят интерес аудитории, и мысли, предположения и иллюстрации до слушателя просто не дойдут. Поэтому ораторам рекомендуется держать план выступления в уме и предварительно отрепетировать речь, чтобы сымитировать эффект спонтанности.

Как уже было сказано, цель таких выступлений – воздействовать на слушателей эмоционально, вдохновить их, вдохнуть в них энтузиазм. Поэтому так важны сопровождающие движения: выражение лица, телодвижения, жесты. С другой стороны, ожидаемая реакция аудитории вдохновляет оратора на успешное продолжение. Политические и судебные выступления обычно характеризуются напористым и живым исполнением, для большей убедительности. Для них существуют определённые грамматические конструкции, лексические средства и интонационные модели – признаки именно этого стиля. Например, одним из его наиболее заметных стилистических признаков является параллелизм – повторение синтаксических, лексических и просодических структур.

В основном, политические речи очень официальны по стилю, с большим количеством «высоких» лексических единиц, клише и т.д. рассмотрим в качестве примера воображаемую политическую речь из учебника Advanced English Course:

Пример №1

The time has almost come, ladies and gentlemen, when the Government must ask you – the electors of Great Britain – to renew its mandate. It is as a member of the government that I stand before you this evening, and the task I have set myself is to review many things which the Government has achieved since the last General Election and to outline the path which we hope to follow in the future, when, as I am confident will be the case, you return us to office with an even greater parliamentary majority.

No one will deny that what we have been able to do in the past five tears is especially striking in view of the crisis which we inherited from the previous Government. With wages and prices spiraling upwards; with a record trade deficit of hundreds of millions of pounds, and with the pound sterling afflicted by the evaporation of international confidence the country was then on the brink of financial disaster and economic collapse…

Необходимо отметить, что в публицистических речах другого рода – речах писателей, общественных деятелей, борцов за мир и т.п. отклонения от данной степени официальности могут быть ещё более заметными. В выступлениях такого рода можно услышать как крайне официальные языковые средства, так и вполне обычные, близкие к разговорному стилю, особенно когда говорящий приводит примеры, сравнения, цитаты или вставляет шутки. Хороший оратор всегда соблюдает необходимое равновесие между доступностью речи, соответствующим выговором, чувством собственного достоинства, официальностью и неофициальностью.

Кратко описав сферы применения публицистического стиля, сфокусируем наше внимание на его фоностилистических особенностях. См. таб.3.

 

Инвариант фоностилистических признаков публицистической речи. Таб.3

тембр Уверенный, лично заинтересованный, полный достоинства; в голосе огромное количество модальных оттенков
делимитация Фоноабзацы – фразы – интонационные группы
Просодические признаки – маркеры стиля Громкость Чрезвычайно повышенная, иногда понижается для выделения важных фрагментов и создания определённого психологического эффекта.
Диапазоны и регистры тона Заметно меняются в пределах фоноабзаца, На первой интонационной группе очень высокий уровень.
скорость Умеренно медленная, замедляется на коммуникативно важных центрах, ускоряется на неважной информации.
паузы долгие между фоноабзацами, много дыхательных пауз, паузация определяется синтаксическими и семантическими причинами, межпаузальные сегменты довольно короткие, поэтому фразы перегружены паузами различной длины. Перед семантическим центром возможно прекращение фонации для выделения слов и фраз, беззвучные паузы создают эффект спонтанности; «риторическое молчание» оказывает на слушателей влияние.
ритм Систематический, хорошо организованный, эффект ритмичности достигается за счёт чередования ритмических групп.
Акцентуация семантических центров Терминальные тоны Самые выразительные, в незаконченных интонационных группах часто используется нисходяще-восходящий тон, терминальные тоны призваны различить официальные сегменты речи от неофициальных (шутки, примеры, иллюстрации).
Предъядерные шкалы Общее употребление нисходящей шкалы, велика доля падающих и ступенчатых шкал, часто – прерванные нисходящие шкалы для выразительности, в перечислениях возможно чередование высоких и низких шкал.
Контраст между ударными и неударными сегментами Не большой  
Паралингвистические признаки Большое количество паралингвистических эффектов - выражение лица, телодвижения, жесты подчинены главной цели публицистического дискурса: повлиять на аудиторию, вовлечь её в разговор и получить от неё желаемую реакцию.

А теперь, следуя за схемой стилистического анализа, попытаемся описать оппозицию: публицистический текст – академическая лекция. Несмотря на некоторое сходство, различия между этими двумя типами публичного выступления огромны.

Публичные выступления легко вычленяются из повседневных информативных повествований в силу своих грамматических, лексических и просодических особенностей, которые легко опознаются слушателями.

Поскольку говорящий очень заинтересован в производимом на аудиторию эффекте, он задействует все виды просодических средств, из которых наиболее выделяются изменения громкости, темпа, тембра в сопровождении невербальных средств общения.

Все эти изменения, очень выразительная мимика и жесты и свидетельствуют о принадлежности данного текста публицистическому стилю. Несомненно, что среди всех прочих функций интонации выделяются волеизъявительная и эмотивная функции.

Поскольку любая публичная речь является полностью подготовленной и даже отрепетированной, то выступление проходит плавно, без хезитационных пауз. Темп речи – подчёркнуто-значимый, артикуляция аккуратная, на коммуникативных центрах голос звучный, ритм – чётко организованный. Конечно, так бывает не всегда. Иногда оратор может выйти из стиля и зазвучать менее официально, либо напыщенно, неестественно. В таких случаях оратор пытается развлечь публику, и тогда в его речи можно найти признаки ораторского, академического, информационного, разговорного стилей. Есть ораторы, которые признают, что не могут и не хотят удерживаться в рамках одного стиля.

Ораторы в рамках публицистического стиля обычно полны энтузиазма по поводу того, что они говорят, поэтому они могут говорить то на предельной громкости, то опускаться почти до шепота; то произносить очень длинные интонационные группы на одном дыхании, то риторически замолкать (внезапно прерывать фонацию). Всё это, конечно, привлекает и удерживает внимание слушателя.

Повторюсь, что особенностью публицистического стиля является параллелизм на всех уровнях.

 

Ораторский стиль.

Этот интонационный стиль называют ещё художественным, приобретённым, сценическим. Как видно из определений, подразумевается, что это очень эмоциональный, выразительный интонационный стиль, вот почему ему нужно учиться. Волеизъявительная, эмотивная и информационная функции интонации приобретают огромное значение, поскольку воздействую на ум, волю и чувства слушателя. Обычно этот стиль приобретается в процессе репетиций и оттачивания профессиональных навыков на образах в этюдах. Этот фоностиль можно услышать со сцены, с экрана, в ТВ студии или в классе, где декламируют прозу или поэзию. Т.о., мы видим, что в рамках данного стиля мы имеем дело с зачитываемой письменной речью.

Подробно описывать сценическую речь не входит в наши задачи, поскольку сценическая речь есть стилизация всех других интонационных стилей, особенно разговорного. Однако, диалоги, воспроизведенные со сцены и адресованные зрителям, содержат в себе утрированные признаки разговорного стиля, особенно, такие как громкость, скорость речи и диапазон тона, по которым сценическую речь узнаёшь безошибочно.

Просодическая организация таких текстов очень изменчива, зависит от типа театрального представления – комедии, трагедии, драмы; и, конечно же, от социальных факторов – социального происхождения и культурного багажа персонажей, их взаимоотношений, экстралингвистического контекста и т.д.

Актёрская игра – это двусторонний диалог, актёры немедленно и напрямую реагируют на обратную связь от аудитории, под обратной связью в этом случае понимается общий, коллективный невербальный язык зала. Поэтому цель обучения актёрскому мастерству – это умение вызвать и поддерживать этот диалог с публикой. Без участия зрителей все старания актёра почувствовать, узнать и передать содержание пьесы станут бессмысленными и напрасными. Вот почему наряду с передачей непосредственно слов, очень важны выверенные жесты и выражения лиц, расположение артистов, синхронизация их речи.

В нашем анализе мы ограничимся зачитыванием прозаических фрагментов.

Если сравнивать этот вид зачитывания с зачитыванием информативных и научных текстов, то можно заметить много общих признаков, однако эмоциональность художественного чтения отличает его от всех остальных.

Известно, что проза, описывающая действие или последовательность действий называется повествование.

 

Though it was nearly midnight when Andrew reached Brynower, he found Joe Morgan waiting for him, walking up and down with short steps between the closed surgery and the entrance to the house. (Cronin The Citadel).

Проза называется описательной, когда события, объекты, люди и даже человеческие чувства описаны так, что мы можем их себе живо представить. Хороший писатель словами рисует картину так же, как художник рисует пейзаж или портрет.

 

We got out at Sonning and went for a walk round the village. It is a most fairy-like little nook on the whole river. It is most like a stage village that one builds of bricks and mortar. Every house is smothered in roses and now, in early June, they were bursting forth in clouds of dainty splendour. (J.K.Jerome 3 men in a boat).

Чтобы оценить фрагмент прозы, недостаточно понять его смысл; необходимо уловить авторский замысел и найти те средства, которые он использует для его реализации. В каком-то смысле, хорошая повествовательная и описательная проза очень похожа на поэзию. Автор вовсе не думает об аудитории, он просто пытается рассказать историю или описать эпизод наилучшим образом. А средства выражения, в таком случае, просто совпадают с целью.

Перед зачитыванием вслух желательно ценить отрывок. Для этого сначала прочитайте его внимательно, не задумываясь о значении трудных слов. Затем перечитайте, отслеживая последовательность событий, или сцены, предшествующие главным событиям. Посмотрите, объясняет ли автор причину данного события. После прочтения подумайте, каков общий смысл фрагмента, каково значение подробностей, и какую цель преследовал автор, постарайтесь объяснить, почему Вам понравился или не понравился прочитанный фрагмент.

Обычно именно авторские средства выражения делают чтение приятным. То, как описаны персонажи, образ их мыслей, речь и поведение важны не меньше чем описание событий. Оценивая весь текст целиком, нельзя забывать и о этих средствах, о их вкладе в общую канву повествования и яркость описания.

Помните, что рассказ – это единое целое. Очень важно понять, как абзацы увязаны воедино. Читатель реагирует не только на текст, его языковое выражение хода мыслей (внутренние признаки), но и на ситуации (внешние признаки). Реагируя на текст, читатель принимает во внимание всё, что он знает об окружении что происходит, кто участвует, какова роль языка.

Следующий шаг – членение текста на фоноабзацы, которые могут не совпадать с письменными. Затем идет деление на фразы и на интонационные группы. Самое главное – выделить коммуникативные центры в каждой группе и подобрать уместные просодические средства для их выражения.

Персонажи оживают не только за счёт описания их поведения, но и за счёт их речи. Повествование часто прерывается диалогом. Зачитывая диалоги, необходимо иметь в виду характеры персонажей, их образовательный уровень, общую атмосферу, окружение, в котором происходят события. Иногда сам автор подсказывает нам, как нужно понимать говорящих.

 

He came into the room to shut the windows while we were still in bed and I saw he looked ill. He was shivering, his face was white, and he walked slowly as though it ached to move.

‘’What’s the matter, Shatz?’’

‘’I’ve got a headache.’’

‘’You’d better go back to bed.’’

‘’No, I’m all right.’’

‘’You go to bed. I’ll see you when I’m dressed.’’

But when I came downstairs he was dressed, sitting by the fire, looking a very sick and miserable boy of nine years. When I put my hand on his forehead I knew he had a fever.

‘’You go up to bed,’’ I said, ‘’you are sick.’’

‘’I’m all right,’’ he said.

When the doctor came he took the boy’s temperature. (E.Hemingway. A Day’s wait).

 

Т.о., можно сказать, что литературные тексты сочетают в себе такие подтипы как описание, повествование и диалоги. Просодическая организация текста зависит от этих подтипов, а, также от характера описываемых событий, планов и объектов (юмористических, трагических, романтических, мечтательных, воображаемых и т.д.) и, конечно же, от мастерства декламатора.

 

Инвариант фоностилистических признаков зачитывания художественной прозы.

тембр Лично-заинтересованный, эмоционально богатый
делимитация Фоноабзацы – фразы – интонационные группы
Просодические признаки – маркеры стиля Громкость Меняется в зависимости от размера аудитории и эмоционального окружения.
Диапазоны и регистры тона разнообразны
скорость Преднамеренно замедленная, соответствует цели зачитывания: чтобы слушатель полностью понял авторский замысел; скорость высказываний меняется в соответствии с синтаксическими структурами, важностью информации и степенью выразительности.
паузы долгие, особенно между фоноабзацами. Разделительные паузы дольше, чем соединительные. Размещение пауз всегда синтаксически и семантически предсказуемо. Характерная особенность стиля – много долгих эмфатических пауз.
ритм хорошо организованный, изохронное повторение ударных и неударных слогов.
Акцентуация семантических центров Терминальные тоны Общее употребление низких и высоких категоричных падений в финальных и даже начальных интонационных группах и на семантических центрах. Спорадическое употребление восходящих и ровных тонов, чтобы избавиться о монотонности; в начальных интонационных группах они призваны соединить сегменты фразы, подвести слушателя к дальнейшим событиям.
Предъядерные шкалы Разнообразные. Содержат модели, которые можно использовать как в эмфатическом, так и в нейтральном контексте. Самые распрстранённые: Low Head + High Fall High Head +Low fall High Head + High Fall Stepping Head + High Fall  
Контраст между ударными и неударными сегментами Не большой  

 

Для этого стиля характерно также использование нисходяще-восходящих, либо нисходящих и ровных тонов для несвойственной им цели: связывания интонационных групп. См. пример.2.

Рассмотрим фонологическую оппозицию информативное зачитывание – художественное чтение. Различие, главным образом, лежит в тембре, который в художественном стиле отмечен большей насыщенностью, и который меняется вместе со степенью выразительности.

На просодическом уровне признаками художественного стиля являются следующие:

  1. Медленный темп, в силу низкой скорости речи и продолжительных пауз, особенно на границах фоноабзаца.
  2. Стабильная ритмичность.
  3. Использование нисходящих терминальных тонов в начальных интонационных группах, повышение высоты тона в соответствии со степенью выразительности.

 

Разговорный стиль.

Сейчас наша цель – проанализировать, какие изменения допустимы в спонтанной повседневной речи. Это самый употребляемый интонационный стиль, знакомый практически всем англоговорящим, поэтому его ещё называют свободный. Поскольку он используется для повседневного общения, его называют разговорным, а ещё – неформальным, потому что он используется, главным образом, в речи друзей, родственников, знакомых и т.д.

В неофициальных ситуациях, когда говорящие расслаблены, они обращают меньше внимания на производимое на слушателей впечатление; в отличие от официальных ситуаций, в которых они контролируют своё речевое поведение хотя бы бессознательно. Можно сказать, что этот стиль стоит на самом краю стилистической линейки, который можно назвать «просторечие». Т.о., все пользуются этим стилем, но вариации в его пределах обусловлены уровнем образованности говорящего. Данный стиль – самый ситуативно обусловленный.

Хотелось бы заметить, что в рамках этого стиля эмотивная роль интонации выходит на первый план, потому что в ответ на любой речепорождающий стимул необходимо прореагировать. В рамках этого стиля различия высоты тона будут намного заметнее, чем в других стилях. Мы уже рассматривали разные виды диалога, в зависимости от степени официальности, сейчас попытаемся проанализировать повседневный диалог.

Диалог – одна из самых сложных форм человеческого поведения. Исследуя даже самый простой диалог, начинаешь осознавать всю его глубину и сложность.

Диалог представляет собой нечто большее, чем просто вербальный язык. Общение осуществляется не только за счёт сказанного, но и за счёт несказанного. Между говорящими должна существовать какая-то степень взаимопонимания, поскольку если взаимопонимания нет, общение невозможно.

В диалоге мы черпаем информацию не только из слов, но и из прочих коммуникативных систем: порой приподнятая бровь, подергивание уголков губ или молчание могут сказать нам гораздо больше, чем дюжина предложений.

Вот почему изучение разговорных взаимодействий предполагает изучение некоторых типов невербального поведения, зависящих от типа общества и его культурных традиций. Подобные исследования уже ведутся при взаимодействии трёх наук: лингвистики, психологии и социологии.

Ещё одна серьезная проблема состоит в отборе материала для исследования. Известно, что люди ведут себя совершенно иначе, если знают, что их записывают на магнитофон. Однако проблема состоит в том, что лингвист, прежде чем приступить к анализу, обязан записывать исходный материал на магнитофон.

Вот почему записанные образцы спонтанной разговорной речи нельзя считать полностью надёжными. Единственным выходом в данной ситуации будет тайная запись. Однако, расшифровка таких записей не позволяет продемонстрировать невербальные средства общения. Т.е., необходима видео запись.

В наших примерах мы будем опираться только на аудиозаписи.

Спонтанные, разговорные, неофициальные диалоги обладают следующими признаками:

  1. Неясность (неэксплицитность) языка, поскольку говорящие надеются на экстралингвистические факторы: контекст, движения. Это проявляется в «незавершённости» многих высказываний, значение которых ясно из контекста, и словесная реализация которых становится излишней:

 

Jane: Well…may be, but…take responsibility; the…the… you don’t need as great a sense of responsibility for you… your kind of work as you do in teaching – all those children, all those parents…

Brenda: No, but you do have your… your… your colleagues at work – you have a certain amount of responsibility to them.

Иногда говорящий резко обрывает речь и умолкает, однако слушатели его понимают, поскольку их объединяет общее окружение. Иногда слушатели просят повторить сказанное, используя эхо-повторы и наводящие вопросы:

 

Richard: Well, I’m going in fact.

Jane: Tonight? Oh, are you?

Richard: Yes, most nights really.

 

  1. Отсутствие спланированности разговора, случайный выбор предмета обсуждения. Диалоги часто непредсказуемы, не подчиняются одной конкретной теме, как, например, в первом.

Несмотря на то, что это - самый изменяемый стиль, повседневные диалоги характеризуются наличием неких стереотипных семантических блоков, которые часто повторяются. Сюда относятся клишированные фразы при обмене приветствиями, прощаниях, знакомствах, фразы для начала разговора, привлечения внимания, сопоставления объектов и т.д.

Все подобные средства используются носителями механически и очень полезны при составлении диалога.

  1. Третья характеристика разговорного стиля – отсутствие плавности. В неофициальном диалоге велик процент ошибок, связанных с явлениями хезитации, оговорок и множество случаев наложения или одновременной речи.

Bob: I think I’d much prefer to go in for teaching.

 

Jane: Jolly good!

Bob: Because… er… well, you get long holidays }(simultaneously).

Дистрибуция хезитационных пауз обусловлена желанием говорящего и производит впечатление цикличности. Отсутствие таких пауз или ошибок может создать ненужное впечатление иного стиля.

В подобных диалогах можно встретить огромное количество звуков и звукосочетаний типа: mmmm, sshh, ah, brr, etc.

Анализ видеозаписей показал, что в каждом типе общества существуют свои правила ведения диалога. Некоторые из таких моделей поведения основываются на вербальном общении, некоторые на невербальном, большинство обусловлены культурными традициями, некоторые - индивидуальной трактовкой этих традиций. Помимо «беззвучного» языка (осанка, жесты, мимика, манеры) важную роль в коммуникации играет расстояние между говорящими. По сути, это степень близости, либо показатель уровня официальности ситуации.

Расстояние в 1,5-2 метра считается наиболее удобным для диалога, его сокращение в официальных ситуациях нежелательно.

 

На грамматическом уровне информативный диалог делится на высказывания и фразы. Длина высказывания может варьироваться наиболее заметно по сравнению с другими интонационными стилями. На её длину оказывают влияние изменения модальности и наклонения. Кроме того, наличие множества несогласованных придаточных затрудняет классификацию: отнеси их к самостоятельным предложениям, либо к сложноподчинённым.

Jane: Well,.. maybe,… but take responsibility for your kind of work as you do in teaching – all those children, all those parents…

Д. Кристал предлагает называть такие предложения «комплексом придаточных ».

Помимо этих неполных предложений, существуют другие признаки на грамматическом уровне:

1. Большая доля предложений, введенных уточняющими фразами типа you see, you know, I mean, I say и т.д.

2. Частое использование вопросительных предложений, и редкое – императивных.

3. Многочисленные звательные конструкции и слова.

4. Редкое использование номинативных групп в функции подлежащего, замена их на личные местоимения и неопределённо-личное you.

5. Многочисленные разделительные вопросы.

6. Использование всех видов повторов, усилительного наречия very.

7. Наличие сокращенных форм He’s, I’ll, I’ve

8. Эллиптические конструкции.

 

Все эти признаки осуждаются преподавателями грамматики, но для данного стиля являются нормой.

Самым заметным признаком диалогов является их лексика: разговорные идиомы, простые по структуре слова, отсутствие фразеологии, типичные для диалога фразы типа: Yeah. Right. O.K. I see. Oh, yes.Yes, yes. Oh, lovely. Oh, dear. Alright. Sure.

 

На просодическом уровне:

1. Диалоги распадаются на скоординированные блоки, состоящие из супрасегментных и сверхфразовых единств, связанных изменениями долготы пауз, скорости, ритма, высоты тона, диапазона и громкости.

2. Поскольку ограничений на глубину и количество эмоций в диалогах не существует, они могут выражаться через неограниченное использование просодических средств.

3. Интонационные группы в этом стиле довольно короткие, их потенциальная длина обычно сокращается. Такие короткие межпаузальные сегменты обычно характеризуются децентрализованным фразовым ударением и резкими падениями на коммуникативных центрах.

Jane: →That’s \going…│ to →make you very un\fit, you know.

 

  1. Шкалы обычно ровные, либо реже – падающие. Падающие шкалы используются при наличии нескольких ударных слогах.
  2. Что касается ядерного слога, то распространены простые нисходящие и восходящие тоны. Часто используются высокие предударные слоги.

- Do you think it\matters?

 

  1. Темп разговорной речи очень изменчив. Скорость речи обычно высокая, но создаётся впечатление замедленной в силу многочисленных пауз в пределах блока, как заполненных, так и беззвучных. Однако, собеседники могут не делать пауз между частями, очень часто они говорят одновременно, перебивая друг друга. Также отличительной особенностью неформальной беседы явля


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: