Стратегия национальной безопасности США




Полковник А. Марин,
доктор военных наук

Зарубежное военное обозрение. 2015, №6, С.3-10

 

 

В США в феврале текущего года принята новая редакция "Стратегии национальной безопасности"1(The National Military Strategy of the United States of America 2015) (далее - Стратегия) - одного из основополагающих документов военного и внешнеполитического планирования.

В докладе сформулированы подходы администрации Б. Обамы к политическим, оборонным, экономическим и иным аспектам обеспечения безопасности и благосостояния Соединенных Штатов, адаптированные к имеющимся и прогнозируемым угрозам и вызовам. Согласно сложившейся практике положения обновленной Стратегии будут способствовать соответствующим изменениям в международном курсе Вашингтона, направленном на наиболее эффективное продвижение американских интересов за рубежом на региональном и глобальном уровне.

 

В качестве главной гарантии сохранения влияния США в мире по-прежнему рассматриваются мощные и боеспособные вооруженные силы, несмотря на тезис о необходимости использования комплексного подхода к обеспечению безопасности страны, предполагающего постоянное сочетание политико-дипломатических, военных, экономических, идеологических и других инструментов воздействия на обстановку.

В части касающейся проблемных внутриполитических аспектов важное значение в общей увязке с обеспечением интересов безопасности придается крайне чувствительным для американцев вопросам оздоровления национальной экономики (в том числе за счет развития новых секторов промышленности и роста занятости населения, внедрения инноваций), совершенствования системы образования и здравоохранения в стране.

Обращает на себя внимание то, что данный документ является наименее конкретным и детализированным по целям и задачам в сравнении с предыдущими его вариантами. При этом он перегружен пафосной риторикой на тему "американской исключительности", многократно повторенными в различной интерпретации пропагандистскими штампами и лозунгами о безусловном лидерстве Вашингтона.

Выраженный декларативный характер Стратегии во многом обусловлен стремлением Белого дома подчеркнуть правильность выбранных направлений реализуемой в настоящее время государственной политики. Особую актуальность это приобретает в условиях постоянно нарастающей в адрес Б. Обамы критики за отсутствие продуманной программы и конкретных действий, неспособность добиться ощутимо положительных для США результатов на международной арене.

В вводной части документа утверждается, что внутри американской политической элиты существует консенсус относительно мирового лидерства США. Здесь же обозначены цели лидерства, или национальные интересы:
- "безопасность Соединенных Штатов, их граждан, а также американских союзников и партнеров;
- функционирующая в рамках открытой международной экономической системы прочная, инновационная и растущая национальная экономика, способствующая процветанию государства;
- уважение универсальных ценностей внутри страны и за рубежом;
- основанный на верховенстве закона миропорядок, обеспечиваемый лидирующей ролью США и направленный на поддержание безопасности, наращивание возможностей по реагированию на глобальные вызовы посредством более тесного международного сотрудничества".

При этом американское лидерство должно подкрепляться силой, "опирающейся на экономическое могущество и ВС, которые не имеют себе равных во всем мире". Авторы документа полагают также, что "Соединенные Штаты будут обеспечивать свое лидерство, являясь примером для остальных государств". То есть "прочность американских институтов власти, наша приверженность верховенству закона являются наглядными примерами для всех демократических правительств. Если мы твердо отстаиваем наши ценности у себя дома, то сможем эффективнее продвигать их за рубежом. Соблюдение международных норм и стандартов позволяет нам ожидать аналогичных действий со стороны других государств".

Кроме того, лидерство США опирается на надежных партнеров. "Мы будем последовательно расширять рамки взаимодействия с другими странами, негосударственными субъектами и международными институтами - в первую очередь с ООН, транснациональными финансовыми структурами, региональными организациями. Это может придать значительный импульс увеличению совместного вклада участников в поддержание глобальной безопасности и процветания, в соблюдение норм ответственного поведения на международной арене".

Однако "применение силы не является единственным эффективным способом противодействия вызовам или средством обеспечения вовлеченности США в мировые дела. Напротив, приоритетными инструментами в данной сфере служат дипломатия", а также "избирательное применение экономических санкций, которое останется эффективным способом воздействия на безответственных субъектов международных отношений, а также ликвидации криминальных и террористических сетей".

"США будут обеспечивать свое лидерство с расчетом на долгосрочную перспективу. Точно так же как Соединенные Штаты способствовали в прошлом столетии правильному развитию мировых процессов, в настоящее время мы должны влиять на их ход и характер, совершенствуя способы и формы воздействия для удержания нашего лидерства".

В разделе "Безопасность" выражается убежденность в том, что руководство США взяло на себя обязательства поддерживать международную стабильность, коллективные усилия международного сообщества в борьбе с терроризмом, в первую очередь с "Аль-Каидой", ИГИЛ, по воспрещению доступа террористов к ядерным материалам, в борьбе с распространением ОМП, мобилизовывать усилия мирового сообщества, направленные на снижение негативных последствий климатических изменений и возможности возникновения опасных заболеваний.

В решение этих задач основную роль призваны играть вооруженные силы, поскольку они "сохранят способность к противодействию любым угрозам, в том числе в области противоракетной обороны, кибербезопасности, борьбы с терроризмом, сдерживания агрессии и ликвидации последствий стихийных бедствий. США сохранят военное присутствие за рубежом для защиты американских граждан и интересов, поддержания региональной стабильности, оказания гуманитарной помощи и для наращивания потенциала иностранных партнеров, необходимого при проведении совместных операций. Мы направим требуемые средства на расширение возможностей вооруженных сил прежде всего в таких областях, как космос, киберпространство и разведка. Требуется поддерживать научную и технологическую базу на уровне, обеспечивающем безусловное превосходство над любым потенциальным противником". При этом решение на использование американских вооруженных сил должно "соответствовать правовым нормам и нашим международным обязательствам".

В документе определен и виновник событий на Украине. Это, по взглядам американской администрации, разумеется, Россия, "вмешательство которой в конфликт в этой стране, нарушение ею территориальной целостности и независимости украинского государства и опасные устремления Москвы в отношении других соседних стран привели к попранию норм международного права, действовавших со времен окончания "холодной войны".

И вновь только "американское лидерство и дипломатические усилия США, подкрепляемые наличием мощных ВС, остаются важнейшим инструментом предотвращения агрессий и военных провокаций против суверенных государств, гарантией соблюдения нами взятых международных обязательств перед нашими союзниками и партнерами, сдерживающим фактором для тех, кто пытается угрожать соседям по региону и игнорировать базовые принципы и нормы мирного сосуществования".

Вместе с тем Вашингтон "намерен наращивать возможности ООН и региональных организаций по разрешению споров и противоречий, кризисному урегулированию, укреплению институтов власти, борьбе с нищетой, по ликвидации в государствах с неустойчивыми режимами условий и питательной среды для распространения терроризма и экстремизма".
По мнению авторов стратегии, велика роль США и в предотвращении распространения и использования оружия массового поражения. Так, "наши действия по ликвидации химических арсеналов Ливии и Сирии являются результатом американского лидерства в вопросах соблюдения положений международной Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении".

В качестве страны, создавшей глобальную информационную сеть, Соединенные Штаты несут особую ответственность за поддержание лидерства в рамках "кибернетического мира", обеспечение безопасности космического пространства (должны "совместно противостоять угрозам со стороны тех, кто стремится не допустить мирного использования космоса"), а также воздушного и морского пространства.

В разделе "Процветание" говорится, что "американское лидерство помогает обеспечить наше вхождение в новую эру беспримерного глобального процветания. Дальнейшее удержание нашего лидерства зависит от формирования развивающегося в настоящее время глобального экономического порядка, отражающего наши интересы и ценности... Мы должны действовать стратегически, используя нашу экономическую мощь для установления новых правил и укрепления партнерских отношений.

Путем реализации нашей торговой и инвестиционной политики мы будем влиять на процессы глобализации таким образом, чтобы они развивались в интересах простых американцев... Мы также будем содействовать совершенствованию механизмов глобальной торговли сообразно нашим интересам и ценностям, устанавливая правила и добиваясь их выполнения через участие в деятельности международных институтов и реализацию региональных инициатив, должным образом реагируя на возникающие вызовы, такие как деятельность государственных предприятий и "цифровой протекционизм" 2.

Согласно Стратегии Вашингтон "несет ответственность за обеспечение энергетической безопасности наших союзников в Европе и других регионах мира". "Вызовы, обусловленные украинской и европейской зависимостью от поставок российских энергоресурсов, наглядно демонстрируют необходимость выработки новых подходов к проблеме обеспечения энергетической безопасности, учитывающих коллективные потребности Соединенных Штатов, наших союзников и торговых партнеров, а также важность развития других конкурентоспособных рынков. Таким образом, мы обязаны диверсифицировать виды потребляемого топлива, варианты его получения и транспортировки, а также привлекать надежных поставщиков. Дальнейшее укрепление энергетической безопасности и независимости в Западном полушарии является краеугольным камнем подобных усилий. Мы продолжим взаимодействовать с ключевыми экспортерами углеводородов и нашими партнерами в целях снижения риска возникновения "энергетических" конфликтов в таком регионе, как Арктика или Азия".

В разделе "Ценности" прослеживается следующая мысль - чтобы "эффективно управлять в мире, претерпевшем существенные политические изменения, Соединенные Штаты обязаны оберегать свои внутренние идеалы, одновременно продвигая общечеловеческие ценности за рубежом. От Ближнего Востока до Украины, от Юго-Восточной Азии до Северной и Южной Америки люди стремятся к независимости и демократии. Однако зачастую такие потребности вызывают обратную реакцию сторонников авторитарных режимов, что приводит к насилию и конфликтам". При этом "мы сосредоточены на поддержке государств, которые придерживаются правильного направления развития, будь то обеспечение мирного перехода власти, который мы наблюдаем в ряде стран Африки южнее Сахары, продвижение по пути конституционной демократии в Тунисе или начало преобразований в Бирме".

В разделе "Мировой порядок" Вашингтон берет на себя еще одно обязательство - "возглавлять процесс адаптации, формирования и, когда это позволяет обстановка, установления правил и норм, создания институтов, которые являются базовой основой для мира, безопасности, процветания и защиты прав человека в XXI веке". В этой связи "Соединенные Штаты продолжат поиск рациональных решений по всем приоритетным направлениям реализации внешнеполитического курса, задействуя необходимые дипломатические и иные инструменты. Мы и впредь будем руководствоваться положениями разработанного после Второй мировой войны международного права, нашедшего свое отражение в ряде документов - от Хартий ООН до многосторонних договоров и соглашений, детально регламентирующих различные аспекты ведения боевых действий, соблюдения прав человека, борьбы с распространением ОМП и другие вопросы глобальной повестки дня для формирования безопасного мира, где народы спокойно смогут жить в рамках государственных границ, мужчины и женщины в полной мере использовать имеющиеся возможности и потенциал роста. Мы должны подавать пример другим, выполняя взятые на себя обязательства лидера в рамках международного права и демонстрируя миру, что возможно обеспечивать безопасность, твердо руководствуясь собственными ценностями и принципами. Мы будем решительно действовать на площадках ООН и других международных организаций, сотрудничать со странами-участницами для наращивания и совершенствования имеющихся возможностей - от миротворческих до гуманитарного содействия, чтобы обеспечить новым поколениям мир, стабильность и поддержку. Наряду с этим нам необходимо усиливать давление на нарушителей миропорядка. Адресные экономические санкции остаются эффективным инструментом воздействия на безответственных субъектов, развязывающих агрессии, участвующих в нелегальном распространении ОМП, провоцирующих насилие, что попирает международные нормы и несет угрозу миру. Мы должны добиваться установления многосторонних санкционных режимов, когда это возможно, в рамках ООН, но также при необходимости действовать самостоятельно".

Из документа следует, что Вашингтон придает серьезное значение взаимоотношениям с КНР и "выступает за становление стабильного, мирного и процветающего Китая. Мы стремимся установить конструктивные и взаимовыгодные отношения с КНР, что будет содействовать укреплению мира и безопасности в Азии и на международной арене. Мы намерены усиливать взаимодействие в сферах, представляющих взаимный интерес, - экология, здравоохранение, экономическое развитие, денуклиаризация Корейского п-ова. Несмотря на наличие между нами конкуренции, мы отвергаем конфронтационный путь. Однако США готовы к соперничеству с позиции силы, добиваясь соблюдения китайской стороной норм международного права по широкому кругу вопросов - от обеспечения безопасности морского пространства до ведения торговли и соблюдения прав человека. Мы будем тщательно отслеживать действия КНР в области модернизации вооруженных сил и наращивания военного присутствия в Азии, одновременно принимая меры для снижения риска недопонимания и непреднамеренных ошибок в оценках данной деятельности".

Кроме этого, Соединенные Штаты "имеют широкие обязательства перед Европой, которая в настоящее время едина, свободна и живет в мирной обстановке. Сильная Европа является нашим незаменимым партнером в том числе в вопросах противодействия вызовам глобальной безопасности, способствуя повышению благосостояния и укреплению международных правовых норм. Наше сотрудничество с ней базируется на устойчивых исторических отношениях между обоими континентами. Мы намерены неизменно поддерживать стремление балканских государств и стран Восточной Европы к европейской и евроатлантической интеграции, продолжать трансформировать наше взаимодействие с Турцией, а также укреплять связи с государствами Закавказья, призывая их к разрешению регионального конфликта".

В стратегии дано собственное видение ситуации на Украине, где государственный переворот при поддержке США привел к кровопролитной гражданской войне. Однако согласно документу "агрессия России в отношении Украины ясно демонстрирует, что безопасность Европы, а также международные нормы и правила, запрещающие захват территорий, не могут восприниматься как аксиома".

В связи с этим в Вашингтоне заявляют следующее: "В качестве ответной меры мы возглавили международные усилия в поддержку украинского народа, выбравшего свою собственную судьбу и ставшего на путь развития демократии и экономики. Мы поддерживаем наших европейских союзников, демонстрируя приверженность взятым обязательствам в сфере безопасности, реагируя путем проведения соответствующих мероприятий оперативной и боевой подготовки войск и наращивая военное присутствие в Центральной и Восточной Европе для сдерживания российской агрессии".

Другие меры включают в себя оказание помощи европейским партнерам в повышении уровня их энергетической безопасности как на ближайшую, так и долгосрочную перспективу. США намерены расширять рамки помощи таким нашим партнерам, как Грузия, Молдавия и Украина, чтобы они могли эффективнее взаимодействовать с США и НАТО, а также самостоятельно совершенствовать свои оборонные возможности".

Обращает на себя внимание появление в Стратегии нового термина -"чистейшая правда". В частности, "Соединенные Штаты продолжат оказывать мощное давление на Россию путем использования санкций и других инструментов, одновременно противопоставляя лживой пропаганде Москвы чистейшую правду. Мы будем сдерживать агрессию России, давать оценку ее стратегическим возможностям и помогать нашим союзникам и партнерам противостоять РФ в течение длительного времени, если потребуется. Наряду с этим мы остаемся открытыми для дальнейшего взаимодействия с Россией в сферах, представляющих взаимный интерес, если Москва выберет другую модель поведения - модель мирного сосуществования, основанную на уважении суверенитета и демократических процессов в соседних государствах".

Те же принципы "уважения суверенитета и демократических процессов" Вашингтон проецирует на страны Ближнего Востока и Северной Африки, где содействует установлению стабильности и мира. "Мы продолжим реализацию курса, направленного на трансформацию Ближнего Востока в зону мира, процветания, соблюдения прав человека и норм демократии".

К сожалению, констатируют авторы документа, "в настоящее время мы наблюдаем события, более трагичные и дестабилизирующие по сравнению с ранее имевшими место вооруженными конфликтами в регионе, события, положившие начало возникновению таких террористических группировок, как ИГИЛ". Поэтому "урегулирование данных конфликтов и обеспечение долгосрочной стабильности на Ближнем Востоке требуют большего, чем только присутствия и задействования американских войск. Прежде всего необходимо наличие партнеров, способных защитить самих себя.

С этой целью мы способствуем поддержанию Израилем, Иорданией и государствами Персидского залива потенциала, позволяющего сдерживать агрессию. Одновременно Соединенные Штаты сохраняют безусловную приверженность своим обязательствам по обеспечению безопасности Израиля. Мы также проводим работу с руководством Ирака по налаживанию диалога с суннитами с целью формирования более широко представленных органов власти".

В "Заключении" вновь утверждается, что "целью выполнения положений документа является активное продвижение наших интересов и ценностей в инициативном порядке и с позиции силы. Мы сдержим и разгромим любого противника, который угрожает национальной безопасности Соединенных Штатов и нашим союзникам. В Вашингтоне приветствуют мирное становление других стран в качестве партнеров, способных нести бремя ответственности за сохранение мира. Ключевым элементом американской мощи является наше единство и наша уверенность в том, что лидерство США в этом веке, как и в прошлом, останется незыблемым".

Проведенный аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации анализ Стратегии показывает, что в отличие от предыдущей (2010) редакции она имеет явную антироссийскую направленность и формирует негативный облик нашей страны. Таким образом, Стратегия разработана на основе принципа американской исключительности, права на односторонние действия по защите и продвижению интересов США в мире и несет в себе активный антироссийский заряд. В связи с этим как никогда актуальны слова, сказанные президентом нашей страны В. Путиным: "Попытки перестроить созданную Богом многоликую и многообразную современную цивилизацию по казарменным принципам однополярного мира представляются крайне опасными... и чем настойчивее и, к сожалению, эффективнее будут действовать авторы и сторонники этой идеи, тем больше человечество будет сталкиваться с опасными диспропорциями в экономическом и социальном развитии, с глобальными угрозами международного терроризма, организованной преступности и наркоторговли".

1 Предыдущий вариант был издан Белым домом в мае 2010 года.

2 Неофициальный термин, обозначающий практику введения ограничений и запретов на экспортные поставки конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

· Секретный план администрации Буша, предусматривающий усиление американских ядерных сил

· Новая ядерная стратегия США

· О подходах военно-политического руководства США к проблеме борьбы с международным терроризмом (2005)

· Стратегия национальной обороны США часть 1 (2005)

· Стратегия национальной обороны США часть 2 (2005)

· О «Всестороннем обзоре состояния и перспектив развития вооружённых сил США»

· Эволюция взглядов экспертов США и Великобритании на проведение миротворческих операций.

· Эволюция стратегии "ядерного сдерживания" США

· Особенности военно-политического курса США на современном этапе

· Американская инициатива "Каспийская охрана" (2007)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: