Проблема достоверности знаний в Новое время




Тема 4 Философия Возрождения и Нового времени.

Вопросы:

1. Основные принципы философии Возрождения

2. Проблема достоверности знаний в Новое время

 

Основные принципы философии Возрождения

Эпоха Возрождения началась в XIV веке в Италии и в XV-XVI веках прокатилась по всей Европе. Мировоззрение Возрождения (Ренессанса) основано на идеи возрождения античной культуры, освобождения всех сфер культуры от влияния религии (секуляризация). Возрождение начинается с деятельности гумманистов, первыми и которых были А. Данте и Ф. Петрарка (отец гуманизма). Гуманизм Ренессанса – это идейно-политическое движение, направленное на критику схоластического мировоззрения, трактующее человека как существо свободное, прекрасное в своей целостности, творческое, достойное земного счастья. Его предназначение – активная деятельность, созидание. Гуманизм определяет отношение к человеку, как к абсолютной ценности, признает неотъемлемое право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Все в мире оцениваются с точки зрения блага человека. Благо человека – высший принцип. Человек – мера всех вещей.Возникает и новое понимание Бога – пантеизм (учение о тождестве природы и Бога). Природа=Бог. Натуралистический пантеизм (Николай Кузанкий, Д. Бруно), утверждал, что Бог – это внутренний мировой порядок. Следовательно, к миру нужно относиться, как к Богу, которого мы стремимся познать. Д. Бруно: «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над… Природа есть Бог в вещах». Благодаря пантеизму, основным объектом изучения признается природа, которая рассматривается как стабильная, организованная законами реальность. Причем, природа впервые понимается как бесконечность. В религии в этот период формируется протестантизм. Его важная идея состоит в том, что Богу угодно полное и рациональное использование способностей каждого человека. Служение Богу – это и достижение успехов в земных делах. На этой основе формируется новая ориентация рационального познания: познание должно быть практически ориентированным и полезным. А в античности знание – это игра разума, чистая наука, не имеющая никакого отношения к практической жизни.

Проблема достоверности знаний в Новое время

В Новое время в связи бурным развитием науки возникает потребность познания главного источника познания, что и привело к возникновению двух гносеологических направлений: эмпиризма и рационализма. Эмпиризм считал главным источником познания опыт (эксперемент). Представители: Ф. Бэкон – основоположник, Д. Локк, Т. Гоббс. Ф. Бэкон: «Знание и могущество человека совпадают. Человек умеет и может столько, сколько знает и понимает». Необходимо не столько выяснять отдаленные причины событий (традиционная задача метафизики), сколько дать их точное описание, выявить закономерности. В науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Именно Ф. Бэкону принадлежит фраза «Знание — сила», ставшая лозунгом Нового времени. Ф. Бэкон: наука должна исследовать природу, поскольку именно она выступает источником жизнедеятельности человека и средством для господства человека над силами природы. Истинное знание, по Бэкону, достигается с помощью познания причин. Конечными причинами занимается не наука, а теология. Формальные причины познаются индуктивным методом, который опирается на анализ, расчленение, анатомирование природы. Бэкон, который понимал истину дочь времени, а не авторитета, основной задачой философии считал познание природу из самой природы, дабы избежать субъективных искажений действительности. Большая заслуга Бэкона заключается и в том, что он исследовал заблуждения, характерные познавательному процессу, которых он образно называет идолами (призраками). Идолы представляют собой предрассудки, с которыми человек настолько сжился, что не замечает их. Он выделяет четыре типа идолов — идолы рода, пещеры, рынка и театра. Первые два - врожденные, связанны с естественными свойствами разума, а последние два – приобретенные (в ходе индивидуального развития). Идолы рода проистекают из природной ограниченности человеческого разума и чувств. Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями каждого человека (каждый человек видит только то, что ему позволяет его индивидуальность), которые определяются специфификой развития и воспитания. Идолы рынка возникают в результате общения людей, их взаимосвязи. Особую роль в формировании идолов рынка играет неправильное использование слов. Идолы театра возникают из-за слепой веры в авторитеты, прежде всего, из-за абсолютного доверия в флософские учения, что мешает непредвзятому восприятию реальности. Достижение истинного знания предполагает преодоление этих идолов, что возможно только с помощью опыта и индукции. Для того чтобы реально изучать природу, надо, согласно Бэкону, руководствоваться индуктивным методом и идти от частного к общему. Рационализм утверждает, что главный источник познания – разум. Нет в наших знаниях ничего, кроме нашего разума. Представители: Р. Декарт – основоположник, Б. Спиноза, Л. Лейбниц.Философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира. Его философия вносит основополагающие изменения в развитие философского мышления, формирует новую ориентацию в философии. Первая и исходная определённость всякой философии, по Декарту, является определённость мышления. Абсолютное начало познания – сомнение Это радикальное сомнение. То есть сомнение не цель, а средство. Первичную достоверность Бэкон находит в эмпирическом познании. Для Декарта чувственная очевидность как принцип достоверности познания неприемлема. Нельзя также основывать достоверность познания на «авторитетах». По Декарту достоверность исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Первичная достоверность и есть мыслящее «Я». Из понимания первичной достоверности как не зависящее ни от чего мыслящее Я вытекает существенные характеристики его понятия субстанции. Декартово мыслящее Я не нуждается ни в чём, кроме самого себя, не нуждается «ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Признавая независимость существования мышления (духа) и протяженности (материи) Декарт развивал дуализм (учение о двух равноправных началах мира). Он признаёт как материальный принцип – не зависящее от сознания существование материи, так и духовный принцип – не зависящее от материи и материального мира. Хотя Декарт подчёркивает, что они существуют независимо друг от друга, но они не являются субстанциями в полном смысле этого слова. То есть он их называет условно субъстанциями, поскольку они для своего существования нуждаются еще в Боге – действительной субстанции. Бог есть субстанция, поскольку он существует «сам из себя» и сам является своей причиной. А всё остальное нуждается для своего существования в «присутствии Бога». В понимании Бога он был деисто. Деизм – учение о том, что Бог однажды соотворив мир, наделив его движением и законами, в дальнейшем не вмещивается в дела мира. Миру предоставлена самостоятельность. Метафизика Декарта (картезианство) отвергает традиционную метафизическую дилемму: что первично, бытие или сознание? Существует две субстанции – телесная и духовная – независимо друг от друга. Они соединены только в человеке, в шишковидной железе. Эти субстанции гармоничны и согласованы, благодаря изначальному становлению Бога. Главное свойство духовной субстанции – мышление, а телесной – протяженность. Он сформулировал 4 правила для разума, которых придерживается сам и которые на основе своего опыта полагает важнейшими. Первое правило: считать истинными только те знания, которые не подвергаемы сомнению. Второе правило: разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить. Третье правило: располагать идеи в последовательности, начиная с предметов наипростейших и легче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом. Четвертое правило: составить такие полные расчёты, перечень, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошёл. Первое из правил Декарта является концентрированным выражением его методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический характер. Требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью, – опирается на условия «достоверности» и «очевидности» познания. Это правило также можно считать главной предпосылкой для использования следующих правил. Если условия первого правила не удовлетворяются, остальные правила не могут гарантировать разуму, что он придёт к истинному познанию. В отличие от Ф. Бэкона, который считал индукцию основным методом получения истинных (и практически полезных) знаний, Декарт таким методом считает дедукцию.

Контрольные вопросы:

1. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?

2. В чем суть пантеизма?

3. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно.

4. В чем состоит рационализм философии Нового времени?

5. Что нового внес Фрэнсис Бэкон в философию?

6. Почему Р.Декарт считается главным философом Нового времени?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: