Для более наглядного представления о том, какие сдвиги происходили в мировой экономике в целом, а также в группах развитых, переходных и развивающихся стран, в краткой форме ознакомимся с соответствующим статистическим материалом и проведем его краткий анализ (по данным табл. 2.1—2.4).
Таблица 2.1. Совокупное мировое производство и мировой экспорт, 1993—2012 гг., рост в %[1]
Регион | Средний рост в 1993-2002 | Прогноз на 2012 | |||||||||
Мир | 3,3 | 3,6 | 4,9 | 4,6 | 5,2 | 5,4 | 2,9 | -0,5 | 5,0 | 4,4 | 4,5 |
Развитые экономики | 2,8 | 1,9 | 3,1 | 2,7 | 3,0 | 2,7 | 0,2 | -3,4 | 3,0 | 2,4 | 2,6 |
США | 3,4 | 2,5 | 3,6 | 3,1 | 2,7 | 1,9 | 0,0 | -2,6 | 2,8 | 2,8 | 2,9 |
Еврозона[2] | 2,1 | 0,8 | 2,2 | 1,7 | 3,1 | 2,9 | 0,4 | -4,1 | 1,7 | 1,6 | 1,8 |
Япония | од | 1,4 | 2,7 | 1,1 | 2,0 | 2,4 | -1,2 | -6,3 | 3,9 | 1,4 | 2,1 |
Другие развитые экономики[3] | 3,8 | 2,6 | 4,1 | 3,4 | 3,9 | 4,0 | 1Д | -2,3 | 4,3 | 3,2 | 3,3 |
Развивающиеся и переходные экономики | 4,1 | 6,2 | 7,5 | 7,3 | 8,2 | 8,8 | 6,1 | 2,7 | 7,3 | 6,5 | 6,5 |
Региональные группы | |||||||||||
Центральная и Восточная Европа | 3,3 | 4,8 | 7,3 | 5,9 | 6,4 | 5,5 | 3,2 | -3,6 | 4,2 | 3,7 | 4,0 |
Содружество Независимых Государств[4] | -1,2 | 7,7 | 8,1 | 6,7 | 8,9 | 9,0 | 5,3 | -6,4 | 4,6 | 5,0 | 4,7 |
Развивающаяся Азия | 7Д | 8,1 | 8,6 | 9,5 | 10,4 | 11,4 | 7,7 | 7,2 | 9,5 | 8,4 | 8,4 |
Латинская Америка и Карибский бассейн | 2,7 | 2,1 | 6,0 | 4,7 | 5,6 | 5,7 | 4,3 | -1,7 | 6,1 | 4,7 | 4,2 |
Средний Восток и Южная Африка | 3,3 | 7,3 | 6,0 | 5,4 | 5,8 | 6,2 | 5,1 | 1,8 | 3,8 | 4,1 | 4,2 |
Африка к югу от Сахары | -3,7 | 4,9 | 7,1 | 6,2 | 6,4 | 7,2 | 5,6 | 2,8 | 5,0 | 5,5 | 5,9 |
Средний темп роста | |||||||||||
Развитые экономики | 3,2 | 2,2 | 4,0 | 3,1 | 3,8 | 4,1 | 0,9 | -3,5 | 2,4 | 2,4 | 2,4 |
Развивающиеся экономики | 3,8 | 4,7 | 5,4 | 5,4 | 5,6 | 6,3 | 5,1 | 1,8 | 4,3 | 4,6 | 4,7 |
Производство на душу населения | |||||||||||
Развитые экономики | 2,1 | 1,2 | 2,4 | 2,0 | 2,3 | 2,0 | -0,5 | -4,0 | 2,4 | 1,7 | 2,0 |
Развивающиеся экономики | 2,8 | 5,0 | 6,4 | 6,1 | 7,1 | 7,6 | 4,9 | 1,6 | 6,3 | 5,5 | 5,5 |
Темпы мирового роста, основанные на валютном рынке | 2,7 | 2,7 | 3,9 | 3,5 | 4,0 | 3,9 | 1,6 | -2,1 | 3,9 | 3,5 | 3,7 |
Стоимость мирового производства (млрд долл.) | |||||||||||
В курсах валютного рынка | 30,111 | 37,416 | 42,119 | 45,562 | 49,349 | 55,702 | 61,268 | 57,92 | 62,909 | 68,652 | 72,486 |
По паритету покупательной способности | 37,22 | 48,797 | 52,655 | 56,729 | 61,583 | 66,715 | 70,038 | 70,124 | 74,265 | 78,291 | 82,913 |
Для справки | |||||||||||
Мировой экспорт в млрд долл. | |||||||||||
Товары и услуги | 12 870 | 14 849 | 17 307 | 19 747 | 15 783 | 18 713 | 16 528 | 23 502 | |||
Товары | 10 327 | 11 966 | 13 845 | 15 859 | 12 341 | 14 986 | 13 253 | 17 711 | 19 015 | ||
Средняя цена нефти, рост в % | 2,7 | 41,3 | 20,5 | 10,7 | 36,4 | -36,3 | 27,9 | 15,8 | 15,8 | 35,6 | 0,8 |
В долл. США за баррель | 10 716 | 10 800 | |||||||||
Стоимость за единицу экспорта продукции обрабатывающей промышленности | -1,4 | 2,6 | 2,6 | 6,2 | 6,6 | -6,3 | 3,0 | 4,0 | 13,5 | 5,5 | U |
Источник: IMF. World economic Outlook. Washington. 2012. April. P. 181.
Данные табл. 2.1 показывают динамику реального ВВП за длительные временные периоды: 1993—2002 и 2003—2012 гг. Это дает возможность проследить, сопоставить темпы роста в разных группах стран: в развитых странах, развивающихся и переходных странах, континентально-региональных группах, а также в ассоциативных группах. Здесь же представлены данные по показателям стоимости объема всемирного ВВП, составившего в 2011 г. 72,5 трлн долл, по курсам валютного рынка и 83 трлн долл. по паритету покупательной способности. Общий объем мирового экспорта товаров и услуг составил в 2011 г. 17,7 трлн долл. (6,73 трлн в среднем за 1993—2002 гг.).
При этом наиболее высокие темпы роста и экспорта были характерны для группы развивающихся стран и стран с формирующимся рынком — их темпы роста значительно опережали соответствующие показатели группы развитых стран. Особенно выдающийся рост показали азиатские страны: темп их роста в 1993—2002 гг. в среднем составил 7,1%, а в период между 2003 и 2008 гг. ежегодно повышался — с 8,1 до 11,4%; в 2008— 2009 гг. несколько снизился, составив соответственно 7,7 и 7,2%, но уже в 2010 г. повысился до 9,5%. Таким образом, в этой группе государств в период глобального кризиса не было никакого крупного спада, лишь несколько снизился темп роста. В США темп роста в 2009 г. резко упал до -3,4%, а в 2009 г. — до -3%; в зоне евро в 2008 г. рост был на нулевом уровне, а в следующем 2009 г. он упал до -2,6%. В Японии спад в 2009 г. составил -4,1%; в странах СНГ в том же году спад составил -6,4% и т.д.
Таблица 2.2. Развитые страны: реальный рост ВВП в 2003—2012 гг., % (среднее процентное изменение)
Страны и группы стран | 2003- 2010[5] | 2012[6] | |||||||||
Развитые экономики | 1,3 | 1,9 | 3,0 | 2,4 | 2,9 | 2,6 | -0,1 | -4,0 | 2,7 | 1,3 | 1,3 |
США | 1,4 | 2,6 | 3,5 | 3,1 | 2,7 | 1,9 | -0,4 | -3,5 | 3,1 | 1,7 | 1,5 |
Канада | 1,7 | 1,9 | 3,1 | 3,0 | 2,8 | 2,2 | 0,7 | -2,8 | 1,2 | 2,1 | 1,7 |
Япония | 0,7 | 1,4 | 2,7 | 1,9 | 2,0 | 2,4 | -1,2 | 6,3 | 9,2 | -0,5 | 2,0 |
Австралия | 2,8 | 4,2 | 3,0 | 3,1 | 3,6 | 3,8 | 1—4 | 2,3 | 2,5 | 0,5 | 2,8 |
Новая Зеландия | 2,0 | 3,9 | 3,6 | 3,2 | 2,2 | 2,9 | -1,1 | 0,8 | 2,3 | 1,4 | 2,5 |
Европейский союз | 1,2 | 1,4 | 2,5 | 1,9 | 3,3 | 3,2 | 0,3 | -4,3 | 2,0 | 1,6 | 0,7 |
ЕС-15 | 1,1 | 1,2 | 2,4 | 1,8 | 3,1 | 3,0 | 0,0 | -4,3 | 1,9 | 1,5 | 0,5 |
Австрия | 1,7 | 0,9 | 2,6 | 2,4 | 3,7 | 3,7 | 1,4 | -3,8 | 2,3 | 3,0 | 1,3 |
Бельгия | 1,6 | 0,8 | 3,3 | 1,7 | 2,7 | 2,9 | 1,0 | -2,8 | 2,3 | 2,0 | 1,1 |
Дания | 0,7 | 0,4 | 2,3 | 2,4 | 3,4 | 1,6 | -1,10 | -5,2 | 1,7 | 0,8 | 0,2 |
Финляндия | 1,8 | 2,0 | 4,1 | 2,9 | 4,4 | 5,4 | 1,0 | -8,2 | 3,6 | 3,8 | 2,6 |
Франция | 1,1 | 0,9 | 2,5 | 1,8 | 2,5 | 2,3 | -0,1 | -2,7 | 1,5 | 1,6 | 0,3 |
Германия | 1,2 | -0,4 | 1,2 | 0,7 | 3,7 | 3,3 | 1,1 | -5,1 | 3,7 | 2,9 | 1,1 |
Греция | 1,1 | 5,9 | 4,4 | 2,3 | 5,5 | 3,0 | -0,2 | -3,3 | -3,5 | -7,5 | -5,7 |
Ирландия | 1,3 | 4,2 | 4,5 | 5,3 | 5,3 | 5,2 | -3,0 | -7,0 | -0,4 | 1,5 | 0,0 |
Италия | 0,0 | 0,0 | 1,5 | 0,7 | 2,0 | 1,5 | -1,3 | -5,2 | 1,3 | 0,6 | -0,3 |
Люксембург | 2,7 | 1,5 | 4,4 | 5,4 | 5,0 | 6,6 | 0,8 | -5,3 | 2,7 | 3,4 | 1,0 |
Нидерланды | 1,6 | 0,3 | 2,2 | 2,0 | 3,4 | 3,9 | 1,8 | -3,5 | 1,7 | 1,5 | 1,0 |
Португалия | 0,7 | -0,9 | 1,6 | 0,8 | 1,4 | 2,4 | 0,0 | -2,5 | 1,4 | -1,7 | -3,4 |
Испания | 1,6 | 3,1 | 3,3 | 3,6 | 4,0 | 3,6 | 0,9 | -3,7 | -0,1 | 0,7 | 0,3 |
Швеция | 2,1 | 2,3 | 4,2 | 3,2 | 4,1 | -3,3 | -0,6 | -5,3 | 5,7 | 4,3 | 1,9 |
Соединенное Королевство | 1,0 | 3,5 | 3,0 | 2,1 | 2,6 | 3,5 | -1,1 | -4,4 | 1,8 | 0,9 | 1,1 |
Новые члены ЕС | 3,6 | 4,3 | 17,2 | 6,5 | 6,0 | 4,1 | -3,7 | 2,3 | 2,9 | 2,6 | |
Болгария | 3,7 | 5,5 | 6,7 | 6,4 | 6,5 | 6,4 | 6,2 | -5,5 | 0,2 | 1,8 | 2,5 |
Кипр | 2,8 | 1,9 | 4,2 | 3,9 | 4,1 | 5,1 | 3,6 | -1,9 | 1,1 | 0,5 | 0,5 |
Чешская республика | 3,5 | 3,8 | 4,7 | 6,8 | 7,1 | 5,7 | 3,1 | -4,7 | 2,7 | 2,1 | 2,0 |
Эстония | 2,1 | 7,8 | 6,3 | 8,9 | 10,1 | 7,5 | -3,7 | -14,3 | 2,3 | 6,4 | 2,5 |
Венгрия | 1,1 | 3,9 | 4,8 | 4,0 | 3,9 | ОД | 0,9 | -6,8 | 1,3 | 1,4 | 1,5 |
Латвия | 2,1 | 7,6 | 8,9 | 10,1 | 11,2 | 9,6 | -3,3 | -17,7 | -0,3 | 3,9 | 2,6 |
Литва | 2,9 | 10,3 | 7,4 | 7,8 | 7,8 | 9,8 | 2,9 | -14,8 | 1,4 | 5,6 | 2,7 |
Мальта | 2,0 | од | -0,5 | 3,7 | 2,2 | 4,3 | 4,4 | -2,7 | 2,7 | 2,2 | 1,3 |
Польша | 4,6 | 3,9 | 5,3 | 3,6 | 6,2 | 6,8 | 5,1 | 1,6 | 3,9 | 4,0 | 3,6 |
Румыния | 3,5 | 5,2 | 8,5 | 4,2 | 7,9 | 6,3 | 7,3 | -6,6 | -1,9 | 1,5 | 2,1 |
Словакия | 5,0 | 4,8 | 5,1 | 6,7 | 8,3 | 10,5 | 5,9 | -4,9 | 4,2 | 3,0 | 2,1 |
Словения | 2,5 | 2,9 | 4,4 | 4,0 | 5,8 | 6,9 | 3,6 | -8,0 | 1,4 | 2,0 | 2,0 |
Остальная Европа | 1,9 | 0,4 | 3,2 | 2,7 | 3,1 | 3,4 | 1,3 | -1,9 | 1,5 | 1,0 | 1,1 |
Исландия | 2,2 | 2,4 | 7,8 | 7,2 | 4,7 | 6,1 | 1,3 | -6,7 | -4,0 | 1,2 | 1,1 |
Норвегия | 1,5 | 1,0 | ,35 | 27,1 | 2,3 | 3,1 | 0,3 | -1,7 | 0,3 | 1,6 | 2,9 |
Швейцария | 2,2 | -0,2 | 2,5 | 2,6 | 3,6 | 3,6 | 2,1 | -1,9 | 2,7 | 0,5 | -0,3 |
Меморандум | |||||||||||
Северная Америка | 1,5 | 2,5 | 3,5 | 3,1 | 2,7 | 1,9 | -0,3 | -3,4 | 3,0 | 1,7 | 1,5 |
Западная Европа | 1,3 | 1,4 | 2,6 | 2,0 | 3,3 | 3,2 | 0,3 | -4,2 | 1,9 | 1,6 | 0,7 |
Азия и Океания | 1,1 | 1,8 | 2,8 | 2,1 | 2,2 | 2,6 | -0,8 | -4,9 | 3,7 | -0,3 | 2,1 |
Основные развитые экономики | 1,2 | 1,8 | 2,9 | 2,3 | 2,6 | 2,3 | -0,4 | -4,2 | 2,9 | 1,3 | 1,3 |
Еврозона | 1,1 | 0,8 | 2,2 | 1,7 | 3,2 | 3,0 | 0,4 | -4,3 | 1,9 | 1,5 | 0,4 |
Источник: IMF.World Economic Situation and Prospects.
Примечание: группы стран рассчитываются как средневзвешенные темпы роста ВВП отдельных стран, где база — ВВП в ценах и обменных курсах 2005 г.
Данные табл. 2.2 показывают, во-первых, низкие темпы экономического роста во всей зоне развитых стран: 1,3% — в 2003—2010 гг.; спад в 2009 г. был максимальным, составив 4%.
Во-вторых, посткризисное оживление оказалось вялым и неустойчивым — оптимистические ожидания от неплохого показателя 2010 г. — рост ВВП на 2,7% обрушились "великой рецессией" 2011—2012 гг., когда рост по итогам 2011 и 2012 гг. составил всего 1,3%. При этом состояние неуверенности характерно для США, ЕС, Японии и других стран ОЭСР в одинаковой мере.
В-третьих, положительные показатели роста, которые в целом были свойственны странам ЕС, за 2010—2011 гг., скрыли обрушение сектора государственных (и банковских) долговых обязательств и наступления нового этапа рецессии в их экономиках.
В-четвертых, США удалось "уйти" (временно) от последствий долговой задолженности в 2011 и 2012 гг. Серьезные риски в этой части характерны и для Японии, хотя она показала позитивные результаты роста в 3,9% в 2011 г. с последующим спадом, начавшимся в 2012 г.; по итогам 2012 г. рост в этой стране составил менее 2%.
Особенную тревогу вызывает финансово-экономическая ситуация в группе стран еврозоны, в которых долговой кризис перерос в финансовый (связанный с государственным долгом и кризисом банковской системы). В зоне сильнейшего риска находится Греция, а также Испания, Португалия и даже Италия. Крупное сокращение государственных расходов ведет к стагнации производства и "затуханию" деловой активности при росте безработицы: 23% — в Греции, 25% — в Испании, 18% — в Португалии, 14% — в Италии, 17% — в Ирландии и т.д. Не лучше обстоят дела во многих новых странах — членах ЕС: Венгрии, Румынии, Болгарии, Литве и Латвии — во всех этих странах высока безработица, возрастает социальная напряженность.
Целая вереница неблагоприятных потрясений в 2011—2012 гг. вызвала ослабление экономического роста и повышение неравномерности мировой экономической активности. Разрушительное землетрясение и цунами в Японии подорвали мировую обрабатывающую промышленность, так называемая "арабская весна" вызвала повышение цен на нефть; напряженность на финансовых и суверенных долговых рынках в зоне евро усилилась; экономический рост США резко замедлился, а противостояние, связанное с повышением максимального размера государственного долга США, ослабило доверие к политическому курсу. На этом фоне прогнозы мирового роста, в особенности для стран с развитой экономикой, были пересмотрены в сторону понижения на 2012—2013 гг.
Однако между фазами циклического роста разных стран сохраняются значительные различия: разрывы между фактическим и потенциальным объемами производства в ряде стран (например, в Польше и Турции) ликвидированы или стали положительными, тогда как во многих других странах экономическая активность еще не вернулась к докризисным уровням (средиземноморские страны зоны евро).
Учитывая постоянную напряженность на суверенных долговых рынках зоны евро и слабость мировой экономики, риски ухудшения ситуации остаются высокими.
В условиях затухающих темпов роста и усиления финансовой напряженности ясно, что надо корректировать экономическую политику. В то же время прекращение денежно-кредитной поддержки или ее ужесточение в странах, находящихся на более поздних фазах цикла, представляется нецелесообразным в тех случаях, когда существуют риски ухудшения проблемы безработицы, — этот фактор обходится намного дороже получаемой экономии государственного бюджета. К тому же это не решает проблемы суверенного долга, не оставляя иной возможности, кроме ужесточения бюджетной политики, что способствует замедлению экономического роста.
Чтобы обеспечить успешное урегулирование кризиса в зоне евро, необходимо выйти за рамки существующего узкого подхода, направленного исключительно на секвестирование государственных расходов. Крайне важно закрепить рыночные ожидания и развеять существующую неопределенность. В целом необходимо решительно укрепить не только систему управления налогово-бюджетной сферой и экономикой валютного союза, но и предпринять меры по более основательному государственному воздействию, включая стимулирование инноваций и прямое участие государства в экономическом развитии. Далее, наряду с укреплением национальных бюджетных правил, страны еврозоны должны частично уступить контроль над состоянием государственных финансов центральному органу зоны евро, в том числе создать единое министерство финансов с широкими полномочиями. По всей видимости, потребуется более общий подход и поддержка финансовой системы зоны евро, для этого придется выйти за пределы догматических рамок финансово-экономической политики в духе монетарно-рыночных представлений.
https://studme.org/33302/finansy/dinamika_razvitiya_sng