Общие требования и рекомендации по определению технологии работ и технологических операций




Предисловие

 

1. Разработан: ЗАО "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры", г. Санкт-Петербург (к.т.н. В.П. Радов, к.т.н. В.И. Викулин, А.С. Бадалов, О.В. Богданов).

2. Внесен: Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации

3. Принят и введен в действие распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 15.08.2013 N 1177-р.

4. Разработан впервые

5. Имеет рекомендательный характер.

 

Настоящий отраслевой методический документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Росавтодора.

 

Область применения

 

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ устанавливает рекомендации по технологии очистки, уборки и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления.

1.2 Отраслевой дорожный методический документ предназначен для использования при содержании автомобильных дорог общего пользования и может быть рекомендован к использованию при содержании дорог не общего пользования, в том числе эксплуатируемых на платной основе.

1.3 Применение отраслевого дорожного методического документа позволит повысить уровень механизации и использования новых (инновационных технологий), оптимизировать парк машин, увеличить производительность труда, повысить качество и эффективность содержания автомобильных дорог.

 

Нормативные ссылки

 

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующий документ:

ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог".

 

Примечание - При пользовании настоящим ОДМ следует проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты" и по соответствующим информационным указателям. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом.

 

Термины и определения

 

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

2 группа элементов автомобильной дороги: Совокупность элементов автомобильной дороги, сгруппированных с учетом их функционального назначения и конструктивных особенностей.

3 дефекты содержания автомобильной дороги: Дефекты, повреждения, недостатки, отклонения от нормативных требований на автомобильной дороге, возникающие под воздействием автомобильного движения, хозяйственной деятельности человека, природно-климатических факторов, при выполнении работ по содержанию дорог, которые могут и должны устраняться методами и технологиями содержания дорог.

4 искусственные дорожные сооружения: Сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

5 мойка автомобильной дороги: Работа по содержанию конструктивных элементов автомобильной дороги, включающая в себя совокупность технологических процессов (операций) по удалению дефекта (смета) путем его смыва с поверхности конструктивного элемента автомобильной дороги под воздействием струи воды (моющих средств).

6 операционный контроль: Контроль продукции или процесса во время выполнения или после завершения технологической операции.

7 очистка автомобильной дороги: Работа по содержанию конструктивных элементов автомобильной дороги, включающая в себя совокупность технологических процессов (операций) по механическому удалению дефекта (пыли, грязи) (с увлажнением или без такового) или его нейтрализации с использованием химических реагентов (с преодолением определенных сил сцепления) с поверхности конструктивного элемента автомобильной дороги или дорожных сооружений, входящих в ее состав.

8 посторонние предметы на проезжей части: Предметы на проезжей части, которые не отнесены к смету: щебень, крупногабаритные предметы и крупный мусор.

9 смет на проезжей части: Тонкодисперсные частицы (пыль, сажа), растворная часть разрушающегося бетона, частицы разрушенного и отслоившегося герметика из температурных швов, отдельные куски отслоившегося и отколовшегося на кромках швов и трещинах асфальтобетона и цемента бетона, метизы и стальной ворс от щеток подметально-уборочных машин, грязь, мелкий мусор, листья от деревьев.

10 снегоочистка: Комплекс технологических операций по удалению снега с поверхности конструктивных элементов автомобильной дороги или дорожного сооружения в ее составе.

11 содержание автомобильной дороги: Комплекс работ (услуг) по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

12 содержание автомобильной дороги зимнее: Комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного движения на автомобильной дороге в зимнее время, включающий: защиту автомобильной дороги от снежных отложений, заносов и лавин, очистка от снега, предупреждение образования и ликвидация зимней скользкости и наледей.

13 содержание элементов обустройства дорог: Комплекс технологических операций по уходу за элементами обустройства автомобильной дороги в целях сохранения их в исправном состоянии и чистоте. Включает: очистку, промывку, содержание в сохранности, устранение мелких неисправностей дорожных знаков, ограждений, указателей и других элементов обустройства.

14 технологическая карта: Текстовой и графический документ, который определяет технологический процесс выполнения отдельного вида работ, на конкретном объекте с учетом его особенностей, и разработан для конкретного производителя работ.

15 технологическая операция: Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте.

16 технологический процесс содержания: Совокупность взаимосвязанных в пространстве и времени целенаправленных действий по изменению эксплуатационного состояния конструктивного элемента автомобильной дороги или дорожного сооружения в ее составе, реализуемых в ходе выполнения работ (оказания услуг) по их содержанию.

17 уборка автомобильной дороги: Работа по содержанию конструктивных элементов автомобильной дороги или дорожного сооружения в ее составе, включающая в себя совокупность технологических процессов (операций), не связанных с преодолением сил сцепления, по перемещению с их поверхности дефекта (смета и посторонних предметов), с его возможной последующей транспортировкой за пределы полосы отвода автомобильной дороги.

18 шуга (ледяная каша): Рыхлые скопления твёрдой фазы агрегатного состояния вещества снежно-ледяных отложений (с включениями противогололедных материалов или без них) в его жидкой фазе состояния (воде) в виде кашеобразной массы.

19 элемент автомобильной дороги: Отдельно выделенная конструктивная часть в составе автомобильной дороги, предназначенная для выполнения определенной функции.

20 элементы обустройства автомобильных дорог: Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

 

Методологические основы определения технологических операций при очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе

 

Общие требования и рекомендации по определению технологии работ и технологических операций

 

4.1.1 Определение технологии выполнения работ и состава технологических операций по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе должно осуществляться с учетом:

- функционального назначения и взаимосвязи конструктивных элементов, условий их использования;

- объемно-планировочной конфигурации, геометрических параметров, типа и структуры материала поверхности конструктивных элементов и ее пространственной ориентации (вертикальной, горизонтальной или наклонной), условий сопряжения конструктивных элементов;

- требований, предъявляемых к уровню эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов и их поверхности, в том числе устанавливаемых в соответствии с требованиями технических регламентов по безопасности зданий и сооружений и с учетом требований к эксплуатационному состоянию и содержанию конструктивных элементов и их поверхности [1], закрепленных в проектах содержания и/или контрактах на выполнение работ (услуг) по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе;

- экологических требований к содержанию конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений в ее составе (экологические требования к содержанию конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений устанавливаются с учетом требований нормативных документов [3], [4], [5] и/или требований, закрепленных в проектах содержания и/или контрактах на выполнение работ (услуг) по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе);

- дефектов эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов и их поверхности, обуславливающих необходимость выполнения работ по их очистке, уборке, мойке;

- факторов, оказывающих влияние на сроки и границы производства работ по очистке уборке и мойке конструктивных элементов;

- требований к механизации, безопасности и эффективности производства работ;

- технических особенностей машин и технологического оборудования, предназначенных для выполнения работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений в их составе, которые учитывают при определении технических ресурсов для выполнения технологических процессов [6]).

4.1.2 Функциональное назначение, условия использования конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений в ее составе обуславливают требования к их транспортно-эксплуатационному состоянию, в том числе к эксплуатационному состоянию их поверхности, меняющемуся под воздействием транспортных средств, окружающей среды и человека.

Функциональное назначение и особенности использования конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений в ее составе следует учитывать при определении границ зоны производства работ и сроков их выполнения.

4.1.3 Объемно-планировочная конфигурация, геометрические параметры, тип и структура материала поверхности конструктивных элементов и ее пространственная ориентация, условия сопряжения конструктивных элементов предопределяют требования к конфигурации, техническим параметрам, условиям воздействия на поверхность конструктивного элемента рабочих органов технологического оборудования и к технологическим материалам, используемым при очистке, уборке и мойке.

К особенностям объемно-планировочной конфигурации и параметрам основных элементов автомобильной дороги, условий их сопряжения в границах продольного и поперечного профиля, оказывающих влияние на выбор технологии работ следует отнести:

геометрические характеристики основных элементов плана и продольного профиля трассы дороги, элементов поперечного профиля земляного полотна в границах полосы отвода;

тип, структура поверхности и условия сопряжения конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений в ее составе.

4.1.4 Требования, предъявляемые к эксплуатационному состоянию и уровню содержания конструктивных элементов и их поверхности, позволяют вскрыть дефекты эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов, установить необходимость и нормативные сроки выполнения работ по их очистке, уборке и мойке.

4.1.5 Экологические требования к содержанию конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений в ее составе предопределяют необходимость, периодичность и экологическую безопасность технологии работ и технологических операций по их очистке, уборке и мойке.

4.1.6 К факторам, оказывающим влияние на сроки и границы производства работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов относят: метеорологические факторы; эксплуатационные требования; интенсивность и состав дорожного движения; необходимость и возможные условия ограничения движения транспортных средств при производстве работ; требуемые условия обеспечения техники безопасности при производстве работ, устанавливаемые в соответствии с требованиями нормативных документов [7], [8] и закрепляемые в проектах содержания.

4.1.7 Данные о дефектах эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов, факторах, оказывающих влияние на сроки и границы производства работ, совместно с данными, отражающими технические и функциональные особенности конструктивного элемента, а также требования к механизации, безопасности и эффективности производства работ, являются основой при определении технологии, состава технологических операций, технических особенностей машин, технологического оборудования, требуемых ресурсов.

4.1.8 Блок-схема алгоритма по определению технологии и состава технологических операций по устранению дефекта содержания, требующего выполнения работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений в ее составе, представлена на рисунке 1.

 

 

4.1.9 Алгоритм определения технологии и состава технологических операций по устранению дефекта содержания, требующего выполнения работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений в ее составе включает:

- визуальный осмотр (оценку) конструктивного элемента на предмет определения соответствия его транспортно-эксплуатационных показателей установленным требованиям;

- фиксацию несоответствий транспортно-эксплуатационных показателей конструктивного элемента нормативным требованиям и дефектов содержания, обуславливающих необходимость выполнения работ по их очистке, уборке и мойке;

- определение требований и ограничений по ликвидации дефектов содержания, оказывающих влияние на сроки, границы, условия и способ производства работ;

- определение способа воздействия на дефект конструктивного элемента;

- выбор способа выполнения работ (технологических процессов), с учетом требований к уровню механизации;

- установление типа технологических процессов по устранению дефекта содержания конструктивного элемента;

- определение требуемых технических характеристик машин и оборудования, необходимых для выполнения работ по устранению содержания конструктивного элемента;

- определение требуемых ресурсов для устранения дефекта содержания конструктивного элемента;

- определение степени завершенности технологического процесса по устранению дефекта в границах данного элемента или необходимости его трансформации, перемещения и ликвидации в границах смежных с ним конструктивных элементов.

4.1.10 При визуальном осмотре (оценке) конструктивного элемента автомобильной дороги на предмет определения соответствия его транспортно-эксплуатационных показателей установленным требованиям фиксируется факт наличия несоответствия эксплуатационного состояния элемента.

4.1.11 Характерные дефекты содержания, требующие выполнения работ по их очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог, представлены в Приложении А.

4.1.12 При определении требований и ограничений по ликвидации дефектов содержания, оказывающих влияние на сроки, границы, условия и способ производства работ устанавливают:

- необходимость полной ликвидации дефекта, расположенного на данном конструктивном элементе, без его переноса (в первоначальном или трансформированном виде) на смежные элементы;

- допустимые границы зоны производства работ;

- требования по обеспечению безопасности дорожного движения в зоне производства работ;

- требования к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности производства работ;

- требования к охране труда и технике безопасности при производстве работ;

- требуемые сроки выполнения работ.

4.1.13 При определении способа воздействия на дефект конструктивного элемента должны учитываться характеристики дефектов, указанные в Приложении А, требования и ограничения по ликвидации дефектов содержания.

4.1.14 Выбор способа выполнения работ осуществляют с учетом:

- типа и структуры материала поверхности конструктивных элементов их конфигурации, пространственной ориентации и геометрических параметров;

- вида и характеристик дефекта содержания, обуславливающего необходимость выполнения работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог;

- требований и ограничений по ликвидации дефекта содержания, оказывающих влияние на сроки, границы, условия выполнения работ.

4.1.15 При определении типа технологических процессов по устранению дефекта содержания учитывают:

- характеристики дефектов, требования и ограничения по ликвидации дефектов содержания;

- возможные способы воздействия на дефект и способы выполнения работ по его устранению.

4.1.16 При определении требуемых технических характеристик машин и оборудования, необходимых для выполнения работ по устранению дефекта учитывают:

- тип технологических процессов по устранению дефекта содержания;

- характеристики дефектов, требования и ограничения по ликвидации дефектов содержания, оказывающих влияние на сроки, границы, условия выполнения работ.

4.1.17 При определении требуемых ресурсов для устранения дефекта содержания, обуславливающего необходимость выполнения работ по их очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог учитывают:

- тип технологических процессов по устранению дефекта содержания;

- требования к материальным, трудовым и техническим ресурсам, необходимым для ликвидации дефекта.

4.1.18 Потребность устранения дефекта в границах данного элемента или других смежных с ним элементах устанавливают с учетом:

- требований к полной ликвидации дефекта, расположенного на данном конструктивном элементе, без его переноса (в первоначальном или трансформированном виде) на смежные элементы;

- результатов оценки завершенности технологических операций по устранению дефекта содержания конструктивного элемента;

- соответствия достигнутого эксплуатационного состояния конструктивного элемента установленным требованиям.

4.1.19 Работа по устранению дефекта считается выполненной, если потребность устранения дефекта в границах данного элемента или других смежных с ним элементах отсутствует. Если такая потребность существует, то последующее определение технологии работ по устранению дефектов содержания на данном или смежных с ним элементах производится согласно приведенному выше алгоритму.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: