Рассмотрим несколько примеров, которые проиллюстрируют понятие жанра и структуры фильма. Как уже упоминалось, жанры-для-автора могут вступать друг с другом в три вида отношений: " мультижанр " - равноправное участие двух и более жанров в структуре, " X с элементами Y " - основная сюжетная линия строится по правилам жанра X, а побочная - по правилам жанра Y, " X с использованием Y ", в этом случае у жанра Y нет своей сюжетной линии, он используется однократно.
Мультижанр, то есть равноправное участие двух и более жанров в структуре, не означает, что половина поворотных точек принадлежит одному жанру, а вторая половина - другому (в этом случае у нас будет не сценарий, а бессмысленный хаос), это означает, что большая часть поворотных точек принадлежит этим жанрам одновременно.
Рассмотрим характерные примеры жанровых фильмов - "Терминатор", "Пункт назначения", "Snatch", и "Смертельное оружие". Их структура будет показана графиками, на которых поворотные точки будут обозначены кружками разного цвета, в зависимости от их типа.
Терминатор
Идея: "Искусственный разум, захвативший мир после третьей мировой войны, скоро будет уничтожен восставшим человечеством. Надеясь избежать поражения, он отправляет в прошлое киборга, который должен убить будущую мать лидера повстанцев, изменив этим историю. Один из повстанцев отправляется в прошлое, чтобы защитить её"
Сеттинг: современность, США, город
Лейбл: (по Митте) триллер, (по Кинопоиску) фантастика, боевик, (по IMDb) - экшн, НФ
Фактический жанр: мультижанр экшн(боевик)/фантастика(НФ) с элементами драмы
Две сюжетные линии, переплетённые средствами сюжета
Чёрный цвет - поворотные точки боевика - противостояние Риса и Терминатора
Синий цвет - поворотные точки фантастики - раскрытие и развитие фантастического допущения
Красный цвет - поворотные точки драмы - превращение Сары Коннор из беззаботной официантки в мать будущего лидера повстанцев
Глядя на график, может показаться, что фантастика играет подчинённую роль в сюжете - большая часть поворотных точек (семь) относится к чистому боевику, и природа Терминатора в них не важна. Однако, в гениальной сценой на заправке, которой заканчивается фильм, элементов боевика нет - мы видим, что Сара Коннор приняла решение посвятить свою жизнь воспитанию сына - будущего спасителя человечества, и не только завершила этим линию драмы (изменения героя), но и замкнула временную петлю, окончательно раскрыв фантастическое допущение о временных парадоксах.
Таким образом, вклад фантастики и боевика в раскрытие темы ("человечество может справиться с чем угодно") - равноправен.
Пункт назначения
Идея: "Люди умирают не случайно, у смерти для каждого есть свой план. Нескольким школьникам удалось нарушить его, покинув самолёт, взорвавшийся сразу после взлёта, но смерть не готова отступать"
Сеттинг: современность, США, пригород
Лейбл: (по Кинопоиску) ужасы, фантастика, триллер, детектив, (по IMDb) - хоррор, триллер
Фактический жанр: мультижанр хоррор/фантастика(мистика) с использованием драмы
Одна сюжетная линия
Чёрный цвет - поворотные точки хоррора
Синий цвет - поворотные точки фантастики - раскрытие и развитие фантастического допущения
Красный цвет - поворотные точки драмы - используются однократно, не развиваются в сюжет
Практически эталонный мультижанр, незначительные элементы драмы (ровно столько, чтобы герои не казались функциями), и отличное раскрытие негативной темы ("от судьбы не уйдёшь").
Snatch
Идея: "Украденный в Амстердаме уникальный бриллиант в 86 карат повторно крадут в Лондоне. Бандиты и "криминальные ювелиры" начинают поиски."
Сеттинг: криминальный мир современного Лондона и окрестностей
Лейбл: (по Кинопоиску) комедия, криминал, (по IMDb) комедия, криминал
Фактический жанр: комедия(чёрный юмор) с элементами боевика
Три сюжетные линии, связанные сюжетно и структурно
Между сюжетной и структурной связью есть разница. Истории, связанные сюжетно, фактически, являются одной линией (проблемы Туркиша, и конфликт Цыгана и Кирпича), а истории, связанные структурно, просто существуют рядом в пространстве фильма (проблемы Туркиша, и поиск бриллианта), пересекаясь только в ключевых точках. Мы можем наблюдать это на графиках - сюжетно связанные линии имеют общие точки, принадлежащие им одновременно, структурно связанные - нет.
Чёрный цвет - поворотные точки комедии, линия Туркиша
Синий цвет - поворотные точки комедии, линия поиска бриллианта
Красный цвет - поворотные точки боевика - конфликт Цыгана и Кирпича
В структуре этого фильма крайне удачно использованы флэшбэк (сцена с расстрелом Кирпича и его людей) и флэшфорвард (начальная сцена с рассуждающим о бриллиантах Туркишем связывает в сознании зрителя обе комедийные линии).
Смертельное оружие
Идея: "Работающий полицейским бывший спецназовец со стремлением к суициду переходит дорогу банде наркоторговцев, состоящей из его бывших сослуживцев"
Сеттинг: юг США, приближающееся Рождество
Лейбл: (по Макки) криминальная комедия, психологический триллер, (по Кинопоиску) боевик, триллер, криминал, (по IMDb) экшн, триллер
Фактический жанр: боевик с элементами драмы и использованием детектива и комедии
Две линии, связанные сюжетно
Черный цвет - линия боевика - противостояние с наркоторговцами
Красный цвет - линия драмы - психологические проблемы Риггза
Синий цвет - линия детектива, не имеющая самостоятельной ценности, и служащая подводкой к линии боевика
Жёлтый цвет - комедийные моменты, не несущие сюжетной нагрузки
В этом фильме отличная динамика, возможная только для смеси жанров. Стандартная для примитивного боевика трэш-тема "хорошие парни могут справиться с чем угодно" удачно разбавлена юмором и драмой.
Выводы
По этим четырём примерам можно сделать некоторые выводы о структуре жанрового фильма:
а) поворотные точки не должны отстоять друг от друга более, чем на 20 минут, оптимально - на десять. Зрителя нужно удивлять не один-два раза за скрипт, а регулярно.
б) драма может присутствовать в жанровом фильме, но не должна подменять основной жанр. Тема решается средствами основного жанра.
в) добавление побочных сюжетных линии и дополнительных жанров увеличивает количество поворотных точек, и, следовательно, полезно - при условии, что основное действие по-прежнему сосредоточено на главном жанре. Все побочные сюжетные линии раскрывают ту же тему, что и главная.
г) флэшбэки и флэшфорварды - наши друзья, но только тогда, когда они являются поворотными точками основного сюжета. В противном случае они уменьшают динамику.