I Модуль Введение в педагогическую профессию. Общие основы педагогики.




 

                   
№ п/п Тема Общ. Лекции Практ. Лабор. Конс. Спец. сам. раб. СРС  
1.1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Предмет педагогики.                  
1.2 Педагогическая теория и практика. Структура педагогики. Отрасли педагогики, их характеристика                
1.3. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики, его обновление как отражение процессов развития педагогической науки и практики                
1.4. Развитие, социализация и воспитание личности в педагогической теории и практике                  
1.5. Проблема педагогических целей и содержания образования в педагогической теории и практике                
1.6. Педагогическая деятельность и личность учителя                
1.7 Профессиональная компетентность учителя: сущность понятия, структура и содержание. Контрольная работа №1.                
1.8. Методология науки и педагогической деятельности.                
1.9. Логика и методы педагогических исследований.                
2.0. Участие педагога в исследовательской деятельности. Виды и формы исследовательской деятельности.                
2.1. Целостный педагогический процесс. Обучение и воспитание в структуре целостного педагогического процесса.                
2.2. Взаимодействие субъектов педагогического процесса.                  
2.3 Современная система отечественного образования. Инновации в отечественном образовании. Контрольная работа №2                
  Творческая работа.                
  Часов                
Итого за модуль         -        
  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ  
           
  Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: · Общекультурные компетенции (ОК): - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); - способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); - способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); - готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); - готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); - способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); - готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); - способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16). · Профессиональные компетенции (ПК): общепрофессиональными (ОПК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); - владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); - способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).   в области педагогической деятельности: - способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); - способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); - готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); - способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); - готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности(ПК-7). - Самостоятельная работа студента. Самостоятельная деятельность является важнейшим фактором профессионального становления будущего педагога. На ее организацию в системе подготовки бакалавра отводится приблизительно 50 % учебного времени. Это время расходуется на подготовку к за­нятиям по изучаемому учебному курсу, на выполнение письменных заданий по отдельным темам и собственной творческой работы исследовательского и практического характера. К заданиям для самостоятельной работы студентов по педагогике относятся: · работа с научно-педагогическими текстами (на основе реферирования, аннотирования, рецензирования; технологий развития умений критического мышления). · сравнение педагогических концепций, теорий; · сравнительный анализ трактовок сущности методологических подходов в различных источниках; · подготовка к участию в теоретических дискуссиях, дебатах и др. · анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам (по индивидуальному выбору студента); · выполнение рефератов проблемного или аналитико-оценочного характера. · анализ конкретных образовательных систем с целью выявления и описания конкретного опыта. Примерные темы творческой работы (согласовываются с преподавателем). 1. Инновации в современной школе (федеральный и региональный аспект).
  1. Современные подходы к определению целей и содержания образования.
  2. Индивидуальная образовательная траектория ученика.
  3. Педагогическая диагностика развития ребенка как личности и ученика,
  4. Педагогические аспекты различных видов профессиональной (непедагогической) деятельности.
  5. Диагностика индивидуального опыта ученика (для освоения образовательной программы).
  6. Особенности деятельности педагога в условиях модернизации образования.
  7. Образы педагогов различных периодов развития общества.
9. Репродуктивные и творческие аспекты в педагогической деятельности.
  1. Самоопределение школьников на разных этапах возрастного развития.
  2. Спектр педагогических профессий в современном мире. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины, значение для социокультурного развития общества).
  3. Модели различных профессионально-педагогических ролей
  4. Безопасность и комфортность образовательной среды школы
  5. Социальное творчество детей на разных возрастных ступенях
  6. Этика и эстетика педагогической деятельности.
  7. Системы взаимоотношений ребенка в классе, динамика изменения этих взаимоотношений.
  8. Мастерство и техника в профессии педагога.
  9. Противоречия и кризисы профессионального становления педагога.
  10. Внешние и внутренние условия саморазвития учителя..
  11. Источники и пути самообразования педагога.
  12. Понятие личностной и профессиональной перспективы.
  13. Карьерапедагога.
  14. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека.
  15. Педагогические способности, авторитет и такт педагога.
  16. Академические способности педагога.
  17. Образ мастера в педагогике.
  18. Профессиональное самовоспитание.
  19. Затруднения в осуществлении профессиональной деятельности и определение способов их решения.
  20. Сообщества детей и взрослых для овладения ребенком опытом взаимодействия при решении им определенных задач.
  21. Возможности образовательной среды образовательной организации для решения конкретной педагогической задачи (развитие учебной самостоятельности, обучение самооцениванию и взаимооцениванию, развитие творческой, поисковой активности).
Письменные задания для самостоятельной работы Тема 1-2 Составление словаря основных педагогических терминов (педагогический процесс, воспитание, образование, обучение) с использованием разных источников (учебники, энциклопедии, словари, сайты, образовательные порталы и т.д.). Составьте схемы, включающие разделы педагогики как науки и учебной дисциплины и отрасли.   Тема 3. Проанализируйте направленность, проблематику, структуру двух-трех научно-методических журналов, адресованных педагогам и одной из профессиональных педагогических газет. Соотнесите проблемы с основными задачами педагогики как науки. Переформулируйте практические педагогические задачи в задачи науки. Тема 4 (дополнительная работа). Проанализируйте статьи (не менее 5) в педагогических изданиях, в которых рассматривается проблема необходимости учёта разных факторов (наследственности, социальной среды, целенаправленного взаимодействия и самовоспитания) в педагогическом процессе. Выпишите основные идеи, проблемы статей, обоснуйте свою позицию. Тема 5 (дополнительная работа) Сравнить различные подходы к конструированию целей и содержания образования. Темы 6 -7 (одно задание на выбор). 1. Написать отзыв о произведении художественной литературы (фильме, спектакле), описывающем труд учителя, его становление, проявления профессионализма, взаимоотношения с учениками и т.д. 2. Составьте проект своей личной библиотеки современного педагога (учителя-воспитателя). Представьте его сокурсникам. 3. Познакомьтесь с рекомендованной литературой о технике работы с научными педагогическими текстами. Составить памятку для читателя, описывающую один из способов работы. Опишите этот способ однокурсникам. 4. По каталогу в библиотеке проанализируйте, спектр педагогической литературы по проблемам воспитания (самовоспитания), адресованный педагогу, учащимся, их родителям. 5. Примите участие в микроисследовании, выявляющем круг чтения педагогов-воспитателей. 6. Сформулируйте тему и запишите интервью с педагогом-воспитателем как читателем. 7. Разработать рекламный проект по книге, фильму, статье, касающихся современных проблем профессионализма педагога. 8. Подготовить проекты: педагогический журнал, хрестоматия “Идеал педагога”, «Имидж педагога». 9. Проведите мини-исследование по изучению проблем, возникающих в карьере начинающего педагога: какие факторы ей мешают, а какие помогают в профессиональном развитии? 10. Из текстов художественной, публицистической, мемуарной литературы подберите и выпишитеотрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость у педагога того или иного блока профессионально-значимых качеств личности и умений. Укажите выходные данные подобранных Вами литературных источников. Темы 8 - 10. 1.этап. В соответствие с выбранной Вами темой сформулируйте проблему, цель, объект, предмет исследования, его задачи. Определите список источников, в которых тема раскрыта. Определите систему методик 2 этап. Презентация выполненной работы. Темы 11-12 (одна тема на выбор (дополнительно) 1.Познакомьтесь со статьями в педагогических изданиях, в которых рассматривается проблема взаимодействия (общения, совместной деятельности, отношений) педагогов и школьников. Проведите мини-исследование по изучению проблемы. 2. Проанализируйте не менее 5 различных источников информации (книги, периодические издания, сайты, теле-, радиопередачи, кинофильмы и др.), посвященные проблемам взаимодействия педагогов и школьников. Составьте список данных проблем. Вычлените предлагаемые в источнике информации способы решения указанной проблемы. Сформулируйте собственные выводы по наиболее актуальным проблемам взаимодействия педагогов и школьников. Результаты оформите в виде таблицы. 3.Подготовьте материалы для организации дискуссии по проблеме взаимодействия педагогов и школьников и организуйте её на занятии. Тема 13. Проанализируйте педагогические источники, в которых рассматривается проблема инноваций в общем среднем образовании. Изучите опыт одной из современных авторских школ и составе малых групп (4-6чел.) подготовьте презентацию школы. Логика выполнения письменной творческой работы   · Выбрать из предложенного перечня или сформулировать самостоятельно проблему, на решение которой будет направлено исследование. · Сформулировать противоречия, которые обусловливают проблему исследования. · Предложите параметры, по которым необходимо доказать актуальность исследуемой проблемы. · Определить теоретические концепции, лежащие в основе исследования и выбрать из них основную, на которой выстраивается исследование. · Сформулировать ведущую идею и замысел исследования. · Обосновать выбор методологического подхода для осуществления исследования. · Выбрать объект и предмет исследования. · Продумать логику исследования · Сформулировать цель исследования. · Сформулировать задачи исследования. · Определить ведущие понятия исследования. · Сформулировать гипотезу исследования. · Используя эмпирические методы исследования, разработать методику микроисследования на предложенную тему. · Предложить способы обработки собранного эмпирического материала. · Используя количественные методы обработки результатов в педагогических исследованиях, разработать методику представления результатов исследования.
 
                           

 

Технологическая карта Работа на лекциях, семинарах(аудиторная и внеаудиторная)
  Темы1-2 Тема 3 Тема4 Тема5 Темы6 -7 Контрольная работа №1 Темы 8-10 Этап 1 Этап 2 Тема 11-12 Тема 13 Контрольная работа№2 Творческая работа Итог
Сроки   15.02   22.05   1.03   15.03 По расписанию семинара По расписанию семинара По расписанию семинара По расписанию семинара   31.О5.  
Письменная работа (мин баллов).                         1 д         8-10
Устная работа (мин.)                                   5-7
Письменная работа мах                                    
Устная мах                                    

 

 

Литература (для самостоятельной работы).

Название Автор Вид издания (учебник, учебное пособие) Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц Колич-во экземпляров Место хранения
Основная литература
1. Общая и профессиональная педагогика Бухарова Г.Д, Старикова Л.И. учебное пособие для студентов высших, доп.УМО М.: Академия, 2009. - 336 с.   Библ. АлтГПА
2. Методология и методы психолого-педагогического исследования Загвязинский В.И. учебное пособие, рек. УМО М.: Академия, 2010. - 207с.   Библ. АлтГПА
3. Общие основы педагогики. Анисимов В. В. учебное пособие М.: Прсвещение, 2006.-575 с.   Библ. АлтГПА
4. Педагогика. в 3-х кн. Кн. 1: Общие основы. [Электронный ресурс] Подласый И. П. учебник     М.: ВЛАДОС, 2008. - 528 с.   неограниченный доступ https://www.biblioclub.ru/book/58318/  
5. Общая педагогика. [Электронный ресурс] Столяренко А. М. учебное пособие     М.: Юнити-Дана, 2006. - 480 с.   неограниченный доступ https://www.biblioclub.ru/book/83027/  
6. Общая педагогика. [Электронный ресурс] Титов В. А. учебное пособие     М.: А-Приор, 2008. - 271 с.   неограниченный доступ https://www.biblioclub.ru/book/56302/  
7.Введение в педагогическую деятельность Лапина О. А., Пядушкина Н. Н. учебное пособие М.: Академия, 2008. — 157 с.     Б-каАлт ГПА
8.Педагогика Коджаспирова Г. М. учебник М.: КНОРУС, 2010.-740 с.   Б-каАлт ГПА
9.Педагогика Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. учебник М.: Академия, 2011. — 351 с.   Б-каАлт ГПА
10.Психолого-педагогический практикум Л. С. Подымова и др.; под ред. В. А. Сластенина учебное пособие М.: Академия, 2007. - 223 с.   Б-каАлт ГПА
11.Педагогика Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. учебник М.: Академия, 2011. — 608 с.   Б-каАлт ГПА
12. Педагогика.[Электронный ресурс] под ред. П. И. Пидкасистого учебник     М.: Педагогическое общество России, 2008. - 580 с.   неограниченный доступ https://www.biblioclub.ru/93280_Pedagogika_Uchebnik_dlya_studentov_pedagogicheskikh_vuzov_i_pedagogicheskikh_kolledzhei.html  
13. Педагогика. [Электронный ресурс] Лихачев Б. Т. курс лекций     М.: ВЛАДОС, 2010. - 648 с.   неограниченный доступ https://www.biblioclub.ru/56553_Pedagogika_Kurs_lektsii.html  
Дополнительная литература
1.Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах Коджаспирова Г. М. учебное пособие М.: Айрис-пресс, 2008. - 254 с.   Б-ка Алт ГПА
2.Стиль педагогического мышления в вопросах   Сенько Ю. В. учебное пособие М.: Дрофа, 2009. - 271 с.   Б-ка Алт ГПА
3.Педагогика Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. учебное пособие М.: Академия, 2006 - 567 с.   Б-каАлт ГПА
4.Введение в педагогическую деятельность: теория и практика Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. учебное пособие М.: Академия, 2006. - 223 с.   Б-каАлт ГПА
5.Введение в педагогическую деятельность А.С. Роботова и др. учебное пособие М.: Академия, 2006. - 208 с.   Б-каАлт ГПА
6.Педагогический словарь: [более 1000 статей] под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой   М.: Академия, 2008. - 345 с.   Б-каАлт ГПА
7.Учитель-воспитатель в пространстве демократической педагогики: подготовка педагога для общественно-активной школы Корнетов Г. Б. учебное пособие М.; Тверь: Научная книга, 2009. -63с.   Б-каАлт ГПА
8.Введение в педагогическую деятельность Орлов А.А., Агафонова А. С. практикум: учебное пособие М.: Академия, 2004. - 256 с. М.: Академия, 2007.-256 с.   Б-каАлт ГПА
9.Коммуникативная деятельность педагога Колесникова И. А. учебное пособие М.: Академия, 2007. - 329 с.   Б-каАлт ГПА
10.А.С. Макаренко о воспитании Макаренко А. С.   М.: Школьная Пресса, 2003.-191 с.   Б-ка АлтГПА
11.Сочинения: в 7 т. Т. 5 Макаренко А.С.   М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-558 с.   Б-каАлт ГПА
12.Новое педагогическое мышление под ред. Петровского А.В. сборник М.: Педагогика, 1989.-279 с.   Б-каАлт ГПА
13.Основы педагогического мастерства под ред. И.А. Зязюна учебное пособие М.: Просвещение, 1989.-302 с.   Б-каАлт ГПА
14.Основы профессионального самовоспитания будущего учителя   Елканов С.Б.   М.: Просвещение, 1989.-189 с.   Б-каАлт ГПА
15.Разговор с молодым директором школы Сухомлинский В.А.   М.: Просвещение, 1982, 206 с.   Б-каАлт ГПА
16.Учитель: мастерство и вдохновение Мудрик А.В.   М.: Просвещение, 1986.-160 с.   Б-каАлт ГПА
17.Введение в педагогическую деятельность Кукушин В.С.   учебное пособие Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 217 с.   Б-каАлт ГПА
18.Хрестоматия по педагогике. Ч. 1 Морозова О.П. учебное пособие Барнаул, 1999. – 198 с.   Б-каАлт ГПА
19. Общие основы педагогики Краевский В.В. учебник для студентов высших педагогических учебных заведений М.: Академия, 2003. - 255 с.   Библ. АлтГПА
20. Педагогика Харламов И.Ф. учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям М.: Гардарики, 2000. - 517 с.   Библ. АлтГПА
21. Методология и методика дидактического исследования Загвязинский В.И. монография М.: Педагогика, 1982. - 160с.   Библ. АлтГПА
22. Новое педагогическое мышление Под ред. А.В. Петровского сборник М.: Педагогика, 1989. - 279с.   Библ. АлтГПА


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: