Условие 3: знать ахкамы Сунны и различать между слабой и достоверной




Был ли Абу Ханифа муджтахидом?

Как известно, человеку, чтобы быть муджтахидом, недостаточно про об этом заявить, однако у него должны собраться определенные качества для этого, без которых он муджтахидом просто не будет.

Эти качества упомянули ученые в книгах по науке "Усуль аль фикх".

Перечислим кратко например те условия муджтахида которые упомянул имам Абу аль Музаффар ас-Сам'ани в своей книге "Кауаты аль адилля"

Имам упомянул шесть условий иджтихада.

1. Чтобы он знал арабский язык вместе с его науками - как его слова, так и его грамматику, основные и переносные значения слов

2. Чтобы он знал Коран и его ахкамы - знал его общие и частные тексты, отменяющие и отмененные, различал между прямыми текстами, и текстами у которых есть внешний и переносный смысл, обобщенными и разьясняющими

3. Чтобы он знал Сунну и ее ахкамы - а для этого требуется знать передатчиков хадисов, уметь отличать между достоверными хадисами и недостоверными, понимать указания Сунны - когда она указывает на обязательность, когда на желательность, уметь совмещать между сообщениями которые может показаться что противоречат друг другу

4. Знать разногласия и иджма - в первую очередь сподвижников - чтобы следовать тому на чем единогласие, и выбирать из разногласий.

5. Знать кыяс (суждение по аналогии)

6. Быть достоверным и доверенным и не послабляющим в религии.

Затем сказал ас-Сам'ани:

فإذا تكاملت هذه الشروط في المجتهد صح اجتهاده في جميع الأحكام وإن لم يوجد واحد من هذه الشروط خرج من أهلية الاجتهاد

"Когда собрались в делающем иджтихад все эти условия - достоверен его иджтихад во всех ахкамах. А если же нет даже одного из этих условий - то он не имеет полномочий совершать иджтихад"

Источник: "Кауаты аль Адилля", 2/306

И если это ясно, то давайте вернемся к Абу Ханифе и рассмотрим - опираясь на слова ученых - имелись ли у него эти условия.

- Условие 1: знать арабский язык с его науками

Передал Хатыб аль-Багдади со своим иснадом от Ибрахима аль-Харби, что он сказал:

كان أبو حنيفة طلب النحو في أول أمره فذهب يقيس فلم يجئ وأراد أن يكون فيه استاذا فقال قلب وقلوب وكلب وكلوب فقيل له كلب وكلاب فتركه ووقع في الفقه فكان يقيس ولم يكن له علم بالنحو فسأله رجل بمكة، فقال له: رجل شج رجلا بحجر؟ فقال: هذا خطأ ليس عليه شيء، لو أنه حتى يرميه " بأبا قبيس " لم يكن عليه شيء

"Абу Ханифа вначале начал изучать нахв (грамматику), и начал проводить аналогии, и у него не получилось это, а он хотел быть устазом в этом. Он сказал: "Кольб – кулюб" (сердце – сердца), поэтому будет: "Кальб- кулюб" (собака – собаки), а ему сказали: "Кальб – киляб". И тогда он оставил нахв, и начал заниматься фикхом, и он проводил свои аналогии, в то время как не знал нахв.

И спросил его человек: "Если один человек ранил другого камнем и убил его - то полагается ли кысас?" И Абу Ханифа ответил: "Это убийство по ошибке, и на нем нет кысаса. Даже если он бросит в него АбА Кубейсом" (огромная скала в Мекке) - не будет на нем кысаса"

Сказал Мукбиль Ибн Хади: "Передатчики его достоверные" см. "Нашр ас-сахифа", 312

Слово Абу Ханифы - "АбА Кубейс" - грубейшая грамматическая ошибка, и имам аль Харби - ученик имама Ахмада и один из великих имамов арабского языка - привел эти его слова с целью указать на его невежество об арабской грамматике

Сказал имам аз Зуджаджи:

حدثنا عبد الله بن سليمان عن عمر بن شبة، عن يزيد بن خلادٍ الأرقط، عن أبي عمرو بن العلاء، أنه سمع أبا حنيفة يبطل القود إلا ما كان قتلا بحديد، فقال له أبو عمرو: أرأيت إن ضربه بكذا، أرأيت إن ضربه بكذا؟ قال: لو ضربه بأبو قبيس لم يكن عليه قود. فقال أبو عمرو: هذا كلامٌ شنع. قال: وما الشنع؟ قال: ولا تعرف الشنع أيضاً؟!

"Рассказал нам Абдуллах Ибн Сулейман, от Умара Ибн Шиббы, от Язида Ибн Халляда аль Арката, от Абу Амра Ибн Аля, что он слышал как Абу Ханифа аннулирует кысас во всем кроме убийства железом. И стал говорить ему Абу Амр: "А если он его ударит этим, а если он его ударит тем?" И ответил Абу Ханифа: "Даже если он ударит его "Абу Кубейс" (скала в Мекке), не будет на нем кысаса!" Сказал Абу Амр: "Эти слова - позорные (шун') " (имея ввиду как со стороны Шариата, так и со стороны детской грамматической ошибки - прим.). Абу Ханифа сказал: "Что значит шун'?" Абу Амр сказал: " Ты и этого тоже не знаешь?"

Источник: "Маджалис аль уляма", стр. 181, иснад достоверный

Абу Амр - один из великих имамов арабского языка, был поражен невежеством Абу Ханифы об арабском

Условие 2: знать ахкамы Корана

Был ли Абу Ханифа знающим об ахкамах Корана? То что он был джахилем о Коране, признал даже его ученик - Мухаммад Ибн Хасан аш Шайбани, в своем известном диспуте с имамом аш Шафии (придет его текст ниже)

Условие 3: знать ахкамы Сунны и различать между слабой и достоверной

Что касается Сунны, то его состояние в ней предельно известно

Сказал Абу Хатим Ибн Хиббан (ум. 354 г.х.)

لم يكن الحديث صناعته، حدث بمائة وثلاثين حديثا مسانيد ماله حديث في الدنيا غيرها أخطأ منها في مائة وعشرين حديثا إما أن يكون أقلب إسناده أو غير متنه من حيث لا يعلم

"Хадис не был его ремеслом. Он передавал от Пророка 130 хадисов, и нет во всем мире других хадисов у него. И он ошибся в 120 из них - либо поменяв иснад, либо поменяв текст хадиса сам того не понимая"

Источник: "Аль-Маджрухин", 3/63

Сказал имам Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази:

سمعت إسحاق بن إبراهيم ، يقول: قال ابن المبارك ، «كان أبو حنيفة رحمه الله يتيما في الحديث

"Я слышал Исхака Ибн Ибрахима, как он сказал: "Сказал Ибн аль-Мубарак: "Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах был сиротой в хадисе "

См. "Солятуль витр", 1-66

Если Абу Ханифа не передавал и не знал из хадисов ахкамов кроме как их очень малую часть - а те что передавал, и знал - не заучивал хорошо и ошибался и менял их слова - как же он будет муджтахидом??

Что касается его различения между слабыми и достоверными хадисами - то он это абсолютно не умел, из-за чего отвергал достоверные, и принимал слабые и выдуманные.

Сказал имам аш Шафии говоря про слово Абу Ханифы о том что смех в молитве портит вуду:

وَالَّذِي يَزْعُمُ أَنَّ عَلَيْهِ الْوُضُوءَ يَزْعُمُ أَنَّ الْقِيَاسَ أَنْ لَا يُنْتَقَضَ. وَلَكِنَّهُ زَعْمٌ يَتْبَعُ الْآثَارَلَوْ كَانَ يَتْبَعُ مِنْهَا الصَّحِيحَ الْمَعْرُوفَ. كَانَ بِذَلِكَ عِنْدَنَا حَمِيدًا، وَلَكِنَّهُ يَرُدُّ مِنْهَا الصَّحِيحَ الْمَوصُولَ الْمَعْرُوفَ. وَيَقْبَلُ الضَّعِيفَ الْمُنْقَطِعَ

"Тот, кто заявляет, что кто посмеялся в молитве должен сделать вуду - заявляет что кыяс указывает на то, что вуду не нарушается из за смеха, однако он заявил что следует в своем слове асарам!

И если бы он следовал достоверным известным асарам - он был бы у нас восхваляемым, однако он отвергает достоверные непрерывные известные сообщения, и берет слабые и прерванные!"

Источник: "Китаб аз За'фарани"

И даже его ученик аш Шайбани, признал что он джахиль о Сунне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: