РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по р усскому языку
Уровень образования – НОО,
Б класс
Уровень изучения предмета базовый
Лыщик Виктория Олеговна
Рассмотрено на заседании Согласовано
Методического объединения Зам.директора по УВР
Протокол от________№____ ________ Т.Г.Ковтун
2017 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе программы специальных, (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы под редакцией В.В. Воронковой с учетом специфики усвоения учебного материала обучающимися с умственной отсталостью. Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
Обучение в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода»»
муниципального образования городского округа Симферополь, Республики Крым имеет коррекционную направленность.
Основные направления коррекционной работы.
1. Формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности школьника.
2. Содействие формированию самостоятельной познавательной деятельности.
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры пальцев и кисти.
4. Развитие внимания, наблюдательности, мышления, памяти школьников.
5. Создание условий для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности, развитие речи, памяти школьников.
6. Активизация и совершенствование словарного запаса обучающихся.
7. Развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.
8. Развитие наблюдательности, умения сравнивать и выделять.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа по русскому языку определяет первый и второй уровень овладения предметными результатами.
Первый уровень:
· записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;
· различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;
· делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
· списывать текст целыми словами; писать текст под диктовку (20 -25 слов), включающий слова с изученными орфограммами;
· составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
· выделять предложения из текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
· уметь располагать слова в алфавитном порядке.
Второй уровень:
· списывать слова с послоговым орфографическим проговариванием с помощью учителя;
· различать с гласные и согласные, ударные и безударные гласные с помощью учителя; дифференцировать оппозиционные согласные с помощью учителя;
· делить слова на слоги, переносить части слова при письме с помощью учителя;
· списывать текст целыми словами (10-20 слов); включающий слова с изученными орфограммами;
· составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении с помощью опор и с помощью учителя;
· выделять предложения из текста с помощью учителя;
· уметь располагать слова в алфавитном порядке с опорой на наглядность с помощью учителя.
Содержание учебного предмета.
Повторение (9 часов).
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы (56 часов).
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
Слово (55 часов).
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение (22 часа).
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком?о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Развитие речи (10 часов).
Восстановление несложного деформированного текста по картинкам. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Правильное составление простых распространенных предложений. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Коллективное составление изложений по плану с помощью учителя. Составление текстов изложений с последовательной записью предложений.
Повторение пройденного за год (18 часов).
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела (количество часов), тема урока | Сроки выполнения | |
План. | Факт | ||
Повторение (9 часов). | |||
Употребление простого предложения. | 01.09 | ||
Большая буква в начале предложения, точка в конце. | 04.09 | ||
Составление предложений по вопросу. | 05.09 | ||
Составление предложений по вопросу. | 06.09 | ||
Составление предложений по картинке. | 07.09 | ||
Составление предложений по картинке. | 08.09 | ||
Составление предложений на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. | 11.09 | ||
Составление предложений на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. | 12.09 | ||
Выделение предложений из речи и текста. | 13.09 | ||
Р/р Восстановление несложного деформированного текста по картинкам. | 14.09 | ||
Звуки и буквы (55 часов). | |||
Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. | 15.09 | ||
Порядок букв в русской азбуке. | 18.09 | ||
Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. | 19.09 | ||
Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. | 20.09 | ||
Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. | 21.09 | ||
Составление списков учащихся по алфавиту. | 22.09 | ||
Обозначение мягкости в середине слова буквой ь. | 25.09 | ||
Нахождение слов в словаре. | 26.09 | ||
Слогообразующая роль гласных. | 27.09 | ||
Деление слова на слоги. | 28.09 | ||
Гласная «и»в начале слова и после гласных. | 29.09 | ||
Гласная «е»в начале слова и после гласных. | 01.10 | ||
Гласная «ю»в начале слова и после гласных. | 02.10 | ||
Гласная «я»в начале слова и после гласных. | 03.10 | ||
Гласная «э»в начале слова и после гласных. | 04.10 | ||
Перенос части слова при письме. | 05.10 | ||
Ударение. | 06.10 | ||
Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. | 09.10 | ||
Гласные ударные и безударные. | 10.10 | ||
Проверка безударной гласной путём изменения формы слова. | 11.10 | ||
Проверка безударной гласной путём изменения формы слова. | 12.10 | ||
Согласные твердые и мягкие. | 13.10 | ||
Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. | 16.10 | ||
Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. | 17.10 | ||
Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. | 18.10 | ||
Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой ь. | 19.10 | ||
Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой ь. | 20.10. | ||
Обозначение мягкости согласных в середине слова буквой ь. | 23.10 | ||
Обозначение мягкости согласных в середине слова буквой ь. | 24.10. | ||
Контрольный диктант по теме «Мягкие и твердые согласные». | 25.10 | ||
Работа над ошибками. | 26.10. | ||
Р/рСоставление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. | 27.10. | ||
Разделительный ь перед гласными е, ё. | 06.11 | ||
Разделительный ьперед гласными я, ю. | 07.11 | ||
Разделительный ьперед гласной и. | 08.11 | ||
Разделительный ьперед гласными е, ё, я, ю, и. | 09.11 | ||
Контрольное списывание по теме: «Разделительный мягкий знак» | 10.11 | ||
Шипящие согласные. | 13.11 | ||
Сочетание гласных с шипящими. | 14.11 | ||
Правописание жи, ши. | 15.11 | ||
Правописание ча, ща. | 16.11 | ||
Правописание чу, щу. | 17.11 | ||
Парные звонкие и глухие согласные. | 20.11 | ||
Различение слов с согласными с-з. | 21.10 | ||
Различение слов с согласными ш-ж. | 22.10 | ||
Различение слов с согласнымит-д. | 23.11 | ||
Различение слов с согласными к-г. | 24.11 | ||
Различение слов с согласными ф-в. Различение слов с согласнымип-б. | 27.11 28.11 | ||
Написание звонких и глухих согласных на конце слова. | 29.11 | ||
Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы). | 30.11 | ||
Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы). | 01.12 | ||
Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы). | 04.12 | ||
Контрольный диктант по теме: «Парные звонкие и глухие согласные». | 05.12 | ||
Работа над ошибками. | 06.12 | ||
Р/р Правильное составление простых распространенных предложений. | 07.12 | ||
Слово (55 часов). | |||
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов. | 08.12 | ||
Умение выделять слова, обозначающие предметы в тексте. | 11.12 | ||
Умение выделять слова, обозначающие предметы в тексте. | 12.12 | ||
Различение слов, обозначающих предметы по вопросам: кто? что? | 13.12 | ||
Различение слов, обозначающих предметы по вопросам: кто? что? | 14.12 | ||
Согласование слов, обозначающих предметы с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). | 15.12 | ||
Согласование слов, обозначающих предметы с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего?). | 18.12 | ||
Согласование слов, обозначающих предметы с другими словами в предложениях (по вопросам кому? чему?). | 19.12 | ||
Согласование слов, обозначающих предметы с другими словами в предложениях (по вопросам кем? чем?). | 20.12 | ||
Согласование слов, обозначающих предметы с другими словами в предложениях (по вопросам о ком? о чем?). | 21.12 | ||
Р/ р. Различение текста и «не текста». | 22.12 | ||
Большая буква в именах людей и кличках животных. | 10.01 | ||
Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, посёлков. | 11.01 | ||
Большая буква в названиях улиц. | 12.01 | ||
Домашний адрес. Адрес школы. | 15.01 | ||
Р/ р. Работа с деформированным текстом. | 16.01 | ||
Слова, обозначающие действие. | 17.01 | ||
Нахождение слов, обозначающих действие в тексте. | 18.01 | ||
Нахождение слов, обозначающих действие в тексте. | 19.01 | ||
Различение слов, обозначающих действие по вопросам: что делает? что сделал? | 22.01 | ||
Различение слов, обозначающих действие по вопросам: что делает? что будет делать? | 23.01 | ||
Различение слов, обозначающих действие по вопросам: что делает? что сделает? | 24.01 | ||
Согласование слов, обозначающих действие со словами, обозначающими предметы. | 25.01 | ||
Согласование слов, обозначающих действие со словами, обозначающими предметы. | 26.01 | ||
Подбор к данному предмету ряда действий. | 29.01 | ||
Подбор к данному предмету ряда действий. | 30.01 | ||
Определение предмета по ряду действий. | 31.01 | ||
Определение предмета по ряду действий. | 01.02 | ||
Контрольное списывание по теме: «Слова, обозначающие действие». | 02.02 | ||
Слова, обозначающие признаки предметов. | 05.02 | ||
Называние признака предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? | 06.02 | ||
Называние признака предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? | 07.02 | ||
Нахождение слов, обозначающих признаки в тексте. | 08.02 | ||
Нахождение слов, обозначающих признаки в тексте. | 09.02 | ||
Определение признаков предметов по цвету. | 12.02 | ||
Определение признаков предметов по размеру. | 13.02 | ||
Определение признаков предметов по форме. | 14.02 | ||
Определение признаков предмета по вкусу. | 15.02 | ||
Сравнение двух предметов по их признакам (снег белый, а уголь черный). | 16.02 | ||
Сравнение двух предметов по их признакам (снег белый, а уголь черный). | 19.02 | ||
Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. | 20.02 | ||
Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. | 21.02 | ||
Обобщение по теме: «Слова, обозначающие признаки предмета». | 22.02 | ||
Контрольное списывание по теме: «Слова, обозначающие признаки предмета». | 26.02 | ||
Предлог. | 27.02 | ||
Умение находить предлоги к, от,под, над, о(об) в тексте. | 28.02 | ||
Умение находить предлоги к, от,под, над, о(об) в тексте. | 01.03 | ||
Раздельное написание предлогов со словами. | 02.03 | ||
Раздельное написание предлогов со словами. | 05.03 | ||
Раздельное написание предлогов со словами. | 06.03 | ||
Составление предложений с предлогами по сюжетным картинкам. | 07/03 | ||
Составление предложений с предлогами по вопросам учителя. | 09/03 | ||
Р/р Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 12.03 | ||
Разделительный ъ. | 13.03 | ||
Упражнения в написании слов с разделительным ъ. | 14.03 | ||
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. | 15.03 | ||
Работа со словарем. Словарный диктант. | 16.03 | ||
Предложение (22 часа). | |||
Практическое знакомство с построением простого предложения. | 19.03 | ||
Составление простых предложений по сюжетным картинкам. | 20.03 | ||
Составление простых предложений по вопросам учителя. | 21.03 | ||
Составление простых предложений по опорным словам. | 22.03 | ||
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? Или что?). | 23.03 | ||
Составление предложений с употреблением родительного падежа (кого? Или чего? Нет у кого?). | 02.04 | ||
Составление предложений с употреблением дательного падежа (кому? Чему?). | 03.04 | ||
Составление предложений с употреблением предложного падежа (где? С предлогами ви на, о ком?о чем?). | 04.04 | ||
Составление предложений с употреблением творительного падежа (кем? чем?). | 05.04 | ||
Составление предложений на заданную учителем тему. | 06.04. | ||
Дополнение предложений по одному-двум вопросам. | 09.04 | ||
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). | 10.04 | ||
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). | 11.04 | ||
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. | 12.04 | ||
Работа с деформированными предложениями. | 13.04 | ||
Работа с диалогами. | 16.04. | ||
Обощение по теме: «Предложение» | 17.04 | ||
Составление предложений по опорным словам. | 18.04 | ||
Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. | 19.04 | ||
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. | 20.04 | ||
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). | 23.04 | ||
Контрольное списывание по теме: «Предложение». | 24.04 | ||
Р/ р. Коллективное составление изложений по плану с помощью учителя. | 25.04 | ||
Повторение (22 часа). | |||
Звуки и буквы. Слог. | 26.04 | ||
Звуки и буквы. Перенос части слова. | 27.04 | ||
Ударные и безударные гласные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. | 30.04 | ||
Ударные и безударные гласные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. | 02.05 | ||
Правописание сочетаний шипящих с гласными (жи-ши, чу-щу, ча-ща). | 03.05 | ||
Правописание сочетаний шипящих с гласными (жи-ши, чу-щу, ча-ща). | 04.05 | ||
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | 07.05 | ||
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | 08.05 | ||
Родственные слова. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. | 10.05 | ||
Родственные слова. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. | 11.05 | ||
Разделительный ь перед гласными (е, ё, я,ю, и). | 14.05 | ||
Разделительный ь перед гласными (е, ё, я,ю, и). | 15.05 | ||
Слова, обозначающие предметы. | 16.05 | ||
Слова, обозначающие действия предмета. | 17.05 | ||
Слова, обозначающие признаки предмета. | 18.05 | ||
Итоговый контрольный диктант. | 21.05 | ||
Работа над ошибками. | 22.05 | ||
Р/р Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 23.05 | ||
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. | 24.05 | ||
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу. | 25.05 | ||
Р/р Составление текстов изложений с последовательной записью предложений. | |||
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. | |||
Выборочное списывание по указанию учителя. | |||
Р/р Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |